Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:28
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Ржев — Россия Май 2019

Сказать честно, идея посетить Ржев, вызревала у меня давно. Я смотрел список экскурсий у одной известной турфирмы. Несколько раз записывался, но группа не набиралась. Возможно, дело было во времени года. Поздней осенью и зимой световой день короткий, поэтому мало что посмотришь. Изучая сайт турфирмы, я понял, на 9 мая попутчики наконец наберутся и экскурсия состоится.

Ржев находится в Тверской области в 220 км. от Москвы. В заявленные 7 утра экскурсионный автобус стоял на площадке возле м. Строгино и через 20 минут мы уже катились по Новорижскому шоссе.

В какой-то момент дорогие коттеджи, мелькавшие справа и слева, вдруг пропали. На смену им появились простые сельские дома. Подобное обозначало, территория Московии закончилась — добро пожаловать в Россию.

Погода не радовала. Мы несколько раз попадали под проливной дождь. Водитель вынужденно снижал скорость. Как итог, дорога заняла 4 часа.

Ржев город древний, однако первое упоминание в летописи — 1150 год. Ржевское княжество какое-то время было удельным. Дважды его захватывала Литва. Далее Ржев переходил к Твери, после чего вошёл в состав Московии.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Здешние земли несколько раз посещал Сергий Радонежский. Его ученик Родион Ржевский был в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Ржев, расположившись в 200 км. от устья, первый город на Волге. По его территории протекают ещё три реки: Холынка, Серебрянка и Большая Лоча. Недалеко от Ржева в Волгу впадает Вазуза. Мало кто теперь помнит, однако в прежние времена на Руси добывали речной жемчуг. Один из таких приисков находился здесь.

Все эти факторы сделали Ржев городом торговым и купеческим.

Из окрестных сёл и деревень в город приходило до 8 тысяч человек для работы на многочисленных пристанях и предприятиях грузчиками, трепачами льна и пеньки, бурлаками и лоцманами.

Во Ржеве, разделённом рекой на две части, со времён церковного раскола исторически сложились два религиозных центра. На правой, Князь-Дмитровской, стороне «правили» купцы-старообрядцы. На левой, Князь-Фёдоровской, — никонианцы, сторонники Никона. Соперничество между ними носило крайне враждебный характер, и часто в разговорах звучало «наша сторона» или «та сторона».

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

От седой старины ничего не осталось и даже летописных текстов не сохранилось. Зато есть упоминание о бунте, который случился во времена Петра Первого. Городские власти хотели расширить улицы. Купцы-старообрядцы посчитали это проявлением дел антихриста.

Деревянный Ржев часто горел. Один из самых страшных пожаров случился в 1774 году. Императрица Екатерина, узнав об этом, повелела воеводе Сухожилину произвести квартальную застройку. С тех пор исторический центр чётко поделён на кварталы.

Ржев был один из первых городов, где появилась почтовая связь: с 1866 года здесь была своя земская почта, выпускались ржевские конверты и марки. Почта была конной, уходила из города по четвергам и воскресеньям со скоростью 40 вёрст в сутки.

Жители города уверены, что их земляк собиратель русского фольклора Терентий Иванович Филипов (1826—1899 гг.) свою знаменитую песню «По Дону гуляет» создал и озвучил не на Дону, а именно здесь, на высоких берегах Волги.

И всё же, Ржев хотя и город древний, со стариной он не ассоциируется. Главное, что приходит на память при слове Ржев это Великая Отечественная война. За город шли крайне тяжёлые бои.

Первым местом, куда нас завезли во время экскурсии, стал Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он построен в начале 20-ого века, принадлежит старообрядческой общине и ни разу не закрывался ни на один день, даже во время войны.

Здание церкви выполнено в русском стиле. С точки зрения архитектуры представляет собой кирпичную церковь на белокаменном цоколе. Объёмная композиция включает храм с полуциркульной апсидой, трапезную и трёхъярусную шатровую колокольню.

На одной из стен у входа можно видеть памятную табличку. Она отправляет нас в 1943 год.

