Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 23:06
Мы будем путешествовать!

Отен, Шалон-сюр-Сон — Франция Март 2019

Сегодня в нашем путешествии по Бургундии по плану два города — Отен и Шалон-сюр-Сон.

Начали с Шалона, города на реке Соне.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Поселение здесь существовало еще со времен галльских племен, называлось Кабиллонум, а в 6 веке, когда сюда пришли бургунды, их вождь Гунтрам сделал поселение своим главным городом. Столицей он был и в Средние Века — на этот раз столицей Графства Шалонского.

В советские времена про Шалон-сюр-Сон сказали бы: орденоносный. Орденом, да не каким-нибудь, а «Почетного Легиона», город наградил Наполеон, за мужественное сопротивление австриякам австрийцам во время «Ста дней».

Город не маленький, около 53 тысяч жителей. Это промышленный центр, помимо порта, в Шалоне развита металлургическая и машиностроительная промышленность, есть сахарный завод. Но, несмотря на это, Шалон еще и туристический центр, сказывается удобное месторасположение — на пути из Парижа в Лион.

Машину поставили в самом центре, было всего одно местечко, от радости, что впихнулись — забыли заплатить… аукнется позже.

Рядом с парковкой — супермаркет «Монопри», который мы проигнорировали, и памятник французскому астроному Беньямину Балли, уроженцу Шалон-сюр-Сона, в честь которого даже астероид назван.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Здесь же, обязательная стела, посвященная всем героям:

А в трех шагах от нашей парковки расположился образец советских Дворцов Культуры (почти Палладио) — Дворец Юстиции:

Перед Дворцом Правосудия — Свобода (без Равенства и Братства):

А в двух шагах от свободы — Посейдон. Вообще, у меня в первые десять минут сложилось ощущение, что ходим между какого-то нагромождения памятников, которые привезли на склад для хранения. Состояние у этих скульптур соответствующее этому представлению — какие-то они обшарпанные:

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

И, вот наконец, видим то, что ожидали увидеть — дома с рисунками, которые имитируют фотографии. Здесь, в Шалоне, в 1816 году, Жозеф-Нисефор Ньепс, в 50-летнем возрасте, изобрел фотографию. Да, именно он, а не Луи Дагер, который позже усовершенствовал его изобретение.

В Шалоне просто необходимо посетить Музей фотографии, очень интересный, там и первый фотоаппарат, и старые фотографии. Про Музей напишу отдельный отзыв, думаю, что нашим фотографам будет интересно.

Хоть памятник Нисифору в приличном состоянии, еще и что-то вокруг него ремонтируют. Стоит фотограф прямо на набережной Соны, напротив Турист Информациона, ни один турист не проскочит мимо!

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Направляемся к главной цели приезда — Кафедралу, по пути встречается довольно солидный кукольный театр:

А площадь Собора прекрасна! Великолепные фахверковые средневековые дома, кафе, откуда доносится запах свежей выпечки, и в центре — фонтан, точно такой же, как в Бург-ан-Брессе, но, в отличии от бурговского собрата — работающий!

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Но, главное украшение площади, безусловно, Собор Сент-Винсент! Его строили всего около 100 лет, в 12–13 веках.

Классический католический собор, трехнефный, в плане — латинский крест.

Потрясающие, прекрасно сохранившиеся колонны, множество мелких элементов, фрески, мозаика:

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Во внутреннем дворике — клуатре — уже совсем по-летнему зелено, вполне можно погулять и о душе подумать (о теле тоже):

Из средневековой части Шалона перемещаемся в Возрождение. Площадь, на которой куча всего интересного. Первое, что бросается в глаза — странные фонари, напоминающие опоры ЛЭП, украшенные… велосипедами!

