Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:03

Прага — Чехия Июнь 2019

В задуманном нами летнем путешествии по Западной Европе (Прага, Берлин, Ганновер, Гаага, Амстердам) и Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция), Прага оказалась в самом начале этого месячного турне. Хотелось снова встретиться с моим первым европейским городом, в который я волею случая и моего врожденного авантюризма попал еще в далеком 1983 году, когда выезд за границу для большинства наших граждам был сродни полету на Луну. Раннее утро. Только-только встает солнце и рейсом Czech Airlines мы вылетаем в Прагу.

Прага. Любовь навсегда

После моего первого посещения Праги, я был в ней еще пару раз в 90-х и поэтому нам с супругой было интересно увидеть снова этот великолепный город и посмотреть на изменения, которые произошли в нем за это время.

Как лучше всего знакомиться с городом? Конечно, взять экскурсию с гидовым сопровождением типа Hop /Hop Off (26 евро) — это когда ты берешь автобусную экскурсию, в которой есть и аудиогид на разных языках, и возможность выйти, а потом зайти уже в другой автобус и следовать дальше на нем по маршруту. В Праге, как и во всех крупных туристических городах мира, есть такой сервис и он включает в себя два автобусных маршрута и один водный.

Прага. Любовь навсегда

Водный маршрут проходит по руслу реки Влтава и длится один час. За это время катер проходит под тремя основными мостами в центральной части города и во время этого пути все туристы знакомятся с основными достопримечательностями столицы Чехии. По реке спокойно плавают грациозные лебеди и их совершенно не пугают проходящие мимо катера.

Проплывая под мостами, восхищаешься грациозными бронзовыми статуями, которыми украшены почти все эти сооружения. Каждый мост — памятник архитектуры!

Прага. Любовь навсегда

Вот вдали показалось одно из самых знаковых мест пражской столицы — Пражский Град. Он является национальным памятником культуры Чешской Республики. Фактически, это самая большая крепость страны, протянувшаяся вдоль вершины холма на левом берегу Влтавы. Одновременно это и крупный историко-политический и культурный центр Чехии, который был основан еще в 9 веке.

Прага. Любовь навсегда

Считаю, что посещение Пражского Града является обязательным для знакомства со столицей Чехии и мы туда попадем, пересев с катера на автобус. А пока судно продолжает свое движение по Влтаве и приближается к самому знаменитому городскому мосту, который носит название — Карлов. Этот мост — символ и сама история Праги! Он до сих пор привлекает людей не только своей красотой и тридцатью барочными статуями XVII века, но и множеством легенд и загадок.

Сейчас мост полностью пешеходный и по нему, рассматривая статуи, нужно проходить не спеша. Мы прогуляемся на нем, спустившись с Пражского Града.

Пересев с катера на подошедший автобус Hop /Hop Off, направились на другую сторону Влтавы как раз в сторону Пражского Града. Выйдя на самой верхней остановке, прошли через улицу, засаженную липами, ко входу в крепость.

Прага. Любовь навсегда

Слева раскинулся большой парк с красивыми цветными клумбами.

Прага. Любовь навсегда

Внутрь Града с Градчанской площади ведут парадные ворота и там стоит почетный караул, с которым любят фотографироваться туристы. Многие стараются попасть в это место к полудню — в это время происходит смена караула.

На первом от ворот дворе Града, который называют «Почетным», находится Терезианский дворец. Далее, во второй двор, ведут барочные ворота Матиаша. Здесь расположены часовня Святого Креста, два фонтана и колодец с кованой купольной решеткой эпохи Ренессанса.

Прага. Любовь навсегда

На третьем дворе — самой древней части Града — стоит знаменитый Кафедральный собор Св. Витта. Это потрясающее готическое сооружение считается «визитной карточкой» города. В нем есть его самая старая часть, которая является крупным центром паломничества — часовня Св. Вацлава, в которой он был похоронен в 932 г.

Было интересно пройтись по Златой Улочке (Zlata ulicka) — маленькому переулку с несколькими небольшими домиками, в которых, согласно легенде, жили алхимики Рудольфа II, пытавшиеся найти «философский камень». А дом № 22 знаменит тем, что в течение двух лет в нем проживал Франц Кафка — чешский писатель еврейского происхождения, но писавший на немецком языке. Сейчас эти домики переоборудованы под сувенирные магазины с небольшими арт-галереями и экспозициями.

