Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 8:42

Кабардино-Балкария — Россия Май 2019

О Джилы-Су я узнала года три назад, и с тех пор желание посетить это место не покидало меня. Джилы-Су не очень широко известно, но побывавшие там рассказывают об этом месте с восхищением. И вот в этом году мое желание исполнилось, я побывала на Джилы-Су! И сразу скажу: полностью и бесповоротно присоединяюсь ко всем, кто с восхищением и любовью рассказывает о Джилы-Су! Вот просто до глубины души меня поразила первозданная, чистейшая природа, само урочище Джилы-Су, пока не испорченное цивилизацией, и, конечно, двуглавый, белоснежный красавец Эльбрус, до которого, кажется, можно дотянуться рукой.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Но все по порядку. Экскурсии на автобусах туда не ездят, но зато местные жители на своих внедорожниках могут вас домчать до Джилы-Су с любого города Кавминвод. Водитель, он же экскурсовод, довольно подробно расскажет о мелькающих за окном местах, а на смотровых площадках, откуда открываются прекрасные виды, и остановится. При этом, внедорожник — это же не автобус, попутчиками вам станут 2–3 человека, не больше, то есть толпы точно не будет, и вам представится возможность полюбоваться красотой гор чуть ли не одиночестве, ну практически, как в нашем случае, когда кроме водителя, туристов было всего два: я и моя подруга.

Из Пятигорска мы выехали в шесть часов утра. Зная расстояние до Джилы-Су, я вначале недоумевала, почему нужно так рано выезжать, но оказалось, что совсем не рано, а в самый раз, так как в Пятигорск вернулись мы в 8 часов вечера, и это при том, что нигде вроде бы и не задерживались. Так что если вы вдруг решите поехать на собственном автомобиле, сами, не боясь крутых поворотов и резких подъемов и спусков, закладывайте на поездку не менее 12 часов.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

До Кисловодска мы доехали по хорошей трассе минут за 40. Из города выехали по улице Гагарина, затем проехали поселок Индустрия. Сразу же по выезду из поселка некоторое время трясемся по раздолбанной дороге, присыпанной щебнем и щедро покрытой ямами. Вроде бы и город, а состояние дороги — это что-то невероятное. Но к счастью это ненадолго, через некоторое время дорога переходит в хорошее асфальтированное шоссе.

Буквально несколько лет назад никакой хорошей асфальтированной дороги тут не было, разбитый асфальт сменяла грунтовка, местами просто тропинка над пропастью, по которой не каждый и внедорожник проедет. Но несмотря ни на что, из года в год люди сюда ехали, конечно, только в летние месяцы и при хорошей погоде, чтобы полюбоваться первозданной природой, попить воды из целебных источников Джилы-Су.

И вот в 2008 году было принято решение о строительстве трассы, и, главное, были выделены федеральные средства на постройку этой уникальной высокогорной дороги. 6 лет продолжалось ее строительство. И теперь до Джилы-Су ведет прекрасная асфальтированная дорога, или точнее горная трасса, расстоянием чуть более 80 км. Только тот, кто проехал по ней, может понять масштаб строительства и оценить ту работу, которая была проделана за эти 6 лет. Построить дорогу в этих условиях — это что-то нереальное.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Дорога сложная, несмотря на хорошее качество асфальта. Приходится ехать по сплошным извилистым серпантинам, то спускаясь вниз, то карабкаясь на перевал. В некоторых местах перепады высот до 600 метров. Уши закладывает моментально. И если в других местах Кавказа дорога идет по ущелью, то здесь мы все время едем по горам, и даже можно сказать по вершинам гор, и часто далеко не низкие высоты оказываются внизу и ты их обозреваешь сверху вниз.

На такой дороге требуется опыт и внимательность водителя, напряжение не отпускает и пассажиров. Но все это с лихвой компенсируется красотой окружающей природы.

Уже само по себе путешествие по этой дороге увлекательно, эта потрясающая по красоте дорога может смело претендовать на место в десятке самых красивых дорог России. На всем протяжении прекрасные пейзажи, один лучше другого, сменяют друг друга.

