Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — сейчас на сайте
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кострома — Россия Май 2019

В конце первой части рассказа мы вернулись в центр веера, на Сусанинскую площадь. Самой крупной улицей выходящей из неё является проспект Мира или, как он назывался до 1918 года, Павловская улица. Название это происходило от имени сына Екатерины II, наследника престола и будущего императора Павла I. Начало улицы — аллея Признания, где увековечены имена замечательных людей Костромской земли.

Город в форме веера. Часть вторая

Расположенный здесь же Романовский музей был построен к 300-летию дома Романовых и открыт в 1913 году императором Николаем II. Ведь именно в Костроме, в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович был призван на царство.

В самом музее можно увидеть картину Е. П. Трункова, посвящённую этому событию. Важность этого события сложно переоценить: с вошестивем юного Михаила Фёдоровича на престол закончилась Великая Смута и впервые спустя 15 лет после смерти сына Ивана Грозного Федора I в. России появилась власть, которую признавали все.

Город в форме веера. Часть вторая

Наиболее интересная экспозиция в музее называется «Кадры для трона».

Здесь можно посмотреть на костюмы XVI–XVII веков.

Чуть дальше Романовского музея — здание Дворянского собрания, выдержанное в стиле классицизма русской провинции. Изначально построенное как жилой дом в XVIII веке, оно впоследствии было перестроено и получило южное крыло, в котором и разместился зал собрания.

Город в форме веера. Часть вторая

На сегодняшний день здесь располагаются выставки, посвящённые жизни костромских дворян XIX века. На верхние этажи ведёт роскошная чугунная лестница.

Зал собрания с портретами русский царей и императоров.

Губернские истории — выставка, которая рассказывает об истории двух поколений костромской семьи Угличаниновых, живших во второй половине XIX — начале XX веков.

Ещё один зал.

Настало время приобщиться к гораздо более древней истории Костромы. Жемчужина города, Ипатьевский мужской монастырь, расположен у места впадения реки Кострома в Волгу. Какая злая ирония: в Ипатьевском монастыре Костромы был призван на царство первый из Романовых, Михаил Федорович; а в Ипатьевском доме Екатеринбурга окончил свои дни последний из Романовых, Николай II.

Город в форме веера. Часть вторая

Так получилось что вошёл я в монастырские ворота довольно рано, около 9 часов утра. Именно в это время в монастыре совершался крестный ход.

Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор.

Город в форме веера. Часть вторая

В музее монастыря можно увидеть различные произведения церковного искусства, принадлежавшие Ипатьевскому монастырю. Значительная часть из них — вклад боярского и царского рода Годуновых, которые между прочим и происходят из Костромы. На фото ниже — плащаница пожалованная Ириной Годуновой; пелена с изображением Сергия Радонежского, пожалованная Борисом Годуновым; икона пожалованная Иваном Грозным; вкладная книга ипатьевского монастыря.

Конечно после Октябрьской Революции началась борьба с «религиозными предрассудками» и «церковной контрреволюцией». В 1934 был уничтожен духовный центр всего Костромского края — кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем та же участь постигла и Богоявленский собор и церковные ценности были изъяты. В наши дни некоторые из них удалось вернуть.

После призвания Михаила Романова на царство он вместе с матерью поселился в Ипатьевском монастыре. Царские палаты для них были возведены на средства Годуновых.

Город в форме веера. Часть вторая

Внутри представлены различные экспонаты XVII века.

Два кресла из царских чертогов.

После очередной смены власти взоры правителей страны вновь обратились к религии. В Ипатьевском монастыре поочередно побывали все три президента страны — Борис Ельцин, Дмитрий Медведев, Владимир Путин.

Недалеко от Ипатьевского монастыря расположен музей деревянного зодчества Костромская Слобода. Как и во многих других подобных музеях, деревянные постройки свозились в музей со всего края. Из деревни Большое Токарево была привезена часовня, которая относится к концу XVIII — началу XIX века.

Город в форме веера. Часть вторая

Дом из деревни Вашкино — типичный образец двухрядной постройки, распространённой в Верхнем Поволжье в XVIII–XIX веках. Это так называемый дом на «два коня». Под одной двускатной кровлей находится изба, сени, горница; под другой — хозяйственный двор и баня.

Дом крестьянина-лесопромышленника из деревни Журавлево — это традиционный комплекс «дом-брус», представляющий собой вытянутый прямоугольник. В нижнем этаже жилой части расположены изба и горница, в верхнем — большие светлые комнаты.

В просторном верхнего яруса крытого хозяйского двора встроен бревенчатый сруб, где хранились различные инструменты. В настоящее время здесь расположена выставка зимних дорожных повозок — саней.

Церковь Всемилостивого Спаса была построена на месте древней ветхой церкви в 1712 году. Она относится к клетскому типу деревянных храмов, её основной сруб — прямоугольник, разделенный двумя поперечными стенами на алтарь, церковь, трапезную и сени.

Не только древними постройками славна нынешняя Кострома. Есть здесь и очень современные музеи, один из которых — коммерческий музей Лес-чудодей.

Город в форме веера. Часть вторая

Тематика музея — сказочные персонажи леса. Для экспонатов музея находят ветки и стволы деревьев причудливой формы, подвергают их дополнительной обработке. Музей ориентирован больше на детей, но лично мне тоже было интересно.

Музей льна и бересты — это тоже коммерческий музей. Экспозиция тут более взрослая, по крайней мере в части льна.

Город в форме веера. Часть вторая

Изделия из льна ручной работы, а также ткацкий станок.

Изделия выполненные более технологично — на костромских мануфактурах.

Экспозиция изделия из бересты носит более «детский» характер, хотя тоже, в общем-то, интересна.

Настало время подвести итоги. Кострома — один из древнейших русских городов, по праву входящий в известный маршрут «Золотое кольцо России». Отсюда произошли бояре Годуновы, пришедшие к власти во время Великой Смуты. Здесь же был призван на царство юный Михаил Романов, чьё призвание покончило с этим драматическим периодом в Российской истории. А в наши дни здесь есть очень интересные музеи, которые мало кого оставят равнодушными.