Прага. Любовь навсегда

Ну, а потом дорожка повела всех вдоль садов с виноградниками вниз к Влтаве. На пути было много сувенирных магазинчиков и столиков с ожидающим нас холодным пивом.

С этого виноградного склона открылась великолепная панорама всей Праги. Практически, куда ни кинь взгляд, нигде не было видно высотных домов. Весь город не выше 5–6 этажей. И на многих домах крыши были только из черепицы. И нигде я не видел стен, залепленных блоками кондиционеров. Может их чехи вообще не используют? Используют! Еще и как! Но умело прячут их от постороннего глаза…

Прага. Любовь навсегда

Спускаясь ниже, неподалеку от музея Франца Кафки встретилась одна необычная скульптурная группа, которую я назвал «Писающие дяденьки». Эта композиция привлекает многих женщин, которые внимательно рассматривают ее с разных сторон. Памятник сделан еще и так, что приборы, как говорят в Одессе, у мальчиков немного поднимаются и опускаются…

Прага. Любовь навсегда

Подобного рода авангардистский памятник мы встретили и на небольшой площади Юнгман сквер (Jungman Square) в Старом городе. Это был памятник Адаму и Еве скульптора Кшиштофа Хошека, созданный еще в советские годы в 1984 г. Я бы назвал его — «Парочка, обремененная знаниями». Но, по замыслу автора, эта скульптурная группа является символической ссылкой на происхождение человечества, когда человек, используя свои сознательные способности и разум, поднялся над животным миром…

Проходя от «Писающих дяденек» дальше, встретили на своем пути ресторан, посвященный тематике бравого солдата Швейка. Вот уже много десятилетий, он остается таким же бравым и незабываемым героем чешского фольклора.

Прага. Любовь навсегда

Не доходя до Карлова моста, спустились к реке. Несмотря на жаркую погоду, в ней никто не купался. Многочисленные туристы, которые тоже забредали на этот свободный от застройки кусочек берега, только окунали руки в теплые воды реки и любовались пейзажами противоположного берега. Неподалеку стоял мужчина и за небольшое вознаграждение радовал всех красивыми мыльными шариками…

И вот мы выходим на знаменитый Карлов Мост! Сначала он проходит через неширокий продолговатый остров Кампа, который отделен от «материковой части» района Мала Страна каналом с интересным названием «Чертовка». В этом месте есть и отели, и хостелы с таким же названием. В средние века вода из канала снабжала ряд мельниц и вот такое мельничное колесо можно увидеть здесь и сейчас. Так же в этом месте мы видим и множество замочков, которые понавешали влюблённые.

Прага. Любовь навсегда

С первых же шагов по мосту понятно, что это место облюбовали художники — с обеих сторон стоят галереи картин моста, выполненные в разные времена года и суток, сидят и сами художники в ожидании моделей для картин типа «Я и мост». Или просто «Я на мосту» …

Народу — не протолкнуться! Сделать быстро селфи у какого-то памятника, возвышающегося над мостом, просто невозможно — к некоторым скульптурам стоят целые очереди.

Прага. Любовь навсегда
Как известно, Карлов мост является одновременно символом Праги и его самой популярной достопримечательностью. В чешской истории это второй каменный мост через Влтаву и он привлекает людей не только своей красотой и тридцатью барочными статуями XVII века, но и множеством легенд и загадок.
Как известно, его история связана с магией, астрологией и даже неразгаданными тайнами. Карлов мост не был первым, соединяющим Пражский град и Старый город. Его предшественником был Юдифин мост, который был почти полностью разрушен наводнением 1342 года.

Этот новый мост был сделан во время правления короля Карла IV по проекту архитектора Петра Парлержа, создавшего собор св. Витта. Интересна дата начала строительства этого моста, которую вычислили придворные астрологи. Они предложили комбинацию цифр «135797531» и поэтому строительство решили начать в 1357 году 9 июля в 5:31 утра! Строительство моста велось несколько десятилетий и было закончено в 1402 году.