За каждым поворотом и подъемом открываются шикарнейшие виды на горы и, главное, на протяжении всего пути Эльбрус не раз показывался нам, и с каждым разом все ближе и ближе. Это один из случаев, когда сам путь не менее интересен, чем конечный пункт назначения.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Поэтому я хочу вам более подробно рассказать об этой увлекательнейшей, можно сказать, самой необыкновенной и, конечно же, самой красивой дороге Кавказа.

Дорога Кисловодск — Джилы-Су проходит по землям трех российских регионов: Ставропольского края, Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии.

На высоте около 1550 метров — граница Карачаево-Черкесии.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

После пересечения границы с Карачаево-Черкессией начинается отличная двухполосная дорога, и еще здесь у дороги — самые высоко расположенные над уровнем моря искусственные посадки леса.

Здесь мы делаем остановку, чтобы полюбоваться и лесами, и очень интересным кусарником — азалией. Азалия, или как его еще называют, Рододендрон желтый — удивительно красивое растение. В конце мая-начале июня она начинает цвести. На одном кустарнике может быть до 500 цветов. Каждый цветочек цветет до 18 дней, а сам кустарник может находиться в цветении и до 2-х месяцев.

Но здесь такой случай, когда красота коварна, азалия — ядовитое растение, цветы, листья ни в коем случае нельзя трогать руками. И хотя эти прекрасные цветочки очень приятно пахнут, нюхать их тоже не нужно. А если долго находиться с кустом азалии во время полного цветения, то отравление, а может чего и похуже, вам гарантировано. Так что смотрите, любуйтесь издали, и не более!

Далее дорога спускается в ущелье речки Кич-Малки и проходит через основанный в 20-х годах аул Кичи-Балык. Это практически единственный поселок на нашем пути.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

За Кичи-Балыком дорога круто поднимается вверх, и после третьего витка по серпантину — плато Шиджатмаз, которое является частью Скалистого хребта. Высота плато уже переваливает за 2000 метров, точнее 2020 метров. Это первый большой перепад высот, и наши уши подтверждают это.

Плато Шиджатмаз… Не остановиться здесь нельзя. Сказочные виды, тишина, настоящая первозданная природа, несмотря на то, что от Кисловодска мы отъехали всего ничего — километров 20.

Где-то я читала, что Эльбрус сам решает, показываться ему или нет. Так вот, в нашем случае Эльбрус очень благосклонно отнесся к нам и показал нам во всей красе всю свою мощь и величие. На протяжении всего пути мы не раз любовались его белоснежной шапкой.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

С плато открываются чудесные виды и на Главный Кавказский хребет. Хотя могучие горные вершины и находятся на некотором удалении, всю равно мощь и величие их ощущается и на таком расстоянии.

Все плато покрыто сочными субальпийскими лугами. Мы поехали в очень удачное время — во время цветения лугов. Цветочный ковер, состоящий из самых разных цветов, просто поражает. Запахи горных цветов и трав, перемешиваясь, создавали такой коктейль, от которого голова шла кругом.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Как рассказал наш водитель, в южной части плато расположена Кавказская горная обсерватория МГУ. Безусловно, интересное место, но на посещение его нужно некоторое время, и водитель пообещал завезти нас туда на обратном пути, но, к сожалению, ничего не получилось, лимит времени был исчерпан на других достопримечательностях.

С плато видна дорога, которая змейкой спускается вниз. Это и есть спуск в Долину Нарзанов, по которому нам предстоит двигаться дальше.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Здесь один из самых больших перепад высот. С высоты 2020 метров дорога спускается до 1400 метров, в достаточно глубокое ущелье реки Хасаут. Потом дорога вновь будет подниматься до 2080 метров. Но это потом, а пока немного прогуляемся по Долине Нарзанов.

Когда-то в советские времена, я так понимаю, здесь было многолюдно, работала турбаза, пионерский лагерь, еще какие-то базы отдыха, вообщем жизнь кипела. Но сейчас здесь тихо и пустынно, домики полуразрушены, все заросло травой. Совсем не понятно, почему это место, знаменитое своими природными богатствами, оказалось заброшенным на долгие годы, ведь источники, воздух, чудесная природа, все, как прежде, никуда не делось.

