Турист Илья Смирнов (ilsmirus)
Илья Смирнов
был 8 апреля 15:48

Стамбул — Турция Апрель 2019

Я давно хотел посетить Турцию и конкретно Стамбул, и вот наконец-то мне представилась такая возможность. К сожалению, для многих россиян Турция ассоциируется лишь со средиземноморским побережьем, отелями all inclusive и стандартным пляжным отдыхом, но в этой стране огромное количество интереснейших мест, которые обязательно стоит посетить. Данный рассказ будет посвящен самому большому городу Турции — прекрасному Стамбулу, который раскинулся в двух частях света одновременно.

Для перелета я выбрал утренний рейс Turkish Airlines из Внуково, чтобы прибыть в Стамбул уже в 9 утра.

Стамбул: найдется все

Много слышал об этой авиакомпании, и она действительно предлагает очень неплохой сервис — удобные кресла, система развлечений и просто неверотяная еда — нас кормили просто божественным омлетом с грибами и печеным слоеным пирожком с сыром. Turkish Airlines получают от меня высокие оценки. Я прибыл в новый аэропорт Стамбула, который заработал в полном режиме только 6 апреля 2019 г. В новый аэропорт еще не провели метро, но зато есть удобная система автобусов-шатлов. Просто нужно спуститься на нижний уровень и выбрать автобус на нужное направление. Вы можете сразу приобрести универсальный проездной Istanbulkart и использовать его.

Карта стоит 6 лир и действительна для автобусов, метро, трамвая, фуникулеров и паромов. При покупке одноразового жетона проезд будет стоить 4 лиры, по карте поездка будет стоить 2.8 лир, так что экономия очевидна. Плюс по карте для пассажиров предоставляется дополнительная скидка, если между пересадками не прошло менее установленного времени (от 40 до 60 минут). Пополнить карту очень легко в автоматах и кассах. Итак, я отправился до автовокзала Otogar и добрался до станции метро Sishane, где находился мой отель. Расположившись, я отправился гулять по городу.

Я сразу вышел к Галатскому мосту и мне открылся прекрасный вид на район Эминоню и мечеть Сулеймание. Стамбул сразу захватывает: мечети, минареты, паромчики, граффити, милые домики, чайки, торговцы, запах свежей выпечки — кажется, этот город вместил в себе, что можно, но это не создает негативного впечатления — в этом сочетании весь Стамбул и он сразу предстает перед вами таким, какой он есть.

Стамбул: найдется все

Если обернуться в другую сторону, гуляя по мосту, вы увидите другой берег бухты Золотой Рог с Галатской башней.

Кстати, люди ловят рыбу прямо на мосту. Интересно, насколько там чистая вода, учитывая, что в Стамбуле живет более 15 миллионов человек?

По бухте и по Босфору туда-сюда курсируют паромчики, перевозя людей с одного берега на другой. Паромы являются частью системы городского транспорта — для проезда на них можно использовать проездной Istanbulkart.

Стамбул: найдется все

У причала Эминоню пришвартовано много лодок и катеров. В этой части города (и еще в Султанхмет) наибольшее скопление людей: как местных, так и туристов. Но я сразу решил прорваться в гущу событий и отправился по узким петляющим улочкам Эминоню и Султанахмет наверх к Собору Святой Софии и Голубой мечети. Я решил миновать основные улицы, через которые проходит маршрут трамвайной линии T1 и вместо этого пойти менее изведанными тропами. Но, как оказалось, народу там тоже очень много — большинство улиц Эминоню представляеют собой магаизны. Торговцы зазывают всех к себе в магазины, но при этом без излишней назойливости. Никто не будет хватать вас насильно.

Дома в этом районе старинные и интересные: у них любопытный декор, правда местами потрепанный. На улицах и на домах вывешено много турецких флагов. Пройдя лабиринт узких улочек я вышел к воротам Государственного Института Стамбула (последнее фото в слайд-шоу) и продолжил свой путь по уже более широкой, но все такой же многолюдной улице Енычирлер в сторону площади Султанахмет. По пути я прошел через небольшую площадь Чемберлиташ, на которой установлена колонна Константина.

