Турист angelika_2002
angelika_2002
был 2 апреля 15:30

Стамбул — Турция Июнь 2019

Стамбул всегда нас манил историческим наследием и разнообразной архитектурой. Купили билеты авиакомпании «Победа», решили устроить маленький отпуск в июне.

День № 1

Самолет вылетел в 9.50 утра с Внуково. В 13.00 мы были в Стамбуле в аэропорте Сабиха Гекчен, который находится в азиатской части города. Тут пока нет метро (обещают построить в 2020 году), поэтому добираться до центра немного сложнее, чем с аэропорта им. Ататюрка. В здании аэропорта есть банкоматы и обменник (курс чуть ниже, чем в центре города). Тут нужно снять или обменять деньги для оплаты проезда (терминалы для покупки билетов принимают только наличные).

С аэропорта можно доехать до центра города (района Султанахмет) таким образом: на автобусах Havabus (стоят на первой линии автобусной остановки) или на E-10, E-11 добраться до причала Кадыкёй, а от него на пароме до причала Эминеню (у Галатского моста, т. е. в исторический центр города). Основные отличия автобусов: Havabus — более комфортный и самый быстрый, но и самый дорогой вариант — 14 лир. В автобусах E-10, E-11 проезд стоит 5,2 лиры. E-10 идет дольше, но в нем можно расплатиться наличными (если по каким-то причинам не можете купить и пополнить Istanbul Card). E-11 — это городской экспресс, но оплата только Истанбулкарт. Отправляются они с одной остановки поочередно через каждые 10 минут.

О транспортной карте.

Терминалы для покупки и пополнения Istanbul Card находятся на остановках городских автобусов около аэропорта. В терминале можно выбрать русский язык (прокручивайте варианты флагов и выбирайте российский, не торопитесь, т. к. терминал чуть подтормаживает и нужный вариант проскакивает). Обратите внимание, что автомат сдачи не дает. Сама пластиковая карта стоит 6 лир. Остальная сумма будет зачислена на нее. Монеты почти все автоматы в городе не принимали, иногда возникали проблемы купюрам разного номинала. Все автоматы всегда принимали 20 лир.

Пополнить карту просто. Прикладываете ее на терминале к окошку справа и система ее сразу распознает и показывает баланс на карте. Вносите деньги и ждете их зачисления.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Если вы планируется посетить много достопримечательностей — карта вам будет необходима. Наличные за проезд принимают далеко не во всех видах транспорта, на такси передвигаться дороже, да и пробки в городе никто не отменял. Еще при оплате картой экономите деньги при пересадках, т. к. действует скидка на следующий проезд. В метро Стамбула при переходе с одной ветки на другую считается пересадкой и нужно заново оплатить проезд.

Жилье мы забронировали через booking.com в районе Султанахмет недалеко от Голубой мечети.

На прохождение паспортного контроля (потратили много времени, т. к. одновременно прибыло несколько самолетов), дорогу от аэропорта и на поиск гостиницы у нас ушло около 3 часов. Таким образом, осматривать ближайшие достопримечательности пошли уже вечером.

Музеи уже закрывались. Погуляли по паркам и улицам города.

Парк Гюльхане
Парк находится за Собором Святой Софии рядом с входом в дворец Топкапы. Он был обновлен в 2003 году. Парк украшают разнообразный деревья и цветы, затейливо подстриженные газоны, и конечно, фонтаны.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Очень уютное место в самом центре города. В парке можно спрятаться от палящего солнца под тенями деревьев, а бриз с Босфора еще и освежает. Пройдя парк насквозь, попали на набережную, с которой открывается потрясающий вид на пролив Босфор и Мраморное море.

По Стамбулу очень приятно гулять по набережным, которые имеют широкие дорожки с отдельной полосой для велосипедистов. Весь берег усыпан рыбаками и ожидающими вкусного угощения котами. Рыбаки и коты — символы Стамбула.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Тут коты живут на улицах, и все их кормят, так как считается, что покормить кота — это получить его заступничество после смерти перед Аллахом. Коты совершенно не пугливые, но и не пристают и не клянчат еду. В некоторых местах ставят домики для проживания котов. Почти во всех магазинах продается кошачья еда на развес.

Мы прилетели в субботу, поэтому в парке и на набережной было очень много отдыхающих. В выходные многие жители Стамбула стараются выбраться в ближайший парк семьей, где устраивают пикник и жарят кебабы. Все очень мило и уютно. Тут же было много продавцов вкусной уличной еды.

День № 2
Мы проснулись рано утром, чтобы успеть к самому открытию музея в 9.00 и купить Музейную карту Стамбула без длинных очередей.

