Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 12:10

Женева — Швейцария Май 2018

Знаю, что многие путешественники не воспринимают Женеву как туристический объект, считая ее скучной, не интересной, скудной на достопримечательности, поэтому не достойной искушенного туристического взгляда. Мне же Женева приглянулась и полюбилась благодаря живительной силе парков и садов. Да, конечно, в ней нет притягательно мощного старинного ядра, а есть лишь ядрышко, рожденное Средневековьем, спрятанное среди солидных деловых зданий, торговых улиц с кичливыми магазинами, заманивающими посетителей товарами сегмента «лакшери», но не потерявшее из-за этого своей привлекательности. Туда, в ядрышко, мы наведывались не раз в поисках атмосферы, накапливаемой столетиями, с которой здесь, прямо скажем, не густо. Не буду сильно разглагольствовать на тему «любовь-нелюбовь», но исподволь замечу, что роскошь Женевы — в простоте, изысканность — в лаконичном стиле

Женева — город парков и садов

Можно не соглашаться… А вот такому безапелляционному утверждению будет сложно возразить: здесь удивительно чистый воздух и замечательная экология, которую ценят не только люди, но и лебеди, подписавшие своим присутствием декларацию о том, что Женева — приветливый, приспособленный для жизни город для тех, кто имеет возможность расплачиваться за удовольствие красиво жить

Женева — город парков и садов

Можно сколь угодно возмущаться швейцарской дороговизной, но и небогатым туристам, здесь будет вполне комфортно, если действовать в соответствии с возможностями собственного кошелька, не засматриваясь на рестораны и настроившись на позитив. В конце концов, каждый старается смотреть туда, где находится круг его интересов и пропускает то, что не достойно его внимания. Мой рассказ будет не о подводных камнях путешественника в Женеве, он о Женеве, обласканной маем.

— Понятно, кудесник май украсит любой город, — скажете вы.

— Но не в каждом городе есть столько парков, садов и огородов, — возражу я.

До огородов, расположенных в международной зоне, мы еще доберемся (на территории небольшого по площади франкоязычного кантона располагаются штаб-квартиры около трехсот международных организаций, включая офисы Европейского отделения Организации Объединенных Наций). Более 330 гектаров озелененной территории, 50 восхитительных парков для города с населением около 200 тыс. человек, согласитесь, это круто! Представьте себе, что все это живое великолепие, взбудораженное ярким майским солнцем, цветет, благоухает, заходится в экстазе, сливаясь с Леманом. Начнем нашу прогулку по Женеве, благо погода стоит изумительная, удачно приправленная нежно ласкающим сиянием майской неги. Идя от вокзала Корнавен к Женевскому озеру, не пропускаем базилику Нотр-Дам — главную католическая церковь Женевы

Женева — город парков и садов

Со времен Реформации, которая накрыла Европу 500 лет назад и до середины XIX века, в протестантской Женеве католики, причисленные к религиозным меньшинствам, не имели своей церкви и возможности официально исповедовать свою веру. Лишь к концу 19 века страсти между католиками и протестантами улеглись, и в 1850 году городские власти выделили участки земли религиозным меньшинствам, в том числе католическим, для строительства своих церквей. Собор Женевской Богоматери был построен именно тогда в стиле неоготики, являясь некой копией собора во французском Амьене Славится он великолепными витражами, которые можно долго рассматривать, любуясь преломлением света, льющегося сквозь витражные окна

Надо сказать, что внутри радостная, торжественная обстановка. Что ни говори — католики молодцы — умели строить храмы, похожие на музеи, в которых живет дух Божий. От храма рукой подать до элегантной озерной набережной с названием Монблан, где как на подбор выстроились дома в стиле модерн (в основном шикарные отели)

