Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 10:07
Без секрета всему свету
Экспедиция в
Казахстан 2019

По дну древнего Моря. История 4. Я не умывалась четыре дня. Дни третий и четвертый. Впадина Карынжарык, Три Брата и летающие палатки

Актау, Шетпе, Бейнеу + 1 город — Казахстан, Астрахань, Волгоград — Россия Май 2019

В экспедиции по Казахстану я сделала для себя открытие — ехать пассажиром не менее интересно, чем быть водителем. При этом гораздо спокойнее и совсем не скучно! Во время движения привлекает внимание всякое явление: вот пыль от впереди идущих машин заслоняет весь белый свет, и приходится сбавлять скорость, притормаживать, ждать, пока пыль осядет, чтобы хоть немного было видно, куда ехать. Или наблюдать за тем, как пыльный шлейф сносит в сторону буйный степной ветер. Или замечать, насколько индифферентно реагируют верблюды на всех мимо проезжающих. А порой, лошади вздумают неторопливо переходить дорогу прямо перед нашей машиной. Почти бесконечным показался мне один участок пути, по обе стороны от которого находились нефтяные качалки, по-научному называемые «индивидуальный балансирный механический привод штангового насоса». Мы ехали и ехали, а они все качали и качали, кивая своими «головами». У меня было впечатление, будто мы движемся по тонкому покрову громадного нефтяного бассейна. Наверное, так оно и было!

Особое удовольствие доставили покатушки по высохшему соляному озеру. Коля (Borracho) сказал тогда: «А здесь можно и погонять!» Мы и погоняли: туда-сюда, сюда-туда! Поверхность солончака не только идеально ровная, но и обеспечивает превосходное сцепление с шинами, недаром именно в таких местах и устанавливаются рекорды скорости езды на автомобилях!

Но, как водится, если есть дорога, должны быть и приключения. Увы, без них не обошлось. Спасибо второму экипажу, вовремя заметившему открытый огонь из-под головной машины! Оказалось, что между днищем и защитой днища постепенно набивалась трава, которая, в итоге, и загорелась у выхлопной трубы. Мы все немедленно остановились и провели профосмотр своих Дастеров. Огнетушители из заваленных грузом багажников перекочевали в салон, чтобы быть под рукой на всякий пожарный, как говорится. И всю оставшуюся поездку подобные профосмотры мы проводили регулярно. Кстати сказать, у нашего провожатого из Ак-Кудука, о котором я расскажу чуть позже, сгорел Land Cruiser именно из -за непогашенной вовремя травы:

Лагерь под Ак-Кудуком

Но что-то я отвлеклась от своего повествования. Так куда мы сегодня направляемся? Ах да, наш путь «не далек и не долог», к поселку Ак-Кудук, вблизи которого мы и переночуем.

А завтра двинемся дальше, к соляному озеру, посреди которого возвышаются останцы, называемые Три Брата. Это самая дальняя точка в нашей поездке и расположена она недалеко от границы с Туркменией.

На ночевку мы остановились в заросшей травой и колючками ложбинке недалеко от Ак-Кудука. Лежа в своей палатке, я долго не могла уснуть — не давали покоя мириады звезд, бесконтрольно мерцающие на черном небе, да Млечный путь, раскинувшийся прямо над нашим лагерем. Я смотрела на эту красоту через москитную сетку палатки и замечала, что с каждой минутой звезд становится все больше и больше. «И все равно попробую! Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть»,- наконец, сказала я самой себе и вылезла на улицу с камерой и штативом.

Лагерь спал, вокруг стояла кромешная темнота. На черном небе изящным тонким серпом вырисовывалась молодая луна, от этого новорожденного Месяца совсем не было света. Снимать одни звезды мне показалось скучным — нужны освещенные объекты на земле на переднем плане. «Придется немного пошалить»,- подумала я и сразу придумала, как это сделать. Айфон со светящимся экраном оставила в палатке, а с фонарем-налобником бегала между камерой и ближайшей машиной, которой оказался Хайлюкс. Методом многочисленных проб и ошибок, ценой в кровь исцарапанных многочисленными колючками ног, у меня остался на память вот такой кадр:

Дорога к Трем Братьям

Утро выдалось сочным и ярким. МамОля (Mabuta) наварила на завтрак каши, Лена нажарила блинов. Как-то не сильно торопясь, мы собрали лагерь.

Вскоре приехал наш провожатый — это житель Ак-Кудука, он вызвался нас сопроводить на некоторое расстояние, чтобы мы не заблудились в паутине местных троп, путей и дорог. Его УАЗик мы назвали «Белой акулой» за светлый цвет кузова. «Белая акула» так неслась по ямам и ухабам, что, казалось, машина не быстро едет, а медленно летит. На что Коля любитель погонять, и то он попросил водителя сбавить скорость. 30 лет назад наш провожатый служил в Свердловской области и до сих пор с благодарностью вспоминает Советский Союз. Кстати сказать, и киргизы, и таджики, с которыми я знакомилась в других своих поездках, тоже сожалеют о распаде Союза.

