Турист Marina Kazakova (Marina_Kazakova-1)
Marina Kazakova
была 29 января 2020 0:04

Вязьма — Россия Июнь 2019

Хмелита — одна из старейших дворянских усадеб Смоленской области, дошедшие до нас. Когда-то здесь жил цвет русского дворянства: вокруг были усадьбы лучших представителей дворянства.
Имя усадьба получила по названию села, кстати, тоже очень старинного или от ручейка, протекающего не далеко.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Это единственный музей в России, посвященный Александру Сергеевичу Грибоедову.

Усадьба не всегда была такой красавицей, которой встретила нас сейчас. И революция, и войны грубо прошлись по ее судьбе. После революции из нее было вывезено много ценностей, картин и книг; во время войны квартировали немецкие воины, а после ВОВ она и вовсе пришла в упадок: на зданиях не было крыш, да и кирпичи из кладки понемногу расходились среди жителей. Еще и пожар 1954 года внес свою печальную лепту в упадок усадьбы.
Именно после приезда в 1967 году в Хмелиту знаменитого реставратора Петра Дмитриевича Барановскоого, который занимался недалеко реставрацией Церкви Одигитрии, усадьба была признана памятником архитектуры и начались реставрационные работы.

1753 — год постройки дома и по меркам того времени это не жилой дом, а всего лишь загородная дача для средней по своему достатку дворянской семьи. Дом считался не большим и был рассчитан на комфортное проживание максимум шести человек. Нижний этаж — это подсобные помещения, а 14 комнат второго этажа — помещения для проживания господ. Конечно же, усадьба принимала немало гостей. Это были самые лучшие дворянские фамилии того времени: Шереметевы Нарышкины Уваровы, Одоевские Васильчиковы Нахимовы и т. д. Для проживания гостей был отдельный флигель.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Хмелита — усадьба дядюшки Алексея Федоровича Грибоедова. В детстве и юности Александр Сергеевич проводил здесь каждое лето.

Вот таким юным он нас и встречает в усадьбе:

Хотя, со школьной скамьи мы все его помним таким:

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Здесь Александр Грибоедов с удовольствием участвовал в театральных постановках своего дяди и особенно ему удавались роли вредных старушенций.

Первое, что вспоминают при упоминании имени Грибоедова — это его знаменитую комедию «Горе от ума». Действие комедии разворачивается в стенах этого дома и все герои либо приезжали сюда в гости, либо проживали здесь. За основу автор взял историю двоюродной сестры, которая произошла на его глазах в усадьбе Хмелита. И, когда комедия вышла в свет, многие узнали характерные черты героев и после чего дяде Грибоедова, хозяину этого дома, было отказано в приеме во многих домах, да он и сам прекратил ездить в гости.
Комедия долго была запрещена к изданию. Впервые комедия вышла в 1733 году после скандала: император увидел своих воспитанников, читающих эту комедию на немецком языке и он спросил: «А что на русском языке нет?» Тогда снимается цензурный запрет, но комедия выходит с большими купюрами. И только в 1864 году комедия издана полностью.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Комната Александра Сергеевича Грибоедова.
Он получил очень хорошее домашнее образование и занимался каждый день по 6 часов. Но я с удивлением узнала, что столь умный и обладающий таким багажом знаний молодой человек (услышав сколько языков он знал в юности, а сколько потом смог выучить, чувствуешь про себя неловкость: с одним-то не очень получается совладать)) оказывается был хулиганом и шутником: мог лягушку в постель подложить или шутку какую выкинуть. Гости всегда гадали: кто же сегодня станет первым объектом шуток Грибоедова.

В мае 1812 года он сдает экзамены сразу за курсы 3х факультетов: юридический филологический и факультет естественных наук. Отлично знает 5 языков: английский, французский, итальянский, латинский, немецкий.
Начинается война 1812 года и Александр Сергеевич уходит добровольцем на фронт. Он не принимал участие в боевых действиях; видя его блестящее образование, его определяют офицером для письменных дел в контрразведку, этот опыт позже помог ему в его дипломатической работе.