Женева — город парков и садов

Манящее название Монблан — красивый символ, вобравший в себя великолепие, мощь, кристальную белизну вечных снегов горного массива, находящегося на границе Франции и Италии. Что вовсе не мешает жителям Женевы считать Монблан, а вернее вид на Монблан, своей достопримечательностью. Первое, что приковывает взгляд и захватывает внимание на подходе к озеру — это вычурный Мавзолей Брансуика — один из известнейших памятников города, расположившийся на прекрасной женевской набережной. Правильней его было бы называть мавзолеем герцога Брауншвейгского (колбаса популярная у нас так называется, и с герцогом ее роднит место происхождения)

Герцог Карл II, брауншвейгский, известный как экстравагантный господин, со скандальной репутацией, лишившись трона в родной Пруссии из-за злоупотреблений разного рода, «скитался " по Европе, затем обосновался в Париже, прихватив с родины казну и бриллианты. Роскошно так жил, на широкую ногу. После падения французской империи у него пропала охота к парижской жизни и он переехал в Женеву, шокируя добропорядочных горожан кричащей роскошью. Карл Брауншвейгский страдал неизлечимой клаустрофобией и боялся быть похороненным глубоко в земле в заколоченном гробу. В своем завещании герцог объявил своим наследником (подумать только) — город Женеву с тем условием, что город будет обязан позаботиться о погребении и увековечении его памяти. То есть похороны должны быть достойны его августейшего происхождения, гроб следует поместить в мавзолей, выстроенный в общественном месте, дополнив его мраморными портретами предков и собственной конной статуей в бронзе. Для своего захоронения им было отписано городу двадцать миллионов франков. Размеры наследства убедили городской совет в величии души усопшего, и он разрешил возвести на берегу Женевского озера столь нелепое сооружение «Brunswick monument». За образец была взята известная усыпальница богатого семейства Scaligeri в итальянской Вероне 14 века. Оставшиеся после возведения монумента средства, полученные в наследство, женевские чиновники потратили с умом, направив на изготовление золотых ворот Парка Бастионов, постройку городской Оперы, реконструкцию университета. В общем понятно, что в Швейцарии чужим деньгам рады с давних пор. Если не углубляться в детали, сопутствующие сему сооружению, то можно восхититься затейливым монументом (над памятником трудилось шесть скульпторов, при этом не жалели ни мрамора, ни бронзы), львами, его стерегущими, на фоне дивного цветения тюльпанов

Женева — город парков и садов

Набережная Монблан, вдоль которой мы идем, место тихое, обворожительное, располагающее к наслаждению и медитации. О том, что однажды здесь произошла страшная трагедия, напоминает удивительный памятник, уютно расположившийся на зеленой лужайке

В субботу 10 сентября 1898 года императрица Елизавета Баварская, известная под именем Сисси, в сопровождении одной из своих фрейлин прогуливалась по набережной. В этот момент на императрицу совершил нападение итальянский анархист. Удар заточки, нанесённый Лукени, сбил её с ног, оставив крохотную колотую ранку в области сердца. Елизавета не поняла истинный смысл случившегося. Решив, что нападавший просто хотел украсть её украшения, она поднялась и попыталась продолжить прогулку с фрейлиной дальше. Спустя несколько минут Сисси опустилась на землю, потеряла сознание и вскоре умерла. Итальянский анархист Луиджи Лукени на вопрос судьи, по какой причине он лишил жизни императрицу, ответил: «Это моя месть богатым и сильным мира сего. Лукени убивает императриц, а не прачек». Сисси (Сиси) — персонаж культовый, и этот памятник в отличии от привычных — помпезных, отражает ее элегантность, подчеркнутую, свойственную именно ей, худобу. Здесь на набережной полно всяких скульптур, вазонов с цветами, фонтанчиков разных

Женева — город парков и садов

Невозможно не обратить внимание на бронзовую скульптуру «Меланхолия», символизирующую пустоту души. Ни соринки, ни пылинки, никакой неприбранности, лебеди плавают. А мы идем дальше, развернув голову направо, туда, где без устали в небо из озера вырывается гигантская водная струя фонтана Jet d’Eau. («выброс воды» по-нашему)

Уникальный фонтан, что и говорить: 500 литров воды в секунду поднимаются на высоту 140 метров с помощью насосов со скоростью выше 200 км/час. В каждый момент в воздухе находится около 7000 литров воды. Многократно повторяю своему спутнику:

— Как же мне нравится и озеро, и не устающий водопад фонтана, и несуетность Женевы.

