Турист Nikitchenko
была 11 марта 2018 11:30

Харбин — Китай Август 2011

Перед поездкой

В наше первое в жизни путешествие мы отправились вдвоём, я и муж. Заранее мы не готовились, не выбирали город, не читали о достопримечательностях и т. д. За два дня до выезда мы обратились в первое попавшееся турагентство и там нам посоветовали начать с Харбина. Предложили тур авто — ж/д, о чем мы пожалели (почему я расскажу ниже), маршрут был через Хуньчунь и Яньцзи.

Долгий путь в Харбин

Автобус отъезжал в 4 часа ночи. Пока мы ждали наш, на остановке останавливались красивые, новенькие, комфортабельные автобусы, направлявшиеся в различные города. И вот, с опозданием на полчаса, подъехал наш: старый, обшарпанный, похожий на городскую маршрутку автобус. Настроение начало падать. Далее: шести часовая нудная и мучительная дорога, 1 час на российской таможне, 40 минут на китайской таможне, 30 минут ждали автобус и вот мы доехали до Хуньчуня.

Свободного времени у нас было 5 часов. Нас отвели обедать, затем мини-экскурсии: фабрика шёлка, чайная церемония, но больше всего нам понравился танец со змеями и магазин с настойками из змей.

Харбин: что посмотреть и где побывать

Потом мы погуляли по городу и магазинам. Для тех кто не знает, Хуньчунь — это торговый город с населением 250 тыс. человек, регулярно сюда приезжают сотни туристов и закупщиков, в хуне можно купить практически всё. В сравнении с известным Суньфуньхэ, здесь чисто и приятно, китайские торговцы не пристают и не навязываются со своим товаром.

Дождались автобус и поехали в Яньцзи, еще 2 часа пути, пока ехали по городу ничего интересного не заметили. Потом час в зале ожидания на вокзале (чуть с ума не сошли от ора и криков тысяч китайцев). На счет поезда наши страхи не подтвердились, мы думали что будет грязно шумно и со специфическими запахами. Но нет, поезд оказался очень чистым и комфортным, в час ночи выключили свет и все китайцы дисциплинированно легли спать, в каждом вагоне всю ночь сидел проводник и следил за порядком. Вообщем поезд нам понравился. Ехали ещё 10 часов.

Подведу итог: 6ч до границы + 2ч на таможнях + 5ч в Хуньчуне+2ч до Яньцзи+1ч на вокзале+10ч до Харбина = 26 часов дороги!!!!! (Для сравнения: на самолёте без пересадок мы добрались бы всего за 1ч 30 мин)

Харбин

Приехали мы рано в 5 часов утра, было уже светло, на улицах почти никого не было. Пока нас заселяли, мы пошли гулять. Наш отель находился на Арбате, пока улицы пустовали, у нас была прекрасная возможность осмотреться и сделать несколько фотографий. Вот с этого места и начинается наш отпуск, больше никаких мучительных дорог и переездов. Далее я расскажу об экскурсиях, транспорте, достопримечательностях и самых красивых местах Харбина.

1.Канатная дорога

Канатная дорога соединяет два берега. По одну сторону реки находиться город, на другом берегу пригород. В пригороде расположен океанариум, парки, сафари-парк, техническо-научный музей.

Харбин: что посмотреть и где побывать

Советую прокатиться хоть разок на ней, красивый вид и самый быстрый способ перебраться через реку.

Длительность поездки около 15 минут

Стоимость 50 юань в один конец

2.Речной трамвай

Днём он работает как транспорт через реку. Но интересно вечером, он работает в качестве экскурсионного. На нём загораются гирлянды, и он делает круг по реке без остановок и возвращается обратно. Даёт возможность посмотреть на ночной горящий разными огнями город. Сесть вечером можно со стороны города, днём посадка с обеих сторон. Билет можно купить как в будке с билетами, так и у китайцев, ходящих по набережной и зазывающих на трамвай.

Вид с трамвая

Длительность вечерней прогулки 20–25 минут

Стоимость вечером 20 юань

Стоимость днём 10 юань в один конец, 20 юань туда и обратно

3.Полярный океанариум

Почему именно полярный, думаю объяснять не надо, в нем обитают виды рыб и животных характерные для северного полюса. Можете увидеть: морские котики, пингвины, белуги, акулы, полярные волки, тюлени и множество различных рыб.