Скажу честно, на церквях ничего подобного я раньше не видел. Но это ещё не всё! По словам местного экскурсовода, в 1942 году, в самый разгар Ржевской битвы, священник захотел подняться на колокольню. Один из немцев, решив, что поп подаёт тайные знаки Красной армии, дал очередь из автомата. Батюшка, получив смертельное ранение, умер в храме через пару часов.

Нас приглашают зайти внутрь. Открываем массивные дышащие стариной двери. Я интересуюсь на счёт фото съёмки. Получив добро, реально удивляюсь. Мне приходилось общаться, как с поповцами, так и с беспоповцами. И первые и вторые снимать ни себя, ни внутри храмов не разрешают, строго-настрого запрещают креститься и прикасаться к иконам. Здесь же никто нас ни в чём не ограничивал.

Более того, служившая в храме женщина, показала старинные книги, принадлежащие общине.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Иконостас 1908 года сохранился полностью. Большинство икон представляет собой работы XIX–XX веков, среди которых большемерная икона «Страшный суд» (XVIII–XIX век), отмеченная в советские годы как представляющая большой музейный интерес.

Через какое-то время, узнав о гостях из Москвы, в храме появляется Отец Евгений — протоиерей, настоятель Ржевского старообрядческого Покровского Храма (с 1989 года по сей день). Отец Евгений личность общероссийского масштаба. Он уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодёжи, работал в совете над составлением книги «Православие для школ». Общаясь со священником, ощущаешь его открытость и искреннее желание рассказать о Вере, и о старообрядцах.

В настоящем можно часто видеть служителей культа на дорогих иномарках. Одна только хроника ДТП чего стоит.

Насколько я понял, десятина для местной общины обязательна, зато все требы безвозмездны.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

По словам гида, молодёжь на службу ходит, дабы послушать проповедь протоирея. Отец Евгений к церковным дельцам ни коим образом не относится, благодаря чему пользуется во Ржеве уважением.

И всё же логичен вопрос, почему ржевские старообрядцы не сторонятся людей светских, не входящих в общину? По словам экскурсовода, в 19-ом веке многие жители города так или иначе помогали старообрядцам. Далее война своей кровавой рукой всех причесала под одну гребёнку.

Из тех жителей, кого немцы заперли в храме, подготовив его ко взрыву, мало кто был старообрядцем. В последующем, уже в советское время, старообрядцы пускали в Покровский храм всех, ни у кого ничего не спрашивая и не выясняя.

Следующим местом нашей экскурсии стала площадь Коммуны. Первое, что бросается в глаза это памятник герою войны 1812 года генерал-майору А. Н. Сеславину.

Всё в нашей русской и в советской истории очень не просто. Александр Никитич Сеславин родился в 1780 г. в селе Есёмове в 18 км. от Ржева. Во время войны с Наполеоном Сеславин первым доложил в ставку о покидающих Москву французах. Подобное дало возможность Кутузову перегруппировать силы, направив Бонапарта по старой Смоленской дороге.

Что касается Сеславина, то у него были и другие подвиги. После окончания Заграничного похода русской армии 1813—1814 гг. получивший множество ранений генерал лечился в Европе. Когда вернулся в Россию, был крайне холодно принят в Петербурге.

Неоценённый по заслугам подал в отставку. Вернулся в имение, где далее, желая получать максимальную прибыль, сделался жёстким крепостником.

На постаменте выбита цитата генерала из письма к родным:

«Проехав Европу, смею вас уверить, что нет лучше народа русского, нет лучше мест как Есёмово и Фёдоровское, где бы я желал провести некоторое время в кругу милых сердцу моему.»

Вот и спрашивается, как понимать исторический образ генерала-героя и крепостника по совместительству?

Рядом с памятником два старых дома, в народе именуемых утюгами. До Революции здания принадлежали купцам-старообрядцам Сафроновым. Оные очень много для Ржева сделали, однако их потомки запятнали себя сотрудничеством с фашистами.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Вот так незаметно мы подходим к главной теме рассказа. Великая Отечественная (1941—1945 гг.) для исследований тема неисчерпаемая. Чтобы изучить все российские архивы, 20 человек должны неотрывно читать документы на протяжении жизни. Одно мы знаем с детства, другое по мере взросления в нашу мозговую копилку добавляется.