Так и идем вдоль озера, зачарованные майской солнечной негой, разлитой в воздухе. Мамочки русского происхождения, в веселой компании соотечественниц здесь выгуливают своих малышей — несмышленышей (облюбовали исключительно чудесное место для проживания и совсем не жалуются на дороговизну швейцарской жизни). Мимо галереи под открытым небом, состоящей из остроумных приколов, оформленных турецким карикатуристом Musa Kart, мимо не проходим, есть над чем улыбнуться

Встречаются знакомые личности, иронично представленных (есть здесь и наши «герои», изображенные жалкими и смешными, но обойдусь без показа — у нас стало строго с этим делом). Вдоль набережной Mont-Blanc и искусственного пляжа на фоне роскошных гостиниц на набережной Quai Wilson, начинается красивый парк Монрепо (Mon-Repos) и нескольких небольших смежных парков прибрежной полосы озера. Один из них — Жемчужина озера (Perle du Lac) — зеленый оазис в центре Женевы, расположенный в нескольких шагах от Palais Wilson (Дворца Вильсона). У входа в парк установлена изящная скульптура юноши рядом с красивым скакуном

Женева — город парков и садов

Жаль только, что предыстория появления этой красивой скульптурной группы печальна — юноша утонул в озере. Кем он был и почему удостоился внимания скульптора, интернет умалчивает. Существует парк издавна, а в 1926 году здесь были найдены богато украшенные термальные ванны — все от тех же римлян, наследивших по всей Европе. Признаюсь, я никогда не была в таких красивых европейских парках, где деревья огромны и зелены, а цветение так пышно в своем разнообразии. Глаз радуется, душа волнуется, чувства обостряются

Уж я бегала-бегала с фотоаппаратом вокруг клумб, пытаясь запечатлеть великолепие пышноцветения, но фотографии получились так себе. В действительности это просто божественное зрелище. Несколько симпатичных вилл нами было обнаружено по пути. Эта попала в объектив благодаря мальчику с дудочкой и змейкой-ящеркой

Женева — город парков и садов

В этой вилле расположен музей наук

Перед этой виллой на лужайке местные дети играют в футбол

Женева — город парков и садов

Миновав большой фонтан, по широкому газону можно спуститься к озеру с небольшой гаванью и каменным причалом, где можно купаться

В мае люди купались, мы не были к этому готовы. В самом парке народ валяется на травке, ездит на велосипедах, бегает трусцой и просто гуляет по дорожкам, пересекающим зеленое буйство в центре Женевы. Хорошо держать в руке жемчужину, радуясь, что нашел то, что искал. Но мы жадные — нам все мало — труба зовет в неизведанные дали за новым жемчугом. Если бы мы знали в тот момент, что если пройти еще дальше вдоль озера, то мы бы дошли до Ботанического сада Женевы и Дворца Наций (то есть штаб-квартира ООН). Век живи — век учись… Так как от озера невозможно оторваться в погожий день, то мы, вернувшись в исходную позицию, переезжаем мост Монблан в компании этого веселого аутентичного швейцарца туда, где нас ждет Английский парк (Le Jardin Anglais)

Женева — город парков и садов

Откровенно говоря, начитавшись отзывов про то, что в Женеве нечего смотреть, на том и порешили: будем просто гулять и радоваться любым пустякам. Майский день на берегу Женевского озера пустяком не назовешь. Восторг узнавания меня накрыл приятной волной при виде Цветочных часов, которые считаются достопримечательностью Женевы. Они бывают разными: неинтересными, когда природа дремлет, радостными и яркими в пору активного пробуждения и расцвета всего живого