Белые мишки
Террариум с пингвинами
Харбин: что посмотреть и где побывать

Весь океанариум сделан в виде корабля, все декорации, скульптуры, аквариумы создают ощущение что находишься на пиратском судне.

Особенно впечатлили: гигантский террариум с двумя белыми медведями, от которых отделяет только толстое стекло, мишки очень подвижные и не сидят на месте, еще пингвины, и морские котики которые находятся в открытом отгороженном бассейне, видела как кто-то тянулся его погладить, я не рискнула.

Почти каждый день в 10 часов утра проходит выступление тюленя, очень забавное, особенно нравиться детям. После выступления мы пошли смотреть остальных обитателей океанариума.

Выступление местной знаменитости - тюленя

Вообщем есть на что посмотреть, нам очень понравилось. Если вы с детьми, то сходить стоит обязательно.

Время чтоб все осмотреть: примерно 1ч 30 мин

4.Сафари-парк тигров

Площадь парка 1,2 млн.кв.км и в нём содержут более 700 тигров, где они обитают в естественной среде без клеток.

В естественной среде обитания
Харбин: что посмотреть и где побывать

Экскурсия начинается с посадки в специальный автобус, у нас был обычный где окна чередовались с решетками, есть ещё целиком из решёток от пола до крыши, но нам не повезло т. к. его долго ждать. В парке 7 секторов, все тигры разделяются по возрасту, самые агрессивные находятся в клетках. Автобус едет через все сектора, притормаживая на пару минут в местах где нам попадаются тигры. Коты ведут себя очень лениво и спокойно, совершенно не реагируют на автобус. Как нам объяснили, их интересует только машина, которая их кормит. Самая последняя остановка перед выходом, мы увидели небольшое озеро и вокруг него около 18 тигров. За 50 юаней нам предлагают выпустить утку, чтобы мы посмотрели, как тигры за ней охотятся.

Далее нас высаживают для пешеходной прогулки по длинным коридорам из решёток. Здесь опять же можем посмотреть на тигров на воле, предлагают скормить им курицу или утку или куски мяса. Ещё расположены клетки с леопардом, пантерами и лигром. На выходе из парка, можно сфотографироваться с маленьким тигрёнком.

С тигрёнком можно фотографироваться

Время чтоб всё осмотреть: 1ч — 1ч 30 мин

Стоимость курицы для тигров 50 юань

Стоимость фото с тигрёнком 50 юань

5.Научно-технический музей

Это огромный пятиэтажный музей, размером и дизайном похож на торговый центр.

Ходили мы без гида и переводчика, поэтому мало чего поняли. В нём расположены мини-версии планет, спутников, скелеты, насекомые, чучела животных, детские игровые зоны. Я даже не могу все вспомнить, там оооооочень много экспонатов, которые можно испробовать, потрогать, поиграть.

В нём расположен кинотеатр 4D и iMax. Длительность 20 мин 4D и 40 мин iMax.

Если честно, нам не очень понравилось, было скучно. Кино мы выбрали 4D, мало эффектов и мультик был глуповатый.

Время для осмотра: 1ч — 1ч 30 мин

Стоимость входа 40 юань

Стоимость кино 40 юань

6.Парк Солнца

Потрясающее место для отдыха и прогулок. В парке есть: озёра, водопады, сотни беседок и гамаков, красивейшие места для фото, небольшой парк аттракционов, катамараны, сувенирные лавки.

Скульптура из зелени
Харбин: что посмотреть и где побывать

Т. к. парк огромный, у входа можно арендовать маленький электромобиль, велосипеды 1 или 2х или 3х местные. Но нас было 10 человек и мы решили поехать на открытом небольшом паровозе.

Маршрутный поезд в парке
Харбин: что посмотреть и где побывать

Поезд делает круг по всему парку с остановками, можно выходить гулять, а потом вернуться на остановку и поехать дальше. У нас было всего 3 часа и мы решили сделать круг по парку, вернулись обратно к входу и пошли пешком.

На каждом углу нам встречались гигантские скульптуры из зелени, статуи, поляны усеянные цветами, различные беседки. На озере можно было арендовать катамаран в форме лебедя. Немного задержались в мини-парке аттракционов. Очень хотелось покормить с рук белочек, но из-за нехватки времени мы до них не дошли.