Стамбул: найдется все

Колонна была установлена в 330 г. н. э., как вы догадались, императором Константином в честь переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Кстати, название Константинополь было дано городу в этом же году, до этого он именовался Византий. Колонна много страдала от пожаров, землетрясений и дейтельности людей, но ее всегда восстанавливали и вот она уже стоит без малого 1700 лет несмотря на то, что Византийской империи уже давно нет. Рядом с колонной расположена мечеть и уже в этом месте начинаешь осозновать, что Стамбул насквозь пропитан историей и вобрал в себя элементы культур всех живших здесь народов.

Пройдя улицу до конца, я оказался на площади Султанахмет — самом сердце старого Стамбула.

Передо мной предстала прекрасная Айя-София (Собор Святой Софии). Это сооружение грандиозно и удивляет людей уже почти 1500 лет. Храм был построен при правлении императора Юстиниана в 587 году и сразу стал легендарным. Храм пережил сильное землетрясение в 10 веке, крестовый поход и захват Константинополя османами в 1453. После того, как город заняли турки, этот православный храм переделали в мечеть. В XX веке после образования Турецкой Республики Айя-София стала музеем.

Внутри Айя-София выглядит еще более грандиозно — изнутри своды кажутся еще выше, в храме висят большие изысканные люстры, внутри остались византийские мозайки и фрески на библейские сюжеты, хотя при этом есть и элементы мечети, цитаты из Корана и арабская каллиграфия. После взятия Константинополя храм был разраблен, но мозаики не были уничтожены — османы забелили их штукатуркой, что позволило им сохраниться и дойти до наших дней. Айя-София внутри неверотяно красива, я не могу представить какой дикий восторг храм вызывал раньше — для 6-го века это просто нереальное сооружение. Архитекторы того времени были сверхгениальны. Для входа в Айя-Софию рекомендую купить Istanbul Museum Pass — он включает в себя несколько музеев и дает вам возможно пройти без очереди, что очень актуально для Стамбула — очереди здесь весьма немаленькие.

Стамбул: найдется все

Напротив Айя-Софии расположена грандиозная Голубая мечеть. Войти в мечеть может любой желающий, когда там не проходит молитва — расписание молитв установлено у мечети, так же его можно проверить в интернете. Для входа в мечеть нужно снять обувь, девушкам нужно накрыть голову платком — платки выдают у входа. Мечеть очень красивая и декор выполенен очень искуссно, но жостаточно большая часть мечети находилась на реставрации — поэтому многие места были закрыты строительными лесами. Но даже при ограниченном обзоре можно оценить витражи, убранство и прекрасный ковер — это действительно самый нежный ковер, по которому я ходил.

После посещения мечети я отобедал прекрасным кебабом и пахлавой и отправился осматривать Стамбул дальше. Я решил посетить одно из древних водохранилищ Константинополя — Цистерну Феодосия. В Стамбуле несколько подземных водохранилищ, которые были построены византийцами в начале нашей эры. Водохранилища являются чудом инженерной мысли того времени — благодаря аведукам и тоннелям вода поступала в специальные резервуары и скапливалась для использования во время засухи или осады. Самое известное водохранилище в Стамбуле — цистерна Базилика, но я решил посмотреть недавно открытый резервуар — цистерну Феодосия, которая является самым древним водохранилищем Стамбула — оно было построено в 4 веке, но нашли его лишь в 2010 г. Для посетителей цистерну открыли в 2018 г., вход туда пока бесплатный.

Стамбул: найдется все

Цистерна Феодосия — очень интересное место, массивные колонны завораживают — как такое можно было построить под землей 1500 лет назад? Колонны красиво подсвечены и фоном играет выразительная атмосферная музыка. Насладившись атмосефрой цистерны Феодосия, я решил вернуться на противоположный берег бухты Золотой рог в район Галата. Конечно же, этот район нельзя представить без всем известной Галатской башни, которая была построена в 14 веке. Башня возвышается на холме и ее можно увидеть из многих мест Стамбула. Рядом с башней расположено огромное количество кафе и ресторанов. В одном из кафе в этом районе я попробовал отличный султан-кебаб с сухофруктами. Никогда бы не подумал, что курица, овощи и сухофрукты в тандеме создают отличный вкус.

