Турист Ирина Н (Irina_Napljokova)
Ирина Н
была 2 апреля 14:51

Пушкинские горы, Псков + 1 город — Россия, Таллин — Эстония Май 2019

План поездки был следующий:

1. 30 апреля рано выезжаем из Москвы, едем до Пушкинских гор (650 км). Там 4 ночи.

2. Едем в Псков (120 км) — 1 ночь.

3. Из Пскова в Таллин с заездом в Печоры (330 км). В Таллине 3 ночи.

4. Из Таллина в Великий Новгород через Нарву (490 км) — 2 ночи.

5. В Москву (580 км).

Уф, я думала, развалюсь где-то по дороге, но вроде цела. И мне даже понравилось, определенно есть свои плюсы в автомобильных путешествиях, и оказалось не так уж и утомительно.

До Пушкинских гор доехали очень хорошо, дорога отличная (Новая Рига).

Пушкинские горы — это заповедник, с тремя усадьбами. Место связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. В Пушкинских горах он провел годы ссылки, здесь написаны многие произведения поэта, здесь он и похоронен в Святогорском монастыре.

Мы приезжаем в Пушкинские горы уже третий раз — здесь прекрасная природа, красивые усадьбы с ухоженными парками и вообще здесь очень хорошо!

Коротко о трех усадьбах. В этот раз мы не заходили внутрь, т. к. уже были в каждой по два раза. В туристическом плане всё организовано отлично, без проблем можно купить билеты на сборную экскурсию в каждую из усадеб. Без экскурсии внутрь не пускают.

1. Михайловское — родовое имение матери Пушкина, именно здесь поэт провел два года ссылки и здесь им написаны центральные главы «Евгения Онегина».

2. Усадьба «Петровское» — родовое имение предков Пушкина — Ганнибалов. Изначально того самого Арапа Петра Великого. Пушкин здесь бывал в гостях у двоюродного дедушки. Самый нарядный дом.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

3. Усадьба «Тригорское» — дом друзей поэта, считается «домом Лариных». В усадьбе потрясающий парк.

Все усадьбы находятся в отдалении друг от друга — любителям пеших прогулок отлично! Не любителям — передвигаться на машине.

Ещё одно потрясающее место — Савкина горка — какие здесь чудесные виды! Думаю, понятно, кто здесь любил бывать?))

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Проблем с жильем в Пушгорах нет, каждый год появляются новые отели, красивее и дороже предыдущих. Мы второй год останавливаемся в гостевых домах Каменец — икеевский уют, но есть мангал, камин и сауна — нам нравится.

Вот с чем проблема так это с общепитом, мест где поесть практически нет. Есть только одно кафе в Тригорском и ресторан «Корзинка» при отеле Арина Р. Поэтому лучше иметь свою кухню и мангал) В округе полно рек и озер, экология хорошая, рыба есть! Нас угощали знакомые копченной местной рыбой — как же это вкусно! Но если вы не рыбак и не друг рыбака, то достать ее практически невозможно)

На осмотр основных достопримечательностей Пушкинских гор, думаю, хватит пары дней. Но по мне, чем больше времени здесь, тем лучше. Но пора ехать дальше.

В Псков приехали к обеду.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Я очень давно хотела попасть в Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — здесь сохранились фрески домонгольского периода, 1156 год! Фрески чувствительны к влаге, поэтому в плохую погоду храм закрыт. Начал накрапывать дождь, поэтому мы туда просто бежали бегом. К счастью, нас пустили. Вход, кстати, платный — храм превращен в музей.

Фрески выполнены приглашенными из Византии греческими мастерами и являются законченным, целостным произведением. Поражает их качество и сохранность — более 80% древней живописи дошло до сегодняшнего дня. Действительно удивительно, что собор уцелел, ведь город был практически полностью разрушен в годы ВОВ. Часть росписи храма, включая купол, сейчас закрыта лесами — идет реставрация.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Фрески потрясающие — хочется рассматривать каждую деталь снова и снова, из собора уходить совсем не хотелось, но нужно было еще осмотреть Кремль.

В Кремль лучше идти с экскурсией ведь история у города богатейшая. Мы взяли групповую экскурсию на входе в Кремль(150 руб), экскурсовод был отличный.

Поужинали в палатах Подзноева — это ресторанно — гостиничный комплекс — на территории несколько ресторанов — палат. Мы зашли в первые попавшиеся — Пивные — понравилось, все было вкусно!

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

На утро выехали в Таллин. По пути была запланирована остановка — Псково — Печорский монастырь.

Я, если честно, мало почитала о монастыре, вернее, почти ничего. На входе хотели взять экскурсию — стоимость 2000 рублей с группы, но пожалели деньги и пошли смотреть сами. Потом узнали, что самое интересное и обязательное к посещению — это дальние пещеры, куда пускают только с экскурсией (кто был — расскажите) Будет повод вернуться еще.