Музейная карта Стамбула (Museum Pass Istanbul) — это единый билет в ряд музеев. Она позволяет не только снизить расходы на покупку билетов, но сэкономить время, т. к. можно сразу заходить в музей, а не стоять в очереди в кассу. Карту можно приобрести в кассе любого музея, который входит в зону ее действия. Стоит 185 lt, срок действия — 5 дней с момента первого прохода по ней.

Мы старались приходить в самые популярные места к их открытию, чтобы спокойно их осмотреть. В Стамбуле много больших туристических групп шумных китайцев.

Площадь Ипподром
Наш путь к основным музеям проходил через эту площадь, где во времена Римской империи устраивались лошадиные бега. После завоевания города Османской империей амфитеатр на площади был разобран. Сейчас на площади находятся обелиск Константина, Египетский обелиск и древнегреческая змеевидная колонна.

Голубая мечеть

Осмотр достопримечательностей начали с Голубой мечети — первой по значимости мечети Стамбула, и одного из символов города. Изначально мечеть называлась Султанахмет, по наименованию площади, на которой она находится (на туристических указателях в городе есть это название). Сейчас ее чаще называют Голубой мечетью, из-за цвета ее внутреннего оформления.

Это грандиозное строение было возведено в 17 веке за 7 лет по заказу султана Ахмеда. Этот молодой султан управлял страной в трагическое время. Турция вела одновременно 2 войны с Австрией и Пруссией, в обоих потерпела поражение. Это сильно подорвало авторитет страны и ее правителя. Может именно это побудило султана на строительство мечети, которой не было равной в мире в то время.

С Голубой мечетью связана еще одна история. Храм был построен с 6 минаретами, как было у главной исламской святыни Масджид-Аль-Харам в Мекке. Чтобы замять данный скандал султан финансировал строительство 7 минарета у святыни в Мекке.

Интерьер Голубой мечети облицован изникскими изразцами бело-голубых тонов, благодаря чему мечеть получила свое новое название.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Для посещения мечети женщины должны покрыть голову платком, закрыть голые плечи и ноги. Мужчины не допускаются в шортах выше колен и майках. Так как это популярное туристическое место, все сделано для удобства посетителей — недалеко от главного входа можно взять юбку и платок.

При входе в Голубую мечеть необходимо разуться, а обувь надо положить в пакет (выдаются на входе). Фотографировать внутри мечети разрешено. При ее посещении надо соблюдать некоторые простые правила: нельзя громко разговаривать, смеяться, фотографировать молящихся.

Посещение мечети бесплатно.

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Atmeydanı Cd. No:7, 34122 Fatih/İstanbul.

Часы работы Голубой мечети в Стамбуле: с 08:30 до 11:30, с 13:00 до 14:30, с 15:30 до 16:45. По пятницам открытие с 13:30.

Цистерна Базилика

Следующим местом нашего посещения стало одно из самых загадочных мест Стамбула — Цистерна Базилика. Вход в нее находится недалеко от Голубой мечети, на соседней улице.

Цистерна — это древнее поземное водохранилище, построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана I в. 527–565 г.

Цистерна Базилика имеет глубину 12 метров, и вмещает в себя до 80 тысяч кубометров воды. На ее территории установлены колонны в 12 рядов по 28 шт. По их виду можно заметить, что все они были взяты из развалин других зданий. Все они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Среди множества колонн можно выделить три: Плачущая — украшена узорами в виде слезинок и имеет отверстие, куда по легенде, надо просунуть палец, прокрутить его по кругу, чтобы исполнилось желание; две стоят на блоках с ликом Медузы Горгоны: одна голова на боку, другая перевернута вниз. До сих пор точно не выявлено, как и по какой причине они попали в это сооружение.

Цистерна Базилика в Стамбуле больше напоминает загадочный древний храм, в котором приятно погулять в жаркий зной, т. к. тут достаточно прохладно.

Музейная карта не действует. Билет стоит 35 lt. Оплатить картой нельзя, только наличными. Мы пришли к открытию 9.00, поэтому очереди в кассу почти не было.

Адрес: Alemdar Mh., Yerebatan Cd. 1/3, 34410, площадь Султанахмед, район Фатих, Стамбул.

Собор Святой Софии

Следующим пунктом нашей программы был Собор Святой Софии, история которого началась в 6 веке.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Собор был построен при правлении византийского императора Юстиниана I всего за 5 лет. После захвата города османами он был переделан в мечеть и назван Айя Софья. При этом византийские мозаики и фрески были покрыты штукатуркой, что позволило им сохраниться до наших дней. После прихода к власти Ататюрка Айя Софья становится музеем и в ней начинаются работы по восстановлению византийских фресок.