Я не смогу в своём материале полностью рассказать о Ржевской битве, и потому за ранее прошу снисхождения у читателя.

В октябре 1941 года, на 115 день войны, фашисты заняли Ржев. Они думали, что вот-вот захватят Москву, однако 5 декабря Красная Армия перешла в контрнаступление, которое продлилось до 7 января 1942 года. В итоге Советские войска отбросили Вермахт на 150–300 км. от Москвы.

Здесь для наших войск сложилось наиболее сложная ситуация. Немец сумел закрепиться. Как итог, Ржевско-Вяземский выступ создавал угрозу Москве. В последующем, дабы выбить немцев из-под Ржева, Красная Армия провела целый ряд наступательных операций.

Ржевско-Вяземская операция (8 января — 20 апреля 1942 года) — наступательная операция войск Калининского (командующий — генерал-полковник И. С. Конев) и Западного (командующий — генерал армии Г. К. Жуков) фронтов, проведённая при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов.

Первая Ржевско-Сычёвская операция, или Второе сражение за Ржев (30 июля — 1 октября 1942 года) — боевые действия Калининского (командующий — И. С. Конев) и Западного (командующий и руководитель всей операцией — Г. К. Жуков) фронтов с целью разгрома немецкой 9-й армии (командующий — генерал-полковник В. Модель), оборонявшейся в Ржевско-вяземском выступе.

Вторая Ржевско-Сычёвская операция, или операция «Марс» (25 ноября — 20 декабря 1942 года) — новая операция Калининского (командующий — М. А. Пуркаев) и Западного (командующий — И. С. Конев) фронтов с целью разгрома немецкой 9-й армии. Руководил операцией генерал армии Г. К. Жуков.

Е. Ржевская, бывшая переводчица штаба 30-й армии, в своём дневнике записала: «Ржев — это прорва. Кидают, кидают в бой. Сосчитает ли кто когда-нибудь, скольких он поглотил?!»

Историки до сих пор спорят, можно ли считать битву за Ржев единым сражением, или это разные операции имевшие единую цель — ликвидация Ржевско-Вяземского плацдарма.

2 марта 1943 года немецко-фашистские войска скрытно покинули город, оставив только боевое охранение в первой линии окопов. 3 марта 1943 года в город Ржев вошли войска 30-й армии Западного фронта.

Враг от Москвы оказался отодвинут. 4 марта в личном послании британский премьер-министр Уинстон Черчилль поздравил И. В. Сталина со взятием Ржева:

«Примите мои самые горячие поздравления по случаю освобождения Ржева. Из нашего разговора в августе мне известно, какое большое значение Вы придаёте освобождению этого пункта.»

В разных источниках называются противоречащие друг другу цифры потерь Красной Армии: убитых от 392 554 до 605 984 человек.

Санитарные потери, как правило, в два раза больше безвозвратных. Научный сотрудник одного из Ржевских музеев сказала — убитых и раненых бойцов под Ржевом 1 млн 300 тыс.

Наши безвозвратные потери в битве под Сталинградом 478 741 чел. (323 856 чел. в оборонительной фазе сражения и 154 885 чел. в наступательной).

Отметим, педантичные немцы свои потери под Ржевом до сих пор не стремятся озвучивать.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Прежде чем виртуально прогуляться по городу, предлагаю познакомиться с двумя музеями. В 2005 году краеведческий музей пополнился диорамой «Бои за город Ржев 24 сентября 1942 года». Для диорамы выделили отдельное помещение, которое называется «Музей военной истории Ржева».

Первый зал относительно небольшой.

В левом углу оружие и экипировка солдат армии Вермахта. Посетитель видит серую полевую форму, автомат, каску, противогаз и даже какие-то мази от комаров.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Правый угол посвящён бойцу РККА. Здесь: шинель, винтовка, револьвер, бинокль, курительная бумага и махорка.

Если под Сталинградом наши части окружили немцев, ударив по итальянцам и румынам, то здесь под Ржевом им противостояли отборные дивизии Вермахта. Их можно назвать немецкой элитой.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Экскурсовод рассказывает о различных этапах битвы за Ржев.