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Доминирует на площади, все же, не фонари, а церковь святого Петра:

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Вход вовнутрь через боковой вход, не зная, все дергают центральный:

На площади расположился еще один музей, что-то среднее между Краеведческим и Историческим:

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

И, конечно, Мэрия. «Отель де Вилль», то, чье название изумляет всех туристов, не владеющих языком — это не гостиница, это Ратуша (Мэрия, Дом Советов):

Гуляя по площади, важно не попасть под струи воды. которые извергаются из мостовой «без объявления войны»!

Городок приятный, во всяком случае, он не похож на промышленный центр, каким я его себе представляю (а я 39 лет жизни прожила в промышленном городе).

Выйдя на набережную, увидели монумент, посвященный всем погибшим в войнах 20 века.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Мы еще немного погуляли по набережной Соны, там идет ремонт, облагораживают место для прогулок.

Вернувшись к машине, увидели, что нам прилетело «письмо счастья» — штраф за неоплаченную парковку в сумме 25 евро (в Германии за такое 10 получили бы). Дядечка в форме, преисполненный важности, ходил здесь же, искал другие жертвы. Мне и в голову не пришло бы оспаривать — действительно, забыли заплатить. Но тут мой муж решил попрактиковаться во французском — отправился общаться с муниципальным служащим. Надо сказать, что он очень стеснительный и скромный, и сей «выкидон» был на него совершенно не похож! Самое удивительное, что вернулся он с двумя бумажками — на одной стояло «Аннулировано», на второй штраф на… 15 евро! Добытчик, червонец сэкономил!

Совет туристам: если окажетесь в Шалон-сюр-Соне, не пытайтесь пройти по указателям, выложенным на мостовой. Там несколько маршрутов, они никак не отмечены, будете, как Фарада в «Чародеях» передвигаться! На указателях — герб города.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

А мы отправляемся в Отен, старейший город Франции!

Прямо перед подъездом к городу прекрасно сохранившийся Римский Театр. Сегодня в нем проходят фестивали и футбольные матчи, театр вмещает до 15 тысяч зрителей (стоя, как я полагаю)

Время слегка «поджимало», поэтому смотреть 27-метровую загадочную пирамиду на старом кладбище мы не поехали, а отправились сразу в город. Он или один из старейших, или самый старый, но в 1 веке до нашей эры, на месте старого десяти векового поселения, был основан город Августодун (как-то, не очень благозвучно), по имени императора Августы, приказавшего строить. «Здесь будет город заложен!». И стал он центром эдуев, и центром Лугдунской Галлии. Город окружили стеной, протяженностью 6 км, возвели 220 башен и 2 ворот. Стратегически подошли к делу — чем меньше ворот, тем меньше шанс на проникновение врагов.

При римлянах город процветал, активно строился, уже тогда была открыта Школа Риторики.

Отен всегда бунтовал, что называется «За любой кипеж, кроме голодовки». В 1 веке он стал центром восстания галлов, руководил которым Юлий Сакровир. В 3 веке Викториан разрушил город, но в 4 Константин Великий отстроил его вновь. Только отстроили — Магн Магнеций поднимает очередное восстание, свергает Константина, и отдаёт Отен на разграбление поддержавшей его армии. В 5 веке только что отстроенный город захватывают бургунды (они и переименовали в Отен), руководил захватом Гундиох, Рим к этому времени был ослаблен, особых усилий прикладывать не пришлось. Ещё век протянули — в шестом сюда вторгаются франки Хильдеберт Первый и Хлотарь Первый, выбив бургундов под предводительством Годомара Второго. Так Бургундии входит в состав государства Франков. Но, ещё не насовсем. В 8 веке Отен разграбили арабы. К счастью, случилась битва при Пуатье и великий Карл Мартель подчинил Бургундии и раздарил земли и города, в том числе Отен, своим сподвижникам. Карл Мартель был величайшим мажордомом, единственный, кто не будучи «голубых кровей», был похоронен в Сен Дени, усыпальнице французских королей.

Отен при этом разделе становится столицей графства и получает его Теодорих Первый, а в 10 веке — графство расширяется и становится герцогством. До Бона и Дижона, Отен даже какое-то время был столицей герцогства.