Обойдя Галатскую башню и поднявшись немного выше вы выйдете к началу самой знаменитой пешеходной улице Стамбула — Истикляль. По обе стороны улицы построены симпатичные дома, на протяжении всей улицы музыканты играют на всевозможных музыкальных инструментах и поют песни всех жанров. На этой улице просто гигантское количество народа, но несмотря на это на улице приятная атмосфера — милым дополнением является стильный винтажный красный трамвай, который курсирует туда и обратно. Трамвайчик является скорее развлечением, чем средством передвижением на улице Истикляль, но все равно придает ей шарма.

Стамбул: найдется все

Улица заканчивается площадью Таксим, на которой нет ничего примечательного кроме памятника основателям Турецкой Республики.

Пока я гулял по Истикляль и холмистым виражам района Галата вокруг стемнело и я наконец-то увидел ночной Стамбул.

На следующий день, позавтракав чудесным турецким омлетом Мёнемен с овощами и пряностями, я продолжил свой стамбульский поход. Мой путь снова лежал в Султанахмет, но в этот раз во дворец Топкапы. Быстро пройти сквозь очереди мне помог Museum Pass — он дает вам доступ в сам дворец, гарем и церковь Святой Ирины.

Стамбул: найдется все

В 16 веке дворец Топкапы построил тот самый султан Сулейман из всем известного сериала «Великолепный век». В этих корридорах и залах Сулейман строил и воплощал свои грандиозные планы, пока Хюрем-Султан и другие жены султана плели интриги в стенах гарема.

Дворец был официальной резиденцией Османских султанов в течение 300 лет. У дворца богатый декор, можно увидеть большое кухонное крыло дворца, залы, где султан жил и принимал гостей. Также для посещения доступен гарем, где жили жены и наложницы султана. Еще во дворце есть два перкрасных зала, в которых запрещено фотографировать: зал с коллекцией часов и зал с коллекцией оружия. Первый содержит уникальные шедевры часовых мастеров — в этой экспозиции представлены оригинальные работы мастеров 17–19 веков: каждые из представленных часов являются произведением искусства. В оружейном зале прекрасная коллекция мечей, ятаганов, мушкетов и прочего оружия, по которому можно проследить историю Османской империи.

Стамбул: найдется все

С заднего двора Топкапы открывается замечательный вид на Босфор.

Можно часами стоять и любоваться на эти захватывающие виды.

Стамбул: найдется все

Другим ярким объектом султана Сулеймана является мечеть Сулеймание.

Мечеть построена из светлого камня и, честно говоря, внутри она мне понравилась больше, чем Голубая мечеть. К тому же в Сулеймание нет такой большой толпы туристов. Мечеть украшают замечательные витражи, роспись и люстры. Интерьер выглядит красиво, но в нем нет кричащей и вызывающей роскоши — у Сулеймана и его архитекторов был отличный вкус. На территории мечети находятся гробницы Сулеймана и Хюррем-Султан.

Стамбул: найдется все

Мечеть стоитна возвышенности и, конечно же, с прилегающей территории открывается еще один чудесный вид — благодаря холмам в Стамбуле много прекрасных обзорных площадок.

Недалеко от Сулеймание расположен Гранд Базар. Здание Базара начали возводить в 15 веке — Базар просто огромен и торгуют здесь в основном сладостями, одеждой, посудой и сувенирами. Есть несколько интересных магазинов с антиквариатом, но в целом, Гранд Базар — это туристический аттракцион. Подобные товары можно найти и в других магазинах Стамбула, но для галочки посетить Базар стоит.

Стамбул: найдется все

На Гранд Базаре я сделал фото в костюме Султана с ятаганом — люблю делать фото в костюмах. В павильоне есть несколько костюмов на выбор (мужских и женских).

Во время своего визита в Стамбул я также посетил дворец Долмабахче. Перед дворцом расположены одноименные часовая башня и мечеть.