Но и без пещер впечатления прекрасные! Монастырь очень красивый, интересный рельеф, благодать!

Отобедав в буфете при монастыре (отличный, кстати) поехали на границу.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

От монастыря до КПП «Куничина Гора — Койдула» минут 5 езды. Читала, что это самый непопулярный пункт пересечения границы с Эстонией, перед КПП есть очень странный платный двухсот метровый участок дороги. 150 рублей — не очень понятно за что). Пункт действительно не очень популярный — на границе мы были одни, на все ушло минут 30 и то большую часть времени мы зачем-то заполняли декларацию на старый ноутбук) На эстонской границе этому слегка удивились). При пересечении границы спрашивали грин карту на машину (оформляется в любой страховой компании), естественно, паспорта и страховку на всех пассажиров. Больше ничего не просили, хотя я запаслась жилетами, знаками аварийной остановки и т. д.

После прохождения границы сразу понятно — всё, Европа. И дорога прекрасная, и домики красивые, и леса — луга, и коровки пасутся — сказка. Так глядя по сторонам незаметно доехали до Таллина.

Таллин красив!

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

В Таллине мы первый раз. Мне кажется, он интересней других прибалтийских городов (были в Риге и Вильнюсе). Очень европейский, ближе к скандинавскому. Помимо чудесного старого города, очень понравился район с деревянными домами- их много, они жилые и очень красиво отреставрированы. В одном из таких домов мы останавливались (Baltic Boutique Apartments — очень понравились).

Таллин очень чистый, чувствуется, что жители с любовью относятся к своему городу. Чего не хватает, так это набережной. Было бы приятно прогуляться вдоль берега. Есть очень маленький отрезок пляжа, но и там посидеть чудесно.

Про еду — самый популярный ресторан на трипэдвайзере — Rataskaevu 16 с 6 тысячами отличных отзывов, мы пошли туда на обед, конечно же, мест не было. Нас отправили в ресторан этих же товарищей с таким же меню — Väike Rataskaevu 16, находится буквально за углом. Обслуживание отличное, в целом впечатление хорошее, но без особых восторгов, видимо, я заказала не самые удачные блюда (свекольный суп-пюре мне не очень зашёл). Все-таки, думаю, имеет смысл забронировать столик у «старшего брата», показалось, что он приятней, «намоленей».

Еще понравилась Trattoria Del Gallo Nero — паста была очень вкусная!

Район где модно-стильно-молодежно — Квартал Ротерманнa — территория бывших промышленных объектов — там полно ресторанов и магазинов, мы были в паре мест — неплохо. Там же находится отличный магазин сыра — Juustukuningad — мы там оторвались))

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Таллин — очень маленький, но за один день мы умудрились намотать 25 км)) И на рынок зашли и три круга по старому городу сделали, и по отдаленным районам прогулялись — красота везде!

Настало время ехать дальше. В Великий Новгород поехали через Нарву. Мы бронировали время для прохождение таможни заранее на сайте —

По пути мы успели заехать в национальный парк Lahemaa — территория парка большая, мы просто отметили в навигаторе точку с парковкой рядом с заливом.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Прогулялись по берегу — как же там красиво и хорошо! Ни души!

Очень красивый лес и озера! Так бы гулять и гулять. На озере видели домики, скорее всего, отель. Было бы здорово остановиться на выходные в таком месте.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Перекусив на природе таллинскими деликатесами, поехали на границу.

Нарва — самый популярный пункт, по отзывам вообще рекомендуют туда не соваться. Но с другой стороны пункт удобен тем, что можно записаться на определенное время (стоимость 4,5 евро за пользованием зоной ожидания). Устроено там всё сложно — вначале едешь в зону ожидания, которая находится на въезде в город. Мы когда приехали туда, я подумала — всё приехали, это на 150 часов. Машин было о-о-очень много. В подтверждение записи было написано, что время прохождения 15.00 — 16.00. Мы приехали в 14.50, минут через 15 высветился наш номер, только не номер записи, указанный в бронировании, который я высматривала, а номер машины. Если бы муж его не заметил, я бы, видимо, до сих пор там ждала:) Далее, человек в окошке выдает талончик, с этим талончиком нужно ехать в центр города, к крепости, непосредственно к КПП. Там тоже небольшая очередь, но быстро. Машину проверили за пять минут, ничего особо не смотрели (кстати, мясо-молочные продукты и рыбу провозить запрещено, мы провезли контрабандой). В общей сложности, прохождение таможни заняло 50 минут.

После границы, очередной культурный шок, не без него)) Большая часть дороги до Великого Новгорода плохая, особенно по сравнению с Эстонией). Подзамучились пока добрались до отеля (Бутик-отель Truvor— красивый, правда?).