А бывают в стадии создания нового образа — довелось увидеть подготовительную работу (есть фотография, но ограничение на количество фотографий не позволяет загрузить чуть больше, чем положено, а писать рассказы в частях не люблю). Цветочные часы по сути являются уникальным памятником часовой индустрии Швейцарии: циферблат состоит сплошь из цветочков, сорт которых зависит от сезона. А для создания такой впечатляющей композиции используется более 6500 растений, при этом идеальный зеленый английский газон выгодно оттеняет яркие соцветия. Секундная стрелка у чудо-часов — самая длинная в мире (2,5 метра). Интересно было бы посмотреть, на обновленный циферблат. Не успели… Что есть еще примечательного рядом? Конечно, знаменитый памятник-знак объединения Швейцарии и Женевы: две бронзовые фигуры женщин — Республики Женева и Гельвеции (персонифицированный символ Швейцарии), обнимающих друг друга

Женева — город парков и садов

Каждая держит в руках меч и щит. Скульптура символизирует интеграцию Женевы в Швейцарскую Конфедерацию 12 сентября 1814 года. Как все удачно сложилось у этих статных, целеустремленных женщин-символов: интеграция, везение, приумножение богатства, обеспечивающее обоюдно красивую жизнь. Не будем забывать, что каждый достоин того, чего достоин: за очевидным успехом всегда стоит колоссальный труд, ум, изворотливость. Тенистые геометрически четко выстроенные аллеи Английского сада непременно приведут к чудесному фонтану с названием Нептун — нас он радовал ежедневно, то есть работал, как и полагается фонтану: сверкал на солнце серебряными брызгами, освежая воздух и возвещая радость грядущего дня, полного открытий

Английский парк по большому счету парком можно назвать с большой натяжкой, из-за малых размеров. Я ожидала увидеть нечто масштабное, а это просто узкая зеленая полоска, с зонами отдыха, уличными шатрами для еды, вытянутая вдоль озера. Заглянем на несколько часов в старый город, чтобы потом отправиться в очередной парк. Очарование старому городу придают старинные фонтаны-колонки питьевой воды, непременно украшенные яркими цветами. Привожу несколько образцов, достойных внимания

Средневековый город Женевы, как и положено, состоит из узких кривых улочек, расположенных на склонах холмов

Женева — город парков и садов

Обязательно обойдем по периметру маленькую симпатичную, окруженную старинными зданиями историческую площадь старого города Place Bourg du Four. Бург-де-Фур появилась еще в древнеримские времена. Через нее проходили торговые пути. Именно здесь располагался тогда Римский форум, а в Средневековье — скотный рынок. Сейчас это просто приятное место для отдыха с уличными кафе, ресторанами, сувенирными и антикварными магазинчиками

Скульптура изможденной девушки по имени Клементина, находящаяся на краю площади, всякий раз попадала в объектив, когда мы приходили на Бург-де — Фур. Заинтересовавшись, чтобы это могло быть, выяснила, что фигурка несчастной символизирует протест против насилия и жестокости

К главной достопримечательности средневековой Женевы — собору Святого Петра мы приходили не раз: то он был закрыт, то доступа на башни не было, и только с четвертой попытки удалось подняться на одну из его башен, чтобы сделать панорамные снимки, заплатив 5 франков. Полного обзора видов Женевы не получилось из-за мешающих фотографированию решеток

По причине неоднократного посещения собора нам удалось внимательно разглядеть его внутреннее и внешнее убранство. Собор Святого Петра, появившийся в городе еще в начале 13 века, за долгое время своего существования не раз перестраивался, а в середине XVIII века приобрел неоклассический фасад

Женева — город парков и садов

Я сначала никак не могла взять в толк, какая из построек является собором. Потом поняла, что архитектурная эклектика и есть собор Сен — Пьер