Стамбул: найдется все

Дворец был построен в 19 веке и стал новой резиденцией султанов Османской империи. К сожалению, внутри запрещено фотографировать, а в этом дворце есть на что посмотреть. Дворец просто обрушивает килотонны роскоши на посетителей. Золото, драгоценные камни, хрусталь, гигантские люстры — уровень шика просто космический. Основной зал приемов и церемоний венчает парад богатства и роскоши своими высоченными сводами и массивными колоннами. Возможно, дворец слишком уж вычурный, но посмотреть его однозначно стоит.

Экстерьер тоже впечатляет, дворец находится в живописном месте, и по стороне, выходящей к Босфору, расположено несколько ворот.

Стамбул: найдется все

От дворца Долмабахче можно дойти до живописной мечети Ортакёй, которая расположена рядом с Босфорским мостом. Здесь модно сделать красивые фотографии, но нужно протолкнуться сквозь толпу людей — в этом месте очень много туристов.

После посещения района Ортакёй я сел на автобус и отправился к крепости РУмели Хисар, но по пути я увидел красивый район Арнавуткёй и решил выйти на несколько остановок раньше. Я нисколько не пожалел об этом решении — в районе расположены очень красивые дома, которые напоминают Париж и Сан-Франциско.

Стамбул: найдется все

Также в этом районе поражающий виды на Босфор. Если вы приедете в Стамбул, по этой набережной однозначно стоит прогуляться. Вокруг припаркованы яхты и катера, народ рыбачит, а мимо на фоне мечетей и дворцов проходят гигантские контейнеровозы — все-таки Босфор — стратегически важная судоходная артерия. Мне кажется, на этом берегу можно простоять целый день и здорово провести время просто любуясь на проходящие мимо корабли.

Я проделал немалый путь пешком и все-таки дошел до крепости Румели Хисар.

Стамбул: найдется все

Румели Хисар была построена турками в 15 веке сразу после захвата Константинополя. Из крепости открывается не только красивый вид, отсюда можно еще и отлично разглядеть потенциальную угрозу с моря — вторгнуться в Стамбул с моря незамеченным после возведения крепости стало невозможным.

В один из дней я решил посетить старую византийскую церковь Хора (по-турецки Карие). По дороге мне удалось пройти вдоль полуразрушенных крепостных стен Константинополя. В 1453 г. стены не смогли спасти Константинополь от турецкого нашествия и Константинополь превратился в Стамбул.

Также по дороге к церкви мне встретились красивые улицы с ухоженными домиками.

Стамбул: найдется все

После долгой пеше прогулки мне наконец-то удалось добраться до церкви Хора. Снаружи церковь была окружена строительными лесами из-за реставрации и мне не удалось сделать фото снаружи, зато удалось сфотографировать прекрасные мозаики внутри. Считается, что именно в этой церкви византийские мозайки сохранились лучше всего. Мозаики несколько веков были забелены штукатуркой, пока не были обнаружены снова. Мозайки были созданы в 12–13 веках. Глядя на них сразу не верится, что они выложены из маленьких кусочков — уж слишком красиво и аккуратно выглядят изображенные библейские сюжеты. Мастерство византийских художников было на высочайшем уровне. В церкви немного посетителей и вы можете спокойно рассмотреть мозайки.

Стамбул: найдется все

Помимо пеших прогулок по Стамбулу обязательно нужно прокатиться по Босфору на паромчике — с моря открываются прекрасные виды с других точек обзора, город ощущается по другому. Плюс можно рассмотреть гигантские танкеры, сухогрузы и контейнеровозы в акватории Босфора.

Из европейской части Стамбула на обычном пароме-маршрутке можно добраться до приятного района Ускюдар, в котором расположена известная Девичья башня.

Стамбул: найдется все

В заключительный день моей поездки, 23 апреля, в Турции жители отмечали национальный праздник День Суверенитета и многие здания были украшены гигантскими турецкими флагами.

Вот такие получились заметки о Стамбуле. Город мне очень понравился — каждый квадратный метр пропитан историей, в городе огромное количество достопримечательностей, вкусная еда и доброжелательные люди. Ах да — мне еще и удалось неплохо пошопиться. За 5 дней пребывания в Стамбуле, я понял, что всего лишь приоткрыл дверь в мир этого яркого города. Здесь слишком много интересных мест, чтобы осмотреть все за такой короткий срок. Я однозначно вернусь сюда.