Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Ульяновск, Вольск, Саратов, Элиста, Волгоград — Россия Май 2019

Путешествие по Поволжью, начиная от Волограда вверх по Волге с конечной целью посмотреть Чувашию, Татарстан и Башкирию задумывалось давно. Особенно привлекала Башкирия. По отзывам и рассказам там проживающих и просто побывавших — Башкирия — это русская Швейцария. Красивейшие горы, каньоны, горные реки, леса Южного Урала — это всё Башкирия.

За несколько лет подготовки, сбора материала о достопримечательностях по дороге, информации о городах на пути постепенно начала складываться общая картина предстоящей поездки. Но, как часто бывает, что-то всё время мешало тронутся в путь.

То, не находилось желающих принять участие в таком путешествии. А надо учесть, что российские города, которые предстояло посмотреть, это не Турция, и даже не Грузия, а равнины и поля глубинки России — это не шикарные горы и каньоны Кавказа. Поэтому толпы желающих поехать не наблюдалось.

То, вдруг выяснилось, что в мае в тех краях сверепствует энцефалитный клещ и живыми выбраться удастся на всем. А прививки — дело хлопотное, дорогостящее и с возможными побочными эффектами. Особенно для людей в возрасте. А у меня зачастую все такие.

То, находилось более интересное путешествие и Поволжье отодвигалось в планах все дальше и дальше.

Наконец всё сопало — есть 4 человека желающие поехать, все свободны недели на две, погода обещала быть нормальной, машина в идеальном сотоянии, с клещами решили договариваться по ходу поездки. Едем.

Сначала была Калмыкия с ночевкой в Элисте. На въезде в Калмыкию встречает вот такой каменный пастух, символизирующий осоновной вид деятельности этого народа. Скота, особенно, баранов в Калмыкии много. По статистике каждый десятый баран России имеет калмыцкую прописку.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

На заднем плане настоящий пастух со своими баранами.

Калмыкия — это почти сплошь поля, степи, только в последнее время стали немного обрабатывать землю, издалека увидели несколько комбайнов. Но, и степь хороша по своему. Во-первых, запах!!! Запах полыни, каких-то неведомых цветов и трав. Он проникает повсюду как только останавливается машина. Во-вторых, цветы. Самых разных форм и расцветок. Громадные поля переливающегося на солнце кавыля. И, конечно, простор. Облака тянутся куда-то за горизонт — такого большого неба в горах Кавказа не увидишь.

Элиста.

Я много раз был в этом городе, рассказы о нём в фильмах на Ю-Тубе многократно были. Да и многие уже рассказывали о столице Калмыкии, не буду повторяться. Мы за день посетили самые раскрученные места — главный буддистский храм Большой Хурул, город шахмат Сити-Чез, погуляли у Золотых ворот.

По дороге дальше наконец удалось увидеть верблюда. За многие приезды сюда я их никак не мог найти. Конечно, и этот, который попался недалеко от дороги, тоже не дикий, но во всяком случае не в загоне и не на привязи у фотографов. Гулял сам по себе.

Верблюд с достоинством постоял, попозировал пока его фотографировали, и не мы одни, плюнул и пошел не спеша дальше по своим неотложным делам.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

На выезде из Калмыкии нас опять провожают бараны. Только теперь дикие, сайгаки, хотя, может быть, это и джейраны. Таких живьем увидеть уж точно невозможно. Если они вообще еще остались.

Въезжаем в Волгоград. Этот громадный город с миллионным населением, расположенный в таком козырном месте, естественно, имеет богатую историю. То, что более-менее достоверно известно, говорит, что с 10 века это место играло важную роль в торговле русов, булгар и хазар. Периодически эту торговую идиллию нарушали половцы, печенеги, а потом и монголы, которые не заморачиваясь, отбирали всё то, что прибрежные народы успели нажить.
Когда дошло до Ивана Грозного, тот постепенно покорил все ханства и прибрал эти места себе. Из центра Русского царства по Волге до Астрахани стали гонять караваны судов, продавая лес, зерно, сукно, кожи, а закупая соль, ткани, металлы.
Не буду описывать подробную историю этих мест — каждый это может сделать сам. Отдельные моменты буду отражать в дальнейшем повествовании.
Когда мы въехали в сам город никто так и не понял, где Волгоград начался — он очень длинный. Считается по протяженности около 60 километров. Вроде, уступает Сочи, но если в Сочи эти намеренные больше сотни километров с постоянными разрывами между поселками, то в Волгограде — сплошная застройка.
По нашим впечатлениям южную часть города сплошь заняли выходцы с Кавказа, скорее всего, дагестанцы. Магазины, кафе-столовые, минигостиницы — сплошь кавказские.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