Что касается внутреннего обустройства, то про него можно сказать — скромное. Что ожидать от реформаторского храма, распрощавшегося с католическими атрибутами веры: статуями, фресками, позолотой? Храм полупустой, не заполненный привычными украшениями, но не потерявший из-за этого своего величия. «Вхожу во внутренность — огромно и пусто! Ищу глазами какого-нибудь предмета, который мог бы занять душу мою», — писал посетивший храм в 1790 году Николай Карамзин. Одной из главных его достопримечательностей считается стул столпа периода Реформации — Жана Кальвина, благодаря которому собор стал центром Реформации, а Женева того времени «протестанским Римом»

Женева — город парков и садов

Помимо стула внимание приковывает чудесная деревянная резьба. Можно долго разглядывать резные хоры, капители колонн с изображением монстров, очевидно оставшиеся от другой ветви христианской веры

Еще обращает на себя внимание гробница герцога де Рогана, предводителя французских гугенотов во времена Людовика XIII. Справа сразу же от входа есть маленькая дверца, которая приведет в капеллу Маккавеев, построенную в начале 15 века

Женева — город парков и садов

Вот куда протестанты упрятали нетленную красоту! Не пропустите. Имейте в виду, что если обойти собор, то можно обнаружить чудесную смотровую площадку на крыши Женевы, которая находится между собором Сен — Пьер и церковью Сен — Мадлен

Церковь Мадлен — одна из старейших в городе и была построена на руинах древнеримской виллы. И таверна, тоже Мадлен, что на моей фотографии, тоже одна из самых старых в городе. Говорят, что первая таверна открылась в этом здании аж в 1009 году, и долгое время это было злачное место, собиравшее всех женевских пьяниц

Женева — город парков и садов

Превратности судьбы: сейчас здесь обосновался абсолютно безалкогольный ресторан. В центре Женевы можно найти интересные местечки, если гулять в удовольствие, во всяком случае, в моем списке есть еще чудесные уголки и детали средневековой Женевы. Не буду перегружать рассказ, который и так затянулся, пора перейти к следующему парку — Бастионов. К нему есть несколько подходов, мы же пойдем через Арсенал, попутно засматриваясь на фрески, пушки, выйдя к самой чуднОй достопримечательности Женевы — простецкой скамейке, Banc de la Treille, длиной 125 метров (самая длинная в мире из деревянных)

Скамья эта находится на самом старинном бульваре города, возникшем в начале XVI века на склоне холма, засаженного виноградниками. К тому же, с этого места открывается панорамный вид на Парк Бастионов. Во время оккупации войсками Наполеона Женевы, в парке размещались кавалерийские конюшни, а затем территорию cтали использовать под огороды, выращивая картошку. Ботанический сад Женевы, который был на этом месте, в 1904 году переехал на правый берег Лемана, а скромный парк Бастионов стал приобретать свои нынешние черты. Сейчас это тихий, цветущий островок, украшенный клумбами, беседками, лужайками, приглашающими к отдыху

Женева — город парков и садов

В мае цветут левкои, ирисы и розовые каштаны, рододендроны.

А вот и гигантская Стена Реформации с фигурами отцов протестантской церкви, высеченными в стене длиной в сотню метров и обрамленными барельефами с изображением истории движения. Стена была построена в 1909 году, её появление приурочено к 400-летию рождения отца женевского протестантизма Жана Кальвина и 350-летию основания Женевской Академии (ныне — Женевский университет)

Женева — город парков и садов

В центре каменного мемориала расположены фигуры Гильома Фарэля, Жана Кальвина, Теодора де Безе, Джона Нокса (слева направо). Суровые памятники великим протестантам, задуманные под стать их вере и проповеди, перевернувшей сознание женевцев, и сделавших из них трудолюбивых аскетов, смотрят на прохожих с высоты своих внушительных пяти метров. За их спинами на стене выгравирован девиз Женевы — Post Tenebras Lux (После тьмы — свет)