Это ещё не финал: в 14 веке, во времена Столетней Войны, Отен разрушили англичане, и в 15 веке, вместе со всей Бургундией, он вошёл в состав Франции. Совсем недавно.

Из важнейших событий Отенской истории:

В 7 веке именно здесь проповедовал и был замучен Святой Леодегарий, тогда ещё не бывший святым. Ему вырвали язы и губы, но он продолжал проповедовать (согласно легенде).

Именно в Отене обручился Наполеон Бонапарт, а заодно и его старший брат Жозеф.

Во время Франко — Прусской войны, в 1870 году, Отен защищала Вогезская Армия под командованием Джузеппе Гарибальди, который поддерживал Третью Республику очень активно.

Высадившись на главной площади, перед зданиями Театра и Ратуши, отправляемся на прогулку.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

В принципе, целей у приезда в этот город было три: пообедать, музей Ролена и Кафедрал.

Первое, что выяснилось — кафе и рестораны закрылись на сиесту не в 14.00., к чему я привыкла, и что ужасно раздражает, а в 13.00.! Это уже за гранью, они вообще работать планируют, или их «жёлтые жилеты» науськали, объяснив, что работать вредно??? Ладно, решили, что выполним два пункта и перекусим на какой-нибудь заправке.

Прямо на площади, в центре, памятник детям и взрослым, погибшим в двух Мировых войнах.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

А за памятником беседка, поставленная Виктором Гюго, в которой молодёжь училась танцевать брейк, причём, музыка звучала не сиестовая.

Здесь же, на площади, первая церковь. Ещё не та, посмотреть которую мы приехали, но в эту тоже зашли. Это Нотр Дам (не знаю, какой по счету).

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Между Нотр Дамом и нужным нам музеем, пройдя узкой, старинной и очень красивой улицей, видим старые римские ворота Porte des Bancs. Ворота подверглись перестройке в 12, 15 и 19 веках.

Улочки, ведущие от Нотр Дама к музею — очаровательны! Мы успели пробежаться по двум, не знаешь — какую выбрать!

И, к главной площади, на которой явно доминирует Кафедральный Собор, расположился музей Ролен. О нем расскажу в отдельном отзыве, который когда-нибудь обязательно напишу, а сейчас только пара слов. Музей располоагается в особняке эпохи Возрождения, но сохранились и более старые стены, оставшиеся от ранней постройки. Построил его Николя Ролен (тот, который выстроил больницу в Боне), канцлер короля Филипа Доброго. В музее разместились экспонаты разных эпох — от галло-римских до современных. Особо выделяется обнаженная Ева, работы Жильбера, величайшего скульптора романской эпохи. Изображена она удивительно сексуальной для того времени. Из очень ценного стоит еще упомянуть «Рождество» работы Мэтра де Мулена.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Отенский кафедральный Собор Сен-Лазар, безусловно, шедевр. Построен он был в 12 веке, в самой высокой и наилучшим образом укрепленной части города. Чуть позже пристроили готическую башню. А в 15 веке пристроили шпиль и боковые приделы. Ну, и самый новострой — башни — ближнецы, которые в 19 веке пристроили по бокам фасада.

Собор украшен работами того же Жильбера, что делает его еще более «шедевральным». На тимпане западного входа изображена сцена Страшного Суда. Под ногами Иисуса надпись: «Это сделал Жильбер». Для потомков. Слева — Дева Мария, апостолы и святые. Под ними — спасенные души, радующиеся попаданию в рай. справа — архангел Михаил, который и выторговывает эти души, хотя их хочет забрать Сатана, пытающийся обмануть Судью и встать на весы для утяжеления. А проклятые (внизу) в отчаяние от того, что попадут в ад. Самое ужасное, что мы могли остаться без тимпана! В 18 веке местное духовенство решило, что ничего интересного в этом тимпане нет, и заштукатурило его. Однако, именно это спасло его во времена Революции. Революционеры, все-таки, добрались до головы Иисуса и сбили ее. А обнаружили ее в 1948 году, в собрании экспонатов музея Ролен. Интересно, есть ли в их запасниках еще что-нибудь?

