Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 19:12
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Истаравшан, Худжанд — Таджикистан, Самарканд, Бухара + 1 город — Узбекистан Январь 2016

«Путешествие к своей душе — единственное, которое имеет значение. И идти туда ты должен один.»

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Перед тем как детально познакомить вас с посещенными в этих краях объектами, хочу рассказать о своём коротком путешествии в Таджикистан-Узбекистан. Оно было спонтанным и поэтому интересным для меня.

Поездка случилась в не самый лучший сезон и месяц (дело было в январе 2016 года). Изначально я хотел поехать в январe с женой в морской круиз. Но, цена на перелёт в праздничные дни оказалась непосильной для меня и пришлось отказаться от этой затеи. Наши финансы к тому моменту начали уже петь свои романсы, так сказать первый куплет, позже случился и припев:)

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

В декабре я принял решение, что не смогу и не хочу все январские выходные лежать на диване и смотреть телевизор. Всё что там покажут, я уже видел. Лучше посмотреть вживую на новые города и страны. Включил компьютер, открыл карту и начал формировать маршрут, прежде всего искать подходящие перелёты.

Скажу честно, увидеть Самарканд и Бухару было моей давней мечтой. Долгие годы откладывал поездку сюда. Эти города были целью номер один. Я подумал, что надо бы ещё обязательно посетить и столицу страны.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Вдруг, совсем случайно взгляд упал на соседнюю территорию и на Худжанд. Начал гуглить и к большому удивлению узнал, что в этой северной столице Таджикистана есть аэропорт. Относительная близость Ташкента и Худжанда к общей границе замотивировала меня объединить эти города в один маршрут.

В конечном итоге родилось следующее логистическое решение. 3 января вечерний вылет из Москвы в Худжанд, день, ночь, потом пересечение границы и приезд в Ташкент, далее по аналогичной схеме (день, ночь) с последующим выездом на поезде в Самарканд. Завершение индивидуального тура в Бухаре.

Из последнего города, 8 января так же поздний вылет в Москву. Таким образом и впечатлений будет вагон и на диване ещё успею поваляться перед выходом на работу:)

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Единственным моим упущением было то, что я быстро успокоился, купил билеты и забронировал отели. Только потом узнал, что есть ещё аэропорт в городе Ургенч. Можно было продолжить путешествие из Бухары в Хиву и уже оттуда улететь домой.

Таким образом я увидел только 2 объекта ЮНЕСКО в Узбекистане из четырёх. Шахрисабз не смог посетить только из-за перекрытия дороги в те дни.

В любом случае я остался очень доволен первым знакомством и свиданием с данным регионом, где ранее никогда не был. За пять дней посетил 5 городов и увидел множество достопримечательностей, сделав при этом 4000 фотографий. Самое главное — зарядился туристическим позитивом и что важно, не потерял ни одного рабочего дня:)

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Ниже краткая хронология поездки.

Итак, рейсом компании S7 в город Худжанд я прилетел около 5-ти утра. Было волнительно оказаться в аэропорту, где мои родители студентами в начале 70-х годов прошлого столетия чуть не опоздали на самолёт.

Накануне поездки я рассказал им о своих планах и когда они узнали, что Худжант ранее носил имя Ленинабад, то поведали короткую историю (вернее две, вторая будет ниже около Бухары).

Сам Ленинабад они не видели, здесь у них была транзитная остановка из Москвы в Душанбе. Самолёт приземлился и пассажиров отпустили поесть в здании аэропорта. Первым делом мои родители купили фрукты. Увлекшись сладкими вкусностями только минут через пятнадцать кто-то из них взглянул через окно аэровокзала и увидел выруливающий на взлётную полосу самолёт. При этом была произнесена фраза: «Смотри, такой же как у нас». Через секунду у обоих пробежал по телу нервный ток. Это ведь был их самолет в котором остались все вещи.

Мама по жизни крайне боевая и активная, поэтому мгновенно подняла всех на уши. Казалось, остановить борт уже невозможно, но это ей удалось и на подъезжающем трапе (как в одном известном советском фильме) их подвезли к самолёту.