Парадный зал.
В этом зале любили петь и музицировать. Здесь восстановлена уникальная печка того времени.

Столовая.
Помещение небольшое и рассчитано максимум на 6 человек. Обычно гостей кормили на улице; для этого разбивали громадные шатры.
Парадный зал отделяется от столовой двойными дверями с воздушной подушкой, чтоб было не слышно в столовой музицирования в соседнем зале.

Голубая гостиная.
Любимая комната друзей Грибоедова.

Рабочий кабинет хозяина усадьбы.

Спальня.
Здесь важно отметить, что в усадьбу кроме точной техники ничего не покупалось, все делалось здесь руками крепостных крестьян. Их было 300 человек. Т. е. вся мебель и обстановка — подлинные и можно говорить о высоком мастерстве тех, кто приложил руку к этому. Полог не для красоты, а был необходим от мух и комаров.

Комната барышень.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

После войны Грибоедов приезжает в город Санкт-Петербург; он поступает на работу в министерство иностранных дел.

В декабре 1818 года он должен был отправиться в Элладу (Греция), но в ноябре 1817 года он был замешан в неприятную историю: четвертная дуэль (поединок, в котором после дуэлянтов стрелялись и секунданты). Стрелялось четверо молодых друзей. Причина дуэли — балерина Авдотья Истомина. Она была гражданской женой Василия Шереметева. Однажды они поссорились в очередной раз и Истомина поехала к Грибоедову, зная, что только он сможет утихомирить Шереметева. А Грибоедов в это время собирался к Завадовскому, который был безумно влюблен в Истомину. Якубович увидел, как Грибоедов и Истомина идут к Завадовскому и побежал жаловаться Шереметеву. Тот встал на дыбы и послал вызов Завадовскому.
Первая пара стрелков Александр Завадовский и Василий Шереметев обменялись выстрелами; Шереметев был тяжело ранен и через два часа умер в страшных мучениях. И так как он был офицером личной охраны императора, дело замять не удалось. Все участники истории были арестованы. Следствие выяснило, что вины Грибоедова нет: он до последнего пытался всех примерить. Но дело не прошло даром для него и в качестве наказания ему предстояло выбрать куда ехать послом: в США или в Персию. Сразу скажу, что это еще не конец этой истории.

Он выбрал Персию.

В Москве он нанимает учителя арабского языка и за два месяца, через которые он приезжает в Тифлис, он уже владеет арабским языком. Не успевает он явиться в распоряжении своего начальства, как его встречает Якубович (ему только утром восстановили офицерский чин и сослали на Тифлис), который говорит ему, что у них осталось незавершенное дело и они будут стреляться. Стрелялись он по русскому дуэльному кодексу, который был самым жестоким в мире, с 6ти шагов. Серьезно никто ранен не был, только Якубович прострелил ладонь Грибоедову.

В Тифлисе он познакомился со своей будущей женой; знакомство это состоялось на почве музыки. Отец будущей жены попросил Грибоедова дать несколько уроков музыки своим юным дочерям на музыкальном инструменте чонгури. Тогда Грибоедову было 25 лет, а Нине Чавчавадзе — 8 лет. Через 8 лет они поженились, но, к сожалению, прожили вместе всего несколько недель.

В 26 лет Александр Сергеевич говорил на 18 языках, из них превосходно владел двенадцатью.

Он был очень искусным политиком; он автор Туркманчайского трактата, которому исполняется в этом году 191 год и он до сих пор действует.

Александр Сергеевич Грибоедов погиб 11 февраля 1829 года. В тот день толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Все тела были ужасно обезображены, что опознать тело Грибоедова удалось только по оставшемуся следу от ранения. По завещанию тело Грибоедова было погреблено на родине его жены — в Тбилиси на склоне горы Мтацминда возле монастыря Святого Давида.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Отдельное удовольствие — побродить по усадьбе; это не только красивые здания, но и природа)

Режим работы музея:
ноябрь — март: с 9.00 до 17.00
апрель — октябрь: с 10.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник.

