Турист Ольга (296Olga)
Ольга
была сегодня 6:45

Брест, Минск — Беларусь Июнь 2018

Когда говорили друзьям, что часть своего отпуска проведем в Беларуси, они удивленно вскидывали брови.

— Беларусь? А что там смотреть?

А смотреть там оказалось много чего, тем более, если у тебя есть 10-ти летний сын. Поездка была подарком ребенку за успешное окончание начальной школы. Сын и муж, насмотревшись фильмов, хотели побывать в Брестской крепости. Разрабатывая маршрут путешествия и составляя перечень достопримечательностей, большое внимание уделили Великой Отечественной войне. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война, ни одного дома, в котором бы не хранили светлую память о родных, не вернувшихся с жестоких полей сражений. Война красной нитью проходит через историю семьи моей мамы на протяжении 78 лет. Была запланирована одна важная миссия. Также интересовали замки, коих множество на территории Беларуси.

Решено было ехать на автомобиле, маршрут разработан, жилье забронировано на Букинге, памятка, оформить зеленую карту, висит на холодильнике, оставалось только ждать дня Х.

И вот, 18 июня выехав поутру из дому, на третий день нашего путешествия, мы добрались до Бреста благополучно миновав Ростов-на-Дону, Воронеж, Орел, Брянск и Гомель. При продвижении на северо-запад, пейзажи мелькавшие за окном очаровывали все больше и больше. Лес, лес и еще раз лес!

22 июня в 5 утра мы были на военно-исторической реконструкции обороны Брестской крепости. Вход бесплатный. Это настоящая живая история. На Кобринском укреплении крепости добровольное историко-просветительское объединение ВИК «Гарнизон» инсценировало первый день начала войны. Заявлены участники из 11 стран. Строчили пулеметы, взрывались гранаты, падали в неравном бою красноармейцы, на мотоциклах с колясками разъезжали «истинные арийцы». Были расстрелы и пленения. Стоит отметить, что траурные мероприятия начинаются еще 21-го вечером на территории Брестской крепости. Надо приходить и смотреть, а желающих посмотреть было неожиданно много. Из-за большого количества людей фото практически не получились. Но, ребенок был впечатлен. Вернувшись домой, немного поспав, отправились в Брестскую крепость.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Всем известно, что Брестская крепость является памятником мужеству советских солдат во время Второй Мировой войны. Но, оказывается, крепость начали строить ещё в начале 19 века, в 1833 году. Эта крепость должна была защищать западные рубежи России после присоединения к ней Белоруссии. В следующее столетие крепость принадлежала и немцам, и полякам, а в 1939 году Брест вошёл в состав Советского Союза. В 1941 году солдаты крепости выдержали месячную осаду гитлеровских войск, причём защитников крепости было почти в раза меньше войска противника. Через 30 лет после героической обороны здесь был открыт мемориальный комплекс.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Весь день 22 июня провели в Брестской крепости. Осмотрели крепость, музей обороны Брестской крепости и музей войны — территории мира. На осмотр музея обороны Брестской крепости ушло более 3-х часов. Музей оснащен интерактивными стойками. Цена билетов — 8–10 белорусских рублей, 3 рубля аудиогид.

24 июня приехали в Минск. Интенсивно моросящий осенний дождь, холодный ветер и ….температура за бортом +12!!!! Можете себе представить +12 и это 24 июня? Мы - нет. Да, перед поездкой гисметео сообщал, что будут дожди и кратковременное снижение температуры. У нас дома похолодание в связи с дождями в июне изменяется с +40 до +36))))) Пришлось изменить планы и отправиться в музей Великой Отечественной Войны. Он располагался как раз напротив наших апартаментов.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Музей очень понравился, много оружия, танки, висящие под куполом самолеты, блиндажи и землянки в натуральную величину. Музей впечатляет, рекомендую к посещению!

Рядом с нами все время ходили два парня из Китая. Сын смотрел на них во все глаза, но когда остановились трое мужчин и женщина почтенных лет и на чисто немецком зашпрехали…. у моего ребенка случился шок. Говорит: «Как? Зачем они сюда пришли? Здесь показывают и рассказывают как немцев убивали, каким оружием убивали…а они пришли и смотрят….». Пришлось еще раз объяснять, что не все немцы хотели воевать и что это уже история, которую и они хотят знать.

Вспомнился рассказ дедушки о том, что освободили деревню от немцев, зашли в одну избу и слышат какой-то непонятный шорох. Осмотрелись — а он, немец, залез под печку. Они ему вылазь, он ни в какую. Взяли тогда солдаты ухват и выволокли немца. Совсем молоденький оказался, стоит трясется, слезы, сопли. Посмотрели на него бойцы и сказали — беги своих догоняй….Бежал он по деревенской улице весь сгорбленный, зажатый, ежесекундно ожидая выстрелов в спину. Но, как говорил дедушка, солдаты Красной Армии в спину не стреляют и детей не убивают.

