Турист Светлана Тернер (Lanta_t)
Светлана Тернер — была 30 января 19:03
Хорошо там, где я есть

Сорренто, Амальфи, Салерно — Италия Апрель 2019

Как попасть в Сорренто не обычным, правильным путем, на электричке из Неаполя, а через…определенное место? Надо взять билет до Салерно, а оттуда возвращаться назад, но уже по побережью. Автобусом Sita, билет три евро с копейками. Дешево…и сердито)) Мы с сестрой выбрали этот вариант по глубокому невежеству, решив, что здесь не российские просторы и все интересное находится рядом: за день пару-тройку городков можно с легкостью осмотреть. Часов в 12 не спеша приехали в Салерно. Купили билеты на автобус Sita и пошли смотреть набережную.

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Каких только эпитетов не начиталась я про Амальфитанское побережье накануне поездки: "сказочная страна Оз", "земной рай", "жемчужина", "один из самых красивых уголков мира" - ну, нельзя было самой не увидеть это чудо. И действительно, стоило в Салерно дойти до береговой полосы (а это пять минут от вокзала) - и мы оказались внутри потрясающей природной панорамы со всеми атрибутами земного рая: сияющее море, живописный контур гор, цветущие деревья, сочные цвета многослойного праздничного города, синее небо, белые яхты...

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Мы дышали морским воздухом, делали селфи, уходили по длинному пирсу к воде и рассматривали оттуда яркую южную архитектуру города.. Никуда толком не зашли. Я читала до поездки, что каждый добропорядочный турист должен посмотреть в Салерно: Кафедральный собор на Виа Дуомо, где хранятся мощи одного из четырех евангелистов, святого Матвея, водопровод 9 века и римские мосты, папскую капеллу и крепость Ареки. Вместо всего этого после набережной мы пошли бродить по современному центру Салерно с ресторанами и бутиками, пили кофе, лакомились джелато.

Джелато переводится с итальянского как «мороженое», а представляет собой нечно среднее между привычным для нас мороженым и сорбетом. Чуть жирнее, мягче сорбета и гораздо легче пломбира. Рассказывают, что лакомство появилось в Италии во времена императора Нерона. Лед добывали на горных вершинах, а в глубоких холодных подвалах его дробили и смешивали с соками фруктов (впрочем, эту байку вполне могли придумать в джелатериях, чтобы туристы охотнее раскупали продукт))

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Побродив часа три по Салерно и потеряв еще 40 минут в ожидании автобуса, мы с сестрой отправились дальше, совершенно не предполагая, что нас ждет. Думали, поедем по прекрасной европейской дороге, посмотрим на красоту из окна, через 20–30 минут выйдем в Амальфи, изучим этот городок, пересядем в другую «Sita»(нас об этом предупредили на автостанции) и еще через час с небольшим выйдем в Сорренто. Как-то все нормально получалось в теории: 25 километров от Салерно до Амальфи — ерунда, в сущности. И еще 31 км. до Сорренто.

Если вам скажут, что поездка на автобусе по Амальфитанскому побережью — сплошное удовольствие — не верьте. Конечно, если в салоне автобуса вы предусмотрительно заняли места с левой стороны, считайте, крупно повезло. Там все самое интересное: за окном сверкает на солнце Тирренское море, а каждый новый виток дороги открывает умопомрачительные пейзажи. Это вдохновляет, настраивает на романтический лад, жизнь кажется прекрасной — первые пятнадцать минут. Потом вдруг осознаешь, что эмоциональный итальянский водитель, отвлекаясь и татароря с местными, ведет автобус по крутейшему горному серпантину над обрывом. Он делает резкие повороты и громкими звуковыми сигналами предупреджает кого-то невидимого перед каждой скалой. Жестикулирует и что-то орет. Каждый поворот как прыжок в неизвестность — не ясно, что там будет. Может, авария какая, или встречный огромный автобус… Двум автобусам, битком набитым людьми разойтись на узкой дороге непросто, едут впритирочку, народ замирает от страха.