Сегодня Собор Святой Софии — это величественно сооружение, в интерьере которого соседствуют христианские и мусульманские символы. Богатое убранство собора завораживает, а место обладает особой атмосферой и энергетикой. Это место нужно посетить обязательно!

Мы пришли около 10.00 (музей начинает работать с 9.00) и очередь в кассы пока была не очень большой. В кассе купили музейную карту Стамбула.

Адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye (напротив Голубой мечети).

Дворец Топкапы

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Огибаем Собор святой Софии и идем в Дворец Топкапы. Данный дворец — уникальный исторический комплекс, который имеет историю более 5 столетий. Он располагается на площади в 700 тыс. кв. метров и состоит из 4 дворов, каждый со своими достопримечательностями. Этот дворец султана был построен в 1463 году на развалинах древнего византийского замка.

С византийского времени осталась только Церковь св. Ирины (6 век). Считается, что эта церковь была возведена на руинах древнего храма Афродиты. До строительства Собора Св. Софии, церковь Св. Ирины была главным храмом Константинополя. Сейчас это музей.

Вход по музейной карте.

Изначально Дворец Топкапы служил султанам для проведения официальных приемов и заседаний. В 16 веке, во время правления Сулеймана I Великолепного, по просьбе его жены Роксоланы (Хюррем), на его территории строится гарем, и замок становится до 19 века основным местопребыванием османских правителей.

Осмотр дворца происходит по дворам — из одного в другой есть переходы. В каждом дворе есть красиво декорированные помещения, которые служили для административного аппарата султана, для приема гостей и отдыха, библиотеки, хаммам и т. д. В галереях выставлены различные экспонаты: оружие султанов, посуда. Есть помещения бывшей кухни дворца с утварью.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Гарем состоит из 4-х секций: помещения евнухов, наложниц, матери падишаха и турецкого правителя. Всего в гареме 300 комнат, несколько бань, 2 мечети и госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и имеют очень простой интерьер.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Пройдя через все дворы дворца попадаешь на мраморную террасу, с которой открывается невероятная панорама на Босфор и Мраморное море, а также на залив Золотой Рог.

Вход в Дворец Топкапы по музейной карте или можно купить билеты на выходе, но для посещения гарема и церкви Св. Ирины нужны свои билеты. Т. к. у нас была музейная карта мы без очереди быстро прошли в музей.

Адрес: Cankurtaran Mh., 34122 Fatih/İstanbul.

Вышли из Дворца во время обеда. Поели в кафе недалеко от метро. Не учли, что у них очень большие порции. Заказ чай — не означает один стаканчик, а обновляется по мере его опустошения. Это надо учитывать при заказе.

Городские стены Константинополя

Далее мы сели на трамвай, который является частью метро Стамбула, и доехали до станциии Топкапы. Около станции разбит красивый парк, на территории которого открыт музей "Панорама 1453". Посвящен штурму Константинопля османами под предводительством Мехмеда II. В музейную карту он не входит, стоимость билетов 10 lt.

Отсюда можно доехать до станции Эдирнекапы, где находятся городские стены Константинопля и дойти пешком до музея Хора.

Городские стены Константинополя — это оборонительная система византийской империи с 5 века. После завоевания города были отреставрированы османскими завоевателями, поэтому до наших дней дошли в хорошем состоянии.

Музей Хора в Стамбуле
Далее пошли в Музей Хора или как написано на туристических указателях Карие. Это древняя церковь 6 века, которая обладает уникальной коллекцией фресок и мозаик Византии.

В 15 веке церковь была переделана в мечеть и ей дали новое название — Карие. Поверх фресок и мозаик была нанесена побелка, что позволило им сохраниться и дойди до наших дней в отличном состоянии.

Фрески и мозаики с позолотой в церкви Хора украшают потолки, арочные своды. Сохранилась ажурная каменная резьба. Лучше посещать музей днем в солнечную погоду. Фрески и мозаики переливаются в лучах солнца, поражают своим великолепием.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Внешний вид церкви оценить не смогли, т. к. там проходили реставрационные работы.

Вход по музейной карте Стамбула. Работает с 9.00 до 19.00

Адрес: Dervişali Mahallesi, Kariye Cami Sk. No:8, 34087 Fatih/İstanbul.

Акведук Валента
После посещения музея пошли на остановку автобусов 31Е, 36Е, 37Е, 38Е, который идут до площади Эминеню.

По дороге проезжали Акведук Валента (выходить не стали) — сохранившееся часть древней системы водоснабжения Константинополя, построенный в 4 веке.