Напротив памятника отцам-основателям протестантской церкви расположен Женевский университет, который, случается, выбирают для получения образования европейские монаршие особы. Здесь начинают свой путь и лауреаты Нобелевской премии, и знаменитые ученые, и политики. Мимо гигантских шахмат, которые находятся возле главных ворот, никто мимо не проходит, и мы не стали исключением

Женева — город парков и садов

А также советую не проходить мимо Ботанического сада Женевы, куда мы отправились в последний женевский день, коротая время перед поздним вылетом. Добраться до него просто: надо сесть на трамвай номер 15 у вокзала Корнавен, проехать примерно 10 минут, и выйти на остановке Насьон, рядом с Дворцом Наций (ООН)

Здесь можно сфотографироваться со знаменитым колченогим стулом — памятником жертвам противопехотных мин, в процедуре открытия которого принимала участие принцесса Диана

Женева — город парков и садов

В противоположном углу площади Наций можно обнаружить пушку с завязанным в тугой узел дулом

А если есть время и желание, то можно предварительно записаться на экскурсию в чиновничье царство Лиги Объединенных Наций (мне кажется, что это будет запоминающаяся экскурсия, во всяком случае, не рядовая). У нас не было времени уже что-то такое изобретать, хотя я заглянула за ворота и поинтересовалась у охраны, нет ли сейчас экскурсии. Надо заранее планировать — был ответ. Мы же, спросив у водителя автобуса, как нам попасть в Ботанический сад (просто показав ему название), правильно расценили его ответный жест и пошли направо, вдоль решетки парка Дворца Наций, Который плавно перешел в Ботанический сад. Минут через 10 — 15 нас поджидала вывеска «Jardin Botanique», и там царство чиновников уступило дорогу царству природы. Ботанический сад в Женеве с коллекцией в более чем 12 тысяч видов растений, устроен очень толково. Он разделён на несколько тематических секций — дендрарий, альпийский сад, сад лекарственных растений, сад культурных растений, несколько тропических оранжерей, заповедник. Меня же сразило буйство цветения рододендронов, среди которых разгуливают павлины, которые не любят позировать

Женева — город парков и садов

Что еще понравилось в парке — рядом с кафе есть вот такие столики и стулья, где можно расположиться со своей едой, устроить небольшой пикничок, потом все убрать за собой, оставив в предусмотренных для подобного мусора урнах

Это был наш, совершенно бесплатный уголок отдыха, и павлины у нас были свои, нами прикормленные (не возможно было отказать в кусочке сыра — попрошайки ужасные)

Женева — город парков и садов

Потом мы пошли в живую зону, где оборудованы натурализованные вольеры для разной живности

Пруды для птиц, уток, гусей

Женева — город парков и садов

Игровая площадка для детей с милой каруселькой

Много ли человеку надо для счастья? Кому как, а мне порой достаточно радостного чувства, посетившего внезапно от прикосновения к чему-то, достигшему совершенства. Когда ты находишься в таких замечательных местах, как этот сад Женевы, у тебя появляется мимолетная обнадеживающая мысль, что окружающий мир абсолютно дружелюбен ко всем без исключения, и кто-то очень старается сделать его необыкновенно красивым, гармоничным, удобным для жизни любого человека

Женева — город парков и садов

К сожалению, эта сказка в конечнои итоге не про нас, так как вряд ли еще когда-нибудь нам выпадет счастье свободно, наедине с природой разгуливать по швейцарским паркам и садам. На такой мажорно-грустной ноте я заканчиваю свою прогулку по Женеве, восторгаясь ее безоговорочным уютом. Все-таки старания отцов-реформаторов не прошли даром: народ Женевы трудолюбив, аккуратен, рационален и приучен бережно относиться к царственной природе своего дома.

Вспоминаю с любовью:

Майское цветение на фоне снежных вершин. Франция — Швейцария

Город у озера. Анси

Ивуар (Yvoire). От берега швейцарского к берегу французскому

И пошли они до городу Лиону