Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 13:47
В путешествии по Ирану.

Будапешт — Венгрия Декабрь 2018

Цикл материалов "Венгрия 2018"

1. Под крыльями турулов
  2. До ебедидё еще далеко. Часть 1
  3. До ебедидё еще далеко. Часть 2

В мире нет ничего лучше, чем путешествовать с любимой женщиной. Когда я на рассвете выхожу фотографировать, я знаю, что она дома — ждет меня. Спит и видит какие-нибудь сны. Необязательно вещие. Но обязательно про меня. Ведь и я вижу всё про нее. Я знаю ее целую вечность. Вечность в прошлом и вечность в будущем. И в настоящем. Вечность — понятие не только временное, но и пространственное. Мы помещены в вечность, когда хотим. Когда имеем такое намерение. А большего счастья на земле не бывает. Будапешт — подходящее место, чтобы провести тут вместе вечность. Хотя бы недолгую. Пять дней перед новым земным годом.

До ебедидё еще далеко. Часть 1
Здание Венгерского парламента на рассвете.
Вид от Парламента. Памятник Дьюле Андраши, на другом берегу Дуная - церковь Св. Анны, Рыбацкий бастион и собор Св. Матьяша.
До ебедидё еще далеко. Часть 1
Рыбацкий бастион и памятник королю Иштвану I Святому.

Рассвет подчеркивает основные черты города. Розовощекий Парламент замер над ледяным Дунаем. Опоясался чаечным криком, сплёл венец из голых ветвей декабрьских дерев. Цепной мост Сеченьи мистически переносит путников на автомобилях через реку к горе и под гору на площадь Адама Кларка, и сквозь гору. А я остаюсь под горой — она высится надо мной тёмной громадой: кто ты таков, и что тебе, путник, ни свет, ни заря, надобно?

До ебедидё еще далеко. Часть 1

На горе — много повидавшая на своём веку Будайская крепость. Не показывается мне пока. Но я до неё долезу. Сейчас только отдам фото-дань мосту Сеченьи. Все-таки это он меня сюда перенёс. Город рано утром нашептывает одиноким путникам свою эксклюзивную историю. Когда-то здесь ничего не было, кроме реки, горы и диких зверей. Потом — кельты, римляне, остготы, гунны, авары, славяне — все проносились, не задерживаясь и не размышляя, думая, что их век — и есть вечность. Но вот их давно нет. А этот берег и гора, и река всё те же. Только немного больше на них антропологического следа.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Рыбацкий бастион золотеет в художественных лучах восходящего солнца. Достопримечательностям необходим отдых от популярности. От бесконечных селфящихся с ними разнонациональных граждан, которые все на одно лицо — серая туристическая масса. В недолгие утренние часы свободы и уединения достопримечательность обретает лицо, вынужденную дежурную улыбку «для всех» сменяет глубокий осмысленный взгляд. «Для себя». Таков и Рыбацкий бастион рано утром.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

А что собор Св. Матьяша? Он тоже отдыхает, доверив белоснежность свою голубому небу. Наступит день, придут толпы, станут выжирать его изнутри. Мы, кстати, в него так и не попали. Стоять в кассу за билетом, а потом ещё в очереди на вход просто для того, чтобы попасть в церковь? Нет спасибо! Помилуйте, и увольте!

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Рыбацкий бастион, увы, бастион бутафорский. Опоздал он со своей постройкой века на четыре. Авось, и дали бы тогда храбрые рыбаки, защищавшие эту часть стены Буды, отпор османам во главе с блистательным Ибрагимом-пашой, посланным самим Сулейманом Великолепным. Хотя о чем это я? Буда же тогда сдалась османам без боя, после того, как Лайош II утонул в болоте, бежав после битвы при Мохаче.

Но Лайош тот, как мы помним из сериала «Великолепный век», был не особо хорошим. Он султану Сулейману голову османского посла в меду послал — как тут Сулейману не осерчать? То ли дело предок Лайоша — Иштван, памятник которому стоит аккурат между Рыбацким бастионом и собором Св. Матьяша. Иштван был не только хорошим, но и Святым — обратил Венгрию в христианство католического толка в начале прошлого тысячелетия.

Иштван не только венгров христианизировал, но и создал первое венгерское королевство объявив себя королем. До этого-то был сплошной разброд и шатания, — «не было царя у Израиля, и каждый делал, что хотел». Но история венгров интересна с самого начала. Они не как большинство народов — испокон веков жили на своей земле. Они себе родину завоевали. Период конца девятого века так в венгерской истории и называется — «эпоха обретения родины».