С первого взгляда город Вогоград красив и ухожен. Чистые улицы, хороший асфальт, удобные тротуары и переходы, дисциплинированные горожане, фонтаны, много зелени и Волга! её видно из любой более-менее возвышенной части города.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Квартиру мы арендовали заранее, и она оказалась в очень удобном месте — в двух шагах от речного порта, а он-то нам был особенно нужен. В прошлый приезд в Волгоград после путешествия на соленые озера Баскунчак и Эльтон (это было лет 8 назад), мы просто купили билеты на рейсовый теплоходик, который за 8 рублей минут за 40 свозил нас на другую сторону Волги и обратно. Готовая экскурсия. Ведь главное, не то, что наговорит экскрсовод, а полюбоваться на Волгу. В этот раз решили поступить также. Только билеты сильно подорожали. Цены сумасшедшие — аж 84 рубля!!!
Берем, сели… и оказалось, что попали на другой маршрут. И теперь нас возили три с половиной часа. За 84 рубля… Этот маршрут проходил между островами на Волге и развозил дачников по участкам. На кораблике мы были самые праздношатающиеся, весь трудовой народ тащил инструменты — тяпки, грабли, рассаду, удобрения, собак и упирающихся детей.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Плывём. (По-морскому, идём). Сначала вниз по течению. Мимо проплывают песчаные косы, отмели, пляжи и рыбаки, приехавшие сюда на машинах.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Первая остановка у какого-то небольшого островка. Потом у следующего. Народ таскает свои баулы и тяпки на берег. Как мы поняли, большая часть этих участков самозахваты. Кому-то давали участки под дачи еще в советские времена, рядом выросли самовольные постройки. Но, все это халупно-дачного типа. Высоток или просто добротных домов мы не увидели.
Названия этих причалов довольно заковыристые и не сразу поймешь что это означает.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Наконец, последняя пристань у довольно большого острова. Здесь наш кораблик стоит минут 20. Можно выйти на берег, купить у бабулек свежее молоко, сметану, рыбу. Торговки, видимо, в городе бывают и какие там цены знают. Так что, дёшево ничего нет. Но, зато всё свежее и настоящее.

Плывем обратно, опять останавливаясь на каждой пристани и подбирая ухайдоканный на грядках люд.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

В общем, почти 4 часа плавали по Волге и удовольствие получили. Да еще погода была отличная.
Обязательным к посещению в Волгограде, конечно, является Мамаев курган.
Здесь всё осмотрели еще раз — и Мемориал на кургане, и развод почётного караула, и музей посвященный Сталинградской битве, и дома Павлова, и мельницу, и военную технику.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Есть в городе интересные достопримечательности, коих в других городах нет. Например, метротрам.
Это подземный трамвай. На территории России есть только в Волгограде.
Маршруты метротрама проходят и под землей, и по поверхности. Есть у этого транспорта как преимущества, так и недостатки.
И вот мы решили в обязательном порядке на метротраме прокатиться.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Мы были в Волгограде в то время когда в России проводилась ежегодная акция «Ночь музеев».
С нами рядом располагался краеведческий музей. Вечером идем туда.
Первое, что поразило — количество желающих туда попасть. Не сказать, что давка, но народа заходит очень много. Все залы, а их здесь, наверное, не менее 13–15 заполнены людьми. Проводятся тематические выставки, какие-то мастер-классы, много экскурсоводов, которые без перерыва рассказывают что-либо всем подошедшим, отвечают на вопросы.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Наше пребывание в Волгограде заканчивается. Мы здесь пробыли полтора дня. Дорога у нас дальняя, и надо ехать дальше.

