Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 19:44

Республика Сербская — Босния и Герцеговина Сентябрь 2015

Босния и Герцеговина — неочевидная туристическая цель в Европе, как впрочем и на Балканах: туристы чаще выбирают Черногорию или Хорватию из-за моря, а Сербию — из-за природных красот, достопримечательностей и местной кухни. Что же до Республики Сербской, входящей в состав БиГ, то её до сих пор путают с Сербией. Даже на этом сайте. Поэтому что? Правильно, повторенье — мать ученья. Вот несколько причин, почему стоит поехать в Республику Сербскую.

Terra incognita на карте Балкан

Итак, ещё раз: Республика Сербская — это не Сербия! Это энтитет в составе Боснии и Герцеговины, граничащий как с самой федерацией, так и с Сербией. Республика Сербская (РС) как государство была создана в 1992 году, раньше, чем Босния и Герцеговина, в состав которой она была вынуждена войти в 1995 году по результатам Дейтонских соглашений. Как ясно из названия, на территории РС проживают сербы.

Terra incognita на карте Балкан

Притом что РС по площади невелика, на её территории сосредоточено столько интересных мест, что все их невозможно увидеть и за несколько недель. Здесь есть водопады, каньоны, реки, нацпарки, горнолыжные и термальные курорты, древние монастыри, крепости и многое-многое другое. Кроме того, тут прекрасная традиционная кухня и вина.

Баня Лука

Столица РС — Баня Лука (Бања Лука, Banja Luka), второй по величине город Боснии и Герцеговины, расположенный по обоим берегам реки Врбас в месте впадения в нее Врбани. Отсюда мы и начнём своё путешествие. Большой, современный, но в то же время уютный город с прекрасной архитектурой, крепостью 16 века, интересным историческим музеем, традиционными ресторанами сербской кухни.

Термальные источники

Баня Лука славится своими термальными источниками. Именно они, по мнению ученых, дали городу его название — «Купальни святого Луки». Здесь находятся сернистые источники, вокруг которых были открыты современные бальнеологические центры. Ближайший от столицы курорт — Баня Лакташи, расположенный рядом с аэропортом. Позже мы посетили ещё один термальный курорт — Баню Вручицу в городе Теслич (Teslić). Горячая минеральная вода, прекрасные санатории, особенно «Кардинал», высококлассные специалисты в клиниках, цены в которых приятно удивят тех, кто представляет себе стоимость оздоровления «на водах» в европейских странах (в РС — от 500 евро на неделю с проживанием, питанием, лечением).

Этнография

Республика Сербская — настоящий рай для любителей этники и национальных культурных обычаев. Столько этносел и стилизованных под старину туристических центров я не видела нигде на Балканах. Так, нам удалось побывать в этносёлах Пискавица, Котроманичево, Любачке Долине и в большом этнокомплексе Станишичи в пригороде Биелины.

Достопримечательности

Ценителям древностей понравится археологический музей Rimski Municipium в деревне Скелани, в 50 км от Сребреницы. Зона археологических раскопок развернута на месте резиденции римского правителя I века. В музее представлены обширные фрагменты римских напольных мозаик I века общей площадью более 40 квадратных метров.

Terra incognita на карте Балкан

Также рекомендуем посетить и Музей Республики Сербской в Баня Луке, где собрана богатая археологическая, историческая и этнографическая коллекция.

Terra incognita на карте Балкан

В РС имеется множество монастырей и храмов. Вера здесь искренняя, от сердца, от души. К тому же, местные монастыри — не только религиозные и культурные центры, но и центры виноделия, сыроварения и прочих промыслов. Среди тех, которые я посетила — монастырь святого Илии с мощами Матроны Московской; католическая обитель «Мария Звезда» с сыроварней; Тврдош, один из самых важных монастырей Сербской православной церкви, расположенный рядом с Требинье; Житомислич со славной историей.

