Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37
Экспедиция в
Казахстан 2019

Бычки, вино и лошадиное ребро...или секреты кухни и быта первой экспедиции Туристера

Казахстан Май 2019

Продолжение рассказа Блины да каша — еда наша

05.05.2019 г. Распрощавшись с горой Бокты, мы выехали к самому впечатляющему месту экспедиции — урочищу Босжира. Ранние подъемы давали о себе знать. В какой-то момент я провалилась в сон и очнулась, когда Коля сказал: «Просыпайся, подъезжаем!». Я открыла глаза и застыла в немом изумлении: впереди у горной гряды, преграждающей нам дорогу, торчали два исполинских каменных клыка. Небо нахмурилось и сгустилось над ними мрачной тучей. Было в этом что-то зловещее и прекрасное одновременно. Наша колонна приближалась всё ближе и ближе, но мы были не одни в этой загадочной местности. Откуда-то слева появились два мотоциклиста на эндуро. Легкие, как кузнечики, они покатили к подножью клыков, сфотографировали друг друга и умчались за поворот.

Мы решили проехать чуть дальше, разведать дорогу к смотровой Босжиры. Справа от клыков оказался тупик. Зато обнаружили недалеко от обочины два черепа муфлона и не устояли от забавной фотосессии.

Решено было вернуться к клыкам, сделать памятные фотографии, и устроить небольшой перекус. Кроме того, у экспедиционеров из второго экипажа спустило колесо и требовалась техническая помощь.

Погода портилась, тучи заволокли небо. Мы поспешили в машины и продолжили свой путь дальше, так как предстояло забраться на плато, чтобы встать лагерем на смотровой. Сложно сказать, как долго мы колесили по плато, колеи сходились и расходились, словно сеть железнодорожных путей. В выборе верной дороги помогали навигатор и коллективное обсуждение по рации. Этот процесс — одно из сильнейших впечатлений от поездки, наряду с необыкновенными красотами Западного Казахстана.

По дороге к Босжире

Первая экспедиция Туристера в Казахстан 2019

Вскоре пошел дождь, не сильная, но противная морось. Ура! Вот она: настоящая походная жесть, когда надо под дождём разгружаться, устанавливать палатку, а потом колдовать над казаном, невзирая на потоки воды, льющиеся с неба. Блюда на дождевой воде, что может быть вкуснее. Мы натянули на себя весь запас непромокаемых вещей (хоть не зря брали), нахлобучили дождевики, запаслись изрядной дозой оптимизма и…дождик закончился.))) Ну, и ладно!!! Меню, которое я запланировала на этот вечер было довольно бесхитростное: гречка с салатом из свежих овощей. Можно сказать, самая, что ни на есть, полевая кухня!

Воительница или колдунья?

Первая экспедиция Туристера 2019

А вот к гречке я заготовила коронное блюдо нашей экспедиции! Ностальгические, сочные, со вкусом жареных томатов, обалденные бычки. Да-да, тот самый вкус!!! Я их специально привезла из Москвы, побоялась, что именно таких — крымских, мы в Волгограде не найдем! Каждому экспедиционеру полагалась банка бычков. Как хорошо пошла это закуска под горячую рассыпчатую гречку из казана!

vibas)"/>
Работница общепита помни! Твой долг, несмотря на ассортимент, возбудить аппетит каждого товарища! (фото Виктора Башкира vibas)
Дежурный №1. Фото от Виктора Башкира vibas

В тот вечер мы недолго предавались празднику живота, ненастье сменилось потрясающим закатом над Босжирой. Мы побросали пустые миски, взяли раскладные стульчики и пошли любоваться красками лучей заходящего за горизонт солнца. Зрелище из тех, которые запоминаются на всю жизнь!