На Карловом мосту стоит 30 различных скульптур, но только статуя Яна Непомуцкого вылита из бронзы, а статуя святого Филиппа Бенитиуса сделана из мрамора. Все остальные скульптуры были созданы из камня.

Прага. Любовь навсегда

Статуя святого Яна Непомуцкого является самой старой из всех мостовых скульптур — она была выставлена на нем в 1683 году. По легенде, Яна сбросили с моста за то, что он против воли короля Вацлава IV назначил нового аббата или отказался раскрыть тайну исповеди его жены. На месте, где сбросили святого, укрепили доску с металлическим крестом и пятью звездами. Ее можно увидеть по правой стороне моста у 8 опоры на перилах. Многие задаются вопросом — а почему Ян Непомуцкий всегда изображается с пятью звездами? Это тоже объясняется легендой — когда его утопили в реке, над водой появилось пять звезд. Их отражение и помогло найти его тело.

До 1965 года по мосту осуществлялось движение всеми средствами техники минувших столетий — гужевыми повозками, трамваями и автомашинами. Сейчас он только пешеходный. С середины моста на все стороны открываются прекрасные виды на разные части города. Вверх по течению открываются вот такие картины.

Прага. Любовь навсегда

Вниз по течению стоит плотина и все круизные кораблики в этой акватории завершают свое круговое плавание и, разворачиваясь, уходят обратно вверх по течению.

Прага. Любовь навсегда

Пройдя до конца Карлова моста, мы выходим на другую сторону Влтавы через арку Староместской мостовой башни, имеющей тоже древнюю историю. Свое название она получила потому, что путь через нее вел в другой район города на противоположном берегу реки — Старе Место, в которое мы сейчас и пришли. Высота башни около 47 метров над уровнем моста. Заинтересованные историей туристы могут обнаружить на ней гербы земель Священной Римской империи, скульптуры, изображающие покровителя моста святого Витта и скульптуры королей Карла IV и Вацлава IV.

Далее наш путь лежал к другой важной достопримечательности Праги — к Пражским курантам, или «Орлой» (чеш. Pražský orloj), средневековым башенным часам, установленным на южной стене башни Староместской ратуши на одноименной площади. Они являются третьими по возрасту астрономическими часами в мире и старейшими, которые всё ещё работают. С точки зрения инженерии, это очень сложное, даже для наших дней, сооружение.

В центре часов находится астрономический циферблат, который показывает несколько времен: старочешское, вавилонское, центральноевропейское (современное). Кроме того, они показывают звёздное время, время восхода и захода Солнца и даже фазы Луны! По сторонам от астрономического циферблата расположены движущиеся каждый час фигуры, среди которых особенно выделяется фигура Смерти, выполенная в виде скелета человека. Символично — никто не знает, когда же она придет и позовет за собой каждого из нас…

Под астрономическим циферблатом расположен календарный, позволяющий определять день и месяц текущего года, день недели, нерабочие дни, а также постоянные праздники христианского календаря. По сторонам от него также расположены скульптурные фигуры.

Прага. Любовь навсегда

В этом месте всегда много народа, но когда стрелка часов подходит к цифре 12, наступает настоящее вавилонское столпотворение — сотни туристов направляют свои телефоны и фотоаппараты на эти часы и ловят момент, когда зазвонят куранты, откроются две дверки и в них поочередно появятся 12 фигурок апостолов. Радость на лицах людей неподдельная! Особенно все веселятся, когда по окончании процессии апостолов закричит золотой петух. Мы увидели это! Старейшие часы, в которых такой сложнейший механизм еще работает!

Для полного восприятия этого чуда, перед башней выстраивается очередь желающих подняться на самый ее верх. И вот на снимке видно, как они сверху созерцают на нас, сидящих внизу в июньскую жару за бокалом чудесного холодного чешского пива. Нужно сказать, что я уже много лет не употреблял этот напиток дома, но здесь — в Праге, в эту июньскую жару как-то расслабился…

Прага. Любовь навсегда

За этой башней на другой стороне Староместской площади, находится Церковь Святого Микулаша (Церковь Святого Николая — главный храм Чехословацкой гуситской церкви. Как известно, этот тип церкви на принадлежит ни к православной, ни к католической и действует только на территориях современной Чехии и Словакии.