На одном из стендов текст приказа Ставки от 11 января 1942 года. Командующему Калининским фронтом ставилось в задачу овладеть Ржевом не позднее 12 января, громить Ржев, не останавливаясь перед серьёзными разрушениями города.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

В результате боевых действий за 17 месяцев оккупации Ржев, а также соседние города и деревни были практически полностью разрушены, в том числе, артиллерией и авиацией Красной армии при попытках их освобождения. Из 20 тысяч человек, оказавшихся в оккупации, в день освобождения, 3 марта 1943 года, осталось 150 человек, вместе с районом — 362 человека. Из 5443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297.

Вслед за экскурсоводом переходим в следующий зал. Здесь рассказывается, как жили люди во время оккупации и после освобождения.

Немного отойдя от темы Ржева, хочу поведать про свою родную Орловщину. По воспоминаниям моих родственников немцы были разные. Одни сразу говорили — мы не хотели на вас нападать, но нас заставили. Они боялись партизан, и потому показывали фотографии жён и детей. Другие в разговоры не вступали и попросту зверствовали.

Моего родственника под Залегощью повесили, так как он был председателем колхоза. Его отца до смерти избили, за то что тот не разрешил обирать яблони.

Зато по словам моей знакомой женщины, у них немцы в избе почти два года на постое размещались и никого не тронули. Более того, отступая, они ничего не сделали её 18-летнему брату, хотя прекрасно знали, что парня сразу заберут в Красную Армию.

Так оно и получилось. Колю призвали, он быстро прошёл курсы и через две недели уже штурмовал высоту, где скорее всего окопались именно те немцы, что квартировали в его хате. Бой был страшный, но высоту наши таки взяли. Коля в своём первом бою погиб. Красивая шустрая речка Неручь, по воспоминаниям очевидцев, в буквальном смысле кровила.

Что касается зверств и жестокостей, в моём понимании зверствовали не передовые части, а те подонки, кто соглашался наводить порядок на оккупированной территории.

Во Ржеве действовала группа молодых подпольщиков. Ребят выдал отчим одного из парней. Почти всех повесили на одной из площадей города. Что любопытно, сзади виселицы просматривается памятник Ленину. Он оказался побит снарядами и осколками, но немцы Ленина с постамента не сбрасывали.

На другой фотографии мы видим крестьян с бирками. Фашисты вешали их на шею в качестве паспорта. Снимать бирку было нельзя, как и самовольно перемещаться по территории.

Чёрно-белые фото времён войны попали в музей из архивов, что-то уже в наши дни передали те немцы, кому довелось пройти через Ржев, либо их дети и внуки.

На одном из стендов немецкие кружуи, предметы повседневного быта, а также жетоны.

С немецкой стороны за Ржев воевал некий художник. Наблюдая происходящее, он отображал события на бумаге. После его смерти часть рисунков попала во Ржев.

Среди работ мы видим Оковецкий собор. На другой картинке подразделение на марше, в снегу капитально увязли лошади и машина. Автопортрет самого художника, и, самое главное — землянка с просенькой лежанкой, буржуйкой и самоваром, где главная деталь картины — маленький мальчишка.

История рисунка следующая. Немец приютил ребёнка, оставшегося без матери. Его товарищи стали мальчишку подкармливать. Всем подразделением они взяли над сиротой шефство.

В последующем художника перевели в тыл (по всей видимости, командование решило его спасти), но взять мальчика в Германию он не смог. Отступая из города, немцы увезли парнишку с собой. Его судьба далее неизвестна.

В первые месяцы после освобождения для жителей города оказались не менее тяжкими. Народ ютился в землянках, и получить такую квартиру считалось за счастье.

Комок к горлу подступает, когда читаешь крохотную записку от 20 апреля 1943 года. Правильнее сказать, это не записка, а ордер на заселение блиндажа. Рядом сплющенная гильза от снаряда. Внутрь заливали масло и просовывали фитиль. Такая свеча страшно коптила, но светила. Здесь же рукописный журнал за 1945 год, где отображён график по выводу из землянок населения проживающего во Ржеве.