Если вы поехали в Харбин-то советую Парк Солнца посетить обязательно!

Время для осмотра: весь день

Стоимость входа 30 юань

Билет на поезд 20 юань

Аренда 2х местного электромобиля 160 юань залог и 60 юань прокат

7.Парк Сталина

Парк среднего размера. Если вы приехали на канатной дороге или речном трамвае, то сразу попадаете в Парк Сталина. В отличии от парка Солнца, вход бесплатный, также можно взять велосипед или просто посидеть на лавочке или в беседке, перекусить в кафе.

Из парка Сталина можно пройти в Парк Солнца и Русскую деревню.

8.Парк аттракционов

Раньше я вообще никогда не была в парке аттракционов (у нас в городе есть, но он очень маленький, даже сложно его парком назвать). Начинается он с красивой аллеи усеянной высокими ивами. Первый аттракцион, на который мы наткнулись это колесо обозрения высотой 110 метров (о зачем я на него полезла, я же боюсь высоты), с колеса открывается красивый вид на город, круг оно делает примерно 20 минут, с большим трудом я смогла оторвать голову от колен и с делать пару фоток (ну очень страшно мне было).

Вид с колеса обозрения

Далее мы пошли на горки (подобие американских). Очереди просто огромные, стояли мы 30 мин., а перед нами человек 50, но оно того стоило (по словам мужа, т. к. я была перепугана после колеса, и ни на что высокое больше не полезла). Такая очередь в парке везде. Вообщем за 2ч мы успели прокатиться всего на трёх аттракционах и сфотографироваться на каком-то лохматом животном (никто не мог определиться кто это).

Харбин: что посмотреть и где побывать

Место весёленькое и очень людное. Так же есть кафе, беседки и лавочки, есть где отдохнуть.

Время для осмотра: весь день

Фото на лохматом животном 50 юань

Билеты на аттракционы стоят от 20 до 80 юань

На входе можно купить карту за 110 юань, она даёт возможность прокатиться на всех аттракционах бесплатно. Это очень выгодный вариант, если у вас много времени.

9.Телебашня «Дракон»

Самая долгожданная экскурсия, если вы посетили Харбин и не были на телебашни, вы многое потеряли! Это незабываемые впечатления и вид всего города с высоты 300 метров! Общая высота башни 336 метров.

Верхние этажи

Билеты можно купить в холе. Есть лавка с сувенирами (цена далеко не самая низкая).

Перед тем как зайти в лифт мы прогулялись по холлу. Там есть макет телебашни, небольшой бассейн, скелет динозавра и скульптуры для фотосъёмки.

1й этаж

Лифт со стеклянными дверями мне понравился (правда уши сильно закладывает), и он конечно же скоростной.

Вверх башни состоит из нескольких этажей:

1ый этаж. Особенность этажа — это стеклянный пол, можно купить одноразовые тапочки и походить по нему. Стены украшены большими круглыми окнами и автографами китайских звёзд, которые тут побывали.

Стеклянный пол

2ой этаж. Вращающийся ресторан со шведским столом. Можно отведать омаров, гребешков, устриц, крабов и ещё кучу различных деликатесов. Считается одним из самых элитных ресторанов Харбина. Мы весь день не ели, все ждали когда же мы дойдем до этого съестного рая, но увы, какая-то богатая харбинская семья праздновала в нём свадьбу и ресторан был закрыт для посторонних.

3ий этаж. Открытая видовая площадка, отсюда самый красивый вид на город. Экскурсия у нас была на закате, и это было потрясающе! Единственное в чем не повезло — это туман, зависший над городом. Площадка огорожена решёткой, за ней мы увидели ещё достаточно много места до края. Наш гид нам рассказал, что когда погода хорошая и нет ветра, за отдельную плату можно гулять по краю (естественно со страховкой).

Харбин: что посмотреть и где побывать

4ый этаж. Находиться ничем ни примечательное кафе, по всему этажу расставлены столики.

5ый этаж. Расположен музей с древними историческими экспонатами, вазами (незнаю, настоящие или копии). Это самый последний этаж, окна располагаются низко от пола, нужно нагибаться, чтоб в них посмотреть.

Самый верхний этаж
Харбин: что посмотреть и где побывать

Если собираетесь в Харбин, то телебашню обязательно включите в свою программу экскурсий.

