Турист Катерина Баринова (KaterinaMyosotis)
Катерина Баринова
был 14 мая 2020 14:30

Улан-Батор — Монголия Май 2017

Попасть из России в Монголию можно двумя путями: на самолете в аэропорт Улан-Батора или пересечь границу на машине со стороны Алтая. Наш путь начался из Алтая, по Чуйскому тракту мы добрались до монгольской границы (КПП Ташанта — Цаган-Нур). Несколько часов в очереди (это кому как повезет) и мы в Монглиии! Обычно при въезде на свою территорию монголы обрабатывают иностранным машинам колеса каким-то дезинфицирующим раствором. Стоимость такой процедуры около 50 рублей, а о смысле можно не задумываться. Заранее делать виза для россиян не нужно. Она ставится на границе сроком на 30 дней.
Первое впечатление о Монголии после утопающего в зелени и цветах Алтая немного пустынное. Но это пока мы не добрались до первой остановки — озеро Дунд Нур. Ну очень красивое озеро! В конце мая на озере еще есть лед.

Удивительная Монголия

Наша следующая остановка — поселок (или небольшой городок) Олгий. Небольшой уютный городок, есть магазинчики с едой и теплыми вещами из шерсти. На подъезде к поселку и самих животных удалось посмотреть и сфотографировать.

Удивительная Монголия

Второе озеро, которое мы увидели — Толбо Нуур. На берегу прекрасное место для стоянки. К озеру подходит горный хребет и можно выбрать уютное, защищенное от ветров место.

Удивительная Монголия

В степи встречается много сусликов. Не редко можно увидеть сурка. Еще из диких млекопитающих нам посчастливилось увидеть дзеренов (монгольская антилопа) и пищуху. Птиц тоже очень много. Мы видели черных грифов. Из пресмыкающихся видели круглоголовку и гобийскую ящурку. Среди беспозвоночных запомнилась встреча с фалангой (паук сальпуга) и конечно клещи. По сравнению с привычными таежными клещами, маленькими и медленно-ползающими эти клещи кажутся огромными (7–8 мм) и быстро бегают целыми толпами. Нас не покусали, так как мы оперативно набрызгались репеллентами.

Удивительная Монголия

От озера мы двинулись по направлению к пустыне Гоби. Преодолели два перевала высотой 2050 метров и 2790. Кое-где лежит снег. Здесь мы первый раз увидели оленные камни. Оленные камни это своего рода стелы, на которых можно увидеть наскальные рисунки. Они названы оленными, так как очень часто изображали именно оленей.

Удивительная Монголия

Удивительно, насколько разнообразной по ландшафту и красоте может быть пустыня! Большая ее часть похожа на степь с небольшой растительностью. Часто ландшафт формирует глина и выходы горных пород.

Удивительная Монголия

Очень живописные пейзажи образуют так называемые выветренные камни. Они как будто обточены и округлены ветром и песками.

Удивительная Монголия

Местами очень много яркоокрашенного лишайника из-за этого все камни кажутся просто горящими. Но особенно был хорош закат над пустыней.

Удивительная Монголия

На выходах горных пород во всей красе можно наблюдать «загар пустынь»- черную глянцевую корку на камне. В основном она состоит из оксидов железа и марганца.

Удивительная Монголия

Саксаулы и пески — именно такой я представляла себе пустыню раньше.

Удивительная Монголия

Зеленая сочна трава — большая редкость, но все-таки она есть!

Удивительная Монголия

И вот такие прекрасные ирисы тоже есть.

Удивительная Монголия

Есть в пустыне и оазисы. Мы посетили всего один оазис под названием Захуй (именно так и называется). Тут, кстати, в отличие от большей части маршрута есть мобильная связь. Правда, даже в оазисе только большие деревья, все до чего могут дотянуться животные съедено.

Удивительная Монголия

Монголия очень богата разнообразными минералами и горными породами. Тут проводилось и проводится много геологических и палеонтологических исследований. Но даже неспециалиста впечатлит геологическое разнообразие ландшафта. Разноцветные глины, там можно найти окаменелые останки динозавров.