Музей Нахимова.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

Семейная усадьба Нахимовых находилась тоже в Смоленской области, в 18 км, в селе Волочек (в 1952 году село переименовано в Нахимовское в честь 150летия П. С. Нахимова). Долгое время Волочек считался родиной Нахимова, но была найдена подлинная метрика о рождении будущего адмирала и она представлена в музее (село Городок, что в 20 км от села Волочек).
Там был дом деревянной постройки и, к сожалению, сейчас от усадьбы ничего не осталось, но есть проект восстановления: идет поиск средств на возрождение усадьбы.

А пока музей — это небольшой домик, зайдя в который у вас не останется сомнений, что музей посвящен гордости русского флота.
На первом этаже мы видим рабочий кабинет Степана Михайловича (отца Павла Степановича). Он был очень уважаемым человеком с огромным влиянием: он трижды избирался местным предводителем дворянства и один раз был губернским предводителем.
Рядом представлена гостиная Нахимовых. Хочется отметить, что в музее выставлены только подлинные вещи.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

На втором этаже экспозиция представлена в виде остова корабля; как будто мы заглянули на промежуточный этап строительства судна. Выглядит очень масштабно и завораживающе!

Павел Степанович Нахимов очень был скромен и никому не разрешал себя рисовать, точнее позирование он считал пустой тратой времени. Единственный прижизненный портрет — это портрет, сделанный придворным художником Василием Тиммом, когда Нахимов стоял на службе в церкви; он спрятался за колонной и рисовал его.

Нахимов обиделся и отказал как-то в приеме Тимму, но тот подошел к нему, чтоб объясниться:
Тимм: «Я получил приказ от императора: он хотел иметь ваш портрет в комнате своих детей, чтобы они знали с кого брать пример.»
Нахимов: «Я всего лишь ученик Лазарева, а все подвиги, которые причисляются мне, были совершены моими офицерами и матросами.»
Тимм: «Как заслужить вашу милость?»
Нахимов: «Давайте вы будете рисовать портреты только тех, кто этого достоин.»

Тимм согласился, но не понимал, что подписался на исполнение свыше 700 рисунков героев Севастопольской обороны, которые он сделал в течении 324 дней.

Учебное пособие (Модель 24-х фунтовой карронады). С помощью этой малютки решали задачу, причем на оценку «Отлично» она должна быть решена в течении 60 сек; на чтение задачи уходило гораздо больше времени.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

В 16 лет Нахимов — мичман флота. Он попадает в команду М. П. Лазарева и 3 года кругосветки делают из Нахимова прекрасного моряка.
Под командованием Лазарева на флагманском корабле русской эскадры «Азов» Нахимов принимает первое боевое крещение: Наваринский бой и после него ему присваивают звание капитан-лейтенанта и кавалера ордена Святого Георгия 4ой степени. Он становится самым молодым капитаном в русском флоте.

В 30 лет он получает в командование самый современный и новейший корабль — Фрегат Паллада, за постройкой которого Нахимов следил лично и даже внес некоторые усовершенствования.

Вязьма. Часть 3: Усадьба Грибоедова и музей Нахимова в Хмелите

С. П. Нахимов скончался 12 июля, не приходя в сознание. Случилось это во время обороны Севастополя; он был смертельно ранен в голову пулей на Малаховом кургане. Похоронен во Владимирском Соборе в Севастополе.

С. П. Нахимов был тем человеком, для которого морская служба была единственным делом всей его жизни и ничего другого он для себя не представлял; «он забыл влюбиться, забыл жениться»; все средства, которые у него оставались от оплаты жилья и стола, он отдавал в помощь нуждающимся матросам.

Режим работы музея:
ноябрь — март: с 9.00 до 17.00
апрель — октябрь: с 10.00 до 18.00
Выходные: понедельник, вторник.

В усадьбе имеется гостиница.

В России много мест, где побывав единожды, влюбляешься навсегда. Хмелита — именно такое место)) Красивые виды природы, великолепная архитектура — все радует глаз!))
И, конечно же, от всего сердца благодарю Дмитрия (к сожалению, не запомнила место работы в усадьбе) за интересный рассказ!) Столько любви к этому удивительному месту я услышала в этой истории))