Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:30

Ереван — Армения Март 2017

Мне тут недавно вкусную взятку предложили, за хороший очерк об Армении. Я подумала-подумала, и рассудив, что никакая это не коррупция, а вполне заслуженное блогерское вознаграждение, села сочинять.

Шутка! Хотите гида по Армении, что станет другом, и будет вам приятные презенты передавать ко Дню Рождения, спросите у меня телефончик. Я вам уже рассказывала о монастырях и храмах этой удивительной страны, о сокровищнице Эчмиадзина — вот уж где сказочное богатство хранится, о поездке к подножию великого Арарата.

Ереван. История одного шедевра!

Им невозможно налюбоваться! И о прогулке по берегу Севана. А сегодня будет просто вкусно!

Если вы любите пригубить хорошего коньячку, да в элитном месте, но человеком при этом желаете слыть культурным и образованным, вам надо выбирать экскурсии с дегустацией. Как в Крыму, на заводе Новый Свет, к примеру. В Ереване дело с этим обстоит еще лучше.

Ереван. История одного шедевра!

Вообще, коньяков-вин в Армении много, очень много. И достойных вариантов, куда пойти на экскурсию в Ереване, как минимум два. Ной и Арарат. Один в двух лицах. Такая себе ирония — два производства, но один завод. В 1887 году на территории нынешнего «Ноя» Нерсес Таирян учредил завод, выкупленный позже Шустовым. Разделился на две части он в 1948 году, когда цех выкурки коньячного спирта и коньячный цех объединились в самостоятельный Ереванский коньячный завод «Арарат». Остальное — портвейны и мадеры остались на прежнем месте, и сейчас здесь завод «Ной». Сложно, ага. Без бокала коньяка не разберешься!

Значит, у нас с вами два пути. Ереванский коньячный завод «Арарат», известный далеко за приделами Кавказа…

Ереван. История одного шедевра!

И Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Ной». Сюда мы по совету гида и отправились на экскурсию, о чем впоследствии нисколечко не сожалели.

Заводы-конкуренты располагаются, к слову, друг напротив друга, на разных берегах реки Раздан, так что выбор у вас есть. Выбор, который в Армении, знаменитой своими застольными традициями, сделать почти невозможно!

Ереван. История одного шедевра!

Хотя, если вы идете за антуражем, а не наклюкаться, сворачивайте к «Ною». Тут большая, очень большая и красивая территория, старинные подвалы, огроменные, величиной с дом винные бочки — вино тут больше не производят, но бочки стоят. Для эффектности. Еще есть куча находок, достойных музея. Одуряющий аромат — можно и без дегустации захмелеть. И история у него занятная.

Ереван. История одного шедевра!

В Армении по-другому не бывает. Тут корни глубоки, а легенды запутаны и волшебны. Рассказывать о виноделии в Армении по традиции начинают с ветхозаветного Ноя, что ступил на священный Арарат в компании детей, «каждой твари по паре», и с виноградной лозой подмышкой. Она его и сгубила, как известно.

Ереван. История одного шедевра!

А история нашего коньяка началась в 1887 году, когда Нерсес Таирян, купец и воротила, начал производство благородных напитков, основав завод на территории Эриванской крепости. Той самой, что была построена в 16-ом веке Ферхат-пашой, родственником великолепного Сулеймана. Все, кто смотрели «Великолепный век», помнят приключения этого беспокойного вельможи, что закончились плачевно. У Таиряна жизнь сложилось удачнее.

Он продал завод Николаю Шустову, самому дерзкому алко-предпринимателю России девятнадцатого века. Настоящий гений рекламы, он придумал забавную штуку. Нанимал ораву студентов, те заходили в известные ресторации и требовали водку «Шустов», и никакую другую. Устраивали дебоши, не получив желаемой, наутро новость попадала в газеты, и вуаля. Уже вся Москва интересуется, что это за напиток богов. Товар продается, дело на мази, миллионы множатся. Всё гениальное просто.