А есть ведь еще лихие водители легковушек. Разбитые машины надолго перегораживают проезд, эвакуировать их с отвесной скалы не просто… Мы час простояли, ожидая, когда машину очередного героя отвезут в утиль (судя по отсутствию скорой помощи, водитель не пострадал, а его автомобиль в хлам). Мы ничего этого не знали, предвкушая путешествие вдоль моря… Не представляли себе, какой выброс адреналина нам предстоит! И все-таки я нисколько не жалею, что мы это затеяли. Красота за окнами была невозможная!

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Эти заросли лимонов на склонах, и домики, врезанные в скалы как птичьи гнезда.

Это море, меняющее цвет от яркой бирюзы до ультрамарина (вне зависимости от обработки снимка в фотошопе, клянусь, — ведь даже выделяя и подчеркивая что-то на фотографии все равно идешь за цветом).

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

25 километров до Амальфи автобус преодалел за полтора часа. До пересадки на рейсовый в Сорренто оставалось несколько минут и не известно, как бы сложилась наша жизнь, если бы мы этим знанием пренебрегли. Ночевать на набережной? Искать амальфийский отель? Кстати, если бы бог дал нам мозг перед тем, как отправить в это путешествие, мы вполне могли остаться в Амальфи на денек. Чудный, фантастически прекрасный городок, в который «безлошадный» турист так просто не заглянет: или бери дорогущее такси, или общественным транспортом по серпантину.

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Когда-то в Италии была могущественная Амальфийская республика. В IX–XIII веках она на равных соперничала в торговле и войнах с другими итальянскими государствами — Пизанским, Генуэзским и Венецианским. Амальфитанцы добились независимости, разгромив в середине 9 века (во время знаменитой битвы у Остии) флот сарацинов. Они торговали с Константинополем, Сирией, Египтом. Считается, что именно в Амальфи был изобретен магнитный компас и утвержден первый морской кодекс. Конец благоденствию независимого государства положили «братушки» из Пизы. В 1135 году пизанский флот начисто разбил амальфитанцев на море, а потом победители разграбили город. К середине XII века никто уже не помнил о былой славе этих мест…

От полного исчезновения с карты Амальфи спасла красота. Он снова возродился и отстроился, о нем с восторгом писали Боккаччо, Ибсен, Стейнбек, Вагнер. В городе масса мест, которые стоит посетить! Собор Святого Андрея хранит частицу мощей святого Андрея Первозванного. Вокруг Амальфи есть сказочные бухты, гроты. Город великолепен с любой точки обзора. Даже от автобусной станции, где мы, собственно его и лицезрели, забежав, буквально на минутку в милейший магазинчик, доверху набитый ярким южным хлопком и украшениями. Ну, девочки же))

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Именно этот неожиданный дрейф в сторону побрякушек с тряпками сделал наше дальнейшее путешествие малоинтересным и утомительным. Купили замечательные подарки себе и близким)) Вернулись к автобусу — а он уже набит битком… Пришлось расположиться на ступеньках среднего входа и еще два с половиной часа через узкие стекла в дверях созерцать скалу, крохотные домики, людей за работой на своих небольших участках, людей, жмущихся к скале, чтобы их не снесло машинами… Вся красота побережья была теперь на другой, недоступной нам стороне.

Салерно — Сорренто. Приключения в земном раю

Мы, конечно, не унывали, наблюдая мелькающую за дверями автобуса жизнь и думали: каково им здесь, этим людям, на клочках земли, отвоеванной у скал?! Как здорово и как экстремально они тут живут, вряд ли бы кто-то из нас так смог… И точно понимали, что за приезд домой живыми надо будет выпить. В Неаполе, в маленькой квартирке, которую мы сняли на неделю, нас ждала бутылочка прекрасного лимончелло — а что еще пить в этих лимоннных местах?

Сорренто. Автобус остановился у вокзала, когда стемнело. Город был залит множеством уютных огней, пахло кофе и цветущим жасмином… «Вот почему они поют «Вернись в Сорренто»!, — осенило нас в дребезжащей электричке, по дороге в Неаполь… Действительно, захотелось вернуться))