Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Овчар Баня, Ужице, Чачак — Сербия Август 2018

Уже смотря на карту Сербии, понимаешь, что это не просто большая, а именно огромная страна. И очень красивая, как мы потом убедились…

Зелёный бант Западной Моравы

И мои имперские амбиции увидеть всю страну за один приезд были…мягко говоря ничем иным, кроме как наивностью, вызванной детским желанием получить сказку со счастливым концом. К чему это я? На севере Сербии мы побывали, увидели Суботицу и Канижу, которая почти на границе с Венгрией. Увидели немного восточную Сербию и национальный парк Джердап. Теперь наш путь лежал в западную Сербию. Но сначала надо было центральную Сербию посмотреть, с красивой рекой Западной Моравой познакомиться.

Зелёный бант Западной Моравы

и с Овчарско-Кабларским ущельем, которое сербы называют «сербским Афоном».

Зелёный бант Западной Моравы

Да, и ещё надо было обязательно побывать в Овчар Бане.

Зелёный бант Западной Моравы

Не, не попариться:) Бани — это сербские курорты с термальной водой и грязелечением. Так вот, собираясь в Сербию, я выбрала именно Овчар Баню по профилю лечения и по местоположению Бани в красивом Овчарско-Кабларском ущелье, где горделиво несет свои воды Западная Морава. Как же так, удивятся те, кто прочитал мой рассказ на сайте о нашем лечении на сербском курорте Баня Канижа, закономерно спросив, как это я умудрилась на две Бани разорваться? Признаюсь сразу, Бог уберег меня от Овчар Бани…В последний момент я передумала. Дочитавшие рассказ до конца, поймут, почему я ничуть не пожалела, что мы отдыхали и лечились не в Овчар Бане.

Смотря на карту Сербии, я удивлялась не только тому, насколько Сербия большая страна, но еще и огромному количеству озёр и рек. Пока мы успели увидеть всего несколько: Джердапское, Палич, Серебряное.

А вообще в Сербии насчитывается более 100 озёр и их количество не является величиной постоянной. Дело в том, что в Сербии, в основном во времена социалистической Югославии, было построено достаточно большое количество объектов гидроэнергетики.

Зелёный бант Западной Моравы

Из Википедии: Это ГЭС Джердап I на реке Дунай (1026 МВт), ГЭС Джердап II(270 МВт) на реке Дунае, ГЭС Байина-Башта на реке Дрина (420 МВт), ГАЭС Байина-Башта на реке Дрина (614 МВт), ГЭС Зворник на реке Дрина (96 МВт), ГЭС Бистрица (102 МВт), ГЭС Потпеш на реке Лим (51 МВт), ГЭС Увац на реке Лим (36 МВт), ГЭС Кокин Брод на реке Лим (22 МВт), ГЭС Пирот на реке Височица (80 МВт), ГЭС Врла-1, Врла-2, Врла-3, Врла-4 на реке Власина (общей мощностью 130 МВт), ГЭС Овчар Баня на реке Западная Морава (5,5 МВт), ГЭС Меджувршье на реке Западная Морава (7 МВт), Кожнар ГЭС на реке Дечанска Бистрица (6,5 МВт).

Как видите, на Западной Мораве, куда мы направляли свои стопы машину, построены были не очень мощные гидроэлектростанции. При строительстве гидротехнических сооружений, в результате перекрытия рек и строительства дамб, возникли искусственные озёра или водохранилища, которые со временем были обустроены.

Зелёный бант Западной Моравы

Искусственными озёрами стали и многие старые карьеры для добычи песка. На сегодняшний день ряд искусственных озёр (водохранилищ) являются многофункциональными. Они используется для производства электроэнергии, для ирригации, для водоснабжения населенных пунктов и объектов промышленности, а также для проведения спортивных и туристических мероприятий. Всего таких искусственных озёр в Сербии насчитывается более 50, многие из них уже отметили полувековой юбилей. В них была запущена рыба, вокруг береговой линии появилась соответствующая инфраструктура.

Так же случилось и с рекой Западная Морава, которая зелёным бантом извивается по территории центральной Сербии, рисуя узоры подобно рисункам маленькой зеленой змейки, оставляющей свои следы-отпечатки на песке (фото из интернета).

Зелёный бант Западной Моравы

Только Западная Морава гораздо сильнее змейки, может даже разделять горы Овчар и Каблар, закручиваясь между ними зелёным ярким бантом. Бантом дружбы рек и гор.