06.05.2019 г. На утро были большие планы. Я вскочила в пять утра поставить чайник и остолбенела: всё заволокло плотным туманом. Расстройству не было предела, ведь Аня с Витей должны были показать дорогу к ещё одной смотровой, с которой открывался вид на потрясающие зубцы Босжиры. Сегодня намечался большой переезд и времени нельзя было терять ни минуты. Постепенно облачность стала рассеиваться и появилась слабая надежда на то, что сегодня улыбнется удача. Мы расселись по машинам и устремились к смотровой. Расчет оказался верен: к тому времени, как мы доехали до искомой локации, в лучах восходящего солнца белели потрясающие по своей красоте зубцы и открывалась неземная, завораживающая панорама.

Ни один фотоаппарат не передаст этого, ни одна съемка с коптера не охватит этот масштаб. Экстаз в чистом, неразбавленном виде.

vibas)"/>
Красивые и счастливые! (Фото Виктора Башкира vibas)

Проведя фото и видео съемку, мы выехали в сторону Карынжарыка. По пути заехали в посёлок Сенек купить воды и мороженного. Магазин находился прямо напротив школы, в которой только закончились занятия. К машинам сбежались школьники младших классов. Они заинтересованной гурьбой кружились у машин и с любопытством разглядывали экспедиционеров. Улыбчивые, доброжелательные и светлые детские лица. Пообщавшись и сфотографировавшись на память, мы продолжили свой путь.

Coshara"/>
Фото Кати Бакулиной Coshara

Глубокая колея вскоре вывела нас на солончак размером с аэродром. Бескрайний, иссушенный, с ровной растрескавшейся поверхностью. Я сделала музыку громче, мы набрали скорость и ушли в отрыв.

Бескрайний солончак

Первая экспедиция Туристера в Казахстан 2019

Солнце достаточно быстро садилось, а до темноты необходимо было определиться с местом стоянки, установить лагерь и приготовить ужин. Решили заночевать на поляне, чуть поодаль от поселка Ак-Кудук. В этот вечер мы с дежурными колдовали над макаронами с тушенкой, зажаркой из лука и овощей. Работа спорилась.

Фото Виктора Башкира vibas

Народ веселился, наблюдая за тем, как Клим с туалетной палаткой и лопатой подмышкой ходит в кромешной темноте из стороны в сторону за Аней с большим фонарем в муках выбора, где же установить М/Ж.

07.05.2019 г. Утро выдалось особенно солнечное. Мы были на полпути к Карынжарыку, поэтому не спешили. Леночка Бармина сообщила, что блинной муки осталось достаточно и она готова снова всех побаловать блинчиками на завтрак. Все единогласно поддержали. Тем более, что у меня была припрятана банка клубничного джема. Блинчики в этот раз вышли, ну очень творческие. Даже получился забавный котик!

Я занялась приготовлением рисовой молочной каши на сливках, а Коля продемонстрировал мастер-класс по переворачиванию чебуреков!

Коля и чебурек. Фото Виктора Башкира vibas

Вскоре начались сборы лагеря, ребята съездили за проводником из Ак-Кудука, с которым они договорились накануне, и мы уверенно продолжили путь к Карынжарыкув сторону границы с Туркменией. Напряжение чувствовалось в воздухе. Нас несколько раз останавливали, проверяли наличие разрешения на въезд в заповедник, документы. Но нужно было не упустить время и успеть посмотреть и Трёх братьев на Карынжарыке, и пещеру.

Откуда вообще взялась эта пещера? Ведь ее изначально не было в программе, да и мало кто слышал об этом месте. Коля признался, что при составлении маршрута что-то читал об этом объекте, но сведения были весьма отрывочны и противоречивы. Приключения начались с трёх магических слов, которые проронили случайно встретившиеся нам туристы. Что где-то недалеко от Карынжарыка есть глубокая «ПЕЩЕРА С ПОДЗЕМНЫМ ОЗЕРОМ»! Всё!!! Нас как-будто подменили.