Вот например, судя по внешнему виду, никому не нужное, полуразвалившееся строение, и тем не менее интересное даже сейчас, прежде всего из-за сходства со средневековым замком. Конечно, никакой это не замок, тем более средневековый, просто сооружение, построенное в стиле средневековья, и построенное не так и давно, в 1936 году. Раньше здесь отдыхала партийная номенклатура. А потом по неизвестным причинам строение забросили и уже лет этак 20 оно ветшает и ветшает.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Несмотря на то, что строение находится в запустении, следы былого величия сохранились везде. Круглая башня, окна необычных форм, винтовая лестница, обзорная площадка, с которой можно полюбоваться крутыми склонами узкого ущелья Хасаута — все это осталось от тех времен. Да и весь замок снаружи, несмотря на то, что ним давно никто не занимается, неплохо сохранился.

Мы довольно подробно обследовали замок внутри. Видно было, что строилось все на совесть, до сих пор сохранился паркет, кафель, даже в одном помещении висит люстра. Но везде лежит какой-то мусор, везде следы глубокого запустения. Хотя, как мне показалось, не очень-то и много сил нужно приложить, чтобы восстановить здание, но вот по каким-то причинам ничего в этом направлении не делается. А жаль, сооружение действительно интересное.

Протекающая по ущелью река Хасаут кажется мелкой и неширокой, но и как всякая горная река, она бурная и непредсказуемая, и в моменты разлива может растекаться чуть ли не на все ущелье.

Ну, а самая главная достопримечательность этого места — обилие нарзанов. Их здесь около двадцати. Минеральные источники выходят на поверхность по обоим берегам горной реки, но в основном на правом берегу.

Вода богата железом, из-за этого земля и камни вокруг окрашены в ярко-рыжий цвет.

Вода холодная, очень приятная на вкус, с газом. Что интересно, пить нарзан можно в любом месте, где вода вышла на поверхность, не обязательно из-под трубы, можно и из таких вот лунок. Говорят, что вода на вкус не одинакова, в разных источниках она разная. Но честно говоря, я как-то не ощутила этого, если вначале еще и можно было уловить некоторые различия, то после нескольких стаканов, выпитых за короткое время, они уже никак не обнаруживаются.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Вода бьет прямо из-под земли, и в месте выхода из-под земли источники оформлены по-разному. В одних местах вода выливается из труб, в других местах место выхода нарзанов — просто ямка, обложенная камнями. И вообще камней здесь много, ними выложена целая площадка — место выхода нескольких нарзанов.

Ну, а основные источники — это Главный и Нижний. Они расположены недалеко друг от друга. Особенно, конечно, интересен Главный источник нарзана — кипящий котел, как его называют. И действительно, кажется, вода здесь кипит, но это не кипение воды, а бурление, бурлят пузырьки углекислоты, поднимающиеся на поверхность. При этом вода холодная, круглый год +10. Кажется, этот каменный колодец наполнен ржавой водой. И опять это не так, на самом деле вода прозрачная и чистая, а ржавый цвет — это просто отложения железа на камнях.

Рядом с главным источником небольшой памятник — щит и меч — символ богатырской силы, ведь нарзан называют богатырским напитком, и действительно это так, тому много примеров из реальной жизни.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Покидаем Долину Нарзанов, опять крутые подъемы, опять серпантины.

Как я уже писала, на всем пути живописные виды, можно останавливаться бесконечно и бесконечно восхищаться окружающими красотами. Здесь столько много природных достопримечательностей, что не у всех и названия имеется. Вот водопад, возле которого мы остановились буквально на несколько минут. Образуется он небольшим ручейком, впадающим в реку Хасаут. В других местах, не на Кавказе, он бы обязательно получил красивое название и к нему бы водили экскурсии, а здесь он просто водопад! Шумит, искрится на солнце, радуя всех проезжающих мимо.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

А дорога петляет и набирает высоту до 2000 метров.