Удивительная Монголия

Конечно, суровый климат давал о себе знать особенно в пустыне. Наша поездка пришлась на конец мая. Днем было очень жарко. Говоря о температуре воздуха, принято оперировать показаниями температуры, полученными в тени. Но в том то и проблема, что в пустыне нет тени! А солнце жарит беспощадно. Ночью наоборот — очень холодно. Тут в дело идут все шерстяные вещи, купленные на сувениры.

И конечно ветра иногда очень суровые. Особенно запомнились ветра в песчаных частях пустыни — песок оказывается везде, в воздухе, в одежде, в носу и во рту.

Удивительная Монголия

Уклад жизни местного населения разный. Примерно треть монголов живет в Улан-Баторе. Еще треть в других городах. Остальные -сельские жители, которые сохранили кочевой образ жизни. Плотность населения в некоторых полупустынных районах очень низкая. Но все-таки, где есть хоть какая-то растительность можно встретить небольшой поселочек или одиноко стоящую юрту.

Один из традиционных монгольских поселков. Тут и юрты и небольшие домики из камня. Есть памятники, в которых увековечена важность животноводства для Монголии. Человек изображен с овечкой на руках. Второй памятник лошади. Чем прославилась именно эта лошадь мы не поняли. Но вообще лошадки в Монголии толковые. Можно увидеть как они сами пасут стадо верблюдов.

Удивительная Монголия

Рядом с каждой юртой обязательно мотоцикл и спутниковая тарелка на крыше. Там, где есть юрта, обязательно есть скот. Животноводство — это основной вид деятельности монголов.

Козы и овцы пасутся везде, где есть и где нет растительности. Иногда совсем не понятно, что они едят? Вокруг один песок и камни. Вся растительность, которая есть используется под пастбища для скота. Перевыпас на лицо и страна стремительно лишается оставшейся растительности. Кое-где есть посадки деревьев, но их ничтожно мало.

Удивительная Монголия

Корова в центре города — и такое бывает.

Удивительная Монголия

Верблюды и яки встречаются реже, но все-таки их довольно много.

Мы видели и одиночных верблюдов и их стада. Даже удалось понаблюдать процесс стрижки верблюдов. А вот дикого верблюда встретить очень сложно.

Удивительная Монголия

Основной вид топлива — кизяк (высушенный навоз животных). Вообще в сельской местности он везде. Очень быстро его вообще перестаешь замечать.

Кухня монголов — мясо, мясо и еще раз мясо. Даже колбаса полностью из мяса. Странный вкус, в сравнении с нашей докторской.

Рыбу монголы практически не едят. Конечно, в ресторанах Улан-батора можно заказать блюдо из рыбы, но в традиционной монгольской кухни рыба-большая редкость. Среди туристов ходят слухи, что это уже далеко не так, и современные монголы любят рыбалку, может быть…, но на озерах мы не встретили ни одного рыбачащего монгола.

Заниматься земледелием в Монголии не принято. Вообще капать землю это не в монгольских традициях.

Чай по-монгольски может быть разным: от привычного липтона из пакетика, до получая-полубульона с большим количеством молока, жиром и солью. В последнем случае напиток, хоть и непривычный для европейца, но интересный и даже приятный на вкус.

Наше путешествие по Монголии закончилось в Улан-Баторе. На знакомство со столицей оставалось меньше суток. За это время удалось посмотреть не много. Буддистские храмы очень красочны.

Удивительная Монголия

На центральной площади города повезло увидеть настоящий монгольский праздник. Красочные костюмы, национальные костюмы и приятная музыка.

Удивительная Монголия

Наш рейс был рано утром, около 5 часов. Было принято решение дождаться его в аэропорту. В целом аэропорт Улан-Батора производит приятное впечатление, чистенький, вполне современный. Однако, было немного необычно, когда в 12 ночи погас свет и аэропорт полностью опустел. Но к нашему рейсу все потихоньку начало оживать.

Монголия — одна из самых удивительных стран в которых мне посчастливилось побывать. Это путешествие нельзя было назвать легким, но оно того стоило! Природа Монголии прекрасна, а культура уникальна и самобытна.