Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 18:49

Аинса — Испания Май 2019

Где-то я встречал мнение, что все средневековые городки Арагона похожи друг на друга. Разумеется, это так: многие строились в одно время, по одним лекалам, под верховным предводительством одних королей, из одинакового материала. И, самое главное, старинные города северного Арагона объединяют шикарные виды на Пиренеи, что расположились с северной стороны, на границе с Францией. Про Пиренеи можно почитать отдельно вот в этом рассказе.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Но при этом они парадоксальным образом еще и различаются: эта церковь уникальна очень редкими реликвиями, вон то здание — лучше всех сохранилось среди себе подобных, колокольня в этом стиле вообще осталась единственная в регионе, а тут родился король… Причем, что интересно, каким-то удивительным образом все эти примечательные моменты не сконцентрированы в одном городе, а разбросаны по нескольким поселениям. Так что для того, чтобы получить кучу впечатлений, придется постоянно перемещаться из пункта, А в пункт Б. Но разве не за этим мы путешествуем?

Аинса — один из таких городков, с населением немногим более двух тысяч человек. Признан столицей сельского туризма Испании в 2018 году. Если хотите кое-что знать об административном делении Испании, то Аинса является частью муниципального образования Аинса-Собрарбе, находящегося в округе Собрарбе провинции Уэска, расположенной на севере автономного сообщества Арагон в Испании. Уфф, выговорил.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Я бы еще мог добавить, что один округ (comarca по-испански) может принадлежать разными частями разным провинциям, например Уэске и Сарагосе, при этом не стоит путать Сарагосу-город и Сарагосу-провинцию. Но большинству туристов не стоит забивать этими знаниями голову, потому что нужно оставить место для более ценной информации.

В частности о том, что главная площадь города (разумеется, Plaza Mayor) — сумела наиболее хорошо сохранить свой изначальный вид относительно других площадей Испании — все дома XII века, окружающие площадь, искусно отреставрированы, но здесь нет никакого новостроя и существенных архитектурных переделок.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Галереи на первых этажах этих зданий ранее, как и везде в средневековой Европе, использовались торговцами, а сегодня здесь — кафе, рестораны и сувенирные лавки. В конце дня, уже побывав на площади с экскурсией, я выкроил время и вернулся посидеть в одиночестве за столиком одного из многочисленных кафе с видом на украшающую площадь церковь Святой Марии — в плане названия здесь, как и в случае с Plaza Mayor, обошлось без оригинальности.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Но уникальность церкви вовсе не в имени, а в том, что она является одним из лучших образцов романской архитектуры в Арагоне. Построенная в XI — XII веках, она стара настолько, что вместо окон — тонкие пластины мрамора: света даже днем хватает ровно настолько, чтобы не споткнуться, что только добавляет драматизма посещению святого места. Как и григорианские хоралы, доносящиеся из динамиков.

В подвальном этаже обустроена крипта, камерность которой завораживает и заставляет задуматься о вечном. А самая высокая часть церкви раньше выполняла роль еще и сторожевой башни — на это намекают узкие щели-бойницы. Таков был удел всех сооружений культа того времени — нужно было думать не только о высоком, но и постоянно защищать свои владения от посягательств.

Крипта

Колокольня

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Рядом с церковью магазин, если что-то хотите купить — звоните в дверь

Но главное защитное сооружение находится перед площадью — это крепость Аинсы XI века, точнее оставшиеся от нее стены и главная башня. На стены можно забраться и наслаждаться видом на площадь Plaza Mayor и старый город за ней, а с другой стороны вас все так же будут сопровождать величественные Пиренеи.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Защитную функцию выполнял и сам старый город, расположившийся на солидной возвышенности (569 метров над уровнем моря) с видом на Пиренеи и на протекающие внизу сразу две реки — Ара и Синка. Так что для туристов оборонительное прошлое города — не только примечательный исторический факт, но еще и услада для глаз: со смотровых площадок открываются умопомрачительные виды либо на одну водную артерию, либо на другую, либо сразу на слияние двух рек.

Вот с этой смотровой площадки

Открывается такой вид

А это уже с другой смотровой, у церкви, вид на реку Синка

Старый город, разумеется, совсем невелик — всего-то пара главных улиц и несколько переулков между ними. Но бродить по нему можно довольно долго, и вовсе не из-за сложностей навигации. Каждый дом, мостовая, ворота или еще какой элемент неизменно будут привлекать ваше внимание. А уж если с вами будет знающий гид, то вы сможете узнать историю чуть ли не каждого камня в этом городе.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

За старинным фасадом я обнаружил современный дом. Для доступа к окнам фасада сооружены вот такие мостки

Новая же часть города расположена внизу — там вы найдете массу отелей и ресторанов, все это хорошо видно со смотровых площадок старой Аинсы. Как и уже упоминавшиеся реки Синка и Ара. Кстати, сливаясь, они образуют водохранилище Медиано, оно просматривается с высоты старого города, но чтобы оценить масштаб и красоту этой водной глади площадью 1722 гектара, стоит спуститься вдоль реки на пару километров южнее — в местечко Морильо де Тоу.

Справа вверху виднеется водохранилище

Так оно выглядит вблизи

Сложно точно сказать, что это такое. Официально это деревушка с населением в 10 человек, как население известно из источников с XVI века, ранее это была часть линии визуальной коммуникации при реконкисте, вместе с Аинсой и Абисандой. Но при строительстве водохранилища в 60-х годах ХХ века местные жители покинули деревню, и более 20 лет она пустовала, пока не было принято решение о ее повторном заселении.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Теперь это что-то вроде рекреационной зоны с образовательными элементами: есть библиотека, арагонский музей, выставлены скульптуры из камня работ школьников региона, есть рестораны. И все эти помещения — в зданиях XVI–XVII веков. Отели есть также на любой вкус — как в старинных домах, так и в более свежих, но выдержанных в стилистике того времени.

Ну и то, ради чего сюда приезжают — бирюзовая гладь водохранилища Медиано. Непосредственно на берегу тоже можно снять домик. А вообще, тут популярны трекинг, прогулки по воде и в целом релакс с прекрасными видами и чистейшим воздухом.

Аинса. Древний город и современное водохранилище

Однако пора отправляться дальше, в другие исторические городки и деревушки Арагона, а также к различным экстремальным и не очень развлечениям, до связи!

P. S.

Огромное спасибо за организацию поездки моим друзьям из компании «Время тур», которые занимаются нетипичной для российских туристов, но очень интересной Испанией, а также принимающей компании «Viajar por Aragon» и лично Карлосу Диасу!