Не доезжая Саратова пытаемся найти интересную достопримечательность — окаменевшие яйца динозавров. Обнаружил и рассказал о них впервые местный житель в 2010 году, хотя многие местные утверждают, что знали о яйцах и раньше.
Находятся эти яйца где-то в овраге близ села Мокрая Ольховка Волгоградской области.
Как не поискать такую необычную достопримечательность?
И мы поехали искать.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

В селе из опрошенных шести мужиков пятеро оказались в разной степени опьянения — от состояния вести рядом с собой велосипед до мычания в ответ. Все они показывали в разные стороны. Попавшаяся трезвая женщина махнула рукой за село — там, мол, в овраге, запросто найдете.
С час лазили по оврагам — нет ничего похожего. Поехали опять в село. У одного из домов стоят две машины и в одной из них копается хозяин, солидный, трезвый дяденька.
Его ответ на вопрос о яйцах — Без меня не найдете.
Садится в свою машину и едет, мы за ним.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

В итоге нужный овраг оказался дальше того места, где мы искали километра на три.
Поблагодарив этого хорошего человека, спускаемся в овраг.
И вот он, насест, на котором динозавры, как куры, несли яйца!!!

Поволжье и всё, что Волгу окружает

По всему оврагу разбросаны замечательные окаменелости. Мы их нашли десятка полтора. Разных видов и конфигураций, в основном, круглые.

Интересно, конечно.

Даже если учесть, что это никакие не яйца динозавров… (до поры-времени я своим попутчикам этого не говорил чтобы не побили). Это специфические, геологические образования округлой формы в грунтах с повышенным содержанием железа. Не сказать, что такая достопримечательность ох и ах, но, все-таки нечто необычное и поэтому интересно. Нечто подобное мы находили в песчаных склонах Цимлянского водохранилища. Называются они — конкреции.
Так или иначе, но побоев от соратников я избежал.
Выбираемся на трассу, на пути город Саратов.
Осмотрев Саратов, не поленился узнать в интернете кто же мэр города и есть ли вообще в городе хозяин. В 2017 году сменив некого Сараева, им стал ещё один некто — Михаил Исаев. Вместе два этих деятеля успешно угробили город. Единственное, на что можно посмотреть с удовольствием — мост через Волгу. Открыли его в 1965 году и тогда он считался самым длинным мостом в Европе — без малого три километра. После открытия на нём даже как-то побывал Гагарин, который, кстати, приземлился совсем неподалёку — об этом месте рассказ впереди.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Всё остальное в Саратове, что нам попалось на глаза — убогий отстой.
Просто фото.
Это асфальт набережной

Это центр города

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Есть, конечно, дома и улицы более-менее, но на фоне всеобщей разрухи они смотрятся отдельными пятнами, общего положения не меняющие.

Без сожаления прощаемся с Саратовом, следующий город, где просто остановились в центре и пощелкали по сторонам — Вольск.
Ничего особенного о городе не скажу — обычный, серенький, провинциальный городок. Хотя, несколько интересных зданий в городе есть.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Это здание обанкротившегося Поволжского немецкого банка. Позднее — здание земской управы, построенное по проекту архитектора Петрова. Управа в нём размещалась с 1863 по 1917 годы. При советской власти здесь были райком партии, воинская часть, и т. п. А потом разместился дом пионеров.
Далее стоящие рядом два дома местных купцов Левшина и Менькова, которые старались обойти друг друга в красоте своего сооружения. Получилось очень даже ничего.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

с зеленой крышей — дом купца Левшина, за ним с серой крышей — купца Менькова)
Еще есть довольно симпатичный храм, не знаю в честь кого названный.

пожарная каланча

и несколько отреставрированных старых домов.

Ульяновск.
С этим городом у меня связаны особые воспоминания. Именно сюда я впервые попал в 17 лет оторвавшись от мамкиной юбки. В военное училище по горюче-сказочным материалам. Правда, с мазутами-керосинами у меня как-то не сложилось и через год я оттуда благополучно сбежал, умудрившись даже не загреметь в армию. Тем ни менее, добросовестно год топал по плацу, учился чистить туалеты и картошку на кухне. И вот через полвека я опять здесь.
Еще один менее значимый для города факт — здесь будущий вождь мирового пролетариата родился.
Сейчас об этом в городе мало что говорит, разве мемориальный центр, который не работает.
Повсеместных памятников идолу коммунистов тоже не заметили.
Следующее фото — разодранный плакат «радостных» жителей со стоящими рядом побитыми Жигулями на фоне неработающего мемориала — лучшее отражение «народной любви» к бывшему вождю.

Поволжье и всё, что Волгу окружает

Прогулялись по центру города, красивой и ухоженной набережной «Венец»

Наше путешествие продолжается.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия