Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — сейчас на сайте

Рюдесхайм-на-Рейне, Кобленц — Германия Сентябрь 2013

Ну что, жарко? Поехали кататься по Рейну. Ещё одна прогулка по воде, которые, как вы уже знаете, я очень люблю: круиз на кораблике по Рейну от Кобленца до Рюдесхайма. Эта медитативная поездка подойдёт всем — и любителям водных прогулок, и ценителям вина, и тем, кто ищет живописных пейзажей и достопримечательностей.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Участок от Бингена до Кобленца (с 526 по 593 километр по течению) называется «Романтическим Рейном», он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А между Кобленцом и Рюдесхаймом находится самое большое число средневековых замков в мире. И правда, здесь по берегам реки на холмах, покрытых густой растительностью, расположено столько замков, сколько я прежде не видела за все свои поездки.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Стартовая точка — Кобленц, где находится природное чудо — «немецкий угол» (Deutsches Eck), это коса в месте впадения Мозеля в Рейн, и смешение разноцветных вод двух рек видимо невооруженным глазом.

В центре «немецкого угла» высится статуя кайзера Вильгельма I, первого правителя объединенной Германии.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Отсюда мы едем на автобусе до Санкт-Гоарсхаузена, где нас ждёт кораблик (вы можете сесть на кораблик непосредственно в Кобленце), и вскоре видим утёс, скалу Лорелеи, вокруг которой Рейн сужается и его течение становится особенно сильным. Это та самая Лорелея, воспетая Гейне, помните?

Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён;
Давно не даёт покоя
Мне сказка старых времён.

Прохладой сумерки веют,
И Рейна тих простор.
В вечерних лучах алеют
Вершины дальних гор…

(Генрих Гейне, «Лорелея», перевод А. Блока, 1909 г.)

Стихи о Лорелее, символизирующей влекущее, прекрасное, но смертельно опасное искушение, вдохновили многих русских поэтов, вспомним хотя бы Мандельштама: «все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея…». Говорят, голос Лорелеи до сих пор можно услышать над водами Рейна.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

А дальше — замки. Они теснятся, отражаясь в водах Рейна, толкаясь крепостными стенами и меряясь донжонами. Каждый из замков имеет непростую историю. Какие-то из них были превращены в крепости, другие приходили в запустение, многие пострадали от французских войск Людовика XIV и Наполеона.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Один из немногих замков, которые не были разрушены ни разу и сохранились в первозданном виде, — Марксбург, его мы и посетим.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Первое письменное упоминание о Марксбурге (Burg Marksburg) относится к 1231 году, когда он назывался Браубах (Braubach), по имени города, над которым расположен. Здесь можно увидеть множество оружия и доспехов, мебель, помещения (рыцарский зал, кухню, часовню, кузнецу и т. д.). Со смотровых площадок, с высоты 160 метров, открываются потрясающие виды на долину Рейна.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Примечательно, что в 1990-е японцы хотели перевезти замок в Японию, на остров Мияко, но сделка тогда не состоялась. Жители Страны восходящего солнца удовлетворились копией.

Замок Марксбург: 50°16’18.50"N 7°38’57.00"E

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Вот эти два стоящие неподалёку друг от друга замка — Штеренберг (11 век) и Либенштайн (13 век). Их называют «враждующими братьями», что связано с легендой: замки принадлежали двум братьям, которые рассорившись, возвели между ними разделительную стену. Оба строения сейчас отреставрированы и доступны для посещения туристами. Внутри находятся кафе, рестораны и отели.

Замок Штеренберг: 50° 12' 48,3» N, 7° 37' 59,3» O
Замок Либенштайн: 50° 12' 44,3» N, 7° 38' 7,6» O

На правом берегу, над городком Санкт-Гоарсхаузен, где мы поднимаемся на борт своего кораблика, стоит замок Катц (Katz — кошка). Название произошло от фамилии графов Катценельнбоген, построивших эту крепость в 14 веке. Замок разрушался в 1806 году, но был восстановлен в 1896–1898 годах. С 1989 года находится в частном владении японского промышленника. Закрыт для туристов, однако внутри работает отель.

Замок Катц: 50° 9' 6,5» N, 7° 43' 26,9» O

Следующий — замок Маус (Maus — мышь). Он был построен для защиты от воинственных графов Катценельнбоген, правивших в замке Катц, и изначально назывался Турнберг. В насмешку, за то, что он был сильно меньше крепости Катц, его прозвали Маус. Нынешний хозяин замка разводит ловчих птиц на его территории. Посетить замок можно в определенные дни.

Замок Маус: 50° 10' 18,8» N, 7° 41' 45,6» O

А на противоположном берегу, напротив крепостей Катц и Маус теми же Катценельнбогенами в 12 веке был построен замок Райнфельс (Rheinfels).Его разрушили французы в 1796–1797 годах, и сегодня он представляет собой самые обширные замковые руины на Рейне.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

На левом берегу Рейна стоит живописный городок Обервезель. Над городом высится замок Шёнбург (Schoenburg), в котором сейчас работают отель и ресторан.

