Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 6:40

Вешенская — Россия Май 2019

Если кому-то вдруг подумалось о вкусных грибочках с похожим названием — отнюдь. Мой рассказ не гастрономического характера. Может быть — образцовый поселок Вешки в Подмосковье? И тоже нет! А рассказать сегодня хочу вам о том, как в один из погожих деньков первомайсих выходных мы гостили у Григория и Аксиньи — героев знаменитого шолоховского литературного «детища» «Тихий Дон».

Станица Вешенская (ростовчане именуют ее в уменьшительно-ласкательной форме — Вешки) — старинная глубинка в Ростовской области обязана своей славой по миру самому М. А. Шолохову. Именно здесь его малая родина, именно здесь жил и работал великий писатель.

Вешки мы выбрали не случайно, во-первых: очень стыдно, что прожив почти полвека в Ростове мы с мужем до сих пор не были в этих местах да и сыну проникнуться историей родного края, казачьей культурой, окунуться в колоритную атмосферу как оказалось было крайне интересно. Во-вторых: так хотелось умчаться куда-нибудь подальше из шумного и пьяного первомайского города к природе поближе.

Вешки...

Дорога из Ростова заняла ровно 4,5 часа. Вглядываясь в просторы весенней степи только начинающей обрастать зеленым опереньем я боялась проехать знаменитого вешенского орла. И только когда он замаячил вдалеке вздохнула с облегчением-мы на правильном пути!

Памятный знак «Орел» - это визитная карточка старинной станицы Вешенской, который расположен сразу при въезде на большом кургане. Скульптурную композицию установили в 1983 году в канун 100-летнего юбилея со дня рождения писателя Михаила Шолохова.

В окрестностях хутора Кружилинского на холме у перекрестка дорог возвышается 14-метровый всадник на коне. Скульптурная композиция «Казакам тихого Дона».Туристы любят называть ее памятник Григорию Мелехову. Это и есть сам Гришка.

Вешки...

Долго я стояла на холме, запоминая выразительный абрис казака и его неповторимый ,присущий только казакам взгляд .Нравится мне это лицо.

Сумел скульптор воплотить в образе казака на коне те черты, которые присущи герою романа «Тихий Дон».

Название станицы Вешенской по приданию пошло от слова «вешка»,что означает жердь с флагом — сигнальный знак для предупреждения о появлении врага. Были вешки и для указания пути в степях. По одной из версий вешка указывала в стародавние времена водный путь по Дону с Севера на Юг.

Расписывать всю историю Вешенской нет надобности потому, как страницы интернета и так пестрят вовсю этой информацией. Но разве что совсем немного:«Первое упоминание о станице в „боярском приговоре о станичной сторожевой службе“,изданном царем Иваном Грозным 21 февраля 1571 года, где указан стоящий по Дону городок Вешки. Через Вешенскую прошла вся многовековая история России. Казаки станицы участвовали в восстаниях Разина и Пугачева, с войском Петра I брали Азов, с атаманом Платовым завершили отечественную войну 1812 г. в Париже, в1919 г. подняли Вешенское восстание и бились каждый за свою правду, разделенные вихрем гражданской войны на белых и красных. В 1942 году не пустили в родную станицу фашистских захватчиков. С берегов нашего Тихого Дона, с Еланского плацдарма был нанесен сокрушительный удар по врагу, ставший переломным моментом в Сталинградской битве».

Все это рассказал мне сам Дон-батюшка, который не смыкая глаз и днем и ночью сидит на своем посту и следит за своими водами, чтобы тихими оставались.

Вешки...
Лишь изредка  Дон напоминает о своем в неспокойном прошлом мелкой рябью да скупой волной.
Лишь изредка Дон напоминает о своем в неспокойном прошлом мелкой рябью да скупой волной.

Вешки при желании за день обойти пешком вполне реально. Т. к. мы не отдохнув с дороги сразу пошли на «разведку» усталость дала о себе знать очень быстро. Все дело в том, что заселение в номер было в 12, а мы в 9 утра уже были на месте. Нет, дело совсем не в том что мы просчитались. Тут у нас такая история получилась.

Забронировали номер на две ночи в небольшой частной гостинице задолго. Ждем себе дня Х спокойненько. А за день до прибытия нам позвонил директор этого заведения и обрадовал, что у нас с бронью произошли проблемы и что номер ранее оплачен другой семьей и уже занят. Мы с мужем в шоке: понимаем, что праздничные майские выходные в станице, где и так гостиниц на одной руке по пальцам пересчитать- пролетаем с ночлегом. Но тут надо отдать должное директору. Или это в Вешках народ такой сердечный, или сам хозяин гостиницы очень порядочный человек. Сам лично просуетился и устроил нас… в санаторий. Да! Санаторий «Вешенский».Мы конечно согласились. Стандартный номер-койка, тумбочка, стол. Но все это ерунда по сравнению с фантастической красотой хвойного леса, окружающего территорию. С заселением пришлось правда подождать, потому и безумно устали. Но в тот момент мы не обращая на это внимание продолжили прогулку, оставив авто с багажом на стоянке санатория.

