Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был вчера 22:59

Килиманджаро — Танзания Август 2011

Итак, первые два дня восхождения на Килиманджаро прошли успешно — за два ходовых дня мы поднялись с высоты 1666 до 4000 метров — от базового гейта Умбве до долины Барранко. На второй ночевке в долине Барранко, несмотря на холодную погоду, у всех было приподнятое настроение и нормальное самочувствие — наверняка сказалась правильная акклиматизация, которую мы провели сначала пассивно на сафари в парках Серенгети и Нгоронгоро на высотах до 2500 метров, а потом в пешеходном треке на вулкан Меру. Там мы поднимались на высоту около 3000 метров.

Килиманджаро

Остановившись на вторую ночевку в долине Барранко, мы видим суровую картину — громадная голая каменистая равнина, которую приспособили под стоянки туристов. На ней десятки палаток, домики туалетов. Склоны, поросшие лесом, остались позади внизу. На поверхности равнины лишь изредка видны уже не такие большие дендрокрестовники. Зато с северной стороны возвышается стена. А над нею — громадный эллипс Килиманджаро…

Килиманджаро. Вид с южной стороны из лагеря Барранко

Что же собой представляет эта гора и почему она является такой притягательной для многих туристов? Вулканический массив Килиманджаро расположен в экваториальной Африке на территории Танзании и Кении. Он имеет овальную форму и его протяженность по длинной оси составляет около восьмидесяти километров. Этакий пупырь посреди ровной саванны.

На нем отчетливо видны контуры трех больших вулканов — Шира, Кибо и Мавензи. Вулкан Кибо самый крупный из них и именно его конус, покрытый снегом и льдом, образует центральную и самую высокую часть Килиманджаро. Кибо имеет хорошо выраженный овальный кратер диаметром до двух километров. В нем видны большие застывшие пузыри некогда кипевшей лавы и кое-где в кратере и сейчас выделяются горячие вулканические газы.

Кратер Кибо. Вид при подъеме на вершину - 26.08.2011, 7:32 АМ
Кратер Кибо. Вид при спуске с вершины - 26.08.2011, 8:45 АМ

В своей самой верхней точке южная стена кратера достигает 5895 метров. Это и есть цель тысяч восходителей со всего мира. Крыша Африки. Вулкан Шира находится западнее Кибо, а Мавензи — восточнее. Эти два вулкана довольно сильно разрушены, в отличие от прекрасно сохранившегося конуса вулкана Кибо. Высота вулкана Мавензи составляет 5149 метров, а Ширы — чуть меньше 4000 м.

На склонах Килиманджаро находятся также множество мелких, до одного километра в диаметре, вулканических конусов. И все же, говоря о Килиманджаро, обычно имеют в виду прежде всего вулкан Кибо. Он является самой выдающейся частью этого массива. Его восточный собрат — Мавензи — хорош по-своему. Но у него сохранилась только одна стена — восточная, из-за которой и встает утреннее солнце.

Масаи — коренные жители этих мест, называют Килиманджаро Олдонью Ойбор — Белая Гора. Происхождение официального названия «Килиманджаро» неизвестно. Также нет однозначного перевода этого слова. Существуют, например, такие переводы как «сияющая гора», «белая гора», «ориентир». В большинстве версий слово «килиманджаро» трактуется как состоящее из двух слов — «килима» и «нджаро». На суахили слово «килима» буквально означает — «маленький холм». «Нджаро» переводиться с суахили как «величие», а на языке народа Нага оно означает «караван», «длительный поход». Кроме того, слово «Нджаро» в местной мифологии является именем страшного духа, живущего на вершине этого вулкана.

Очень красивые виды горы можно сделать со стороны Кении из Национального парка Амбосели. Если повезет, любители селфи могут заиметь фото типа «Я, слоны и Килиманджаро!». Но со стороны Кении восхождения на гору не делаются. Так что, «приятное с полезным» совершить из Кении не удастся…

Сафари в НП АМбосели

Как известно, первым восходителем на Кили был германский профессор Hans Meyer, который вместе с австрийцем Ludwig Purtscheller и проводником Kinyala Lauwo из деревни Марангу, взошли на вершину от Марангу 5 октября 1889 г. Для того времени это был подвиг!

