Турист Александра Шалагинова (davsenorm)
Александра Шалагинова
была 21 декабря 2023 19:24

Себу, Манила, Мактан — Филиппины Июль 2018

На Филиппинах было странно.

Очередным визараном было решено отправиться в эту страну, о которой я ничего никогда не читала и не знала. Мое единственное соприкасание с Филиппинами было в Гонконге — там очень много гувернанток и нелегальных продавцов, одетых как в 90-е, прибывших с американской колонии на британскую в поисках лучшей жизни.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Обычно в поездках я бегаю по музеям и взбираюсь на горы, но в этот раз — никакого стандартного туризма. После долгих месяцев работы в Китае мне хотелось «типичного русского отдыха» на пляжах и под солнышком.

У меня была почти неделя в стране. Мы приехали в июле, в сезон дождей, но за неделю осадки выпали лишь раз. Первые полдня прошли в столице, Маниле. Пока я покоряла местные супермаркеты, скупая весь кофе (в Китае просто с этим туго) — пришло время для следующего самолета. Так что извиняйте, по Маниле скажу только три вещи:

1. Супермаркеты класс! Там есть В-С-Е. И даже упаковщики продуктов (никогда их раньше не видела, только в кино)!

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

2. Аэропорт маленький и неудобный, не столичный стандарт.

3. Для передвижения (и не только по Маниле, а по большинству азиатских стран) — используйте приложение вызова такси Grab. Экономная штука, и водила на нае… облопошит. Поездка из аэропорта до города обошлась в 50–60 песо.

Финальным пунктом назначения был остров Себу. Или остров Мактан, но город Себу. Знаете, я когда поездку планировала, искала пляжи по-красивее, но никак не могла разобраться с островами и городами. В итоге получила, что получила.

Остров Мактан: Транспорт.

От аэропорта до отеля снова взяла Grab, но без интернета не получилось отследить финальную стоимость (только помнилось, что вроде столько-то) — чем предприимчивый таксист, конечно, воспользовался, загнув цену до 700 песо. Я не люблю торговаться, и конфликтности во мне через край — спорами порешили, что 250 песо выгодно обоим. Так вот, не будьте как я, скриншотьте цену заранее.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Общественный транспорт представляет собой так называемые джипни (местные маршрутки ака пати-вэны) и своеобразные тук-туки, которые я нарекла катерами. Цены на джипни в районе 7–8 песо, а вот тук-туки чуть дороже — 10 песо в среднем, в зависимости от пункта назначения. Они очень атмосферные, иногда едешь буквально на колесе (вместимость до 7 человек на эту малютку) — покатайтесь хотя бы просто так, до супермаркета.

Город

В самом городе делать нечего. Вот есть пляжно-отельная зона, вдоль которой идет пыльная дорога с петухами и эпизодически встречающимися раздавленными жабами; есть один большой супермаркет/торговый центр, который знает каждый таксист (см. карту), и есть «обновленный район» где-то за пределами (см. крест Магеллана справа на карте). Там все выглядит более опрятно: есть макдак, можно погулять по парку и посмотреть на того самого Лапу-Лапу и Магелланов пролив-залив.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Я отметила на карте дополнительно отель, посещаемый мною пляж и больницу, но об этом позднее.

Еще хочу написать про классную филиппинскую штуку с водными кулерами. Они там повсюду. Кидаешь 1 песо, вода начинает литься. Хочешь — пей так, хочешь — в бутылочку. А если ничего нет — то там у них пакетики в этих кулерах. Бери и лей. Если успеешь, ведь течет вода секунды три от силы.

Отель

Я всегда бронирую на Букинге (не ругайтесь). Все было сделано, как обычно, в последний момент по принципу «подешевле и поближе к пляжу». Выбор пал на AOSMEC Square Hotel: 780 рублей за ночь, номер на двоих.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Номер не роскошный, но и страна ведь тоже! Душ с муравьями, едва теплая вода, никакой смены постельного белья, сомнительные полотенца. Зато был телек. Очень забавно смотреть новости, когда там все на английском и филиппинском 50/50.