Доехав до смотровой на Карынжарыке, мы, прикинули, что до заката вполне успеем сгонять по координатам, которыми с нами поделились ребята. Опрос показал, что желающих отправиться на поиски пещеры аж три машины: два дастера и хайлюкс. Не теряя времени, мы отправились в путь. Солнце пекло нещадно. Мы летели словно угорелые. Сначала по разбитой колее, потом, понимая, что сильно отклоняемся от курса и плюнув на всякие предосторожности, напрямик по степи. Из-под днища раздавался жуткий скрежет травы, а вскоре мы уловили и знакомый жженый запах. Коля ударил по тормозам, развернул машину поперек глубокой колеи и почти наполовину скрылся под нашей firelady. Так я прозвала нашу огненно-рыжую апельсинку.

Пока Коля тщательно вычищал лошадиным ребром днище, я ходила кругами вокруг машины в поисках темы для фото. Ситуация располагала к чему-нибудь брутальному и волевому.

Подхожу к Юре:

— Есть большой гаечный ключ?

— А что, лошадиное ребро сломалось?

— Нет, фотка созрела.

— Я уж думал помощь нужна. Есть накидной.

— Давай!

Я открыла капот и внимательно высматривала к чему его можно приладить. Вот в каких условиях порой приходилось фантазировать и создавать фотоконтент. Мозговой штурм 7/24 в любых экстремальных условиях.

Наконец, мы продолжили путь и довольно скоро обнаружили вход в пещеру. Он был отмечен торчащим из груды камней куском фюзеляжа, который сверкал на солнце и был виден издалека. Вход представлял собой грот с узким входом. Хорошо бы на дне пещеры отметить спуск! Накинув кофту и прихватив с собой бутылку грузинского вина и мобильный телефон, я решила, что к спуску готова. Пещера была совершенно дикая, ее глубина составляла около 150 метров. Она представляла собой длинный узкий чулок, уходящий вниз в непроглядную тьму. Спускаться предстояло, спрыгивая с камня на камень.

Пока дневной свет освещал путь и спуск был более пологий, идти было не сложно. Постепенно, пещера делала изгиб, а спуск становился всё круче. Пришлось зажечь фонарик на телефоне. Он хоть и слабо, но освещал ближайшие камни. Вдруг луч света выхватил распластанный труп птицы на камне и какие-то факелы. Здесь явно не так давно совершался ритуал жертвоприношения. Мурашки поползли по коже, но интерес и желание дойти до конца толкали вперёд. Коля, Лёша, Юра и я набрали скорость и ускакали намного вперёд. В одной руке бутылка вина в пакете билась о стены пещеры, другая рука была занята телефоном с фонариком.

Мы в полной темноте спускались все ниже и ниже. Уже сверху исчезли из виду огоньки налобников экспедиционеров, смолкли голоса. Всё сложнее было цепляться за ровные округлые края крупных камней. Коля забрал у меня пакет, и я стала страховаться хотя бы одной рукой. Уклон пошел резко вниз. Приходилось кое-где съезжать всем телом, вися всем весом на одних руках. Казалось, пещера была бездонная. Стоя ниже моего уровня, Коля попросил меня посветить фонариком и спросил, не видно ли дна пещеры. Я всматривалась в луч света: оптический обман выстраивал глубокий тоннель. «Нет» — ответила я. Коля уверенно сделал шаг и буквально по щиколотку в кроссовках ушел в воду. Прибыли!!!!))))

Вода оказалось настолько неподвижна и прозрачна, что мы ее просто не заметили. Однако, она оказалась ещё и очень холодной. Озеро было совсем небольшое и не глубокое. Ребята, решили окунуться, раз уж дошли. А я только помочила ножки. Заслуженно мы откупорили бутылку и в свете фонарей-налобников на дне пещеры испили божественного грузинского вина.

Незабываемые впечатления!!! Пока обсушивались, заметили, что от фонарей на стенах пещеры очень красиво играют тени. Мы с Юрой изобразили байлаоров фламенко.