Перейдём же наконец в основной зал, где представлена диорама. Живописный план диорамы — 68 м², предметный — 47,5 м². Огромное полотно, изображающее переломный момент в боях за город.

В сентябре 1942 года Красная Армия перешла в очередное наступление. 24 числа наши войска ворвались во Ржев, заняли несколько кварталов, но продвинуться дальше не смогли. Диорама собирательный образ этого события. Бои были примерно такие, как в Сталинграде.

Именно в этот день погиб красный командир Виктор Гастелло, брат Героя Советского Союза Николая Гастелло. Столь драмматический момент отображён на диораме. Мы видим немецкий танк, у которого торчат из земли башня и ствол. Желая сохранить технику, немцы под Ржевом стали прикапывать танки в землю, оставляя для стрельбы башню.

Где-то слева на бугре изображён Уэнделл Уилки представитель Президента США. Советское командование вело переговоры с союзниками об открытии второго фронта. Как мы все знаем, союзники тянули время. Сталин, будучи уверенным, что РККА вот-вот возьмёт Ржев, отправил Уилки на фронт, дабы тот своими глазами посмотрел положение дел.

Увы, в сентябре 1942 г. прорвать немецкую оборону не удалось. В последующем активных действий на территории города ни одна, ни другая сторона не принимала. Ну, а что касается Уилки, как представитель Президента он побывал во многих странах и горячих точках. По всей видимости подобное наложило отпечаток. Уэнделл Уилки скоропостижно скончался от сердечного приступа в октябре 1944 года.

Ещё одним местом экскурсии стала изба-музей Сталина. Она находится рядом с городом в деревне Хорошево. Предыстория создания музея состоит в следующем.

Ни до войны, ни во время, ни после никто не отслеживал маршруты Сталина. Выезжал ли Верховный Главнокомандующий дабы отдать приказы и посмотреть под Москвой на залп из Катюш, с достоверной точностью не известно.

Из официальной хроники мы знаем, что Сталин трижды покидал столицу. В списке Тегеран, Ялта и Ржев. Вот какое огромное значение Ставка и Верховный Главнокомандующий придавали Ржеву!

Наши обрушивали на немцев шквал огня. Казалось, ничего живое остаться уже не может. Пехота шла в атаку, и немцы уничтожали её огнём. По воспоминаниям самих немцев, от количества собственноручно убитых их пулемётчики сходили с ума. Каждый солдат Вермахта, прошедший через Ржев, был награждён особой медалью. В войсках её называли «Мороженное мясо».

Что касается Сталина, то ему, на мой взгляд, крайне важно было понять, почему столь долгое время РККА не могла взять город.

До Ржева Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР добирался поездом. 5 августа 1943 года на полустанке Мелихово Сталин вышел из вагона и далее до Хорошево его везли на трофейном автомобиле. Фотография машины представлена на одном из стендов.

Из множества домов в городе и прилегающих деревнях мало что уцелело. Служба охраны один из сохранившихся присмотрела. От дороги изба на неком удалении, следовательно, что происходило внутри, никто видеть не мог. Немец на ту пору стоял в 150 км. от Ржева.

Хозяйку попросили переночевать у соседей. Кто у неё гостил, женщина узнала через несколько дней.

И. В. Сталин в избе переночевал и на следующий день заслушал доклад командующего Калининским фронтом генерал-полковника А. И. Ерёменко о том, как будет освобождаться Смоленщина.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

По законам военного времени если Верховный Главнокомандующий расположился где-то на сутки, сиё место автоматически становится Ставкой. Получается, изба была Ставкой, где было принято два важных решения.

Первое, Верховный Главнокомандующий утвердил план Ерёменко по освобождению Смоленщины. А вот второе, признаться, я даже и не предполагал, что оно родилось здесь…

После доклада Ерёменко в избу вошёл ординарец и передал Сталину сводку, где говорилось об освобождении Орла и Белгорода. Города первых салютов! Оказывается, приказ о проведении салютов Сталин отдал именно в этой избе.