Третий день восхождения на Килиманджаро

Итак, мы немного отвлеклись. На стоянке Барранко тропа Умбве закончилась. Здесь она соединилась с кольцевой тропой, которая идет под южной частью склона Килиманджаро на высотах около 4000 м. И здесь, в долине Барранко, на этом кольце с тропою Умбве сошлись три другие, начавшиеся с западной части горы — Лемошо, Мачаме и Шира. Дальше — до штурмового лагеря Барафу уже только один путь, с которого сворачивать некуда. Только вперед!

В лагере Барранко ночью было уже холодно. На таких высотах, чтобы не мерзнуть по ночам, нужно иметь хорошее снаряжение — теплую одежду, термобелье и пуховые спальники, рассчитанные на -12-15 градусов. После завтрака я попытался было собрать всех наших портеров, чтобы определиться с их количеством. Среди них было какое-то броуновское движение и мы никак не могли их сосчитать.

Утро в лагере Барранко

В расчете на наше безразличие и повышенные чаевые за каждого портера, наш главный гид Саймон называл цифру 40. Я попросил его собрать всю команду якобы для памятного фото — пришло человек 45, которые прибежали из других групп, расположенных по соседству. Все черные физиономии — сразу и не отличишь. Расчет отложили до лучших времен. В конце концов, на последней стоянке, вся команда сдружилась с нами и их оказалось на нашу группу в 14 человек аж 34 персоны — 28 портеров, 2 повара и 4 гида.

Портеры упаковывают весь багаж и выходят на тропу раньше туристов
Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

После завтрака выходим на маршрут третьего дня. По сравнению с предыдущими двумя днями, он несложный — мы практически будем идти по тропе на одной высоте. Правда, тропа оказалась не из комфортных — все по камням, да вулканическим валунам…

Техническое описание 3-го дня — 24.08.2011 — Переход Barranco Camp (3976) — Karanga Valley (3930 m) — расстояние 5 km, время в пути 4 ч.15 мин, набор высоты 250 m и спуск вниз 284 m. Окружающий ландшафт — горная пустыня. Время в пути: 10.00–14.30

Переход к долине Каранга

Вышли в 10 утра, так как на довольно крутой тропе, идущей по отрогу стены Barranco Wall, была пробка из поднимающихся из лагеря туристов и портеров. Через час достигли гребня — 4235 м и с него тропа пошла вниз метров на 150, а затем снова вверх до 4200. И так пару раз.

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Мы обходим моренные гребни вулкана Кибо и идем среди нагромождений извергнутой лавы. Еще совсем недавно — каких-то сто тысяч лет тому назад — здесь дрожали горы, кипела и горела земля. Кибо и сейчас считается дремлющим вулканом. И кто знает — а вдруг он проснется сегодня или завтра…

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Переходя в долину Каранга, мы делаем траверс под южной стеной Килиманджаро.

Наличие морен говорит о том, что когда-то на этих высотах были ледники. Сейчас внизу только мелкая крошка и пыль, а гигантские глыбы лавы лежат в основном наверху этих гребней, в тех местах, где ледники не шли и не перемололи их. Слева сверху были видны восхитительные виды на разрозненные ледники Heim, Kersten и Decken, которые являются частью Южного ледового поля Килиманджаро — Southern Icefields. Они небольшие и шапки их совсем не толстые. На северных склонах Кили, выходящих на Кению, ледников нет совсем — солнце ведь светит на этой широте уже с Севера…

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Имена этим ледникам дали германские миссионеры, которые окучивали своей религией местное население германской колонии Танганьика. Из них только Decken и Kersten смогли в 1862 г. подняться до высоты 4280 м. Остальные дали им названия своих фамилий, не подходя к ним и близко, а только наблюдая их еще раньше Керстена, на расстоянии.

К сожалению, эти ледники тают и исчезают на глазах уже у нашего поколения. Сейчас на горе нет той снежной шапки, которую видел Хемингуэй. Только небольшие ледники, которые мы и видим. Но с каждым годом и они уменьшаются.

Мы видим Последние Снега Килиманджаро …

Мы видим Последние Снега Килиманджаро ...

Пройдет еще какое-то время, и даже они исчезнут навсегда… И тогда гора станет серой глыбой на фоне желто-зеленой равнины. А затем, из-за нехватки воды, может исчезнуть и кольцо зелени вокруг горного массива. И все вокруг превратится в пустыню…

Идем данльше. Справа — обрыв, внизу которого раскинулось до горизонта ровное белое облачное одеяло. И только в одном месте на западе это оно разрывалось и из него выглядывал уже знакомый нам конус вулкана Меру, на котором мы были всего три дня тому назад.