Галатский мост
На автобусе доехали до моста, который перекинут через бухту Золотой рог. Мост является одним из символов города. На нем всегда находится большое количество рыбаков. Если спуститься на нижний ярус, то можно пообедать в одном из многочисленных рыбных кафе.

Египетский базар

Если пройти через площадь Эминеню упираешься в Рынок Специй или, как его еще называют, Египетский базар. Очень яркое, колоритное место. Специи, косметика, парфюмерия, лечебные травы, масла, сухофрукты, сладости, посуда. Такое обилие всего поражает воображение. Зайти сюда, безусловно, стоит за атмосферой и колоритом. На рынке всегда очень много людей.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Рынок работает в 8.00 до 19.00.

Сулеймание
После посещения рынка решили подняться к мечети Сулеймание — еще одному символу Стамбула. Дорога идет вверх через живописные маленькие улочки.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Мечеть Сулеймание — грандиозный комплекс османской эпохи, построенный при Сулеймане I, и самый крупный исламский храм Стамбула. Помимо мечети, в религиозный комплекс входят: турецкий хамам, столовая для бездомных, обсерватория, медресе (школа), библиотека и многое другое. Мечеть способна вмещать до 5000 прихожан.

Интерьер мечети украшен цветочными и геометрическими рисунками. Особым внимание заслуживают люстры с лампадами, между которых повещены страусовые яйца (по поверью должны отгонять насекомых).

Вокруг мечети разбит красивый парк. На территории комплекса находятся усыпальницы султана и его супруги Роксоланы (Хюррем).

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Вход в мечеть свободный. На входе можно взять юбку и платок. Вход в храм разрешен между молитвами (с 08:30 до 11:30, с 13:00 до 14:30, с 15:30 до 16:45).

Адрес: Süleymaniye Mah, Prof. Sıddık Sami Onar Cd. No:1, 34116 Fatih/İstanbul.

Гранд Базар

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Спускаясь от Сулеймание, мы прошли мимо крупнейшего рынка в Турции — Гранд Базара. Он был построен в 15 веке и со временем расширялся и расширялся. В многочисленных магазинчиках рынка можно купить любой товар. Сегодня он вышел за территорию здания и торговля продолжается на всех окружающих Гранд базар улицах. Если у вас нет цели что-то покупать, то стоит посетить Град базар как историческую достопримечательность Стамбула.

Открывается в 08:30 и заканчивает свою работу в 19:00, воскресенье — выходной день.

День № 3
Этот день решили посвятить осмотру достопримечательностей города по другую сторону Галатского моста. Добираться до них надо на общественном транспорте. Пополнили карты на остановке скоростного трамвая и в путь.

Крепость Румелихисар
Первая наша остановка в этот день. Мы ехали из района Султанахмет: на трамвае до конечной остановки «Кабаташ», а далее на автобусе № 22, 22RE, 25Е. Ждали автобус более 20 минут. Вышли на остановке Rumeli Hisari (как увидите крепость — выходите на остановке сразу после нее) и возвращаетесь по набережной немного назад.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Крепость Румелихисар играла важную стратегическую роль в 5 веке. Вместе с крепостью на азиатской стороне контролировали входящие из Черного моря корабли, т. е. перерезали им путь. Отсюда второе название крепости — «перерезанное горло».

Крепость состоит из трех основных башен: Халил-Паша, Саруджа-Паша и Заганос-Паша, а также 13 небольших башенок, соединенных между собой толстыми и крепкими стенами. Можно погулять по крепости, но подняться на стены и верх башен нельзя (все проходы закрыты). На территории крепости есть смотровая площадка с прекрасным видом на Босфор и азиатскую часть города.

Вход по музейной карте.

Время работы: летом 9:00 — 18:00, в остальное время крепость закрывается в 16:30, среда - выходной.

Адрес: Bayrampasa, Yenidogan Mh., YahyaKemalCaddesi, 42.

Площадь Таксим
От крепости едем до площади Таксим на автобусе № 40, 40T, 42T (конечная остановка).

Площадь Таксим — центральная площадь исторического района Бейоглу. В ее центре располагается монумент, установленный в честь образования Турецкой республики. Вокруг площади располагаются многочисленные кафе и рестораны. От Таксим отходит туристический трамвайчик до Галатского моста.

Улица Истикляль
Пешеходная улица, соединяющая площадь Таксим и район Галат. Название улицы переводится с турецкого как «независимость». Улица наводнена гуляющими туристами, ночными клубами, ресторанами и кафе.