Всё оставшееся полётное время прошло в виртуальных переживаниях. Это сейчас не так страшно опоздать на рейс, а тогда это могло стать для них (провинциальных студентов) большой проблемой и потрясением, тем более это был их один из первых полётов в жизни:)

На снимке Ил-18 — одна из достопримечательностей г. Худжанд

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Возвращаемся к моим приключениям.

На выходе из аэропорта меня ждал местный житель (его я нашёл через знакомых). Мы сели в его автомобиль и начали обсуждать план дальнейших действий. К моему сожалению это был узбек, давно живущий в Таджикистане, соответственно детальной исторической и географической информацией он не владел.

С собой у меня была распечатка по нескольким достопримечательностям. Я предложил сразу же из аэропорта поехать в древний город Истаравшан, тем более пока было темно и что-то снимать на камеру возможности нет. По Истаравшану см. отдельную заметку.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

В 10 утра мы уже возвращались и подъезжали к городу Худжанд. Было пасмурно и прохладно. Думаю в апреле—мае здесь намного лучше:)

Я соскучился по горам, но в этой поездке увидеть их вблизи мне не удалось. Для этого нужно выделять достаточное кол-во дней для путешествия по стране. В Таджикистане есть удивительные по красоте места.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Для знакомства с не очень большим городом времени было вагон. Я вначале вообще хотел в этот же день уехать в Ташкент, но решил не рисковать. Во-первых, не знал прилетит ли сюда вовремя самолёт и во-вторых, не очень то хотелось переходить границу пешком в темноте.

Мы с водителем поехали по основным известным местам Худжанда. Подробный фото-обзор я сделаю в отдельной заметке.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Город мне понравился. Много интересных деталей и памятников. Здесь есть даже «Капитолийская волчица».

Видно, что где-то вложили приличные деньги, отреставрировали исторические объекты, установили новые памятники. Я посетил достойные достопримечательности, их немного, но они тут есть.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Уже через 2,5 часа после приезда в город водитель не знал куда меня ещё отвезти. В центре есть хороший музей, но именно в этот день (понедельник) он не работал.

Я предложил доехать (совсем близко от города) до самого популярного в здешних краях летнего места отдыха — Таджикского моря. Так его называют туристы. На самом деле это крупнейшее в стране Кайраккумское водохранилище. Его длина 75 км.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Летом здесь пожить и отдохнуть милое дело.

Вернувшись в Худжанд я поехал заселяться в небольшой частный уютный отель, расположенный прямо на берегу реки Сырдарья.

Потом, несмотря на пронизывающий январский холод, я пошёл прогуляться пешком по окрестностям. Вечером нашёл местное пиво и вернулся в номер. Включил обогреватель и лёг спать.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Утром в 7 утра я хотел выехать сразу в сторону Узбекистана, но потом все же решил прийти к открытию (8:00) и посетить главный исторический музей Согдийской области. Он стал последним моим объектом в Таджикистане.

Дорога до границы заняла чуть менее часа. Президент постоянно провожал меня взглядом. Этого человека если не в живую, то на фото можно увидеть часто.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

А вот, наконец, таможенный пост Айбек (на общей карте выше это место отмечено стрелкой). Для пересечения границы гражданам Таджикистана нужна виза, поэтому вы здесь далее самостоятельно идёте пешком. Проходите оба контроля и затем уже договариваетесь с узбекскими таксистами. Им тоже, чтобы попасть в Таджикистан нужна виза.

Граница экзотическая. Тщательный личный досмотр со стороны Таджикистана. На узбекской границе нужно заполнить декларацию с точным указанием всех наличных денег. Потом при выезде из страны, цифры как минимум должны быть не меньше. Могут проверить и лишние изъять. Так же ни в коем случае не вписывайте в бланк новую бытовую аппаратуру. У меня был зеркальный фотоаппарат, мыльница и старенький телефон, я написал напротив каждой позиции — б/у.