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Я лично хотела только в душ и спать, но муж уговорил прогуляться. Вот есть такие места, где сразу, осознаешь, что здесь очень тебе хорошо. Вот в Великом Новгороде меня это ощущение настигло. Как только вышла на набережную к Кремлю, я и Таллин сразу забыла, и Европу эту и дорогу длинную. А уж когда я настойку местную выпила, то совсем меня счастьем накрыло. Но об этом позже. Хотя чего тянуть:)

В общем, прогулялись мы до бара — Zavodbar — место самое популярное на Foursquare и трипэдвайзере. Фишка ресторана — домашние настойки и блюда из русской печи. За всю поездку, это, пожалуй, самый вкусный ресторан. Мы были покорены этими настойками! Скажу я вам, две рюмки настойки полностью снимают усталость от 8 часов дороги и наполняют полным счастьем! Я, кстати, крепче вина обычно ничего не пью, но эти настойки прекрасны!

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Узнали, что у этих же хозяев есть кафе для завтраков — Le Chocolate. Два дня завтракали там, очень вкусно! И непонятно откуда в Новгороде такие вкусные круассаны.

Утром после прекрасного завтрака поехали на прогулку по Волхву. Кораблики ходят часто, довозят до озера Ильмень и поворачивают обратно. Стоимость прогулки 500 руб. Какая же красивая природа в Новгороде! Я ж даже прослезилась)

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

На Новгород у нас было 1,5 дня — очень мало. К тому же, мы попали на 9 мая и большинство храмов было закрыто. В общем из того, что удалось увидеть:

1. Кремль, конечно же.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Брали обзорную экскурссию в палатке с сувенирами при входе в Кремль. Экскурсия длится 3 часа — охватывает Кремль, Владычную палату с выставкой ювилирного искусства и очень кратко Ярославово дворище. Всё без захода в храмы. Вместо ювелирной выставки, мне кажется, лучше бы посетить Софийский собор на территории Кремля. Древнейший храм на территории России, как-никак.

2. Ярославово дворище. Исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода. Является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время к архитектурному комплексу относится 7 храмов.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

Пускают не во все. Те что открыты, превращены в музеи, вход платный 100–150 рублей. Из того, что было открыто:

2.1. Никольский собор — самый древний храм на территории Ярославова дворища (1113–1136). Сохранились фрагменты первоначальной живописи 12 века, среди которых «Иов на гноище», «Страшный суд», фресковые орнаменты. Ниже жена Иова. Смотрительница сказала, что любоваться ей возвращаются многие по несколько раз.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

2.2. Церковь Георгия на Торгу. XIV—XVIII вв. В церкви представлена выставка «Возрождение из руин. Церковь Спаса Преображения и ее фрески» — собранные по уникальной методике фрески, считавшиеся безвозвратно погибшими после разрушения храма во время Великой Отечественной войны.

3. Церковь Спаса Преображения на Ильине. Находится чуть дальше Ярославова дворища.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

В церкве сохранились фрагменты фресок Феофана Грека (14 век) Единственный в мире храм, сохранивший его монументальную живопись.

Феофанову Богу (последнее фото) 640 лет, а от его взгляда мурашки! Каджый раз думаю, что надо носить с собой бинокль) Очень хотелось рассмотреть фрески поближе.

4. Церковь Спасана на Нередице. Находится за чертой города. Фрески Нередицы представляли собой наиболее ценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. В годы ВОВ всемирно известный памятник погиб. Сейчас можно увидеть по крупицам собранные фрагменты первоночальной живописи.

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

5. Антониев монастырь. Сохранены небольшие фрагменты фресок 1125 г.

Мне очень понравилось, как в Новгороде всё устроено в плане туризма. Храмы превращены в музеи, фрески очень хорошо освещены — можно все спокойно рассматривать и фотографировать, никто на тебя не шикает)) Мы галопом пронеслись по Новгороду, думаю, многого не увидели, а то что посмотрели, все немного смешалось в голове. Нужно больше времени и грамотного экскурсовода. Ну и почитать побольше перед поездкой.

Вот что успели, так это 4 раза поесть в Заводе))

Большое майское путешествие — Пушкинские Горы, Псков, Таллин, Великий Новгород

И с настойками поехали домой.

До Москвы домчались по платной дороге. Дорога отличная! Прочитала, что якобы нет ни заправок, ни кафе. Открыто сейчас немного, но все активно строится. Заправки временные, кафе вроде пока только одно, хорошее. Мест для остановок с туалетами много. Стоимость от Новгорода до Твери — 770 руб, от Клина до Москвы — 650 руб.

Вот такое получилось путешествие. Мы остались очень довольны. Дорога конечно длинная, но с остановками нормально. А от посещенных городов у меня сплошные восторги, может быть, потому что от них я ничего хорошего не ждала:) Надеюсь, отзыв кому-нибудь пригодится, а то путешествовать по России всегда немножко боязно:)