Природа

Природа — главное богатство РС. Например, здесь много рек. Две пограничных — Сава и Дрина, а ещё Врбас, Босна, Крупа и т. д. Туристам доступны не только традиционные водные развлечения, вроде прогулок на корабликах или рафтинга, но и такое аутентичное активити, как катание на даяках по реке Врбас.

Terra incognita на карте Балкан

Крупа на Врбасе с водопадами и мельницами — обязательное к посещению место в Республике Сербской. Вдоль русла реки Крупа проложена туристическая тропа, самым примечательным местом которой являются каскады водопадов в километре от устья, на которых стоят старинные водяные мельницы. Особо впечатляюще водопады выглядят в период высокой воды. Удивительно, но мельницы работают до сих пор.

Terra incognita на карте Балкан

Река Дрина — «зелёная слеза», символ РС и один из европейских рекордсменов: её каньон является третьим по глубине в мире и вторым в Европе (после каньона реки Тары)! Его обрамляют скалы высотой 700 — 1000 м. Именно по живописной Дрине проходит граница нынешней Сербии и Республики Сербской.

Terra incognita на карте Балкан

Мы спустились по Дрине на кораблике до одного из самых популярных туристических городов РС — Вишеграда с тем самым знаменитым мостом, воспетым в 1945 году Иво Андричем в романе «Мост на Дрине».

Terra incognita на карте Балкан

Природные богатства РС неисчерпаемы: самый знаменитый нацпарк — Сутьеска (Сутјеска, Sutjeska National Park), на его территории находится один из четырёх реликтовых лесов Европы — Перучица, а также самая высокая гора в РС — Маглич (2386 м). Этот природный резерват входит в федерацию европейских национальных парков EUROPARC.

Горнолыжка

Если ваша поездка запланирована на зиму, и вы — приверженец активных видов спорта, спешу вас обрадовать: в РС есть горнолыжные курорты. Например, Яхорина (Jahorina) в 28 км от Сараево, где в 1984 году проводились Зимние Олимпийские игры. Трассы спускаются по склонам самой высокой вершины — горы Огорелица (1916 м). Тут имеются трассы для лыжников с самым разным уровнем катания — от «синих» до «черных». Лыжный сезон длится с ноября по апрель, в феврале толщина снежного покрова составляет 1 м, в иные годы доходит и до трёх метров. Есть отели на любой вкус и кошелёк — от 3 до 5*.

Еда

Местная гастрономия — важная причина, чтобы сделать выбор в пользу РС. Традиционные блюда сербской кухни вкусные, сытные и разнообразные. Здесь прекрасно готовят мясо, рыбу, есть сотни сортов выпечки, не забывают и об овощах. Цены на питание приятно удивят тех, кто путешествовал по Европе, и знает, какую часть туристического бюджета «съедает» европейская еда, простите за тавтологию: в среднем, полноценный обед здесь будет стоить около 10 евро. В местных кафе кафу варят уже в 7 утра.

Вино

Местные вина, которые по качеству не уступают известным европейским, — ещё один немаловажный повод приехать в РС. В республике — сотни виноделен, крупных и помельче, но все они производят прекрасное вино. Для дегустаций можно выбрать винодельню на любой вкус — от старинной, при монастыре, до модной, с фьюжн-рестораном. А можно просто зайти в любой супермаркет — таких вин вы дома точно не купите.

Другие города на территории РС, а также БиГ:

Требинье — потрясающе красивый город. Здесь красиво, уютно и тепло — до Адриатики всего 25 километров. Были здесь поздно вечером, посетили местный храм Херцеговачка Грачаница и винодельню Vukoje, поэтому удачных фото почти нет. Но вот вы съездите и нам покажите.

Кстати, если при выборе направления для летнего отдыха вам важно наличие моря, то спешу вас успокоить — море в БиГ есть. Мало кто знает, но страна имеет собственный курорт на Адриатическом море (единственный, правда) — Неум. Очень уютный и приятный городок. Длина береговой линии здесь — всего 24.5 км, но отели есть на любой вкус и кошелёк.

Неум. Фото с сайта www.itaka.pl

Андричград — город в городе Вишеграде (Višegrad), на полуострове у слияния рек Дрина и Рзав, при этом Вишеград сам по себе уже является примечательным и важным с туристической точки зрения местом. Именно здесь расположен знаменитый мост Мехмеда Паши Соколовича, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Андричград построен режиссером Эмиром Кустурицей в 2014 году, он представляет собой культурный центр, посвященный Иво Андричу, нобелевскому лауреату по литературе 2006 года, роман которого «Мост на Дрине», названный в честь того самого древнего моста, овеянного легендами, рассказывает об истории Вишеграда. В центре есть отели, библиотеки, храмы, учебные заведения, кинотеатр, рестораны, кафе и магазины.

Terra incognita на карте Балкан

Быть на западе РС и не заехать в знаменитый Мостар, город Моста, невозможно. Это уже не РС, но БиГ, и пятый по величине её город, он получил своё название из-за моста, построенного турками в 16 веке и сегодня являющегося символом не только города, но и всей Боснии. Здесь, помимо Старого Моста, есть и другой горбатый мост, ряд интересных мечетей, кафедральный собор и аутентичный базар.

Terra incognita на карте Балкан

Наш маршрут оканчивается там же, где и начался — в Баня Луке. Неподалёку от города можно найти живописное водохранилище Бочац (Jezero Bočac) длиной около 20 километров — отличная фотолокация, не пропустите!

Полезности:

Виз в РС для россиян нет, валюта — конвертируемая марка (BAM). Языкового барьера практически нет, цены более чем приемлемые и на проживание в отелях, и на питание.

Туристы в Баню Луку чаще всего попадают на автобусе, например, из Сараево (автостанция Сербское Сараево, в сербской части города) — 6 рейсов в день, время в пути около 5 часов. Цена составит примерно 40 BAM. Кроме того, в БЛ прибывают автобусы и из соседних балканских стран (Черногории, Хорватии, Сербии) — из Белграда, Нови Сада, Суботицы, Загреба, Пулы, Сплита, Подгорицы. Из Сараево можно приехать в Баню Луку на поезде — также за 5 часов, но в два раза дешевле, чем на автобусе.

Terra incognita на карте Балкан

Аэропорт Баня Луки находится в 20 км к северу от города в Маховлянах (општина Лакташи). Здесь принимают рейсы из Европы и соседних балканских стран авиакомпаний Air Serbia, BH airlines, Wizz Air и т. д. На крыльях Air Serbia, например, с пересадкой в Белграде в Баню Луку можно добраться из Москвы (что мы и сделали).

Общественный транспорт в столице РС представлен автобусами. Билет стоит 1.80 BAM, проездной на день — 5 BAM. Цена средней поездки на такси — 5 ВАМ. Аренда авто — от 60 BAM в сутки, автомобиль будет разумным решением, если вы соберетесь посетить достопримечательности в окрестностях Бани Луки.

Terra incognita на карте Балкан

В РС низкие цены и на жильё. Так, цена аренды апартаментов начинается от 10 евро в сутки, а отеля, зачастую с завтраком, от 20 евро. Наш отель в Баня Луке — Hotel Bosna AD, в Бане Лакташи — Hotel San Terme Laktaši 4*, в Бане Вручице — Hotel Kardial 4*. В Яхорине (горнолыжка) с полной ответственностью можем рекомендовать несколько отелей: Hotel Bistrica 3*, Hotel Lavina 4*, Termag Hotel Jahorina 4* или Aparthotel Vucko 4*. В Вишеграде советуем поселиться в отеле туристического комплекса «Андричград». Его нет в системах бронирования, но найти его легко — он расположен сразу при входе в город, слева, на улице Млада Босна. Из его окон открывается прекрасный вид на древний Мост на Дрине.