Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Бамако — Мали Январь 2012

В конце XI века в африканской империи Гана началась исламизация местного населения. В последующем Гана распалась. На смену ей, примерно на этих самых землях, образовалась империя Мали.

Новая держава достигла расцвета в 14 веке при императоре Канку Муссе. Успехов правитель добился в первую очередь за счёт золота. При Канку Муссе добыча драгоценного металла была увеличена, а само производство поставлено под контроль. Трудно определить, какими богатствами владел Канку Мусса. Отдельные историки называют его самым богатым человеком за всё время существования нашей цивилизации.

В 1324 г. он совершил паломничество в Мекку, которое было обставлено с помпезной роскошью. Кортеж сопровождала свита: 15 тыс. придворных и слуг, 500 рабов несли слитки золота, и ещё 40 мулов были нагружены драгоценностями. Если верить хронографам, император щедро раздавал золото в Египте и оно даже упало в цене.

Впрочем, это преданья старины глубокой. В настоящем государство Мали по золотодобыче лидером отнюдь не является. В 2011 году, когда я летел в Бамако самолётом, соседом оказался русский геолог Женя. Он поведал, что золото в Мали ищут только в пустыне, а не как обычно по берегам рек.

Почему? Увы, я не спросил. Может вдоль рек за многие годы уже всё промыто? Либо есть другие причины. Призаюсь честно, я полный дилетант в данном вопросе.

На следующий год мне вновь довелось побывать в Мали. Я путешествовал в составе туристической группы. Нам предстояла встреча с югом страны, далее на пути лежали Гвинея и Гвинея Биссау.

Север Мали это пустыни и полупустыни. Юг другой. Здесь живут преимущественно земледельцы. Ужасающей бедности на юге нет.

Колонной из нескольких джипов мы направлялись в сторону границы с Гвинеей. Та местность, по которой нам довелось колесить, раньше называлась Бамбук. Именно здесь в направлении Средиземного моря проходили знаменитые караваны с золотом из Дженне, Тимбухту и Уалаты.

Желая скрасить маршрут, гиды решили показать, как живут и работают знаменитые малийские золотоискатели. С асфальтовой трассы уходим на грунтовку. Трясёмся минут 20, и вот наконец мы в деревне под названием Каран.

Завидев иностранцев, появляются дети.

Копошащиеся в земле женщины искренне радуются нашему визиту.

Деревня золотоискателей

Осматривать домики мы не стали. Нас интересовало, как добывают золото, и, судя по всему, со времён Канку Муссы технология изменилась не сильно.

Поросшая кустарником и мелкими деревцами красная земля оказалась изрыта норами-колодцами,

Деревня золотоискателей

и усыпана земляными отвалами.

Круглые дырки уходили вниз в бездонную глубину. Разглядеть расстояние до дна оказалось невозможно.

Ровные круглые скважины, похожие на канализационные люки, шли вдаль прямой линией с дистанцией два-три метра друг от друга.

Деревня золотоискателей

По словам гида, это только входы в шахту. Под землёй полным полно всевозможных ходов и тупиковых нор.

Наверно только сами горняки и Господь Бог знают, сколько ходов прорыто между узкими скважинами, и сколько ответвлений по сторонам.

Деревня золотоискателей

Шахтёры находят золотую жилу и начинают её разрабатывать, собирая грунт и подавая его на поверхность.

Мужчины работают под землёй, женщины сверху. Одни бабаньки поднимают на верёвках колебасу с грунтом, вторые дробят спрессованную землю.

Деревня золотоискателей

Третьи, стоя по колено в грязи, промывают породу, разбрасывая порожняк вокруг себя.

Каждый член артели чётко знает своё дело. В одном месте артельщики нашли жилу с водой. Соответственно, бригада женщин поставляет для артели воду из подземного колодца.

Деревня золотоискателей

Мы ходили, смотрели, фотографировали. Народ на объективы реагировал спокойно. Вдруг из одной дырки на поверхность вылезает человек с привязанным к голове фонариком. Чёрное по природе лицо африканца окрашено в красный цвет. Сколько же пыли и земли вобрали в себя его лёгкие….

Шахтёр кое-как прочищает глаза, увидев белых людей, радостно улыбается.

Деревня золотоискателей

Мои спутники угощают его сигаретой, выкурив которую он поспешно спускается вниз. Боясь провалиться, подхожу к дырке, и вижу, как золотоискатель, упираясь спиной в стенку колодца, ногами и руками перебирает по едва различимым ступенькам.

Одно неверное движение, и даже не хочется представлять, что будет. Погибают шахтёры довольно часто. Они и сами срываются, и обвалы тоже случаются. Тела поднять на поверхность получается не всегда.

Деревня золотоискателей

Но жители деревни Каран на судьбу не жалуются.

Живут они, по сравнению с соседями, в хорошем достатке.

Деревня золотоискателей

Почти у всех женщин в ушах блестят серёжки, а грудь украшают золотые кулоны.

Наверняка копать золото выгоднее, чем выращивать рис.

Деревня золотоискателей

Даже беременные работают на равне со всеми.

Мысли прерывает радостный крик одной из девушек. Подойдя ближе, мы видим в её колебасе две блестящие крупинки.

Деревня золотоискателей

Мои спутники начинают узнавать, можно ли здесь купить на память хороший самородок. Оказывается нельзя.

Артельщики каждый день сдают найденные крупинки и кусочки перекупщику, который прочно засел в их деревне. Себе никто ничего не оставляет. Мухлёж исключён, так как артельщики почти все друг другу родственники.

Деревня золотоискателей

Фотографируемся с золотоискателями и движемся дальше.

Проезжая мимо самой деревни видим, как матёрые мужики, ожидая конца рабочего дня, лениво играют в карты. Увы, жизнь наша несправедлива, и найденное с таким трудом золото ситуацию, наоборот, усугубляет.