После обеда дождь перестал и потеплело аж до +14. Применив в одежде многослойность вышли прогуляться по Минску. Минск впечатлил еще в первый день приезда своим размахом.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Широкие улицы, огромные дома, газоны, везде чисто, ухожено. Жаль, что погода внесла свои коррективы и мы не побывали в некоторых запланированных местах в городе.

Прошлись по пр. Независимости. Здесь здания в неоклассическом стиле, известном как «сталинский ампир», составляют единый ансамбль, заполнивший всю центральную часть города. Как известно, Сталин не любил летать. Вот и в июле 1945 года он отправился в Потсдам на конференцию по устройству Европы после 2-й мировой войны на поезде. Когда состав остановился в Минске, а вокзал в самом центре, Иосиф Виссарионович был потрясен разрушениями. Кругом одни руины. Главу государства сопровождали руководители регионов, через которые проходил маршрут. Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии П. К. Пономаренко (во время войны возглавлявший штаб партизанского движения) стал объяснять, что здесь проходили очень серьезные бои, Минск подвергался многочисленным бомбардировкам…. Сталин тут же принимает решение — срочно направить в Минск лучших архитекторов Москвы и Ленинграда. Благодаря этой воле в Минске оказались самые лучшие на тот момент архитекторы СССР: М. П. Парусников, Б. Р. Рубаненко, Р. М. Гегарт. Это крупнейшие зодчие, которые сразу начали рисовать. Кроме того, вернулся крупнейший довоенный архитектор Минска И. Г. Лангбард. Это позволило не просто восстановить, а по сути, заново построить город в неоклассическом стиле. Тому подтверждение удивительные по выразительности здания Главпочтамта и Центрального телеграфа.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Новый день немного порадовал погодой. Облачно, холодно, но хотя бы без дождя. Собрались и поехали в Хатынь. Туда ведет шоссе Минск-Витебск, проехали 54 км в направлении города Логойска.

22 марта 1943 года, в 6 км от Хатыни, партизаны обстреляли автоколонну фашистов. В результате нападения был убит немецкий офицер. Жители деревни ничего не знали о случившемся. Ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Они ворвались в деревню, окружили ее. Все население деревни, от мала до велика — стариков, женщин, детей, согнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда все население было в сарае, фашисты подожгли его. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех кто вырвался из пламени, хладнокровно расстреливали. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Единственный взрослый выживший в этой трагедии — Иосиф Каминский, 56 летний деревенский кузнец. Он пришел в сознание уже когда фашистов не было в деревне. Среди трупов он нашел своего 15- летнего сына. Мальчик был смертельно ранен и скончался на руках у отца. Этот трагический момент был положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Непокоренный человек». Эта скульптура встречает нас на входе в комплекс.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

По всей территории комплекса, на месте стоявших когда-то домов, расположены остовы печных труб. На каждом остове есть табличка с фамилиями, именами и возрастом проживавших в этом доме. Самому младшему ребенку было 7 дней.

Звенящая тишина, чистое, голубое небо, звонящие каждые 30 секунд колокола. После рассказов экскурсовода, сын тихонько шептал… пойдем домой, что-то страшновато.

А теперь о важной миссии о которой говорила выше. Мамин отец, мой дед, и его младший брат были призваны на войну в первые месяцы. Дедушка в 1943 получил серьезное ранение под Вязьмой и вернулся домой, а его брат в августе 1941 года пропал без вести. Все то время когда были живы прадеды, был жив сам дедушка, они искали пропавшего Александра. Сотни писем, запросов и все без результатно. В 2008 году, министерство обороны рассекретило архивы и мы узнали, что дедушкин брат погиб в плену от тифа в декабре 1941 года в военном лагере Шталаг 352, находящимся в деревне Масюковщина под Минском. Что мы узнали про Шталаг 352? Лагерь существовал с 1941 по 1944 год и состоял из двух частей: «Лесного» и «Городского». Основную часть шталага составлял «Лесной» лагерь. У прибывших заключенных отбирали одежду и кожаную обувь, выдавали обувь на деревянной подошве и одежду, снятую с умерших. Зимой 1941–1942 годов 80% узников содержались под открытым небом. В ноябре—декабре 1941 года в лагере вспыхнула эпидемия тифа. Никакой медицинской помощи узникам не оказывалось. В результате, в декабре 1941 — марте 1942 года, ежедневно умирали по 200–300 человек. Всего в Шталаге 352 погибло около 80000 советских военнопленных.

И вот за неделю до отъезда мой папа спросил у меня: «Далеко ли до деревни Масюковщина?» Гугл в помощь. Оказалось, что деревни, как таковой, уже нет, а есть мемориал погибшим в лагере Шталаг 352 и находится он аккурат пару остановок по параллельной улице от наших апартаментов. Вернувшись из Хатыни, мы с сыном, вооружившись Maps.me, взяв по просьбе дяди Александра пакетик с землей из родного дома, отправились в путь. Накрапывающий дождик перешел в ливень, но когда мы подошли к мемориалу — выглянуло солнышко.

Умеют геройски за честь умирать простые советские люди...

Осмотрев мемориал, ротонду с книгой, высыпав землю и сделав для семейного архива фотографии с легким сердцем и исполненным долгом отправились домой.