Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 21:04
Мы будем путешествовать!

Бурк-Ан-Брес — Франция Апрель 2019

Финальный плановый город первого дня нашей бургундской поездки был Бурк-ан-Брес. Да, конечно, это не Бургундия, это Овернь-Рона-Альпы, но все так рядом, а если учесть, что у французов в административном делении сам черт ногу сломит, и добавить, что в 2016 году они «переделились» и укрупнились, да так, что сами теперь не знают, что к чему относится, то вполне можно заехать в этот очаровательный крошечный городок в путешествии по Бургундии, там более — он знаменит на весь мир своими… КУРАМИ! Точнее — цыплятами, или курочками, или петушками. О них — чуть позже.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Крошечный — это понятие относительное, в Бурке проживают около 41 тысячи жителей, это довольно крупный промышленный центр, еще и префектура департамента Эн. Главное производство — автомобили «Рено». Вот где делают эти неубиваемые страшилки (это я с высоты немецкого автопрома, любители французских автомобилей — не бросайте в меня тапками).

Помимо автомобильного завода, имеется завод по искусственной минерализации воды (ну не повезло им с естественными источниками, не всем же в Бадене жить!).

Еще — небольшая фабрика глиняных изделий, чьи товары являются главным сувениром Бурк-ан-Бреса.

На вокзале Бурка пересекаются пять (!!!) железнодорожных веток, что делает город еще и крупным транспортным узлом.

Но, не только промышленностью славен Бурк-ан-Брес. Помимо знаменитого Королевского монастыря Бру (отзыв о нем здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/bourg-en-bresse/temples/28719/responses/5124), выделяется Кафедральная Коллегиальная церковь, новое здание Префектуры, Музей Научных коллекций. Вообще, с наукой тоже все в порядке — есть весьма престижный Лицей, Педагогический Институт, Институт для глухонемых людей, Библиотека, вмещающая 25000 томов! По-моему, для небольшого города вполне солидно!

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Целей нашего визита было две — Королевский монастырь Бру и знаменитые Бресские петушки (иногда — курочки, или цыплята). Первую цель мы оставили на финальный день, Монастырь работает до 18.00., мы никак не успевали.

Вторую цель достигли чуть позже, а по приезду, просто погуляли по городку, который оказался совсем не плох — очень милый. Бурк был основан еще в римские времена, но наибольшего расцвета достиг в 13 веке, когда получил статус Вольного города. В 15 веке он даже стал столицей — провинции Бресс, герцогства Савойя. По итогам Лионского мира он был присоединен к Франции, но свой статус сохранил до Французской Революции.

Начало апреля, фонтаны еще не работали, в них только лужи плескались, оставшиеся от утреннего дождя.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Неожиданно порадовал Муниципальный Театр. Для постсоветского пространства привычно, что даже в маленьких городках были театры, но в Европе именно Муниципальные театры — вовсе не обязательны в каждом городе.

Пройдя маленькими улочками, которые явно готовились к началу сезона — сплошные ремонты и уборки, мы неожиданно вынырнули к Кафедралу Нотр Дам.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Классический романо — готический собор внутри, с классическими же витражами, с преобладанием красно-синих цветов.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Очень интересные скамьи, деревянная резьба, с библейскими, и не только, сюжетами. Особенно восхитил Самсон, разрывающий пасть льву, с каким-то совершенно беззащитным и добрым лицом. Если смотреть только на лицо, то и не скажешь, что пасть разрывает, ощущение, что гладит львенка по загривку. Да и Петр какой-то, очень земной, что ли. И не скажешь, что врата Рая охраняет.

Справа от алтаря — Жертвенная Капелла:

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Спасибо за обязательный орган при Литургии — именно сейчас он заиграл (кто-то репетировал). Сам орган обыкновенный, но так играет, что пробирает — мороз по коже!

