Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хайнань — Китай Июнь 2017

Друзья, если вы попадёте на Хайнань, а попадёте вы сюда скорее всего по групповой визе вместе с другими туристами, в этом случае гиды принимающей стороны будут вас уверять, что покидать остров нельзя. В принципе это так, но есть одно но. Если вы прилетели на Хайнань — вам нельзя посещать материковый Китай, но по провинции Хайнань путешествовать вы имеете полное право. Маленький остров Учжичжоу (Остров Пиратов) в эту провинцию входит.

В отеле из своего номера я каждый день наблюдал, как на пиратский остров курсируют паромы. Таинственный Учжичжоу к себе манил, и я очень рад, что туда попал. Правда произошло это в предпоследний день. Жалею, что не взял с собой жену и сына. Впрочем, постараюсь соблюдать хронологию.

Зачем плыть на Учжичжоу? А зачем вообще люди путешествуют? На острове красиво. Вдобавок к этому, кто любит купаться, там более чистое море.

Если вы захотите попасть на остров, вам необходимо на 25 или на 26 автобусе доехать до остановки «Морвокзал». Он находится недалеко от парка «Край света» (не помню точно, но для одного из этих маршрутов «Край света» конечная). Ещё один ориентир — нужная нам остановка обозначена всего двумя иероглифами. Столь короткое название редкость.

Выйдите из автобуса, перейдите дорогу. Что китайцы завтра построят, никто точно не знает. В 2017 г. морвокзал был виден издалека благодаря шатровым куполам.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

В кассе предъявляете паспорт, за 140 юаней покупаете билет. Оный действует туда-обратно. По билету заходите на причал. Отстояв небольшую очередь, вместе со всеми загружаетесь на катер.

Расписания для катеров не существует. Они ходят туда-обратно по мере наполняемости. При этом сам морвокзал расположен в устье реки Chonghuihe.

Итак, загрузились, отходим от пристани. На море может быть волна. В этом случае пассажирам, как и в самолёте, рекомендуется пристёгиваться. В хорошую погоду пролив можно перейти минут за двадцать.

Выходим на пирс. Паром же просто так не стоит. Загрузив других пассажиров, капитан сразу направляется на Хайнань.

Учжичжоу хоть и находится рядом, попав сюда сразу чувствуешь, что это другой мир. Никакие реки в море здесь не впадают, и потому море чистое. Более того, вблизи Учжичжоу любители нырялки занимаются дайвингом.

Насколько я видел, просто на полотенцах никто не лежит. На пляже необходимо арендовать лежак. Не хотите купаться, можно спрятаться от жары в кафе. Одним словом, богатые китайцы едут сюда отдыхать, или точнее — тратить деньги.

Общая площадью Учжичжоу 1,48 кв. км. С востока на запад его длина 1400 м., с севера на юг 1100 м.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Изначально мне думалось, что Учжичжоу представляет собой оазис дикой природы. Частично это так, вот только передвигаться по нему дозволяется строго в определённых местах. На вершине острова расположен маяк. В тенистой листве спрятана воинская часть.

Учжичжоу для полного изучения не доступен. Даже по пляжу разрешается ходить не везде. О запретах предупреждает большое количество табличек.

Впрочем, к теме пляжа и всевозможных развлечений мы ещё вернёмся.

Попав на остров я первым делом принялся изучать его пешеходную зону и парковую территорию.

В одном месте гигантские инсталляции воспроизводят обитателей моря. Есть здесь и рыбы, и всевозможные морские раковины.

Чуть дальше я обнаружил ворота, возле которых, собирая деньги, сидела большая каменная лягушка.

Внутри находился бассейн с черепахами. Крупные тортилы подплывали прямо к смотрительнице, хватая из её рук резаные кусочки арбуза. Тот, кто захочет покормить черепашек самостоятельно, должен будет выложить за корм за 20 юаней.

Иду бреду по парку дальше. В одном месте обнаруживаю катер, выставленный для игр детворы на сушу. Отдыхаю в тени деревьев в одной из беседок.

Прохожу мимо пирса, с которого катера и моторные лодки забирают желающих прокатиться по морю и на дайвинг.

Поднимаюсь на обзорную площадку. Оная представляет собой инсталляцию больших грибов.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Сверху хорошо просматривается ещё один пирс.

Чуть в стороне маячит маленький островок.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Направляюсь по дорожке в его сторону. Мимо меня проезжает электромобиль с туристами.

Далее мы одновременно оказываемся возле ворот со шлагбаумом. Офицер проверяет билеты у своих соотечественников, у некоторых смотрит ещё и паспорта. Электромобиль он пропускает. Меня же тормозит, показывая знаками, что я должен вернуться к причалу и купить билет.

Во всех других парках Хайнаня билет на электромобиль стоил 15 юаней. Здесь 35. Раскошеливаюсь. Устраиваюсь рядом с водителем. На другие места садятся попутчики, едем.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Возле уже знакомого мне шлагбаума офицер смотрит у китайцев билеты и паспорта, не обращая на меня ни малейшего внимания. После он нас всех пропускает. Двигаясь по дорожке, заруливаем в тенистый тропический лес, где соседствуют удивительные по форме и по размеру деревья. Проезжаем мимо старого кладбища.

30 лет назад никакой курортной зоны ни на Учжичжоу, ни на Хайнане не было. И тут и там жили уцулы — китайские мусульмане. Занимались они преимущественно рыбной ловлей и собирательством.