Замок Шёнбург: 50° 6' 4,5» N, 7° 43' 56» O

Посреди Рейна на острове Фалькенау (Falkenau) — в 110 метрах от правого и 160 метрах от левого берега — стоит живописный замок Пфальцграфенштайн (Burg Pfalzgrafenstein), он считается одним из самых необычных строений не только в Германии, но и в Европе. Именно этот замок с характерными барочными крышами Виктор Гюго назвал каменным кораблем. На самом деле был он построен в 14 веке в качестве таможни, то есть никогда не являлся жилым или оборонительным сооружением. В замке взимали плату за проход по реке с торговых кораблей, между ним и берегом когда-то была протянута массивная цепь, которую в отдельных случаях поднимали. В 15 веке здесь была тюрьма. Этот замок также никогда не был захвачен или разрушен. Сейчас он открыт для туристов.

Замок Пфальцграфенштайн: 50° 4' 59,2» N, 7° 45' 56,6» O

Мы подъезжаем к туристическому городку Бахарах, славящемуся множеством фахверковых домов и замком Шталек (Stahleck). Замок был основан в 11 веке кёльнскими архиепископами, затем принадлежал пфальцграфам, но его разрушили французы в 1689 году. Реставрацию провели только в 1925 году, и сейчас в его помещениях находится хостел (50°03′29″N 7°45′56″E). Городок имеет тысячелетнюю историю, здесь проложены маршруты для туристов вдоль старинных городских укреплений, к замку Шталек, к церкви святого Петра и руинам часовни Вернера. Много времени экскурсия по городу не займёт.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Следующим замком на нашем пути будет Рейхенштайн (Reichenstein), расположенный в городке Трехтингсхаузен. В этом замке работает музей (www.burg-reichenstein.de, 50° 0' 18,5» N, 7° 51' 12,6» O).

Далее мы видим Рейнштайн (Rheinstein), известный тем, что в 1289 году Рудольф Габсбург разрушил несколько окрестных разбойничьих замков и обезглавил их владельцев в этом месте. Фридрих Прусский приобрел руины в 1823 году и придал им нынешний вид. Замок стоит на скале напротив города «красного вина» — Ассманхаузена, его гостями в своё время были английские и русские монархи. Замок можно посетить с экскурсиями по предварительной записи.

Замок Рейнштайн: 49° 59' 37,3» N, 7° 51' 30,3» O

Рядом с Рюдесхаймом видны руины крепости Эренфельс (Ehrenfels). От города до них можно дойти пешком за полчаса по виноградным полям (49° 58' 31» N, 7° 52' 50» O).

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Свой круиз мы заканчиваем в Рюдесхайме — в одном из самых популярных туристических городов в долине Рейна. Здесь первым делом мы отправились на дегустацию. Для этой цели была выбрана винотека Weinhaus Drosselhof. Просто нам понравился старинный фахверковый дом постройки 1727 года, а оказалось, что в здании находится старейший винный погреб на улочке Drosselgasse — главной «винной» улице Рюдесхайма. На Drosselgasse шириной всего 3 метра, а длиной 144 м такая плотность винотек, какой мы не видели никогда ранее. О том, как выиграть на этой дегустации бутылку прекрасного местного айсвайна (ценой 25 евро, на всякий случай) я рассказывала тут.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

В Рюдесхайме тоже есть замок — Брёмзербург. Причем в нём работает музей Rheingau Wine Museum Broemserburg Castle. Во дворе находится интересная выставка винных прессов, многие их которых насчтывают 500 лет. В здании также открыт ресторан, проходят дегустации местных вин и даже винограда (осенью). Наверху — смотровая площадка с отличными видами на реку и виноградники.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Раз уж мы сегодня говорим о крепостях, замках и башнях, то, пройдя по набережной Рейна, в Рюдесхайме можно увидеть Орлиную Башню. Она являлась угловым бастионом старой крепостной стены 15 века. С неё Гёте в своё время восхищался панорамами реки.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Вот этот замок был ранее мною не опознан, но сила Инстаграма велика. Спасибо доброму человеку, подсказал, что это замок Аренфельс (Schloss Arenfels), он находится по дороге из Кёльна в Кобленц. Свой нынешний вид в стиле неоготики он получил в 19 веке, когда бывший здесь замок 13-го века был перестроен. Строение имеет 365 окон, 52 двери и 12 башен, за что получило название «Замок года» (Schloss des Jahres). Больше информации на сайте.

Полезности:

Прогулки по Рейну, а также по участку Мозеля совершает судоходная компания KD, которая также предлагает ряд интересных круизов и экскурсий из разных городов долины Рейна.

Вид с воды: замки «Романтического Рейна»

Билет на круизный кораблик можно купить в Кобленце прямо перед отплытием, а можно забронировать онлайн. Стоимость уточняйте на сайте. Большинство маршрутов по Рейну работают с апреля по октябрь.

Если вы желаете совершить поездку по типу автобусной Hop-On Hop-Off, то есть выйти на какой-то пристани, а потом продолжить прогулку следующим корабликом, то следует обязательно поставить на билете соответствующую отметку перед выходом у администратора на судне.

Подробная информация с картами рейнских замков на немецком сайте.