Зелёный бант Западной Моравы

На Западной Мораве тоже возникло искусственное озеро из-за строительства гидроэлектростанций и в результате строительства дамбы вверх по течению реки от железнодорожного моста бывшей узкоколейной дороги Чачак-Ужице. Длина озера — семь километров (не очень много, правда?), ширина — около 350 метров (тоже мне, озеро называется:)) и глубина — до 23 метров (ну, хоть неплохая глубина для озера).

Зелёный бант Западной Моравы

Озеро называется сложно — Меджувршье (или Меджуврше или Меджувршко). Когда произносишь это сербское название, во рту вместо звуков образуется какая-то лингвистическая каша, честное слово. Какой-то совершенно скупой он на гласные, этот сербский язык. Певуче и красиво название произнести — совершенно патовый вариант. Красивее было бы — Междуврушье, ан нет. Не могем так злостно вторгаться в могучий сербский язык:) Поэтому, при написании рассказа мне пришлось сто раз проверить, что озеро действительно называется Меджувршье, а не так, как привиделось мне…

Međuvrško Jezero человек уже обжил и приспособил для своего отдыха. Озеро сплошь застроено прибрежными кафешками,

Зелёный бант Западной Моравы

домиками-дачами с рыбацкими лодками и приусадебными участками.

Зелёный бант Западной Моравы

Я тоже подыскала себе продающийся домик с двумя комнатами прямо на берегу озера. 13000 евро платишь и живешь в своё удовольствие летом, как в дачном домике, отдыхаешь, рыбачишь на озере. Шучу я, а то и взаправду подумаете, что у меня с головой не все в порядке. А если серьезно, то на озере Меджувршье, рожденном Западной Моравой, уже давно проводятся ежегодные соревнования по спортивному рыболовству, а с 2005 года — одиннадцатикилометровая регата. Вот куплю тот милый домик и буду в регате участвовать! :)

Зелёный бант Западной Моравы

А еще зелёный бант Западной Моравы опоясывает Овчарско-Кабларское ущелье — одну из наиболее известных природных достопримечательностей Сербии. Здесь река Западная Морава, буквально извиваясь между горными массивами Овчар и Каблар, создает удивительные пейзажи. Овчарско-Кабларское Ущелье находится в 150 км от Белграда в центральной Сербии и в 8 км от города Чачак. Туристы любят сюда приезжать, чтобы увидеть природные красоты края. Мы не были исключением…

Зелёный бант Западной Моравы

В ущелье расположен Троицкий монастырский комплекс, который также называют «сербским Афоном» (или «сербская Святая Гора»). Название — это не просто образ. Это исторический факт. В XIV веке, когда на Афоне греческом настало трудное время притеснений, большая часть монахов Хиладарского монастыря вынуждены были искать себе новое пристанище. Сербское Овчарско-Кабларское ущелье, прекрасное и, самое главное — укромное, стало не просто приютом для беженцев — греческие монахи образовали здесь новую монашескую республику. Во время своего расцвета она включала в себя триста (!) обителей, который объединяла не общая ограда, а единый устав.

С тех пор многое изменилось. Осталось всего десять монастырей и две святыни на берегах Западной Моравы. Но здесь все те же живописные холмы, лента реки по-прежнему изгибается роскошным зеленым бантом, а уцелевшие обители свято хранят дух старого Афона. В здешних монастырях нет больших приусадебных хозяйств, обходятся монахи без собственных производств и мастерских. В каждой обители проживает два-три монаха. Это верность древней традиции максимального уединения. Когда здесь нет богослужения, храмы во всех монастырях закрыты на замок. Нужно просто найти ключаря (келейника) и попросить открыть дверь. Сербские монахи приветливы и гостеприимны, даже если ты простой путник. Не случайно в «сербский Афон» проводятся паломнические туры…

Большинство монастырей построено в эпоху оттоманской империи, когда они играли большую историческую и культурную роль. По самым ранним сохранившимся сведениям, здесь в XVI веке работала мастерская по переписыванию церковных книг. Овчарско-Кабларские монастыри были также центром живописного искусства, о чем свидетельствует факт, что все стены и иконостасы их церквей были расписаны. Эта живопись сохранилась частично. Фото из интернета:

Зелёный бант Западной Моравы

В настоящее время здесь расположено десять монастырей. По левому берегу Западной Моравы, под горой Каблар, расположены следующие монастыри: Благовещение, Илинье, Иованье, Николье, Успение; под горой Овчар — Воведение, Вознесение, Преображение, Св. Троица, Сретение. Многие из монастырей со временем возобновлялись и переделывались. Из-за строительства железной дороги монастырь Преображение был перемещен на другой участок, монастырь Иованье был построен заново в связи со строительством гидроэлектростанции Меджувршье, монастырь Вознесение в значительной степени возобновлен, монастыри Илинье и Сретение в период между Первой и Второй мировыми войнами были построены заново в тех же местах.