В 1946 году на избу повесили табличку. Хозяйке предоставили другой дом, а здесь разместилась библиотека. В 1956 году, после разоблачения культа личности, памятники и монументы Сталину стали убирать и крушить. Библиотекарь табличку спрятала. Так она и пролежала в подполе вплоть до наших дней, завёрнутая в тряпку.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

В 2013 году Российское военно-патриотическое общество, узнав про сохранившийся дом, решило создать музей. Он открылся в июле 2015 года.

Экспозиция небольшая, однако, на мой взгляд, устроителям музея удалось передать атмосферу времени.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Кровать, тумбачка, патифон и целый ряд личных фотографий — это именно те вещи, которые находились в избе в августе 43-его.

На стенах чёрно-белые фотографии: солдаты в окопах, женщины с вёдрами пришли набрать воды в Волге, Покровская церковь, старый мост через Волгу. На стендах: оружие, Сталинская трубка, бинокль, маленькая скультурка Больших людей из Ялты.

Я видел и понимал — народ приехал во Ржев по большей части ради этого музея.

Возле портрета Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина лежит книга отзывов. Она пестрит благодарностями в адрес устроителей музея.

На лужайке перед домом бюст И. В. Сталина.

На памятнике приведены две цитаты.

Г. К. Жуков

И. В. Сталин владел вопросами организаций фронтовых операций и операций групп фронтов и руководил ими с полным знанием дела, хорошо разбираясь и в больших стратегических вопросах… Несомненно он был достойным Верховным Главнокомандующим.

А вот что сказал Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Сталин сохранил Россию, он показал, что значит Россия для всего остального мира, поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кляняюсь товарищу Сталину.

Слева от избы застывшие в бронезе выходцы Ржевского района Герои Советского Союза. Любопытно, но звания они удостоились в других местах. Никто из Героев за свой родной Ржев не воевал.

Перейдём же наконец к осмотру самого города. Скажу честно, я никак не ожидал увидеть во Ржеве бараки. На историческо-музейную ценность подобное никак не тянуло.

Ржев город небогатый. Дороги оставляют желать лучшего, как и пешеходные зоны. У меня сложилось впечатление, что здесь не только бюджет мизерный, но ещё и попросту нет хозяина. Если где-то люди недовольны заменой асфальта на плитку, то Ржеву подобное не грозит. Даже здание городской администрации не блещет ни лоском, ни шиком.

Если в центре повесить пару-тройку плакатов времён СССР, создастся полная иллюзия попадания в прошлое.

Впрочем, нет, в прошлое по-любому не попадёшь. По словам местного гида, потомок купца Берсеньева попросил у администрации, отдать ему в собственность дом прадеда, на что получил ответ — 12 семей рассели и забирай.

Люди старшего поколения наверняка помнят выражение — Ржевский прорыв. Нет, война тут ни при чём. У проклятого старого режима существовала программа — Жильё-2000. Согласно ей, каждая семья в 2000 году должна была получить собственное жильё.

Столь мощный план рассчитывался на многие предприятия. Ржевский краностроительный завод со своей задачей справился. Он начал выпускать продукцию, которая в начале 90-х оказалась никому не нужна.

По словам ржевитян, строительной техники производилось столько, что она не помещалась на складах. Пришлось задействовать территории города. Подобное можно сравнить с Бруссиловским прорывом.

В качестве плюса, отмечу, во Ржеве я не видел какого-то милицейского оцепления, либо ОМОНа, вечно всех выпускающего и никого не впускающего. Меня удивила изящная девушка, сотрудница ДПС. Поставив служебную машину рядом с грузовиком, она в одиночку контролировала перекрытие улицы.

В Москве подобную задачу, как правило, выполняют 2–3 сотрудника. Ну и вообще в столице, дабы куда-то зайти, проходишь через рамку металлоискателя, плюс везде и всюду видеонаблюдение. Что касается Ржева, здесь спокойней. Впрочем, не стоит сравнивать мегаполис и маленький городок.

Одной из главных достопримечательностей города является Старый мост. Он построен на месте предыдущего, взорванного немцами при отступлении. Правда или нет, неизвестно, но ходит легенда, что Гитлер попросил дать ему послушать момент взрыва по телефону.