Очередная отличная смотровая площадка. Хотя смотровые площадки здесь везде и всюду, но есть одно «но»: если везде останавливаться, то до Джилы-Су точно не доедем. Так что полагаемся на нашего водителя, он-то знает эту дорогу, как свои пять пальцев, по его словам, ездит он сюда по 2–3 раза в неделю уже несколько сезонов подряд. Поэтому выбор, где остановиться — за ним.

Сказочные виды, внизу ущелье, все заросшее растительностью. Звенящая тишина, яркая зелень, горные вершины, до которых, кажется, можно дотянуться рукой, а горный воздух! Он просто дурманит своей чистотой!

Попетляв по серпантину, дорога приводит нас к Бесачынскому плато — району знаменитых пастбищ, покрытых пышными альпийскими лугами. Везде пасутся многочисленные стада коров, овец.

И конечно, плато знаменито своими видами на Эльбрус и весь Кавказский хребет.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Место просто потрясающее. Признаюсь вам, оно стало для меня главным местом единения с природой. До этого, да и позже мы еще не раз останавливались в не менее красивых местах, но может потому, что здесь открывается великолепная панорама не только гор, но и долин и холмов, простирающихся на многие километры вдаль, может потому, что здесь, на таком огромном пространстве, отрывающемся нашему взору, мы были совешенно одни, но именно здесь я почувствовала особую атмосферу умиротворения.

Не передать словами те чувства, которые ты испытываешь, находясь здесь, в чистейшем горном воздухе, среди первозданной природы, с самыми живописными видами, которые ты когда-либо видел в свой жизни!

И что может быть прекраснее того, чем просто сидеть и наслаждаться всем, что тебя окружает…

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Величественный седовласый Эльбрус виден отсюда прекрасно. Дыхание замирает, когда смотришь на этого снежного исполина. А потрясающие виды Главного и Бокового Кавказских хребтов — его соседей! Трех-, четрехтысячники, эти горы, конечно, уступают по высоте великану-Эльбрусу, но их остроконечные вершины также красивы своей хаотичностью и суровой красотой.

В таком месте хочется задержаться подольше, но надо ехать дальше. Поехали!

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Опять серпантин, опять подъем, и буквально на несколько минут остановка, чтобы полюбоваться еще одним запоминающимся видом — на плато Канжол. В переводе с тюрского его название переводится как «кровавая дорога». Толкований этого названия несколько, кто говорит, что на эти камни пролилась кровь в ходе ожесточенных боев с крымско-татарскими завоевателями, другая версия более мирная — в горах выпасали скот, и животные при перегонах через горы разбивали ноги о камни, и камни обагрялись кровью.

Конечно, до самого плато далеко и ох как нелегко добраться, но издали полюбоваться ним можно. Оно напоминает чем-то Бермамыт, где я была в прошлом году, и по величию и красоте никак не уступает ему. Высота плато около 3000 метров над уровнем моря.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Смотровая площадка сама по себе просто уникальная. Если подойти к краю площадки и посмотреть вниз, то честно сказать, коленки точно задрожат — внизу пропасть, метров в двести, и это только высота отвесных скал, а еще ниже осыпи из мелких камешек, которым нет конца и края. К тому же неизвестно откуда взявшийся ветер, но к счастью дует он из ущелья, а не наоборот, иначе к краю ущелья было бы не подойти.

И панорама открывается отсюда потрясающая, кроме величественного плато Канжол, вокруг, куда ни кинь вгляд, обширные луга, широкий разрез долины Малки с пятнами леса по склонам балок.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Следующее ущелье на пути — долина реки Харбаз. Выходим из машины и по тропинке поднимаемся немного вверх, к смотровой площадке. Это место называется Аватары. Говорят, что здесь особенно красиво, когда долину накрывает туман, скалы будто парят в облаках, как в фильме «Аватар». Но и в ясную солнечную погоду здесь не менее красиво.

Скалы причудливых очертаний, небольшие по размерам, но от этого не менее интересные, просто завораживают. Здесь столько прекрасных видов для фотосессий, что все останавливающиеся беспрерывно щелкают друг друга.