Вешки...

Рядом с Вешенским санаторием спортивный комплекс «Тихий Дон» и ипподром, где проходят «Вешенские шермиции» — увлекательные мероприятия с участием коней и казаков, в праздники вовлекают и гостей ипподрома.

Гуляем по улочкам, любуемся аккуратными подворьями. Вешенцы — народ не богатый, но очень радуют глаз ухоженные добротные домики. Украшение каждого подворья — это конечно забор!

Вешки...

На данный момент численность населения здесь составляет более 9 000.Станица является ведущим центром культуры и просвещения. Одним из главных объектов культурного туризма. Вешки сегодня — это по сути большой музей под открытым небом, посвященный М.Шолохову-автору «Тихого Дона»(кстати свою Сталинскую премию, полученную за роман Михаил Александрович полностью передал в фонд обороны на второй день войны).Музей-заповедник Шолохова в Вешках — единственный в Ростовской области музей федерального значения. За год его посещает более 100 000 туристов. В конце мая ежегодно здесь проходит фестиваль «Шолоховская весна».Вешки в этот период собирают невероятное количество туристов.

Вешки...

Я же размечталась посетить Шолоховскую усадьбу с прекрасным яблоневым садом. По окончании ВО войны Шолохов вернулся именно сюда(на тот момент усадьба была в плачевном состоянии после бомбежек).В то время многим известным людям правительство СССР выделяло для проживания дачи под Москвой. Предложили такое жилье и Михаилу Александровичу. Писатель отказался, попросив выделить ему средства на восстановление своей усадьбы. Деньги выделили, но не безвозмездно, а как заем. И пришлось потом в течение 2-х десятков лет Шолохову гасить эту ссуду.

Что до усадьбы — я туда попала, но не совсем. Сам дом находится на ремонте. А мне предложили взять экскурсию по участку за 50р. Я предпочла пройти самостоятельно, так же заплатив эту символичную цену. А вместе со мной и Димка, которого приняли за студента(студентам на территорию вход бесплатный).

Усадьба Шолохова оказалась очень красивой,но только кустов сирени,как я видела на многих фото не оказалось.

Здесь Шолохов жил с женой, детьми и писал. Именно здесь Была написана вторая книга «Поднятая целина» и «Судьба человека».

На территории хозяйственные постройки и гараж в неизменном виде.

Вешки...

От домика идет дорожка через сад-яблоневый цветущий сад прямо к Дону.

Вот такой вид открывается из сада на Дон.

Яблоневый сад.

Здесь же и скромная могила Шолохова, рядом могила его жены.

Чтобы сохранилось сладостное послевкусие от поездки в Вешки нужно обязательно зайти в сувенирную лавку, которая сама по-себе как местная достопримечательность и прикупить пару магнитиков, красивую тематическую посуду, интересный сувенир.

Сувенирная лавка.
Вешки...
Здесь даже масло Вешенское продают.
Здесь даже масло "Вешенское" продают.

А потом зайти и основательно так пообедать.

В Вешках есть два известных замечательных места где можно отведать настоящей казачьей кухни. Это ресторан «Погребок».Сюда мы не попали — нужно заранее было бронировать столик. А вот в ресторанчике «Хуторок» с интерьером казачьего подворья нас прямо как будто ждали.

Накормили вкусной соляночкой и Генеральской свининой, напоили ароматным травяным чаем.

Вешки...

Самое интересное-прогулку по набережной Дона и встречу с Григорием и Аксиньей мы оставили на вечер.

Помню как много лет назад эта скульптурная композиция(с 1983 г.) стояла у нас в Ростове на набережной. Вот единственное фото, которое я смогла найти в интернете.

Фото из интернета

Еще девчонкой, не прочитав пока «Тихий Дон» любовалась красивой парой. Удивительно, но позже я даже и не знала, куда же переместили красавицу — Аксинью и ГрЫшку(1995 г.).Вот теперь знаю. И нисколько не ревную. Набережная здесь не такая огромная как у нас, но здесь их место — точно!

Набережная в Вешенской.

Здесь же недалеко стоит и бюст литературного отца этой пары, поставленный еще при жизни писателя.

Вешки...

А за ним краса Вешенской — храм Архангела-Михаила. Во время ВО войны в храм попала бомба, сильно повредив алтарь и колокольню. Бомба упала в зерно и не взорвалась. Властями станицы предпринималась попытка взорвать храм, но Шолохов его отстоял.

Вешки...

День пролетел как одно мгновение и Вешенская растаяла в опустившихся сумерках. Мы решили еще раз завернуть на набережную и пожелав Аксинье и Григорию спокойной ночи сами пошли спать. И пока мы засыпали Тихий Дон нашептывал нам свои сказки…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия