Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 15:05
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Кострома — Россия Май 2019

Точное происхождение топонима «Кострома» неизвестно. Однако известно две точки зрения на этот счёт. Согласно первой название происходит от имени языческого божества, а согласно второй город получил название от реки, на берегу которой он был основан Юрием Долгоруким в XII веке.

Город в форме веера. Часть первая

Несмотря на то что Костроме удалось «отметиться» также и в Смутное Время (именно здесь был призван на царство первый из Романовых — Михаил Федорович), она ещё долго оставалась обычным провинциальным городом. И неизвестно сколько времени это бы продолжалось, не посети город Екатерина II. По легенде императрица развернула свой веер и повелела застраивать город именно по его форме. В результате в городе появилась Сусанинская (ранее Екатеринославская) площадь от которой почти на 180 градусов во все стороны расходятся 7 улиц. В народе эту площадь называют ещё сковородкой. Т. к. если вращать сковородку то её ручка будет указывать на расходящиеся от площади улицы.

На Сусанинскую площадь выходит фасад особняка сенатора Борщова.

Город в форме веера. Часть первая

Пожалуй самым заметным зданием на площади является пожарная каланча. Город сильно пострадал во время страшного пожара 1773 года — в огне были уничтожены практически все деревянные постройки. Видимо поэтому в 1826 году в городе появилось здание, в котором стал располагаться отряд профессионально пожарной охраны.

В наши дни внутренние помещения каланчи приспособлены под музей. На первом этаже расположена прекрасная инсталляция пожаротушения.

Город в форме веера. Часть первая

В 1925 году в Москве и Ленинграде стали выпускать первые пожарные машины на шасси восстановленных старых иностранных грузовиков «Фиат» и «Пиккард». До этого в России использовались пожарные машины только иностранных марок.

В июле 1926 года в Ленинграде был выпущен первый отечественный автонасос на 1,5 тонном шасси «АМО-Ф-15».

Город в форме веера. Часть первая

На выставке на втором этаже представлены и другие средства пожаротушения.

А также экспонаты, демонстрирующие, что спички — не игрушка не только детям, но и взрослым.

Город в форме веера. Часть первая

Недалеко от каланчи расположен Богоявленско-Анастасинин Женский Епархиальный Монастырь.

Если оставить Сусанинскую площадь за спиной и перейти примыкающую к ней улицу Советскую то мы окажемся на ещё одной площади в конце которой находится памятник Ивану Сусанину.

Как я уже писал, в 1773 году старая, деревянная Кострома была почти практически полностью уничтожена пожаром. На месте пепелища горожане стали возводить новую Кострому — каменную, долговечную и безопасную. Помимо всего прочего был построен и Гостиный двор. Здесь торговали «красным» товаром — тканями, текстилем, мехом, кожаными изделиями и многим другим.

Сооружение представляет собой замкнутый прямоугольник, в который органично вписан один из старейших городских храмов — Церковь во имя Спаса Всемилостивого, перестроенная в камне в 1776 году.

В наши дни одно из зданий отведено под музей «Губернский город Кострома». Музей состоит из трёх залов, в первом из которых представлены экспонаты, рассказывающие о жизни города в XIX веке. Ну и какая же жизнь в городе денежных знаков и иных финансовых документов, к примеру страховых полисов.

Было развито в Костроме и аптечное дело, хоть и все аптеки принадлежали немцам. И объяснение этому очень простое. При приготовление медицинских препаратов требовалось с ювелирной точностью строго следовать рецепту, чего от русского человека, особенно в то время, вряд ли можно было ожидать.

Город в форме веера. Часть первая

Другим интересным экспонатом в музее является коллекция стеклорезов. В наконечник стеклореза впаивался алмаз и резка стекла производилась только одной гранью. Таким образом можно было разрезать стекло длиной 2,5–3 км прежде чем грань затупится и её придётся сменить.

Не только «веерной» планировкой Кострома обязана Екатерине II. Обнаружив что ни город, ни уезд не имеют герба императрица повелела исправить это упущение. В 70-е годы XVIII века пожалование российским городам герба становится массовым явлением. Кострома в этом ряду считается первым городом, получившим собственный герб.

Город в форме веера. Часть первая

Из личной коллекции костромского коллекционера Сергея Дубинского составлена экспозиция поддужных колокольчиков.

Ещё с XVII веке в Костроме существовал Кремль, включавший в себя Богоявленский и Успенский соборы. С приходом советской власти храмы были сначала закрыты, а затем снесены. На их месте был разбит парк, одним из самых внушительных сооружений в котором стал памятник вождю мигового пголетагиата на грандиозном постаменте.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению храмового комплекса, которые должны завершится к 2020 году.

Город в форме веера. Часть первая

Отсюда уже совсем недалеко до набережной второй реки, на берегу которой расположен город, Волги.

Как известно смотреть бесконечно можно на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работаю другие. И на то как течёт Волга, тоже можно смотреть бесконечно.

Город в форме веера. Часть первая

Набережная здесь очень благоустроенная.

Судно, пришвартованное у одного из причалов совершает многодневные круизы по Волге.

Город в форме веера. Часть первая

Недалеко от набережной расположена беседка Островского. Собственно сам Островский в ней никогда не был. Да и вообще появилась она в Костроме уже после смерти писателя. Однако существует мнение, что именно там где сейчас расположена эта беседка он останавливался и, любуясь Волгой, черпал вдохновение.

Не все достопримечательности в Костроме исторические. Вот, например, бар на улице Чайковского с оригинальным названием «Дорогая, буду поздно».

Город в форме веера. Часть первая

Эту улицу пересекает Советская улица, та самая, которая идёт вдоль Сусанинской площади. А на их пересечении — Советская площадь в центре которой расположен красивый фонтан.

Кострому по праву называют ювелирной столицей России: каждое второе украшение производится именно здесь. Поэтому не случайно в Костроме была установлена скульптура «Ювелир-кустарь» как дань уважения историческим традициям и современному искусству ювелиров.

Город в форме веера. Часть первая

Отсюда уже вновь недалеко до Сусанинской площади, с которой я и начал свой рассказ. В непосредственной близости от неё, помимо пожарной каланчи, находится ещё три музея. Но об этом, а также о многом другом, во второй части рассказа о городе в форме веера.