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Была замечательная погода, тепло и мы никуда не спешили. Подолгу сидели на нескольких видовых точках и наслаждались покоем и вечностью, которой веяло отовсюду. И — теплом этого дня. Удивительно, но везде работала сотовая связь, и можно было звонить по всему миру!

В лагере долины Каранга

Спустившись в долину Каранга, разместились в уже принесенных нашими портерами палатках. Воды на стоянке не было, и портеры ходили за ней довольно далеко в соседнее ущелье.

С питьевой водой проблемы не было — мы запаслись бутилированной водой еще в Моши, налили себе по полтора литра в питьевые «танки», из которых можно ее пить на ходу, а остальную воду несли портеры. В этом лагере купили еще воды, которую доставляют предприимчивые портеры из кемпинга Миллениум. Мы даже заказали себе пива, которое все с удовольствием выпили по возвращении на штурмовой лагерь Барафу после покорения Кили!

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Когда пришли в лагерь Карранга около 2 часов дня, светило солнце и было очень тепло. Пока портеры ставили палатки и готовили ланч, мы наслаждались теплом и грандиозными ландшафтами вокруг Кили.

Лагерь располагался на большом плато, с которого открывался вид на всю южную часть Килиманджаро. В правой части снимка виден траверс склона, по которому мы будем послезавтра ночью подниматься из лагеря Барафу на вершину Килиманджаро.

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

С заходом солнца резко похолодало и ночью, по определению на глазок, был морозец градусов пять. У меня был термометр, но за ночь он куда-то девался — стащили то ли портеры, то ли вороны, которых было много кругом.

После ужина почувствовал, как горит все лицо — как будто намазали перцем. Померял давление — 190/130! Опаньки! Приехали! Выручил Петя Лыпко — дал пару каких-то французских таблеток на ночь и больше мы к этой теме не возвращались. Для профилактики горной болезни некоторые еще в первый день начали по утрам принимать по 1 таблетке Диамокса, а для восстановления водно-солевого баланса — вечером по одной таблетке Аспаркам и мультивитамины.

Вечером солнце быстро закатывается за горизонт и сразу резко холодает

Другие принимали по две и даже по три таблетки Диамокса в день. С горной болезнью у большинства из нас проблем не было — ее острые симптомы мы не чувствовали, не было и симптома «ванька-встанька», о котором я помню еще после быстрого когда-то восхождения на Эльбрус. Это когда лежишь, то не можешь дышать, а присядешь — вроде все нормально. И так всю ночь…

Техническое описание 4-го дня — 25.08.2011 — Переход Karanga Valley (3930 m) — Barafu Camp (4,656 m) — расстояние 4 km, время в пути 3 часа. Окружающий ландшафт — горная пустыня. Время в пути: 9.30–12.35

После завтрака покидаем долину Каранга и поднимаемся серпантином по тропе. На полпути к нашей кольцевой тропе подходит т.н. тропа Мвека, ведущая вниз к кемпингам Миллениум и Мвека. Она используется только для спуска. Мы же продолжаем путь по кольцевой тропе вокруг южной стены КИлиманджаро и постепенно набираем высоту.

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Каждый шаг нас медленно приближает к вершине. Для альпиниста каждая новая гора сравнима с новой жизнью. Впереди неизвестность. Как будет достигнута вершина и как пройдет спуск с нее? Порой спуск бывает опасней подъема. Вот именно эта неизвестность и дарит восходителям и неповторимые чувства, и вкус к жизни. И как раз сегодня ночью у многих из нас наступит второе рождение. Наиболее сильные будут на вершине!

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

Проходим несколько несложных скальных участков и выходим на большую долину, над которой возвышается гребень.

На нем и расположился штурмовой лагерь Барафу. Здесь заканчивается «южное кольцо», которое позволило нам увидеть с различных точек самые лучшие виды вершины Кили.

Штурмовой лагерь Барафу

Из лагеря уже хорошо виден пик Мавензи (5149 м) и у нас будет достаточно времени для отдыха перед последним штурмовым броском на вершину. Поднявшись до знака «Barafu», снова отмечаемся на контрольном пункте и встречаем пару наших молодых земляков из Киева.