Справа около начала тропы — яма, говорят, что это не просто яма, а место, где проводились археологические раскопки и где якобы откопали женское погребение. Кто тут проводил раскопки, куда делась эта археологическая находка — неизвестно. Поэтому за достоверность данной информации не ручаюсь. Тем более, что сейчас это просто обычная яма, заросшая травой.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Место действительно красивое. Замысловатые скалы, глубокое ущелье, заросшее зеленой растительностью. Стоя у скал, слышишь шум текущей по глубокому ущелью реки Харбаз, но пышный зеленый ковер не позволяет ее увидеть. Судя по тому шуму, которая она издает, речка довольно бурная, впрочем, как и всякая горная река.

Через несколько небольших подъемов и спусков, дорога делает небольшой крутой зигзаг и мы оказываемся на другой стороне реки, где и находится кафе «Вдали от жен». Не знаю, как по поводу жен, но то, что вдали от цивилизации — это точно.

Здесь мы позавтракали, хычины, чебуреки, травяной чай, айран — все вкусное и свежее. Кафе находится на возвышенности и здесь можно не только поесть, но и полюбоваться окружающими окрестностями.

После подъема из третьего по счету ущелья прямо перед нами виднеется громада Эльбруса. Эльбрус виден практически полностью, от подножия до вершины. Вот тут уже по-настоящему понимаешь, что это величайшая вершина Европы, мощная и величавая.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Близость Эльбруса ощущается и в заметном похолодании, и в слежавшихся грудах снега на обочинах, не растаявших до сих пор, хотя, на минуточку, до лета один день!

Потрясающие виды горных хребтов, открывающиеся перед нами, поражают до глубины души своей суровой красотой. Кажется, величественные скалы совсем рядом, вот сейчас дорога выведет нас прямо к их подножию, но за очередным поворотом еще один поворот, а потом очередной спуск и подъем. А горные вершины по-прежнему рядом и по-прежнему впечатляют своим великолепием и грандиозностью.

Справа от дороги гора Тузлук. Необычная гора, поросшая зеленью, в виде идеальной пирамиды видна издалека. Вот такая необычная форма горы, очень непохожей на соседние остроконечные вершины, рождает массу предположений, домыслов по поводу ее появления и предназначения.

Дорога в край природных красот, или как мы ехали в Джилы-Су...

Есть такие версии, что это и не гора, а рукотворная пирамида. А еще есть мнения, что эта гора являлась в далекие времена центром святилища — местом, где делались прорицания. Также предполагают, что в далекой древности здесь была древняя астрономическая обсерватория — храм Солнца. И каждое из этих предположений подкреплено практическими исследованиями, вполне реальными доводами. Есть и другие выводы, лежащие за пределами нашего понимания, таинственные и мистические. Что-то из этих предположений правда, что-то скорей всего из области фантастики, но как бы то ни было, благодаря своей необычной форме, выделяющей ее среди других гор, Тузлук — необыкновенная и удивительная гора, настоящая Кавказская пирамида.

Минуем гору и едем дальше. Преодолеваем небольшой подъем и далее нашему взору открывается само урочище Джилы-Су.

До Джилы-Су рукой подать. Прямо туда ведет асфальтированная дорога, продолжение той, по которой мы ехали все время. И если мы, преодолев сколько спусков и подъемов, думали, что ничто нас уж поразить не сможет, то как же мы ошибались. Еще как может, поняли мы, взглянув вниз. Финишный участок дороги петлял чуть ли не по вершинам отвесных скал! И пока мы ахали и охали, водитель удивил нас еще больше, оказывается, по этой дороге мы поедем назад, а сейчас нас ждет дорога по горе Сирх. И если дорога-серпантин была хотя бы асфальтированной, то здесь — полное бездорожье — камни, лужи и даже остатки снега. Так что конечный участок пути у нас был сложнее и труднее, чем вся предыдущая дорога! Вот об этом, а еще о водопадах, источниках, теплых и не очень, и других сказочных местах, красота которых просто поразила нас, я вам и расскажу в следующий раз.