Бутылка вина быстро опустела, пора было возвращаться. Понятно, что на одном из сложных участков группа развернулась обратно и ожидала нас наверху. Обратно мы выбрались шустрее: то ли вино разогнало кровь и придало ускорение, то ли хотелось побыстрее выбраться на свет Божий. Экспедиционеры, укрывшись от палящего солнца в тени грота, уже устроили перекус и встретили нас как героев! Выпив воды и перекусив, нужно было возвращаться на стоянку к Трём братьям, чтобы не упустить закат. Через час с лишним мы были на месте. Солнце заходило в плотные облака. Мы побросали вещи и устремились с Катей вниз, ближе к солончаку. Это был потрясающий закат, заливший все золотом!х

Когда мы вернулись в лагерь, Марина с Леной уже отчитались, что воду поставили. Дежурные хлопотали по кухне, процесс был налажен. Я восхищённо наблюдала за их работой. На ужин была запланирована тушёнка с гречкой и овощной салат. Однако, выяснилось, что питьевой воды очень мало, а нам еще предстоит длинный день переезда по жаре и завтрак с утренним кофе. Пришлось волевым решением оставлять экспедиционеров вечером без чая. Две бутыли питьевой воды по 5 л. убрали как НЗ на последний день переезда. Но, это была не самая большая проблема. Как только стемнело поднялся страшный ветер, который трепал палатки и неиствовал всю ночь.

08.05.2019 г. Утром он, казалось, только набрал свою силу. Мы, здраво рассудив, решили шустро собирать лагерь и устроить перекус с чаем и кофе по дороге в низине, где тихо и безветренно. Сбор палаток представлял собой борьбу и требовал сноровки: зазеваешься и что-нибудь, да улетит в степь. Карынжарык был нашей крайней точкой в маршруте, поэтому мы возвращались по уже знакомым колеям. Дастер плавно, как корабль по волнам, скользил по песчаной дороге вверх-вниз. Вскоре ветер стих, мы сделали остановку на 30 минут. Выставили плитки и в трёх чайниках быстро согрели воду для чая и утреннего кофе. Перекус организовали прямо на откидном борту хайлюкса.

Минуя знакомый солончак, решили поснимать фигурную езду Дастеров в стиле «Безумного Макса». Егор запустил свой коптер, я вылезла наполовину из машины и снимала параллельно видео на телефон. Это было драйвово и заряжено!!!

«Безумный Макс» Renault Duster

Первая экспедиция Туристера в Казахстане 2019

В какой-то момент защемила тоска: пошёл обратный отсчёт. Знакомые посёлки, привычные слуху названия. Вот снова Сенек, но какой-то пустой, затихший. Нет стайки шумных и любопытных школьников в белоснежных рубашечках, магазин закрыт. Следующие по программе были песчаные дюны у поселка Сенек. На фотосессию в песках было выделено всего 20 минут. Объединившись с Леной в творческий тандем, сделали немного сюжетных фото и поехали дальше.

Задача стояла до вечера добраться в Актау. Дорога на обратном пути всегда кажется короче. По приезду, заселившись в тот же отель, мы отправились с Леной и Олегом гулять на набережную. Витя с Аней уже успели ее исследовать и сообщили, что там есть чудесные пещеры с подсветкой, но добраться до них можно только окольным путем. Мы пошли на разведку и обнаружили качественно оборудованную набережную с разноцветной подсветкой, вымощенную деревянным настилом. Однако весь честной народ попадал туда через дырку в заборе. Мы последовали их примеру и наслаждались в этот вечер прогулкой у моря. После променада решили охладиться кружечкой пива и отведать местного шашлыка, тем более, что пора было задуматься об ужине. Навигатор в телефоне указал на ближайший ресторан. Мы, накрывшись пледами, уютно устроились на веранде, заказав по кружечке Карагандинского, которое незамедлительно подали…с трубочкой.