Они только что спустились с Кили и у них был какой-то очень испуганный вид — вероятно от впечатлений и холода. Мне даже показалось, что одного из них как будто сняли с креста. Из их сбивчивой речи стало понятно, что на восхождение нужно одевать на себя все теплое, что есть.

Штурмовой лагерь Барафу расположен на большом покатом гребне на высоте около 4600 м. Здесь стоят несколько стационарных палаток с персоналом НП Килиманджаро, которые отмечают прибывшие группы и, вероятно, могут помочь в случае необходимости и в спасательных работах. Есть несколько туалетов типа «long drop», которые раскиданы по всей территории этого плато.

Последние Снега Килиманджаро. ч.5 — К штурму вершины Кили готовы!

В лагере Барафу воды нет. Ее приносят сюда портеры с долины Карангу.

Отсюда можно даже послать гонца вниз в кемпинг Миллениум даже за напитками — Кока Колой, пивом и др. Barafu на суахили означает «лед» и эта местность действительно уныла, пустынна и негостеприимна. Ну, одну ночь как-нибудь протянем. Наш лагерь был установлен на этом плато чуть выше всех и с него путь до вершины был немного ближе. Итак, еще раз анализируя пройденный путь по маршруту Umbwe route, мы убедились, что это совсем несложный, но зато это самый короткий и прямой путь к штурмовому лагерю Барафу.

Он позволяет делать ходовые дни минимальными по времени. и оставлять достаточно времени в каждый день для отдыха и акклиматизации. Мы пришли на Барафу не измотанными длинными переходами, а свежими и полными сил. В первый день мы шли 5 часов, во второй тоже 5, в третий — 4, а в четвертый — всего 3 часа. Из всего этого времени почти четверть ушла на привалы, любование окружающими красотами, фото и видеосъемку. Мы не спешили и не гнали вперед. Было только «Pole-Pole» — не спеши.

Придя в полдень на Барафу, у нас была возможность почти целый день отдыхать и акклиматизироваться на этой высоте. После горячего ланча все разошлись по палаткам готовиться к ночному штурму. Нужно было подготовить и проверить снаряжение — одежду, в которой пойдем, фонарь, запасные батареи к нему и фотокамере. Ночи здесь обычно очень холодные и температура может опускаться до 15–20 градусов мороза.

Нужно тепло, но в то же время, легко одеваться на штурм горы. Иметь наготове трекинговые палки и гетры, закрывающие ботинки от попадания в них мелкой каменной осыпи.

После ужина, закончившегося в 7 часов вечера, стало резко холодать и, чтобы не мерзнуть, одеваясь в полночь, мы забрались в спальники уже в той одежде, в которой будем идти на восхождение. Ботинки я тоже рекомендовал всем засунуть в спальник.

Дышалось немного тяжело и не хватало воздуха — приходилось через определенные промежутки времени делать ртом глубокие вдохи — как рыба на льду. Но «ваньки-встаньки» не было. Как-то все же удалось заснуть и нас разбудили после полуночи. Выпив чая с шоколадом и печеньем и наполнив чаем термоса, выслушали напутствие нашего старшего гида Саймона. Для него это была просто работа — 180-й подъем на Кили. Ничего сложного.

И, махнув рукой, Саймон дал команду зажечь фонарики и выйти на тропу, ведущую к вершине

Впереди - пять километров подъема по сыпучей вулканической тропе. Обычно на это уходит шесть-семь часов - ведь надj еще и поднятьсы на вертикали на 1300 метров ...
______________________________

Документальный ТВ-фильм автора: «Последние снега Килиманджаро» (36 мин)

________________________

Фотографии членов экспедиции клуба путешественников Оверлэнд (www.overland.com.ua) — Св. Астраханцевой, Евгения Дугина, Романа Гаврилова, Петра Лыпко, Елены Хребтовой и автора.

-----------------------------------

Публикации по циклу рассказов "Последние Снега Киламанджаро":

Ч. 1 - Прилет в Арушу и начало акклиматизации - https://www.tourister.ru/responses/id_27049

Ч. 2 - Акклиматизация в Серенгети и Нгоронгоро - https://www.tourister.ru/responses/id_27077

Ч. 3 - Окончание акклиматизации на вулкане Меру - https://www.tourister.ru/responses/id_27106