В отеле 3 этажа, на первом — кафе-бар, где по утрам готовят вкусные завтраки в пределах 50–100 песо. Минут 10 до пляжа пешком, минут пять до супермаркета — на катере. За углом — остановка джипни, очень удобно. А еще пункт обмена валюты — не ходите туда, курс ужасный. В целом отель ок, особенно за свою цену. Они еще предлагают экскурсии по островам, если группа людей набирается.

Из необычного в правилах отеля: за капельки крови на постельном белье — штраф.

Пляжи

Конечно, на острове есть и бесплатные пляжи (для местных), но вы туда даже не думайте заглядывать. Я уже за вас сходила, проверила, убедилась, что лучше не надо. Есть и очень дорогие пляжи при лакшери отелях с включённым в стоимость обедом или ужином (цены от 2000 песо). Проверить их мне бюджет не позволил, сами понимаете. И, наконец, третья категория: пляжи, которые по карману среднему классу!

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Вообще, все эти пляжи искать было достаточно сложно. Вроде бы, иди себе вдоль и заходи везде, да что-то не так все просто оказалось. Худо-бедно нашла Hadsan Cove resort, 50 песо вход, а пляжа-то там и нет. Сплошные катера, мусор, много местных. Купаться особо негде, а потом еще и дождь пошел.

Внутреннему скупердяю сказали «уходи» и нашли пляж подороже, но в разы приятнее (он как раз там выше на карте обозначен): EGI Resort & Hotel. 300 песо вход и сиди там с утра до вечера. Купайся в бассейне или в океане, валяйся на шезлонгах, людей нет от слова вообще. Минус: пляжа нет. Белесых песков, полотенец и трубочек со сгущенкой — ничего нет. Океана там 5×10 метров, зато очень глубоко, чисто и от катеров огорожено буйками.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

300 песо за вход включают 150 песо ваучер на еду и напитки, но за такую цену в ресторане ничего нет. Мне обед, включая ваучер, обошелся в 570 песо (паста, десерт, напиток). В общем, сами поглядите меню:

PS. в ресторане были замечены крысы!

Дайвинг

На Филиппинах полно контор по дайвингу и сноркелингу, но местные вызывали подозрение, так что я спросила в отеле при пляже, че кого. Там внезапно работает японская семья: папа, мама, сын и филиппинская секретарша. В тот день никто не записался, так что это был VIP курс по дайвингу только для меня (хи-хи).

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

После инструктажа и переодевания мы потопали под воду. Пробные погружения меня чуть с ума не свели: вроде что сложного, дыши ртом, но мозг отключается и на автомате вдыхает носом, а воздуха нет. И все. Я так раза три выныривала в панике. Ещё я пару раз профукала ласту, все погружение меня держал филиппинец (я не знала, что это так делается) и пару раз в буквальном смысле я упала на дно и ворочилась, как таракан, пытаясь перевернуться. Плавать самой мне и при желании не удалось бы, так и продолжила бы падать. Так что спасибо, филиппинец.

Из-за таких вот эпиков, постоянного давления в уши и очевидно присутствующего страха я пропустила половину морских обитателей и вообще весь кайф от дайвинга начала получать лишь в конце. Спасибо японской команде, что снимали меня с трёх камер, так хоть постфактум могу рассмотреть все, что уплыло в тумане.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

3000 филлипинских песо (~4к₽) и 400 песо за съемки (а я ещё думала свою гопро брать, лол, она бы затерялась там навсегда) — и вот. Плюс одно дело к опыту. Тем, кто впервые — рекомендую. Остальным — поищите еще, для непервого раза слишком мелко и мало. На лодке никуда не увозили, все в пределах пешей доступности. Главная фишка — стая рыбешек и пара стандартных прекрас морского мира. Я слыхала, на Филиппинах еще акула где-то прославленная — не ездите туда, не мучайте бедную старушку.

Финансы

5 дней в размеренном режиме на острове без какой-либо активности обошлись мне в 6714 песо (~8.5к ₽) без учёта билетов на самолёт и дайвинга. Не знаю, как так. Это все тонны кофе, которые я скупила, наверное.

