Турист Юлия Кузнецова (YuKuz)
Юлия Кузнецова
была 17 февраля 2020 22:11

Казань — Россия Июль 2011

Всего каких-то 350 км от Самары до Казани, а мы там ни разу не были. Даже стыдно! Город с тысячелетней историей, Волжская Булгария, Казанский кремль, Иван Грозный. Золотая Орда… Больше в голову ничего толкового не приходит. Скажу больше, я всегда считала, что Казань стоит на Волге, ан нет, оказывается на Казанке! Нужно срочно закрыть это белое пятно на нашей семейной карте путешествий!

И вот, забронировав гостиницу на ближайшие выходные и созвонившись с гидом, отправляемся в это небольшое путешествие выходного дня. Для развлечения можно включить навигатор, хотя в России пользоваться этим чудом техники имеет смысл только в больших городах, а так лучше ехать старым проверенным способом по указателям. И сразу же получаем предложение свернуть на какую-то грунтовку. «Езда по тропа» называется. Приличная дорога кончается на границе Самарской области и начинается опять на въезде в Татарию.

Несмотря на происки навигатора через пять часов заселяемся в отель «Джузеппе», расположенный на Кремлевской улице. Номер на четвертом этаже (минус — нет лифта), с большой террасой, с видом в одну сторону на кремль, прямо — на парк Черное озеро, а сзади над крышей возвышается купол Петропавловского собора. В отеле действуют скидки выходного дня (3800 вместо 5200), завтрак, Интернет, парковка (еще минус — с парковки нет входа в отель, нужно идти в обход с чемоданами через улицу). География постояльцев, изученная нами по номерам машин тут же на стоянке, очень разнообразна. От москвичей и ленинградцев до ханты-мансийцев. Народ путешествует!

Прогулки по Казани

Не теряя времени даром, отправляемся сразу на осмотр ближайшей достопримечательности — Казанского кремля. Казань, как Москва, Рим и еще малоизвестный немецкий Бамберг — город на семи холмах. На одном из них и расположен ослепительно белый кремль, построенный на месте булгарского поселения еще в (никто точно не знает когда) 11–18 веке, а теперь занесенный во всемирный список наследия ЮНЕСКО (один из 24-х российских объектов этого удостоенных).

Прогулки по Казани

Первая достопримечательность на нашем пути по Кремлю — мечеть Кул Шариф. Построена она совсем недавно, в 2005 году, к тысячелетию Казани. Неправоверных внутрь пускают на специальный балкон для туристов. На входе нужно купить бахилы за 3 рубля, дамам в штанах разрешается, только голову надо покрыть. Строгий дяденька следит, чтобы фото и кинокамеры были спрятаны в чехлы. Почему снимать нельзя, непонятно. Вроде нет ни икон, ни росписей, которые боятся вспышек. Из всего убранства впечатляет огромная люстра из богемского стекла и иранский ковер ручной работы на полу.

Прогулки по Казани

Дальше — национальная художественная галерея и дань моде — выставка железных уродцев.

Прогулки по Казани

Чуть впереди Благовещенский кафедральный собор, а рядом с ним памятник зодчим Кремля.

Прогулки по Казани

Кстати, существует соглашение, не знаю, гласное или нет, по которому в Благовещенском соборе не звонят в колокола, а в мечети Кул Шариф не созывают с минарета на молитву. Толерантность!

Есть на территории Кремля и своя Пизанская, нет Казанская, в общем своя падающая Башня Сююмбике. Отклонение от оси почти 2 метра, из-за находящихся под ней карстовых пустот.

Прогулки по Казани

С ней связано множество легенд, по одной из которых татарская принцесса Сююмбике бросилась с башни, которую велела построить за одну ночь, чтобы не быть отданной замуж за Ивана Грозного (а чем он был хуже их тогдашних ханов, не понимаю?). Зачем такие сложности? Документально это никак не подтверждается.

Прогулки по Казани

Также на территории Кремля находится и резиденция нынешнего президента Татарстана.

Прогулки по Казани

С высоты кремлевского холма открываются прекрасные виды.

Прогулки по Казани

А это, что бы вы думали? Правильно! Дворец Земледельцев!

Видно развитие сельского хозяйства достигло в Татарии невиданных высот!

Прогулки по Казани

На следующий день с утра у нас запланирована экскурсия с гидом Олесей Балтусовой, известной казанской журналисткой, борцом за сохранение исторического облика Казани, а недавно ставшей помощником президента Татарстана. Она написала в своем блоге письмо президенту о бедственном состоянии многих исторических зданий Казани и предложила провести экскурсию по родному городу. Президент, как ни странно, письмо прочитал, на экскурсию согласился и после этого назначил Олесю своим помощником. Теперь уж ей не до экскурсий будет! А нам просто повезло случайно встретиться с интересным человеком!

Для начала осмотрели Казанский университет, (до 2010 года им. В. И. Ленина), старейший после Московского, где сам Ленин и учился, но не доучился.