Ереван. История одного шедевра!

С коньяком Николай Леонтьевич провернул похожую авантюрку. В 1901 году его образцы отправились на выставку во Францию инкогнито, и там, если верить нашему армянскому экскурсоводу, произвели фурор. Судьи, придирчивые французские дегустаторы, были поражены. И вручили лавровый венок неизвестному доселе производителю. А когда узнали, что он прибыл не из благородной провинции Коньяк, а с гор Кавказа спустился, удивились вдвойне. Но слово, как известно, не воробей, потому пришлось отдать Гран-при, вместе с разрешением использования слова «коньяк» на этикетках нахальным выскочкам. Таким образом, Шустов стал первым и единственным иностранным виноделом за всю историю производства бренди, который был удостоен этих привилегий.

Как часто историю творят люди. В 50-е годы на завод пришел Маркар Сердакян, выдающийся специалист коньячного производства. По его рецептам и по сей день создают лучшие образцы, один из них был преподнесен в 1945 году на ялтинской конференции Уинстону Черчилю. Тот поцокал языком в восхищении, и с того самого дня британский лидер ежемесячно получал ящик благородного напитка, в подарок от Сталина.

Ереван. История одного шедевра!

Благоденствие продолжалось до 90-х годов. Тогда из-за тяжелой экономической ситуации в стране завод закрыли, и вновь он распахнул свои двери лишь в 2002-ом. 50 миллионов долларов, именно столько потребовалось, чтобы восстановить здания, рецептуры и технологии, приобрести новый инвентарь, и модернизировать линию разлива.

Ереван. История одного шедевра!

Так, по старинным записям и семейным реликвиям, крупицами сложился весь тот бесценный опыт, накопленный за столетия. Славное имя (и вкус) армянского коньяка восстановили, на радость гостям!

Ереван. История одного шедевра!

Что сказать о самой дегустации. Хорошо, но мало! Во время прогулки по заводу нам накапали «Мадеры», эксклюзивной, родом из начала прошлого века. Вино как вино, но сознание того, что напитку скоро как сто лет стукнет, душу греет. В ожидаемом финале предложили два вида коньяка, под конфетку и фрукты.

Как видите, в Армении даже небольшая попойка не обходится без длинных рассказов и преданий с сединой. А мы, так как шоколадки нам всё же мало, отправимся обедать. В ресторан, что уже числится в достопримечательностях армянской столицы, наравне с музеями и площадями. «Таверна Ереван», здесь очень-очень красиво…

Ереван. История одного шедевра!

А больше, чем красиво, пожалуй, только вкусно!

Ереван. История одного шедевра!

Цены там приемлемые, сервис огонь, а уж как хороша подача. Кажется, вкус того гранатового компотика я помню и поныне. Фото еды наши собственные, а вот антураж я нашла в интернете. Мы с Настей, обалдевшие от изыска, расслабленные дегустацией, да еще и голодные, своих сделать не додумались. Будете в Ереване, зайдите отобедать, заодно и пофотографируете!

Тем более, что все четыре ресторанчика сети расположились в удобных для путешествующего уголках столицы. Есть ресторация около площади Республики — ее надо непременно обойти по кругу, любуясь фундаментальными дворцами, и если повезет, застать фонтаны. При нас не работали.

Ереван. История одного шедевра!

И рядышком с Голубой мечетью… Советую прогуляться к этому прелестному оазису Востока, в центре христианской столицы.

В районе главного Кафедрала Армении, Собора Григория Просветителя… Красив!

Ереван. История одного шедевра!

И недалеко от знаменитого Каскада. Обязательно поднимитесь на верхнюю смотровую — вдруг вам покажется Его Величество Арарат?! Впрочем, какой из вариантов вы не выберете для обеда, все хороши.

Армения, они не одними шашлыками-коньяками славна.

П.С. А об остальных достопримечательностях Еревана я напишу совсем скоро.