Время для осмотра (без ресторана) 1ч — 1ч 30 мин

Вход в телебашню 120 юань

Ресторан (шведский стол) 180 юань

10.Буддийский храм

Харбинский храм заинтересует тех, кто ни разу не был в подобных храмах или для религиозных людей. Если до этого вы уже посещали в храмах Китая, то можете исключить этот из вашей программы, т. к. он достаточно простой.

Все же расскажу немного. На входе мы купили благовония (стоят они копейки), подожгли их, немного поблаговоняли, поклонились Будде и наш китаец-гид начал нам рассказывать историю их веры. Мы не религиозны, поэтому интересно нам было первые 15 минут. На большой территории расположено около 10 храмов и один большой Будда. Фотографировать можно все кроме Будд. В конце экскурсии мы зашли в сувенирную лавку (ценник далеко не маленький, но средства от продаж идут на благотворительность), раскошелились на простенький брелок для ключей из дерева за 50 юань (для сравнения цен, я купила юбку за 40юань).

Ещё раз повторюсь, что если раньше вы не были в Буддийских храмах, то советую посетить для общего развития, покидать монетку на желание, посмотреть традиционную китайскую архитектуру. Кстати сразу за забором расположен аттракционы, так что храм по пути тем кто идёт в парк.

Время для осмотра: 30 мин — 1ч

11.Софийский собор. Софийская площадь.

На софийской площади мы были раз 10, интересное и оживлённое место. Вокруг неё расположены торговые центры мировых брендов, магазины техники (настоящей, не подделка), знаменитые харбинские подземки (об этом расскажу отдельно), огромный двухэтажный продуктовый супермаркет и многие другие мелкие магазины.

Но это всё не главное, зачем мы туда ходили. Каждый вечер, в 19:00 на площади происходит 20 минутное шоу «Поющие фонтаны» (некоторые называют их «Танцующими»). Под классическую музыку, из кафельной площади под большим напором извиваются фонтаны, подсвечиваются разными цветами и всё в такт музыки. Зрели потрясающее! После представления напор делают слабым и в фонтанах играют дети (там же китайцы продают дождевики за 20 юань).

Каждый день в 19:00 на площади Софийского собора

На площади расположен исторический памятник — софийский собор, когда-то давно построенный русскими, сейчас он является музеем, вход стоит 25 юань.

Его построили русские
Здесь никогда не бывает безлюдно

12.Арбат

Самая популярная пешеходная улица. Нам повезло, наш отель находится, прям посредине Арбата.

Харбин: что посмотреть и где побывать
Такие фигуры из травы и цветов расположены вдоль всей улицы
Харбин: что посмотреть и где побывать

Вдоль всей улицы расположены магазины с одеждой (цены высокие), сувенирные лавки, парикмахерские, мелкие продуктовые киоски, рестораны, бары, пару Макдональдсов, популярная закусочная KFC, фирменный магазин Apple, несколько отелей.

Здесь очень приятно гулять. Везде установлены скульптуры (сделаны таким образом чтоб с ними можно было фотографироваться), красивые клумбы из цветов и зелени в виде бабочек, кораблей, матрёшек и т. д.

Специально для туристов,на них можно залазить и фотографироваться

Харбин: что посмотреть и где побывать

По Арбату можно дойти до набережной и речного вокзала.

13.Набережная реки Сунгари

Особенно интересно вечером, играет музыка, небольшое шоу фонтанов, работает кафе-шатёр и много народу. Как я уже рассказывала, можно прокатиться на речном трамвайчике и полюбоваться видом ночного города.

Харбин: что посмотреть и где побывать

Днём здесь можно в режиме экскурсии погулять минут 20 (больше там просто нечего делать), осмотреть памятник и арку установленные в память погибшим от наводнения. Можно сесть на речной трамвай и переправиться на другую сторону реки.

14.Шоппинг

Наверное, многие наслышаны про километровые Харбинские подземки. Одна находится около Софийской площади — здесь цены высокие, но качество немного лучше, чем в остальных.

Харбин: что посмотреть и где побывать

Когда мы попали в подземку- это был шок! Я стояла на лестнице и не видела конца, когда же мы всё-таки дошли до него (а точнее до следующей лестницы), спустились и опять тоже самое, ещё километр (если не больше), и снова вниз и снова километр… я дума что никогда уже не дойду до выхода. И это только всего одна из нескольких подземок!