Прогулки по Казани

Мост «Миллениум», построенный, как можно догадаться, тоже к 1000-летию Казани и удобно соединивший старые районы Казани с новыми. Через реку Казанка!

Казанская Рублевка.

Прогулки по Казани

Казанский Нью-Иорк. (Названия не я придумала. Народ!)

Самый раскручиваемый казанский отель Ривьера с аквапарком.

Прогулки по Казани

Национальный культурный центр «Казань» (бывший Ленинский мемориал, у нас в Самаре есть его брат-почти-близнец).

Место обретения иконы «Казанской божьей матери».

Интересную историю услышали о теперешней иконе, хранящейся в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря. В канун тысячелетия Казани Патриарх Алексий и тогдашний мэр Казани якобы ездили на неофициальную встречу к тогдашнему Папе Римскому Иоанну Павлу 2-му, в покоях которого и хранилась эта икона. С просьбой о возвращении ее на родину к такой великой дате. Папа согласился, но взамен попросил построить в Казани католический храм, что и было сделано в кратчайшие сроки. Сначала икона находилась в покоях Патриарха, а в 2005 году передана Казанской епархии.

Переезжаем в татарскую часть города.

Прогулки по Казани

Попытка попасть в мечеть «Аль-Марджани» успехом не увенчалась. Началась пятничная молитва. Посмотрели только снаружи.

Заодно ознакомились с новыми направлениями мусульманской моды. Очень даже вполне! Только дороговато все.

Пообедали в ресторане «Татарская слобода», красиво, но выбрать что-нибудь подходящее было трудно. Очень много блюд приготовлено из конины, а я ее по принципиальным соображениям не ем. Корову могу, а лошадь — нет! Может быть это и непоследовательно, но…

Прогулки по Казани

Вечером прогулялись по пешеходной улице Баумана — казанскому Арбату. Здесь все смешалось.

Памятник Шаляпину.

Богоявленский собор.

Русский драматический театр дает «Роковые яйца» Булгакова. Рядом карета Екатерины 2-ой.

Макдональдс и тюбетейки.

Дом татарской кулинарии.

Памятник казанскому Коту.

Это его потомки ловят мышей сейчас в Эрмитаже. По приказу императрицы Екатерины 2-ой, несколько десятков казанских Васек и Мурзиков было отправлено в Санкт-Петербург на борьбу с грызунами. Отменные были мышеловы!

До некоторых зданий у местных градоначальников руки еще не дошли.

Прогулки по Казани

А вот вид из номера на ночной Кремль.

Следующее утро началось с посещения Петропавловского собора. Пожалуй, он произвел на меня большее впечатление, чем Кремль. Легкий, яркий, радостный, в нарядной лепнине, может чуть-чуть аляпистый, но его это нисколько не портит. Петропавловский собор построен в стиле русского барокко. Всего четыре собора построенных в этом стиле сохранились в России (в Москве, Нижнем и подмосковном Троице-Лыкове). В создании казанского Петропавловского собора даже участвовали мастера из Флоренции. Построен он был на средства купца Михляева, в доме которого царь Петр 1-й праздновал свое 50-летие. В честь этого события и была воздвигнута такая красота. Только не нашла я места, откуда собор можно было бы сфотографировать целиком, получилось кусками. Жалко.

Прогулки по Казани

Главное украшение собора — семиярусный резной иконостас.

Прогулки по Казани

Завершили осмотр казанских достопримечательностей прогулкой по Раифскому Богородицкому мужскому монастырю. Расположен он в 30 километрах от Казани на территории Волжско-Камского природно-биосферного заповедника. Главная святыня монастыря — чудотворная икона Грузинской Божьей Матери.

Прогулки по Казани

Красивое Раифское озеро, где можно взять весельную лодку напрокат и полюбоваться видами монастыря с воды. По преданию, в этом озере живут лягушки, которые никогда не квакают, дабы не отвлекать насельников монастыря от молитвы.

Прогулки по Казани

И еще два казанских кота, точнее раифских!

Прогулки по Казани

И еще один объект для осмотра (необязательно, но интересно!). В селе Большое Аракчино местный художник Ильдар Ханов строит Храм Всех Религий. Внутрь зайти мы не пытались, так как Храм еще и является домом самого художника. Интересно, но пока недоделано. Мечеть, православный и католический храмы, пагода, синагога (всего должно быть 16 куполов) построены на средства самого художника и добровольные пожертвования. Вот такое у человека представление о мировой гармонии. А что? В этом есть высокий смысл! Полностью поддерживаю!

Прогулки по Казани

Сувениры и подарки из Казани в основном продуктовые. Чак-чак, татарская домашняя лапша и очень вкусные пироги с сухофруктами, которые продаются в сети «Бахетле». Теперь, если слышим, что кто-то едет в Казань — обязательно просим их привезти!