Галатская башня
От улицы Истикляль по указателям спустились вниз к Галатской башне. Башня была построена в 6 веке и служила маяком. С годами ее назначение менялось. Сейчас башня — одна из смотровых площадок Стамбула. Отсюда открывается панорамный вид на город, на пролив Босфор и залив Золотой рог. Высота башни — 61 м. Для удобства туристов в здании установлен лифт. Смотровая площадка башни узкая и вмещает ограниченное количество посетителей, поэтому на входе в достопримечательность всегда очень длинные очереди. На одном этаже со смотровой находится кафе, где можно перекусить и передохнуть.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Стоимость входного билета составляет 35 tl. Музейная карта не действует.

Работает с 09:00 до 20:30.

Морская прогулка по Босфору
К Галатскому мосту спустились на подземном фуникулере (транспортная карта действует). Прогулялись по мосту и дошли до пристани Эминеню. На пристани купили билеты на морскую прогулку по Босфору за 20 Lt. Компаний, предлагающих данные услуги, много ценник у всех разный от 20 lt до 20 евро.

Морская прогулка — один из обязательных пунктов программы осмотра Стамбула. Город по-другому раскрывается с стороны моря.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Входе прогулки можно увидеть: Дворец Бейлербей в стиле барокко в азиатской части города, дворец Долмабахче — роскошную резиденцию султанов, Девичью башню, которая располагается на миниатюрном островке в проливе; подвесной мост через Босфор.

На пароме продавали чай, воду, снеки, бублики. Бубликами можно покормить чаек. Они, как только, видят корабль, то сразу прилетают за своей долей.

По времени прогулка занимает 2 часа. Корабль возвращается назад на пристань Эминеню.

День № 4

Наш вылет был 13.50. Поэтому утром оставалось немного времени на осмотр последней, из намеченных нами, достопримечательности — Дворец Долмабахче.

Долмабахче

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

Доехали от станции Султанахмед на трамвае до конечной станции Kabataş и прошли вперед 900 метров — вот и дворец.

После посещения султаном Абдул-Меджиду I европейский стран у него родилась идея построить дворец, который не уступал бы зарубежным аналогам. Строительство дворца началось в 1842 году и продолжалось 11 лет.

На строительство дворца были потрачены колоссальные суммы. Внутреннее убранство музея превосходит все самые смелые ожидания.

Дворец Долмабахче насчитывает 285 комнат, 44 просторных зала, 68 туалетов и 6 турецких бань. Общая территория комплекса с садами и парками составляет 110 тысяч кв м.

Дворец состоит из несколько частей: жилой, в которой размещен гарем, и общественной, где проходили важные заседания и празднования.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

На входе получили бесплатный аудиогид под залог (деньги или документ). С гидом осмотр дворца был очень познавательным и запоминающимся.

Фотографировать внутри дворца запрещено.

Музейная карта не действует.

Стоимость билетов: дворец — 60 tl, гарем — 40 tl, музей часов — 20 tl, Дворец + Гарем + Музей часов — 90 tl.

Работает с 9:00 до 16:00. Кассы закрываются в 15:00. Выходные дни — понедельник и четверг.

На осмотр дворца у нас было 1,5 часа, поэтому покупали билеты за 60 tl.

Вернулись на остановку Kabataş, рядом с которой находится одноименная пристань. От нее ходят паромы до пристани Кадыкей.

На пристани нашли остановку автобусов Е 10 и Е 11 (автобус стоит на самом выезде).

Лучше ехать на Е11 автобусе. Мы сели на стоящий Е 10.

Увидеть Стамбул за 4 дня. Самостоятельное путешествие

С пристани до аэропорта он ехал 1,20 ч. При этом дороги были пустые и он пропускал остановки, на которых никто не заходил и не выходил.

У нас были билеты авиакомпании «Победа», поэтому регистрация нами была пройдена накануне (регистрация в аэропорту платная), посадочные были распечатаны в отеле.

Сразу пошли на паспортный контроль. И тут мы встряли. Очереди двигались очень-очень медленно. Часть пассажиров проходили контроль по 5–10 минут. В итоге паспортный контроль мы прошли за 5 минут до посадки в самолет. Быстро прошли личный досмотр и бегом на посадку. В итоге самолет вылетел позже, т. к. ждали остальных задерживающихся пассажиров. Учитывайте наши ошибки и приезжайте в аэропорт с хорошим запасом на форс-мажор.

Стамбул — большой современный город с уникальным историческим наследием. В нем будет комфортно туристу с любым бюджетом. Уличная еда или роскошные рестораны, неспешные прогулки или захватывающие впечатления. Каждый найдет свой Стамбул!