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Венгерские племена во главе с князем Арпадом тогда «подвинули» с насиженных мест моравских правителей и обосновались на Дунае. Изначально-то мадьяры тусовались в заволжских степях южного Урала бок о бок с хантами и манси, и в ус не дули. Но в один прекрасный день откуда не возьмись взялись неразумные хазары (а Вещий Олег тогда еще им не «сбирался» «отмстить») и стали мадьярам досаждать своим воинственным присутствием.

«Что ж», — рассудили мадьяры, — «Как говорится, нет худа без добра. По-любому, тусоваться тут с хантами и манси как-то не очень круто. Народы они не очень уважаемые, да и места здесь дикие. Пойдем-ка отсюда и от этих хозар — пусть Олег обречет мечам и пожарам их села и нивы за буйный набег, а наша хата с краю. Лучше обоснуемся где-нибудь на тихом Дунае рядом с цивилизованными австрийцами, например. А что? Поди слушать Моцарта лучше, чем в степи кочевать. А лет через тысячу, глядишь, и в Евросоюз вступим, и в НАТО — вот тогда и заживем!» И пошли.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Но я совсем заговорился, рассказывая вам про венгерскую историю (к ней мы, наверное, еще вернемся), а ведь мне давно пора домой к жене! Она меня с завтраком уже заждалась поди.

Квартира наша (арендовали на Airbnb) — прямо на пересечении четырёх исторических районов Пешта. Хочешь шопинга — иди в Бельварош, религии — в Липотварош, термальную купальню — в Терезварош, руинных баров — в Эржбетварош и его Жидонедьед.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Мы решили хотеть религии и пошли в базилику Св. Иштвана — было как раз Рождество. Эта базилика — самый почитаемый храм Венгрии. Большой, просторный, красочный. Шла рождественская служба, пели голосисто. Правда, у нас как раз тогда выдался такой период — пресыщенность объектами культа. Немного обидно, что наши предки (наши — в значении предки человечества в целом) не оставили нам так уже много достопримечательностей секулярных, а вот сакральных — пруд пруди. Куда ни глянь — храм, собор или базилика. Ну, или мечеть, синагога, пагода или капище. Не рассчитывали предки, что не все их потомки будут настолько набожными. Что ж, не будем судить их за это слишком строго. Тем более, они уже умерли и предстали перед судом Божьим, который во главу угла ставит правило: «Иакоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде». Как говорится, сами виноваты.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Но религиозные сооружения чем хороши — зачастую на их верхотуру можно забраться и обозреть с высоты ангельского полёта вверенную им епархию. А базилика Св. Иштвана оборудована еще и таким умным изобретением сынов Божьих как лифт! Это раньше пешее покорение соборов и колоколен приносило мне духовное удовлетворение, а теперь — только усталость в ногах. А вот вид — да, удовлетворение!

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Проспект Андраши. Я ничего не имею против графа Дьюлы Андраши де Чиксенткирайи и Краснагорка — вполне великий политический деятель был. Хоть и любил Габсбургов, и с Францем Иосифом якшался, и за дуализм выступал, а на родине его любят. Но проспект его… как вам сказать… Проспект как проспект, каких много. Прямой как стрела, длинный, важные здания по сторонам, включенный в список ЮНЕСКО, но без выдумки, без особенностей, без нестандартного мышления. А без этого великие проспекты невозможны.

Но если по нему (проспекту Андраши) долго идти, непременно дойдешь до площади Героев. Которая тоже весьма неплоха и широка, но, скажем так, воображение искушенного путешественника тоже не очень сильно поражает.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

А вот замок Вайдахуньяд, расположенный прямо за площадью Героев в парке Варошлигет, — вполне поражает. Несмотря на адскую смесь архитектурных стилей — от романского стиля до барокко с упоминанием готики и ренессанса — замок вполне гармоничен, органичен и романтичен. Еще один аргумент в пользу гражданского (а не только религиозного) строительства. И не надо бояться строить исторический новодел — ведь стоит подождать лет сто, и он станет староделом! Как в случае с замком Вайдахуньяд.

А вот что уж совсем поразило наше воображение, так это термальные купальни Сеченьи! Аня — фанат термальных источников. Я — умеренный любитель. Но в Сеченьи такое разнообразие банно-купальных удовольствий, что даже их ярый противник может стать страстным апологетом. Если провести праллель, скажем, с рестораном, там тебе предлагают не одно блюдо, и даже не комплексный обед, а разообразнейший шведский стол на любой вкус. Точно не заскучаешь. На выбор — бассейны с горячей термальной водой, обычные бассейны, ледяные бассейны сауны, хамамы, уличные бассейны, и фонтанчики с питьевой минеральной водой!