Недалеко от погранзаставы мы расстались с этим добрым и веселым человеком:

На погранзаставе, расположенный чуть дальше, нас пересчитали, проверили наличие паспортов. И мы двинулись дальше. Интересной мне показалась река с соленой на вкус водой. Река шумным потоком вырывалась из огромной трубы, проложенной под грунтовкой. На другой стороне от дороги река была довольно широкой с едва заметным течением. Сколько я ни вглядывалась, не увидела ни единого малька. Да и водится ли там рыба? Но для технических целей несколько канистр этой соленой водой мы заполнили — в условиях строжайшей экономии питьевой воды и соленая пригодится! А с питьевой водой здесь проблема — ее нет нигде, только в магазинах и можно найти. Но где эти магазины? За сотни километров от тех мест, где мы сейчас находились. Даже погранцы на заставе опресняют воду, вероятно, беря соленую именно отсюда!

Еще несколько десятков километров по Степи — и вот уже видны останцы, конечная цель сегодняшнего нашего пути. Они расположены во впадине Карынжарык, находящейся ниже уровня мирового океана на -93 м.

Здесь наша команда разделилась — 6 человек остались подбирать место под лагерь и караулить закат, обещающий быть роскошным, а остальные поехали искать пещеру с озером внутри, о которой, я надеюсь, расскажут другие участники нашей экспедиции.

Мы — оставшиеся у Трех Братьев — поездили вдоль кромки огромного котлована, на дне которого лежало еще не полностью высохшее соляное озеро, в надежде найти туда спуск. Увы, спуска не было — глинистый берег круто обрывался вниз. Нам только и оставалось, что любоваться игрой света и тени на поверхности солончака, которую устроили облака.

Спасибо за фото Славе Волкову (Radist)!

Спасибо за фото Виктору Башкиру (vibas)!

Зато мы нашли подходящую, как нам тогда показалось, относительно ровную площадку под лагерь. Сразу устанавливать палатки не стали, а на раскладных креслах расположились на краю плато — с видом на останцы, вершины которых отражались в воде. Думаю, не одна я почувствовала ощущение свободы, расслабленности, раскрепощения. Наверное, это все же утомляет, когда 22 активных человека все время друг у друга на виду. А сейчас мы никуда не спешили, не торопились. Конечно, можно было бы заняться приготовлением ужина, но все продукты «укатили» в пещеру. Так что у нас получился вынужденный «отпуск». Витя (vibas) открыл дверцы «Дастера» и врубил свою любимую панк-музыку. Я посидела, было, рядом со всеми, но вскоре моя душа не выдержала мощной вибрации воздуха и земли. Пришлось перебраться подальше в сторону, где было несколько поспокойнее — тишину здесь нарушал равномерный гул деловитых шмелей, снующих в цветах астрагала, да шум ветра, усиливающийся с каждой минутой.

Одна, под бесконечным небом, ослепляющим жарким солнцем, среди бескрайней Степи. Мне казалось, я слышала, как здесь течет Время, и видела, как меняется Пространство…

Установка палатки

…Будто очнувшись через некоторое время, я стала устанавливать свою палатку — от камней расчистила площадку, чтобы они не мозолили мне бока, вставила дуги, стала заталкивать колышки в землю. Но не тут-то было — они все время натыкались на что-то твердое и непреодолимое. Я поерзала палатку туда-сюда, не помогло — колья категорически не желали втыкаться в землю с камнями. «А как же остальные здесь установились?» — подумала я и только тогда заметила, что рядом нет никого — все наши «откочевали» в глубину плато, и даже там их палатки вовсю полощет ветер. Но мне нравится именно ЭТО место, и я хочу спать именно здесь, у обрыва — ведь только отсюда можно видеть, как над Тремя Братьями вспыхивают огромные яркие звезды, и звездный свет оседает на их макушки!

Но поскольку я Козерог, то упорства и упертости мне не занимать. Я решила остаться здесь и закрепить палатку растяжками — один шнур привязала к одеревеневшему корявому жилистому стволу саксаула, буквально стелящемуся по земле, а остальные завалила камнями — теми самыми, от которых расчистила площадку для палатки. Вроде нормально все получилось, держится. Меня только несколько настораживала черная туча, наползающая в нашу сторону, да порывистый ветер, усиливающийся с каждой минутой. Чтобы рассеять свои сомнения, баул я занесла внутрь палатки — с таким балластом она точно никуда не улетит!

Довольная своей сообразительностью, я пошла к нашей команде. К этому времени она была в сборе: из пещеры все вернулись усталые и довольные и наперебой рассказывали нам о своих впечатлениях. Под нарастающий накал ветра, все больше и больше становящегося похожим на ураган, мы отужинали и стали готовиться ко сну.

Веселая ночка

Солнце садилось в темную тучу. Но я была уверена — оно просто так не сдастся! Поэтому удобно примостилась внутри палатки и через открытый полог наблюдала за ним и за меловыми останцами посреди почти высохшего соляного озера.