Самые важные монастыри (Благовещение, Николье, Сретение, Св. Троица) подвергались консервации. Они охраняются как памятники имеющее большое значение для истории и культуры Сербии.

Я не сразу поняла, куда показывает наверх наш гид.

Зелёный бант Западной Моравы

Пришлось всматриваться, пока не увидела крест в углублении в скале. Потом помог объектив камеры, фотки я сделала, но особого значения не придала. Только дома, разбирая фотографии, испытала культурный шок. Извините за качество фото, но на них отчетливо виден не только крест, но и небольшая церковь, прячущаяся в ущелье скалы.

Пришлось спрашивать у гугла…Это церковь Святого Саввы — маленькая часовня, сооруженная в 1938 году у подножья самого крутого утеса Каблара. Место постройки церкви выбрано в непосредственной близости от небольшого источника, бьющего из каменного углубления в скале, и создавшего на своем пути естественный резервуар. Эта вода считается уникальной — улучшает зрение и лечит головные боли. Вот туда бы мне точно надо бы…вдруг сразу от очков избавлюсь:) Но я бы туда не залезла, не скалолазка я, туда ведет страшно отвесная, круто уходящая вверх пешеходная тропика, берущая начало от железнодорожной станции курорта Овчар Баня…Так что…не судьба мне, придется в очках ходить…

Село Овчар-Баня — парадные «ворота» в бывшую монашескую республику. От Чачака до ущелья и села Овчар-Баня ходит автобус, по узкому серпантину это около получаса езды. На противоположном берегу реки — железнодорожная линия, то нависающая над пропастью, то прячущаяся в туннель. До ущелья можно добраться и по ней, сев в Чачаке на чудаковатого вида электричку из двух вагонов.

На территории курорта Овчар Баня, стоящего на Западной Мораве, расположен источник целебной теплой воды, температура воды 36–38 ° С, вода богата полезными минералами и солями. Лечит ревматизм, артрозы, заболевания нервной системы и ОДА.

Зелёный бант Западной Моравы

Курорт Овчар Баня находится в окружении Православных монастырей, церквей, культурных и исторических памятников. В непосредственной близости от курорта расположен уникальный культурно-исторический комплекс Монастырь Пресвятой Богородицы XIV и XV века.

О целительных свойствах пробивших каменистую породу термальных источников ведали еще рудокопы-язычники, разрабатывавшие тысячелетия назад здешние недра. Но, по странному небрежению властных инстанций, статус курорта за Овчар Баней был закреплен совсем недавно — в 2011 году. Вот сюда я и стремилась попасть, подлечить свой замученный сидением за компьютером организм.

Зелёный бант Западной Моравы

Расположение курорта удачно сочетает близость как к Белграду (150 км), так и к природной уединенности. Здесь очень и очень красиво! Зелёные горы, плавно текущая Западная Морава…

Зелёный бант Западной Моравы

Основными путями, ведущими к Овчар Бане, являются железнодорожная линия через Пожегу и серая лента Западноморавского шоссе. Добраться сюда можно и из соседствующего с Овчар Баней города Чачак. И что же я, мечтавшая сюда попасть, увидела в Овчар Бане? Да уж…двое отдыхающих плескались в термальном бассейне (фото из интернета).

Ещё двое человек тихо и очень одиноко гуляли по территории. И это — все! А нет, пардон, попалась нам ещё одна собака, понуро бредущая куда-то. И это за час нашего гуляния по территории! Здесь будто время замерло…Уж не знаю, какое здесь лечение, кроме плескания в бассейне, если отдыхающих «полтора землекопа»…В гостевом доме, гордо называемом отелем, открыто одно единственное окошко. Гид подвердил, что наше решение отдыхать в Канижа Бане, а не в Овчар Бане, было абсолютно верным. Государство не поддерживает Овчар Баню, более того, ситуация ухудшилась, когда построили прямую трассу Чачак-Ужице, которая проложена всего в 50 метрах от села Овчар Баня. Теперь в Овчар Баню никто не заезжает, мы видели здесь маленький закрытый магазин и пару жителей. Грустно…В зелёном банте Западной Моравы определенно появился разрыв и слабое звено…Изменит ли это когда-нибудь правительство Сербии? Риторический вопрос…