Прага. Любовь навсегда

Но, кто далек, как, например, я от церковных деталей, тому покажется что вы находитесь в католической. Также стоят скамейки для прихожан, похожая на католическую, церковная утварь — хоры, орган, уголок для исповеди. И — тишина…

Зайдя с шумной Староместской площади и сев на скамейку с длинным столиком, сразу погружаешься в нирвану и хочется тоже в чем-то исповедаться.

Прага. Любовь навсегда

Под столиком на полочке свободно лежат Библия и сборник церковных песен со словами и нотами. Сиди, слушай хор, орган, пользуйся этими книгами на здоровье и подпевай…

Город приятно удивляет своею чистотой. Весь мусор сортируется еще самими гражданами и складывается по разным контейнерам. Впрочем, это я видел в Чехословакии еще в начале 90-х.

Прага. Любовь навсегда

По городу ездят вот такие элегантные и небольшие мусоросборочные машины, которым легко разворачиваться на маленьких и узких улочках старого города. Снуют и вот такие уличные пылесосы.

Пылесборная машина на улочках Праги

Еще приятно впечатлило, что почти все пешеходные тротуары в центральной и исторической частях Праги красиво выложены заново гранитной и шершавой бруковкой. На такой никогда не подскользнешься…

Прага. Любовь навсегда

Перед отъездом в Берлин, куда мы продолжим наше путешествие, мы встретились с моим племянником, защитившим диссертацию и успешно работающим в Праге, а также с одним из самых больших знатоков достопримечательностей многих городов в европейской части континента, нашим блогером Борис, который вот уже свыше 20 лет живет и трудится в Праге. Два часа нашей встречи в кафе-баре Trinity на улице Jungmannovo nam, возле которой мы жили, пролетели как один миг. За разговором вспомнился даже мой первый, вроде как полукриминальный (с точки зрения советской КГБэшной идеологии) визит в Прагу в далеком 1983 году.

Тогда, мы, как группа «передовиков производства» Института кибернетики АН УССР, получили путевки на недельное катание и отдых в горнолыжном курорте Ясна в нынешней Словакии. Откатавшись три дня, узнали, что следующие день-два будет снегопад и я предложил парочке друзей поехать на денек в Прагу. Жажда авантюризма и путешествий уже была тогда! Посоветовавшись с руководителем нашей группы и с его разрешения (только — никому!!!), мы тихонько покинули вечером отель и утром приехали поездом в Прагу. Сейчас трудно описать те чувства, которые мы все испытывали, сев в поезд. Неужели мы на свободе и сами безо всяких сопровождающих едем в Прагу?! За границей! Одни!!!

Выйдя утром с поезда, бродили по малолюдным и морозным улицам города. Посетили парочку музеев, заходили в магазины и кафе и удивлялись наличию нескольких сортов пива, которые наливали нам не в пакеты или бидоны, а в красивые бокалы. Затем еще зачем-то часа три я потратил на поиски каких-то супердефицитных тогда запчастей для Жигулей типа прокладок клапанов поршней двигателя…

Приехав на следующее утро снова в отель в поселок Ясна, многие спрашивали — где вы были? Да, спали! — отвечали мы, хитро улыбаясь, но мало кто этому верил. Зато по приезду домой нужно было обязательно сделать визит к начальнику Первого отдела Института и отчитаться перед ним. Не успел я и рта раскрыть, как он перебил меня — я знаю, что вы были в Праге — мне уже доложили…

Итак, за этой чашечкой кофе с Борисом и закончилась наша очередная встреча с таким чудесным городом. В него можно приезжать раз за разом и всегда находить что-то новое. По Праге, как и по Парижу, можно гулять вечно и всегда находить для себя что-то новое и интересное. Думаю, мы с Прагой встретимся еще…

А пока, вызвав по Uber такси, мы направились на железнодорожный вокзал, чтобы выехать вечерним поездом на Берлин. Там нас тоже будут ждать старые друзья. Я как раз подгадал поездку туда именно к определенной дате — 22 июня, чтобы посмотреть — что будет происходить в немецкой столице в столь печально-памятный для всех наших бывших советских людей, день. Может, если повезет, снова "возьмем Рейхстаг" и попытаемся перебежать из ГДР в ФРГ?