Ещё могут проверить (это было уже в аэропорту Бухары при вылете) содержание вашей техники (фото и видео файлы). Меня такой контроль удивил и напряг, но я тогда подумал, что это правильно и в наше время не мешало бы взять другим странам (включая нашу) данную методику на вооружение.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

После прохождения границы я вместе с одним случайным попутчиком выехал в Ташкент. Расстояние до него от Худжанда — 170 км (от границы 100).

На знакомство с узбекской столицей у меня было примерно 8 часов. О том, что я успел увидеть в замечательном Ташкенте расскажу в отдельном материале.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Заранее у меня были куплены ж/д билеты. На следующее утро я выехал из Ташкента в Самарканд на высокоскоростном электропоезде «Афросиаб». Расстояние в 300 км он преодолевает за 2 часа. Очень комфортно и удобно.

Попасть в Самарканд мне было очень приятно и волнительно. Ещё в детстве я просматривал фотографии своих родителей и до сих пор помню несколько снимков. В 1971 году отец купил свою первую цветную плёнку и взял с собой в поездку по Средней Азии. В моих представлениях этот город всегда выглядел именно так.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Представляете, спустя 45 лет я оказался на том же месте. А они тогда ещё даже не были женаты. До этого момента оставался год.

Жалею, что не догадался взять снимок мамы с собой и сфотографироваться на том же месте. Но зато именно на эту самую медресе Шердор мне с приключениями удалось подняться на самый верх. На крыше Шердора или самый известный регистан Востока

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

По Самарканду позже мы так же вместе совершим экскурсию.

Утром я прогулялся под прохладным дождиком и в полдень выехал в Бухару. Подъезжая к этому колоритному городу я вспоминал вторую маленькую историю родителей.

В далёком 1971 году из Душанбе они отправились на поезде в Бухару. В плацкартном вагоне ехали в основном жители Средней Азии. Народ был разный, но более всего их внимание привлёк один мужик. Выглядел он как настоящий басмач. На голове большая чалма, на лице шрамы, обильная растительность и самое главное — огромный кинжал за поясом.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Всё это время он косился на двух русских студентов и скрипя зубами что-то нехорошее бормотал на своём языке. Был момент, когда он даже попытался спровоцировать конфликт, но рядом сидели узбекские строители и его вовремя успокоили.

Прошли часы и поезд приближался к древней Бухаре. На часах половина двенадцатого ночи. Родители начали собирать вещи и готовиться к выходу. За пару минут до прибытия, отец прислонил лицо к окну, безуспешно пытаясь в кромешной тьме разглядеть город. Кроме мерцающих на небе звёзд не было видно ничего. Может тогда свет вырубали ночью, не знаю.

Тут мама видит, что на этой же станции вместе с ними выходит всего лишь один человек. Догадались кто? Правильно, тот самый басмач:)

Она тут же молниеносно принимает решение, понимая, что этот человек запросто может на улице зарезать их в безлюдном месте. Короче перепуганная она предлагает отцу не выходить здесь и заплатить проводнице любые деньги, чтобы продолжить путь дальше в Самарканд (поезд как раз туда и направлялся).

Вот из-за этого случая они в Бухару так и не попали. Если бы поезд пришёл в светлое время суток или хотя бы из их вагона выходили ещё и другие люди, то в нашем семейном альбоме сейчас были цветные фото не только Самарканда:)

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Как вы понимаете, когда я приехал в Бухару, то передо мной стояла задача — получить впечатления и удовольствие от этого города за троих.

Могу доложить, что с данной целью успешно справился. В этой январской поездке в Бухаре у меня было больше всего свободного времени и стояла самая лучшая погода. Получилось 1700 кадров за 1,5 дня.

По следам родителей или спонтанное путешествие на Восток

Я остался очень доволен Бухарой и всей поездкой в целом. Кстати, для посещения этих стран гражданам РФ виза не нужна. До встречи в следующих подробных заметках!