В сумерках горы особенно прекрасны — они притягивают взгляд, великодушно позволяют насладиться своими формами, цветами, оттенками, самими собой, древними, как сама Земля. Мне нравится предзакатное время — Природа успокаивается, замирает, затихает, будто следит, как Светило завершает свой ежедневный обход. Наверное, вы и сами замечали — когда Солнце приближается в горизонту, заметно, как оно движется — не рывками, не импульсами, как секундная стрелка на механических часах, а плавно и непрерывно.

Грозовая туча поглотила солнце, но вскоре оно нашло в ней прореху и перед тем, как окончательно скрыться за горизонт, залило горы и озеро закатными красками — золотом, пурпуром…

Вскоре наступила темнота, изредка нарушаемая всполохами молний на противоположной стороне озера. Поднялся сильный, почти ураганный ветер. В который раз он сегодня изменил свое направление! Саксаул, на который у меня была самая главная надежда, что он удержит палатку, оказался с подветренной стороны, а основной удар ветра принимал тот бок, который я закрепила всего лишь камнями. И я стала сомневаться — а выдержат ли они? Благоразумие неистово спорило с упертостью — нет, я хочу спать только здесь! Но когда я поняла, что сон мне будет только сниться, поскольку под ТАКИМ ветром палатка будет летать вместе со мной и моим баулом, благоразумие одержало победу. Я решила не испытывать Судьбу, не напрягать лишний раз своего Ангела-Хранителя, не заставлять моих друзей завтра лазить по дну почти высохшего солончака, если меня все же сдует с этого обрыва, а перенести палатку туда, где все: там ветер должен быть чуть потише, за машины можно спрятаться, да и на помощь позвать, если что….

Так я и сделала. Вовремя подвернувшийся мне Олег помог перенести вещи на новое место, а вырывающуюся из рук под порывами ветра палатку мы крепко-накрепко держали вдвоем. Я залезла в спальник, довольная принятым благоразумным решением, с твердым намерениям сегодня спать: звезд все равно не видно, их накрыли грозовые облака, того и гляди, гроза обрушится на лагерь.

Но на лагерь обрушился шквальный ветер. Даже под защитой машин он умудрялся заваливать бока палатки на землю. Ногами я упиралась в дуги, чтобы они не погнулись и не сломались. Головой и руками пыталась держать противоположную сторону, но мне не хватало роста растянуться так, чтобы дотянуться до обеих сторон палатки. Поэтому приходилось елозить в зависимости от того, откуда дул ветер — то вперед передвинуться, то назад.

Ночка была веселой не только у меня. Больше всего досталось четырехместным палаткам из-за их повышенной парусности — ветер вырывал колья из земли, полоскал палатки во всех направлениях, клал бока на головы спящих. Да и спал ли кто этой ночью?

Утро принесло облегчение — кошмарная ночь закончилась. Первый луч солнца выглянул из-под свинцового облака, и я поняла — жизнь налаживается!

Ветер немного поутих, но все же не угомонился. Сбор лагеря превратился в квест — палатки пытались летать подобно воздушному змею, их собирали и сворачивали по очереди почти всем миром. Жалкие остатки воды мы не могли вскипятить, чтобы выпить горячего чая — огонь и на примусе, и на газовой плите тут же задувал неистовый ветер:

Спасибо за фото Оле Федура (Mabuta)!

Хорошо, что мы люди отважные и с чувством юмора — не стали спорить с Природой, а быстренько свернули лагерь и поехали обратно: позавтракаем в более гостеприимном месте! Мы оперативно, как никогда до этого, собрались и погрузились в Дастеры.

С этого момента начался ОБРАТНЫЙ путь нашей Экспедиции.

Четыре ночи подряд мы спали в палатках, умывались, из кружки наливая друг другу в ладошки техническую воду, набранную в соленой реке, а то и просто вытирали лицо и руки влажными салфетками. В мои насквозь пропыленные волосы уже давно не лезла расческа, да я и расчесываться-то перестала, так, приглажу свои непослушные вихры руками, ветер ведь опять их растреплет. Но ведь что удивительно — НИ У КОГО не возникло ни капли недовольствия, НИКТО не сетовал на отсутствие джакузи, душа или, в худшем случае, хотя бы какой-нибудь горной речки с ледяной водой. За эти четыре пыльных дня мы открыли в себе такие запасы прочности и выносливости, о которых, наверное, и не подозревали!

Другие мои рассказы о поездке в Казахстан:

По дну древнего Моря. Вместо эпиграфа. Сохраняя лоскутики Степи...

По дну древнего Моря. История 1. Тузбаир – царство белоснежной красоты

По дну древнего Моря. История 2. Я не умывалась четыре дня. День первый. Креветочная гора Бокты

По дну древнего Моря. История 3. Я не умывалась четыре дня. День второй. Босжира – блеклая лощина. Так ли это?

По дну древнего Моря. История 5. Миллионы лет копишь жизни след, молчаливый край — древний Актолагай