В 1944 году путепровод частично восстановили. В 1956–1957 годах разобрали и построили заново. В 90-х была проведена реконструкция.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Левой стороной мост упирается в высокий берег, где расположена стела в честь освобождения Ржева. Она установлена 3 марта 1944 года, позже дополнена плитой с изображением ордена Отечественной войны I степени, полученного городом. Памятник изготовлен из материалов взорванного моста. Композицию обрамляет клумба, выложенная в виде надписи «Ржев».

За мостом ряд крутых поворотов, затрудняющих движение крупногабаритного транспорта. Сверху два холма соеденины ещё одним пешеходным мосточком.

Он выводит к Обелиску Героям Великой Отечественной войны. 25-метровый обелиск установлен на массивном гранитном постаменте на крутом левом берегу Волги, на кургане Славы (ранее Соборная гора, территории бывшего древнего кремля).

На постаменте изображены барельефы, прославляющие героику Великой Отечественной войны, надписи, славящие героев, и текст: «3 марта 1943 года войска Западного фронта после ожесточенного и длительного боя освободили город Ржев от немецко-фашистских захватчиков. Первыми ворвались в город части 215 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Куприянова А. Ф., 274 стрелковой дивизии под командованием полковника Шульги В. П., 371 стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Олешева Н. Н.».

У подножья обелиска могила неизвестного солдата с вечным огнём. Рядом располагаются братские могилы командиров Красной Армии, ржевских партизан и подпольщиков. Здесь покоятся А. Ф. Куприянов, А. П. Телешев, В. И. Новожёнов, А. В. Беляков, В. Е. Елисеев, С. М. Лебедев и многие другие.

Обелиск был создан по проекту архитекторов А. Усачёва и Т. Шульгиной, скульпторов: В. Мухина, В. Федченко и И. Чумака. Торжественно открыт 1 августа 1963 года.

В древние времена на этом месте располагался деревянный кремль, от которого начал расти Ржев. Кремль часто горел и к концу XVII века после очередного пожара его решили не восстанавливать. В 1754 году на кургане был построен Успенский собор с колокольней. Он продержался почти 200 лет, пока в 1931 году не пострадал от удара молнии, в результате чего практически полностью выгорел. Война уничтожение собора довершила.

Колокольня находилась именно там, где сейчас возвышается обелиск. Жители города часто приходят сюда, дабы с высокой кручи полюбоваться Волгой и правой стороной.

Звался сердцем голубиным Гордый город Ржев

Если по пешеходному мосту перейти на другую сторону, попадёшь в парк Грацинского. Мне запомнилась Алея Героев, а также памятник-обелиск Герою гражданской войны военкому В. В. Грацинскому.

27-летний военком В. В. Грацинский, командир отряда в 1000 штыков, погиб в бою с белочехами 2 сентября 1918 года в районе села Моркваши близ Казани. Его тело было доставлено солдатами во Ржев, где 11 сентября 1918 года он был похоронен с воинскими почестями в Никольском саду (ныне парк имени Грацинского).

7 ноября 1918 года в годовщину Великого Октября во Ржеве в честь Грацинского был установлен сей обелиск. Чёрная колонна побита осколками. Это следы от пуль и снарядов. Заняв город, немцы монумент не тронули. Во время войны он стоял как и сейчас именно на этом месте.

В городе есть ещё один довольно интересный парк, где расположились сразу несколько монументов посвящённых героям современным: афганцам, пограничникам, морякам.

Увы, дождливая погода очередную годовщину Победы никак не скрашивала, скорее наоборот, заставляла задуматься. На весь Ржев мы были единственные туристы, приехавшие сюда в День Победы. Поучается, в Москве Парад, трещать про который в СМИ начинают за две недели до этого. В Волгограде Мамаев курган, памятники, монументы и почётный караул в Зале Славы.