Впереди появляется мост, соединяющий Учжичжоу с маленьким островом. Проезжаем по нему, и через пару минут водитель высаживает нас на отведённой для этого площадке. Мои китайские спутники поочерёдно фотографируются возле камня с иероглифами.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Где-то вдалеке через пролив виднеется Хайнань.

Покупаю холодный кокос за 20 юаней (на материке на обычном базаре он стоит 6–8).

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Утолив жажду, отправляюсь на изучение островка. Рядом из ниоткуда вдруг материализуются китайские солдаты. Прошу одного из них, сделать совместное селфи. Удивительно, но он соглашается (до этого военные в фотосъёмке мне отказывали).

Море, монотонно облизывая волной берег, подзывает к себе. Хочется подойти и потрогать волну. Однако спускаться к воде разрешается только в определённых местах. Отведены также и места для фотосъёмок. За порядком следят солдаты.

Сам островок составлен из великого множества камней: больших и огромных, средних и мелких.

Господь разложил их так, что получились два холма, которые люди соединили подвесным мостиком.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

В настоящем островок представляет собой пешеходную зону, оборудованную дорожками. Поднимаюсь в беседку на малую вершину.

Общаюсь с детьми, осматриваю окрестности со смотровой площадки и иду дальше.

Впереди подвесной мост. Идти по нему лучше всего в одиночестве, ибо попутчики своими шагами мост раскачивают.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Китайцы привязывают к его серым тросам красные ленточки. В любом случае, виды с моста просто обалденные.

Хорошо, что я приехал на одном из первых катеров. Чуть позже туристов здесь будет (и бывает) в несколько раз больше.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Со своего балкона в отеле я видел, что на маленьком островке блестит что-то золотистое, но что это такое, из-за дальности расстояния рассмотреть я не мог. Вторая вершина украшена монументом быка. Животное скульптор изобразил в движении. Кажется что позолоченный бык вот-вот проткнёт кого-то своими рогами.

Любуюсь сверху на мостик, соединивший два острова, и далее по дорожкам спускаюсь вниз.

Тут как раз подходит электромобиль.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Компанию мне составляет всего один китаец. Водитель более никого не ждёт, и мы едем назад.

С правой стороны появляется какой-то памятник. Увы, я не успеваю его рассмотреть. Вернувшись в пляжную зону, замечаю, что отдыхающего люда на острове прибавилось. Те качели в кафе, что были ещё час назад пустыми, теперь заполнены.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Началось шевеление в рыбном ресторане. Оный работает по принципу: заплатил — ешь сколько хочешь.

А вот в магазины народ не спешит. Сувениры на Хайнане довольно однообразны. Сами китайцы, что и где дешевле, знают, и потому интереса к здешним магазинам не проявляют.

В качестве развлечений для детей есть комната динозавров и что-то ещё. Впрочем, я был без сына и в подробности детского досуга не вникал. Однако, замечу, что детские развлекалко-деньгоотнималки имеются.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

Жара неимоверная. Я заказал свежевыжатый сок. В парках на материке таковой стоит 15 юаней, здесь 20. И там и там вкусно!

Отправляюсь на пляж. На специальной доске можно видеть, какова температура воды и воздуха.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

По сравнению с пляжем возле Wanbo Hotel, где мы жили, волна совсем маленькая.

Повторюсь, море вблизи Учжичжоу чистое. Вот только для купания отведён уж больно маленький лягушатник. Когда сюда приедет большое количество китайцев, они будут плескаться в море друг у друга на головах.

Освежившись, направляюсь на пристань. Прощай Учжичжоу! Причал пока пуст, но к нему уже подошёл катер. Пассажиры выходят. Мы заходим. Фотографирую капитана, Усаживаюсь в пустом салоне в одно из кресел.

А кому-то всё же не мешало бы

На прощанье помахать мне с палубы

Нет, никто мне не машет. Иностранцев здесь не бывает. Самим же китайцам никто особо не интересен. Жители Поднебесной концентрируют своё внимание на себе.

Как попасть на остров Учжичжоу (蜈支洲岛) и что там делать

На катере есть мужской и женский туалет. Правда подобное на самый крайний случай (при движении идёт болтанка). Наконец, справа, словно слон хоботом, нас приветствует убранным ковшом трудяга экскаватор.

Всё, мы прибыли в порт. Выходим на причал, и далее следуем на морвокзал.

Хочется добавить, что катеров, осуществляющих паромную переправу, не менее шести, и ходят они туда-сюда в зависимости от пассажиропотока. Катера надёжные. Про любой шторм сказать не могу, но хороший им не страшен. Так что, за устойчивость судна не волнуйтесь!

P. S. Устье реки Chonghuihe, где расположен порт, находилось от моего отеля. Ближе к вечеру я захотел туда прогуляться.

Во второй половине дня туристы с Учжичжоу возвращаются. Перед входом в устье реки капитан снижает скорость и делает три длинных гудка. Для чего? Сперва я этого не понял, но всё оказалось просто.

Река несёт в себе великое множество песка. Чтобы она оставалась судоходной, работает экскаватор, который безостановочно (во всяком случае в дневное время) черпает из реки песок. Услышав гудок, экскаваторщик убирает ковш.

Получается, изначально под большие катера фарватер реки был не приспособлен. Порт, как и устремлённый в будущее город Санья, как и благоустроенный Учжичжоу, как и другие новостройки — всё это появляется благодаря старанию и трудолюбию китайцев, ведомых, о чём мы забыли, Коммунистической Партией Китая!

Китайцы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор…

И зарабатывать на этом деньги.