Французы есть французы — у них даже свечи патриотичные — триколор:

Умилили свечи для прихожан — наверное, у кого больше грехов — тем необходимы длинные и подороже, вчера, но по пять, а у кого меньше грехов — тем нужны покороче и подешевле — сегодня и по три:

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Как и в каждой церкви, даже самой крошечной, памятная плита, погибшим в двух Мировых Войнах.

Тем более, что это не просто церквушка, это Кафедрал:

Удивила Черная Мадонна, не так часто встречающаяся в наших широтах:

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

После собора пошли прогуляться в «дебри» старого города, где, первым делом, встретили современный стрит-арт:

А потом пошло ожидаемое — старые фахверковые дома. Дом, построенный в 13 веке, а в 15 перестроенный. Когда-то, в нем располагалась небольшая ткацкая мастерская.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

В этом же квартале сохранились Якобинские Ворота. Собственно, эти ворота остались от крепости, когда-то принадлежавшей монахам — доминиканцам.

Очень оживляют улицы мозаики. да, современные, слегка напоминающие санузлы, но придающие какую-то яркость городу.

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Последней «достопримечательностью» меня не удивить, у нас такие есть, а вот для россиянина сей объект оказался совершенной неожиданностью и вызвал полное изумление. Это…. домик для насекомых. Удивительно то, что насекомые «знают» — кому в какой ячейке селиться.

Адольф Хаксли назвал этот городок «маленьким архитектурным кошмаром», а монастырь «пронзительно вульгарным». Я с ним два раза не согласна!

Наступил вечер этого длинного дня, и, уже даже по французским меркам, можно было пойти в ресторан. Но, не в любой, а туда, где подают главное блюда Брука — знаменитого бресского петушка. Рассказ о них — главное в сегодняшнем отчете. Каждая особь получает медаль, в буквальном смысле слова. Нет, не медаль — орден. горделиво красующийся на гладкой белой груди: «Выращен на природе»! Не просто на природе, а… дальше даже как-то неловко писать, если учесть, что могут прочесть люди, помнящие про 6 кв.метров на человека, полагающиеся нам в советские времена. На этих красавиц и красавцев полагается 10 метров квадратных на человека курочку, на зеленой травке, общая площадь луга не меньше 5000 м кв, и «пастись» на нем должно не больше 500 особей! Уфффф!

Кем надо быть, что бы горделиво нести имя «бресская курочка»? Надо быть белого цвета, с красным хохолком и гребешком, на синих лапках. Только цвета национального флага! Кожа должна быть гладкой, глаза черные.

Кормят эти создания только кукурузой, вымоченной в молоке, и все это регламентируется законом от 22.12.36.

Теперь о не столь приятном. Живут эти птички совсем недолго — цыплята 9 недель, курочки 11 недель, петушки (кастрированные) шапон — 23 недели. Последние дни перед героической смертью они проводят в полной темноте. После забоя их проверяет специальная комиссия (с 1862 года), и после тщательного отбора они получают статус A.O.C. (appellation d,origine contolee). Это как шампранское — из Шампани, токайское — из Венгрии, Грюйер — из Грюйера. Единственная курица в мире, имеющая такой статус!

За курами! Только сюда — Бурк-ан-Брес

Жизнь не очень долгая, прямо скажем, зато какая миссия — быть съеденной французским гурманом! Ну. не обязательно французским — мы, например, тоже приобщились.

Для тех, кто в состоянии добыть такую красавицу, рецептик имеется:

положить на сковороду большой кусок сливочного масла, желательно швейцарского или ирландского, растопить и положить грудку и ножки. Затем лук и грибы (желательно трюфеля, можно сморчки, в крайнем случае — шампиньоны) мелко пошинковать или натереть в крошку, добавить на сковородку, вместе с отжатым чесноком и травами. Когда цыпленок станет золотистым, влить стакан белого сухого вина, и вытушить соус до половины. Затем влить сливки и еще 30 минут тушить. Соус пропустить через сито. Добавить по вкусу соль и перец.