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Нам немного не повезло, внутри Собора идет грандиозная реставрация. Пилястры украшены тем же Жильбером. Но, в связи с реставрацией, мы не увидели ни «Бегства в Египет», ни «Поклонение Волхвов».

И, небольшой современный памятник Жильберу стоит на прекрасной смотровой площадке клуатра.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

С этой же площадки отличные виды на прекрасного представителя фахверка.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Собор посвящен Святому Лазару, из Вивфании. По Евангелию, он был воскрешен из мертвых Иисусом, после чего, конечно, стал последователем своего спасителя. Стал проповедником и миссионером. Умер в Отене, но похоронен в Ларнаке. Мощи святого хранятся в Кафедрале, который специально был построен для этого, так как старая церковь уже не вмещала всех желающих приложиться к мощам. Правда, часть из них во времена Революции была осквернена.

Часы с одной часовой стрелкой, как и было принято. Никто никуда не торопился.

А прямо перед Собором, на площади, классический колодец — колонна.

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Грустные и голодные, собрались выдвинуться в дорогу, что бы перекусить по дороге, но вот здесь удача улыбнулась нам — прямо на площади, перед Собором, работала пиццерия! Как оказалось — не просто пиццерия, а отличный ресторанчик! Отзыв о спасителях здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/autun/cafe/32244/responses/5073

Вполне сытые, наполненные и духовно и телесно (вот действительно — и о душе и о теле позаботились), двинулись к машине. Обратно прошло через переход торгового центра, который был на ремонте, готовясь к туристическому сезону. Кстати, Бюро по туризму располагается здесь же, но оно тоже было закрыто на обед! святое дело…

Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон

Очень удачно, без единой «пробки» добрались до Бурга, успев заехать за вполне аристократическим ужином.

Что может быть лучше клубники, козьего сыра и вина (еще и на выбор)? Осорбенно, перед заключительным днем, который мы проведем не только в Бургундии, но и в Савойе.

Цикл материалов "Бургундия - Франш-Конте."

1. Три бургундских дня, было у меня.... Шатонеф, Ноле, Везле, Дижон — второй и третий дни
  2. Два уголка Бургундии: Отен и Шалон-сюр-Сон
  3. Бургундия... и без Нормандии, Шампани и Прованса. Бон и Мерсо
  4. Три бургундских дня, было у меня.... Первый день — Семюр, Нуае, аббатство Фонтене, Флавиньи
  5. Самый необычный музей-больница отель Дьё
  6. Вперёд, на Бельфор, или куда податься несчастному путнику в плохую погоду?
  7. Цистерианское аббатство Фонтене
  8. Замок Шатонеф
  9. Новая Бургундия, старый Франш-Конте — Безансон
  10. 8 марта — Франция за три дня до карантина
  11. Шато одной семьи
  12. Город-крепость — выставки — музеи. И, даже зоопарк. Слабонервным не смотреть
  13. Старейшая сладость — 1300 лет производства!
  14. Колодец Предков и монастырь Шартрез-де-Шаммоль
  26. «Пир во время чумы». Французский обед в женский день
  27. Обед французских аристократов
  28. Едальня без сиесты!
  29. В Дижоне не только горчица, у японцев не только суши!
  30. Морепродукты не на море
  31. Обед в бывшей столице Бургундии
  32. Бургундский обед на главной площади главного города — в Дижоне
  33. Ресторан для обжор — великанов
  34. Мишлен — гурманам на счастье!
  35. Замечательное место, спасшее группу
  36. Прекрасный бургундский провинциальный музей
  37. Великие Бургундские вина — девиз винодельни
  38. Бургундские вина!
  39. Винодельня в самом винном городе Бургундии
  40. В Дижоне без горчицы!