Интересный факт, который обязательно нужно знать, если вы шопоголите в Харбине, все подземки и торговые центры поделены следующим образом: например трёхэтажная подземка состоит из этажа джинсов, этаж мужской одежды, этаж женской одежды; другая подземка из этажа с аксессуарами, этаж детской одежды, этаж сумок и т. д. Затем нас повели по торговым центрам, и здесь такая же система: пятиэтажный ТЦ сумок (только сумок), пятиэтажный ТЦ обуви (только обуви). Т. е. если вам нужна шуба, сумка и сапоги, то в одном месте вы этого не купите.

За 6 часов непрерывного шопинга мы успели обойти всего 3 подземки и 3 торговых центра.

Приведу несколько примеров по ценам (сравниваю с китайским рынком у нас в городе):

юбка 180 руб (у нас точно такая же от 1000 руб), ремни 25 рублей (у нас от 400 руб), кошелёк 45 руб (у нас от 500), клатч 250 руб (у нас от 1000 руб), джинсы 400–600 руб (у нас от 1500–2000 руб), туристическая большая сумка на колёсиках 850 руб (видела копия такую же сумку у нас за 3500 руб) и т. д.

В подземках Харбина цены ниже, чем в Хуньчуне и Суньфуньхэ.

15. Прочие экскурсии

Если вы едите через туроператора, то вам не избежать жемчужной и шёлковой фабрики, чайной церемонии. Это спонсорские экскурсии. Вам сначала будут рассказывать историю и процесс производства, а потом предложат приобрести их продукцию, мы покупать ничего не стали, т. к. очевидно, что цены были слишком завышены.

Несколько интересных и полезных фактов о Харбине (и о Китае)

-мороженое вкусное только в Макдональдсе, в других местах не покупайте.

-если вы курящий, запасайтесь сигаретами, китайцы совершенно не умеют делать табак (теперь я не удивляюсь что у них мало курящих)

-если вы привыкли к влажному воздуху (как мы приморцы), то пить хочется постоянно, мы не расставались с бутылками воды, воздух очень сухой

-будьте бдительны, когда переходите дорогу даже на светофоре и зебре, ПДД совершенно отсутствуют

-разговаривают только на китайском, не встретила ни одного китайца говорящего на английском, и только трёх говорящих на русском, также они не воспринимают даже элементарные жесты (об этом нам поведал наш гид-китаец)

-курить можно практически везде (даже внутри музея урна была полная окурков)

-не бойтесь гулять вечером, на центральных улицах и в парках совершенно безопасно

-ни разу не видела в магазинах колбасу и рыбу, зато везде продаются копчёные куриные лапки и рыбьи скелетыJ

-цены на продукты супер низкие, так что голодными точно не останетесь

-если любите есть с хлебом, то везите с собой из России, кто хоть раз был в Китае — знает об этом

-если вам на вокзале предложат пройти через vip-вход за 10 юань, то соглашайтесь не раздумывая, откажетесь — потом пожалеете (через полчаса я была согласна заплатить 50 юань, лишь бы оказаться в тихом и спокойном зале ожидания)

Общие впечатления

Мы ни разу не сожалеем, что выбрали именно Харбин. Город красивый, чистый, интересный. Присутствует много русской архитектуры, это не удивительно, ведь его основали и построили русские. Китайцы дружелюбные, вежливые и приветливые, их пристальные взгляды вызваны только любопытством, так что ни стоит бояться. Приятно было видеть, что они действительно умеют отдыхать, об этом говорит большое количество парков, площадей, беседок, шоу. И молодежь у них ни как у нас, вечером гуляет с мороженым и бутылочками чая, честное слово на протяжении всего отпуска не видела ни одного пьяного или пьющего. Так же могу добавить, что они уважают закон, возможно, поэтому создаётся ощущение безопасности и спокойствия. Слегка шокировало их дорожное движение и слишком быстрая манера езды, ещё сильней удивило, что ДТП практически не бывает (мы не видели ни одного).

Путешествие в Харбин сильно изменило наше отношение к Китаю и китайцам, подарило массу ярких и приятных впечатлений на многие месяца и годы, я уверена, что мы сюда ещё вернёмся.