09.05.2019 г. В этот день у нас было два праздничных провода: День Победы и День рождение Славы Волкова (Radist)! Настроение с утра у всех было приподнятое. На завтрак все пришли пораньше, чтобы сделать Славе сюрприз с колпаками, шарами и обнимашками! Организаторы объявили, что все свободны до 11:00. Невиданная роскошь! Мы с Катей и Леной пошли прогуляться по Актау, пропитаться праздничной атмосферой! Горожане и млад, и стар, большими семьями, с цветами и флажками прогуливались по проспекту Нурсултана Назарбаева, перекрытого для праздничного шествия. Мы сразу оказались в эпицентре событий, поскольку наш прекрасный отель находился в самом центре города. На оборудованных сценах проходили выступления детских танцевальных коллективов. Люди шли с портретами фронтовиков. «Как? И Бессмертный Полк будет?» — поинтересовались мы у прохожей. «Конечно! Поспешите!» — ответила она. Ветераны в сопровождении родственников уже стояли в колонне. Участники бережно прижимали к себе портреты родных — фронтовиков. Из громкоговорителей доносились проникновенные слова в адрес ветеранов и звучала патриотическая музыка. Трудно было сдержать слезы.

Пора было возвращаться. В гостинице все очень удивились нашей праздничной прогулке, и мы посчитали своим долгом всем вместе заехать, возложить цветы к Вечному огню.

Волею судеб)))) в этот день я опять была назначена основным водителем. Соскучившись по рулю, я с одной стороны обрадовалась такой возможности, но с другой — праздничная атмосфера меня настолько растрогала, что совершенно не хотелось напрягаться. Но, прозвучала команда «по коням» и мы отправились в путь. Стояла задача добраться к ночи до Бейнеу.

10.05.2019 г. Утром предстоял переезд в Актолагай — последний день стоянки вдали от шума городского. Денёк выдался солнечный, на небе не было ни облачка. Мы проделали достаточно длинный путь, прежде чем за окном появились белые остроносые вершины. Сверились по направлению движения. Да! Двигаемся в верном направлении. Первая остановка была на Египетской поляне, как я ее назвала. Дугообразно стояли скалы, напоминающие сфинксов и пирамиды. Поступило предложение встать здесь лагерем, но Коля настойчиво вел нас вперёд. «Это так, для затравочки. Вы ещё не представляете, за какими видами мы сюда приехали».

До заката солнца нам непременно нужно было подняться на плато и посетить все смотровые, отмеченные в навигаторе. Это было настолько потрясающе прекрасно, что хотелось просто созерцать без лишних слов. Достойное завершение нашего путешествия! Мы переезжали с одной смотровой на другую, и каждый раз картинка была еще более впечатляющей, еще живописнее!

Вдоволь насытившись визуальным экстазом, мы поспешили к месту стоянки. По прошлому опыту место выбрали в низине, окружённое защищающими от ветра скалами. Ребята на хайлюксе немного отстали собрать хворост. Вау!!! Значит будет прощальный костёр. После установки палаток все собрались в зоне кухни. В этот вечер мы готовили два салата: крабовый с кукурузой и китайской капустой и салат из свежих овощной. В качестве основного блюда — макароны с домашней тушенкой. Вокруг царила атмосфера веселья. Юра ставил приятную музыку, на небе горели звёзды, туристеры громко обсуждали экспедицию и делились планами на будущее, дежурные стучали ножами по разделочным доскам, я приплясывала у казана. Коля с Лёшей готовили заключительные речи, ребята недалеко от скалы разводили прощальный костёр!

В своём отчёте я опущу последние два дня обратной дороги, пересечение границы, ночёвку в Астрахани и вылет домой из Волгограда. Мои друзья-экспедиционеры в своих подробных хрониках ещё расскажут вам об этом. Для меня экспедиция в Западный Казахстан закончилась там, у скалы, когда мы полукругом сидели в благостном молчании и смотрели на играющие языки пламени; когда на утро я, пытаясь продлить момент, схватилась за рукоятку сковородки и, пока не пережарила пять порций яичницы на всех, не выпустила её из рук; когда мы под гимн экспедиции в исполнении Вити Башкира устроили дикие танцы на поляне; когда упав на колени на выжженную траву, которая устроила нам столько хлопот, я оставляла автограф на памятном флаге. Душа ликовала и плакала одновременно! Мы прошли вместе этот путь, и я уверена: он занял заветный уголок в сердце каждого экспедиционера и имя ему — Первая экспедиция Туристера в Западный Казахстан!

Экипаж 4, позывной «Азия»! Спасибо, что мы были вместе эти две недели!