То что имеется во Ржеве никак не передаёт масштаб трагедии. По словам моего знакомого историка, подо Ржевом в день погибало 10 тыс. человек, а всего Ржев забрал с обеих сторон 2 млн. жизней. Вроде как мы победили, но обсуждать Ржев в России не любят. Про Ржевскую битву мы знаем по большей части не от генералов. Про Ржев рассказали журналисты и писатели. Уместно вспомнить А. Т. Твардовского, каждая строчка его знаменитого стихотворения подобна взрыву гранаты:

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

— Точно в пропасть с обрыва

— И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Возле города планируется насыпать большой холм и поставить обелиск, как в Волгограде. Увы, это так и остаётся в планах. С конца 80-х возле Ржева стали проводиться раскопки. Поисковики каждый год находят останки павших солдат.

Примерно с этого же момента сюда стали приезжать немцы. В прошлом году Ржев посетили два немецких ветерана. Их с каждым годом тоже становится всё меньше и меньше.

Для немцев Ржев особое место. Помню, смотрел по телевизору репортаж, где пожилой дедуля, прогуливаясь между гаражей, рассказывал: здесь были их окопы, а вон там погиб его друг однокласник.

Другой старичок, находясь в Германии, заверял зрителей, дескать, немецкий солдат ушёл из-под Ржева непобеждённым! Да, действительно отход армии Вальтера Моделя можно считать образцовым.

Что касается нас, в феврале 1943 года Жиздринскую операцию мы провели неудачно, после чего И. С. Конев был снят с поста командующего Западным фронтом.

Позвольте, но кто дошёл до Берлина? Кто выиграл войну? Ответ очевиден.

Помню, был период, когда открылись архивы, посвящённые ВОВ. Сам я не проверял, однако слышал, материалы посвящённые Ржеву вновь недоступны. Всё правильно, Ржев слабое место нашей истории. В условиях информационной войны в него будут бить. Наши солдаты своими костями не дают переписать историю, но при этом сами они тоже нуждаются в защите.

Не верите? Зря. Расскажу один эпизод.

Несколько лет назад на одном из сайтов я столкнулся со следующим фейком. Дескать, в Красной Армии были сформированы специальные подразделения, которые изымали у погибших бойцов жетоны, и, по секретному приказу Сталина их уничтожали. Это делалось для того, чтобы не платить семье пособие. Напомню, за пропавшего без вести пособие не давалось. Всё правильно — зло должно быть абсолютным. Если Сталин — зло, тогда подобное вполне логично.

Надо сказать, автор не сама это придумала. Она прочитала сей фейк в интернете и сразу решила озвучить дальше. Ни номер приказа, ни номер подразделения — ничего назвать она естественно не могла. Самое удивительное, женщина даже не знала, что жетоны носили немцы (у советских солдат были медальоны), но уверовала честно и искренне.

Фейки имеют одну единственную цель — размыть Победу советского народа и очернить прошлое. Их сочиняют не бабушки на скамейке, а довольно эрудированные люди, изучающие историю. И наша Победа для них словно кость в горле.

Контролировать вбросы довольно сложно. Получается, мы попросту теряем граждан, которые начитавшись того и этого, в информационной войне переходят на другую сторону…

До войны Ржев называли «голубиным городом». В городе было множество голубятников и голубей. В результате скрещивания и отбора были выведены породы голубей получившие названия «ржевской»: Ржевский ленточный турман, Ржевская чайка.

В настоящем традицию поддерживает Евгений Степанович Зверев председатель ржевского клуба голубеводов «Голубиное сердце». Евгений Степанович и его питомцы одна из достопримечательностей города. В конце экскурсии нам удалось посмотреть голубей и познакомиться с хозяином.

Евгений Степанович сперва был несколько напряжён, но после, разговорившись, будто бы взлетел, подобно голубю.

Ржевский пенсионер выводит самые разные породы. Мечтает открыть музей, посвящённый голубям. Приятно смотреть на его питомцев. Птицы хозяина знают и совершенно не боятся.

Увы, задумавшись о боях подо Ржевом, я так и не смог переключиться на другую тему. Когда Евгений Степанович взял в руки маленького птенца, мне представилось, что он символизирует нашу историю, которая нуждается в трепетном отношении.

Крайне важно сохранить нашу Победу и передать её будующим поколениям, дабы они гордились своими прадедами!