На одну только еду потратилось аж 3683 песо (4.5к ₽), а она на Филиппинах очень даже дешевая. На транспорт ушло всего 572 песо (~700₽), на жильё 1760 (~2к) и 700 (~880₽) на посещение пляжей.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Сюрпризом стало то, что в стоимость билета на самолёт на Филиппинах не включаются сборы аэропорта, поэтому пришлось экстренно менять обратно юани и платить 850 песо (1к ₽) в качестве airport fee. Прибывшим из Китая на заметку: купюры до 2015 года не обменивают.

Бургер (и в Маке, и не в Маке) — от 220 песо.
Сиги — 100 песо.
Арбуз — 36, авокадо — 25 песо, дыня (внимание) — 200 песо.
Мороженное — 20 песо.
Йогурт — 55 песо.
Вода — 40 в бутылке, 1 песо в кулере.

Лирические итоги

Мактан для пляжного отдыха — плохой выбор. На каких-то островах в стране и правда как в раю. Не на Мактане. А теперь давайте в целом о стране: Филиппины, какие они?

• Никто не харкается
  • Горячей воды на каждом шагу нет
  • Мужчины не ходят с гордо оголённым пузом
  • Никто не толпится, не толкается, не кричит
  • Никто, сидя как бомж, не жрет бичи

И, самое главное, никто не курит. Ни на выходе с вокзала, ни на улице, ни у (или в) супермаркетах/кафе. Куда я попала? Все курят только в специально отведённых местах. Интересно, как китайцы тут выживают, учитывая, что они частые гости.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Филиппинцы как люди — тоже отдельный шок. Вроде азиаты, а вроде нет. Я смогла прийти только к одному выводу касаемо их внешности: смесь азиата и испанца. Все-таки 400 лет колонизации не хухры-мухры. Испанские черты очень чётко прорисовываются в лицах. А последующие года америнского владения отразились на способности местного населения в английский. Это здесь, во-первых, официальный язык. А во-вторых, это не просто формальность, здесь действительно каждый совершенно свободно владеет языком; все указатели на английском, описание продуктов в супермаркетах, сервисы. И постоянные обращения «sir», «ma’am».

На Филиппинах было странно, потому что так много фактов стали неожиданным сюрпризом. А ещё потому, что это первый мой отдых (после Турции), избавленный от ходьбы, карабканий по горам, спешки и дикой усталости. Эта поездка была чиллом, которого в жизни недоставало. Но всё-таки пассивный пляжный отдых — это не для меня.

Еще отмечу, что на*б на Филиппинах — это считай национальная черта. Мне, наверное, впервые так страшно было в другой стране одной ходить по вечерам. Там даже дети промышляют всякими оферами, продавая крабов с пляжа. Засунут в кармашек тебе и просят денег с милыми глазками. Дети как-то меня настолько напугали в темноте, что я чуть под грузовик не угодила.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Про извращенцев: то и дело наткнёшься на европейского мужчину (обычно пожилого) под ручку с молоденькой филиппинкой. И не всегда понятно, дочь она ему или любовница. Белых (и никогда не одиноких) мужчин на Мактане в соотношении с белыми женщинами 100:1 (и эта одна — я). Как я поняла, это эскортницы, а иногда и жены-содержанки (никого не хочу обидеть, я констатирую, не осуждаю). Но все же разница в возрасте и намерения этих пожилых европейцев меня смутили.

И про больничный опыт отдельно.

Во время путешествия по Китаю мне не повезло попасть под когти обезьянки. Бешенство — страшная штука, почитайте, так что я не задумываясь делала вакцинацию, и третья прививка попала на мой отдых на Филиппинах. Я пошла в больницу, обозначенную на карте.

Мой первый осознанный пляжный отдых. Филиппины

Осталась очень довольна сервисом (не ожидаешь такого иногда от развивающихся стран) и сомнений в компетентности врачей не возникло. За все про все около 3к рублей (на лекарства, прием, укол). Если вас угораздит там, на Мактане, то это проверенное место. Идите, не бойтесь.