До ебедидё еще далеко. Часть 1

После таких водно-воздушных процедур кушать хотелось от слова «сильно». Но вот засада — Рождество, и всё было закрыто всё от слова совсем. Даже продовольственные магазины. Даже рестораны и кафе. Мы прошли пешком весь проспект Андраши и окрестности и не нашли открытого почти ничего! Из ресторанов работали единицы. И в этих единицах было не протолкнуться. Мы увидели даже очередь в продовольственный магазин, что напомнило нам нашу славную молодость и бесславный закат СССР. В очереди в ресторан тоже стоять не хотелось. С милой, конечно, рай и в шалаше. Но не в очереди. Тем более, когда все-таки есть какая-то альтернатива в плане поесть. А альтернатива была в виде ярмарок.

Есть на улице было холодно и мы купили жирных лангошей и пошли их есть домой. Лангош — лепешка, которая жарится в кипящем масле, а сверху на нее накладывается всякая всячина.

Ранёхонько утром — затемно прыгнуть в полусонное такси и рвануть холм Геллерт встречать рассвет. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что влюбленные — это не те, которые смотрят друг на друга, а те, которые смотрят в одном направлении. А я дополню так: влюблённые — это те, которые встречают рассвет вместе. Ведь провожать закат рука об руку — это каждый дурак может, а не только влюбленные. А я счастливый человек — моя женщина встречает со мной рассветы! Чего ещё можно желать от жизни? Можно, конечно, ещё много желать, но основополагающая вещь у меня, мне кажется, уже есть.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Первейшее место для встречания рассвета в Будапеште — около цитадели и монумента Свободы на горе Геллерт. С этого холма обиженные язычники на заре прошлого тысячелетия скинули Св. Геллерта в бочке с гвоздями. Креста на них нет!

До ебедидё еще далеко. Часть 1

А ныне тут расширяющая кругозор панорама. Скульптуры монумента Свободы рвутся в небо — приветствуют восходящее светило, освобождаясь, кажется, от суеты и повседневности. Перекинулись через Дунай мосты — Магрит, Сеченьи, Эржбет, Свободы. А если спускаться вниз к Табану и Визиварошу — тропинки для уединенных гуляний, разговоров, размышлений и шуток вдвоем. Ближе к концу пути, как старого знакомого, встретишь памятник св. Геллерту, благословляющий мост Эржбет.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

А когда спуститесь, вы поймете одно — хорош тот город, в котором хороша набережная. И у всех влюбленных людей должна быть коллекция набережных — прогулянных, иссмотренных, исхоженных. Мы бережно пройдем, посмотрим, неспешно положим дунайскую набережную в свою коллекцию. Варкерт базар тоже определит нас и в свою коллекцию прохожих.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Мосты в Будапеште все уважаемые. Обо всех можно песни слагать. У каждого свой характер. Если бы у меня было только пару часов в этом городе, я прошел бы по трем мостам — Сеченьи, Эржбет и Свободы. И понял бы краткую биографию столицы Венгрии.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

По улице Ваци мы тоже должны были пройти. Она в меру историческая, испорченная вывесками магазинов всемирных брендов — обычная главная столичная пешеходная торговая улица. Звериный оскал глобализации.

Но улица Ваци связывает площадь Вёрёшмарти, недалеко от которой мы жили с Ференцварошем и Центральным рынком. Кстати, о площади Вёрёшмарти ничего сказать не могу. Хороша она или нет, привольна ль, вольготна ль — ничего было непонятно. Она вся целиком была отведена под рождественскую ярмарку. А ярмарка была хороша, привольна и вольготна!

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Чтобы добавить немного рококошности романтическим гуляниям с любимым человеком, остановитесь на площади Францисканцев и окиньте взглядом «дворцы» Клотильды и Парижскую аркаду.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Воспоминаниям предаться можно на Университетской площади. Университетская церковь не хочет помещаться в объектив, как и наша студенческая молодость — в память. Вырывается наружу и врывается в мечты, в грядущее.

До ебедидё еще далеко. Часть 1

Кстати, век живи — век учись! И мы взяли себе за правило, куда бы мы ни путешествовали, выучивать язык той страны. Хотя бы одно слово. Венгерский оказался языком не очень сложным. Там много буквы «ё» — это главное! «Кёсёнём» — спасибо, «пёркёльт» — такая еда (еще дойдем до нее), Холокё — это такая историческая деревня (скоро съездим в неё), а обеденный перерыв — «ебедидё».

Так вот, как говорится, до ебедидё еще далеко, а рассказ уже очень длинный получился. Придётся его разбить на две части. Во второй части — однодневное авто-путешествие по окрестностям, а также окончание будапештского повествования.

Ваш vёbas, спёциальнё для Турёстёр.рё.

Больше фотографий здесь.

Цикл материалов "Венгрия 2018"