Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была сегодня 21:01

Вашингтон — США Март 2017

В путь! Покажу я тебе,
Как в далеком Есино вишни цветут,
Старая шляпа моя.

Мацуо Басё (1644–1694)

Журчит ручей, звенит капель и на дворе уже апрель. До японской поэзии, конечно, далеко, но настроение отражает. Весна хрупка и быстротечна, как яблоневый цвет. Однако поэтическим символом весны стали не родные цветущие яблони и груши, а далёкая сакура. Традиция празднования цветения вишни пришла из Японии. В японской культуре цветы сакуры считаются символом обновления, перерождения и новых начинаний. Короткое время цветения также символизирует мимолетность жизни. Ритуал наслаждения цветением вишни в Японии восходит к VIII веку, когда деревья считались священными и были связаны с конкретными религиозными верованиями. В этот период японцы участвуют в ритуалах ханами, пьют, едят, поют и танцуют.

Облако вишни в цвету

Увидеть цветение сакуры я мечтала давно. Однако, не на родине прекрасного дерева, а совсем в другом месте — столице США Вашингтоне, где каждый год в конце марта-начале апреля проходит Национальный Фестиваль цветения сакуры. Самое сложное — угадать когда деревья зацветут. Прогнозы публикуются на сайте фестиваля, но природа вносит свои коррективы. Так или иначе приходится бросать монетку и покупать билет на самолёт, а там уж как повезёт. В нашем случае считаю повезло. Хотя и прошёл ледяной дождь в самый пик цветения, и ветви сакуры оделись коркой льда, половина цветов всё же устояла.

Облако вишни в цвету

Как же так получилось, что совсем на другом континенте вдали от гор родной Японии расцветают эти нежные цветы.
История длинная и непростая. Всё началось с визита в Страну восходящего солнца путешественницы, фотографа и писательницы миссис Элизы Скидмор. Эта необыкновенная женщина, член Национального географического общества, так впечатлилась японской вишней, что по возвращении на родину тут же обратилась к суперинтенданту Управления общественных зданий и территорий армии США с предложением посадить вишневые деревья вдоль набережной реки Потомак. Однако, её просьба не была услышана.

Облако вишни в цвету

Прошло двадцать лет. В 1906 году другой энтузиаст Дэвид Фэйрчайлд, ботаник и чиновник Министерства сельского хозяйства США привёз семьдесят пять цветущих вишневых деревьев из питомника Йокогама в Японии и высадил их в своём поместье. Деревья прижились, поместье приобрело популярность. Люди приходили полюбоваться на прекрасные цветы сакуры. Слухи дошли до Элизы Скидмор и она загорелась идеей собрать деньги, необходимые для покупки вишневых деревьев, а затем пожертвовать их городу. Своим планом она поделилась с новой первой леди, Хелен Тафт. Миссис Тафт когда-то жила в Японии и была знакома с красотой цветущей сакуры. Как раз в это время в Вашингтоне гостил японский консул из Нью-Йорка. Идея ему очень понравилась и он предложил первой леди принять в дар 2000 вишневых деревьев от имени города Токио.

Облако вишни в цвету

6 января 1910 года две тысячи деревьев прибыли в Вашингтон. К сожалению саженцы сакуры были поражены болезнью и их пришлось уничтожить. Неудача не остановила проект. Мэр Токио Юкио Озаки предложил прислать новую партию. 14 февраля 1912 года 3020 вишневых деревьев двенадцати сортов были отправлены из Иокогамы на борту корабля Ава Мару.

Пока они плывут, мы летим в Вашингтон. Аэропорт Рональда Рейгана находится практически в центре города и в 3 км от нашего отеля. Приземлились во второй половине дня, бросили вещи и бегом к Тайдал Бэйсин, увидеть вишни, пока не стемнело. Бежим огородами, задворками, тупиками, перебегая шоссе в неположенном месте. Ну нет бы пойти по центральной улице, получилось бы быстрее. Тем временем солнце стремительно спускается к горизонту. Перелезли через очередное заграждение и вот оно чудо.

Облако вишни в цвету

Бродят люди, а над ними розовеют облака цветущей вишни.

В пору цветенья
Вишни сродни облакам —
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо…

Камо Мабути (1697–1769)

Облако вишни в цвету

Усыпанные нежными цветами ветви склонились над водой.

Пошли и мы по дорожке вдоль кромки воды.

Облако вишни в цвету

Приливной бассейн Tidal Basin был спроектирован и построен Инженерными Войсками США, чтобы использовать силу приливов для очистки Вашингтонского канала. Именно здесь были высажены первые деревья знаменитой вишни Есино, история которой восходит к эпохе Эдо.

В погожий день желающие могут покататься по рукотворному озеру на лодочке.

Облако вишни в цвету

Лодочка скользит по розовому ковру опавших лепестков.

Пролетел военный вертолёт, а может и вертолёт самого президента.

Облако вишни в цвету

На противоположной стороне зажглись огни в беломраморном Мемориале Джефферсона, автора Декларации Независимости, третьего президента США.

Подарок обернулся на пользу самим дарителям. Знаменитая вишневая роща вдоль реки Аракава близ Токио, из которой были взяты первые саженцы для посылки в Вашингтон, пострадала во время Второй мировой войны. Япония обратилась за помощью в восстановлении рощи и Служба национальных парков отправила черенки от потомков тех же деревьев обратно в Токио.

Облако вишни в цвету

Дерево вишни недолговечно. Большинство вишневых деревьев живут от 30 до 40 лет. Только некоторые, как например, чёрная вишня могут жить до 250 лет. Тем не менее до сих пор сохранилось несколько десятков оригинальных вишен, прибывших в Вашингтом из Японии.

Любоваться сакурой можно бесконечно. Ты как будто плывёшь, окутанный бело-розовым облаком.

Облако вишни в цвету

Совсем стемнело, пора возвращаться в отель.

Облако вишни в цвету

Мемориал Вашингтона в темноте подмигивает в четыре красных глаза.

Довольные и усталые вернулись в отель. Ещё одна мечта сбылась.