Турист Elita Lopatinskaia (Elita_Lopatinskaia)
Elita Lopatinskaia
была сегодня 13:04

Мальдивы Август 2016
Тысяча и Одна Ночь

Идиллические острова и супер дорогой эксклюзивный туризм — это то, что о Мальдивах знают все, но в наших двух зарисовках — «Атоллы, Рифы, Паруса…» и «All Inclusive в стиле Club Med» мы постараемся рассказать вам немного больше.

Мальдивы — островное государство в центре Индийского океана — состоит из нескольких тысяч островов, сгруппированных в 26 атоллов пролегающих узкой, практически вертикальной полосой от Индии к экватору и на тысячу километров ниже.

Атоллы, Рифы, Паруса...

Расположены они на подводном плато, которое резко поднимается с километровых океанских глубин до всего лишь нескольких сотен метров. Там, где глубина становится еще меньше (30–50 метров), лучи солнца уже могут пробить толщу воды, становится светло и в теплой океанской воде начинают расти кораллы.

За многие тысячи лет они сформировали то, что мы сегодня называем коралловыми рифами и атоллами. Как все живое они тянутся вверх к свету и солнцу, и растут наши рифы с атоллами в среднем на 1.5 см в год, что по геологическим меркам очень быстро. Поэтому к огромному разочарованию обеспокоенной общественности затопление Мальдивов из-за глобального потепления не предвидится, хотя самая высокая точка в стране (естественная) всего лишь 2.4 метра. Так что спешить особенно некуда, даже тем, кто свято верит во всякие страшилки…

Атоллы, Рифы, Паруса...

Всего 1% территории Мальдивов — суша. Остальное — внутренние лагуны атоллов или открытый океан между атоллами. Острова маленькие, большая их часть необитаема, да и разделены они огромными расстояниями. Поэтому нет здесь ни захватывающих дух пиков, ни полных драматизма вулканов, ни далеких силуэтов неожиданно возникающих на горизонте островов. Плоские атоллы, песчаные косы и бесчисленные острова, на которых лишь кокосовые пальмы слегка нарушают линию горизонта и монотонность океана...

В туристических кругах, рассматривающих Мальдивы глубже чем просто статусное место для отдыха, существует весьма обоснованное мнение, что главные достопримечательности Мальдивов находятся не над водой, а под водой. Поэтому снорклинг (от английского Snorkelling) или плавание с маской и трубкой — был нашим главным интересом ради которого мы и решили отправиться на Мальдивы.

Две недели мы поделили на две части — детальное недельное путешествие по двум атоллам (South Male и Ari) и вторую неделю на атолле North Male. Все названия я буду давать на английском, т. к. даже без русских эквивалентов в мальдивских именах разобраться непросто.

Для исследования островных архипелагов и лагун лучший способ перемещения, конечно же, яхта. Обычно для таких путешествий мы берем яхту (так называемый bareboat) в аренду на месте - в той стране, где находимся.

Атоллы, Рифы, Паруса...

Bareboat — это просто яхта без экипажа в ваше распоряжение, разумеется с определенными условиями и ограничениями. Несмотря на то, что "яхтовые" компании присутствуют на Мальдивах, оказалось что по определенным причинам bareboating там не практикуется. Есть только возможность снять яхту со шкипером, обслугой и при этом получить в нагрузку несколько попутчиков. На том и порешили…

Основные точки нашего маршрута перечислены ниже, а также (после долгой битвы с названиями типа Hagngnaameedhoo) приблизительно показаны на Google map. Помимо названий здесь встретятся несколько английских терминов — sand bank (песочная коса), village (местное поселение), beach (пляж), ну, а lagoon и reef понятны и так.

День 1: North Male атолл и переход в South Male атолл с Hulhumale Marina в Eyboodhoo Lagoon

День 2: Переход из атолла South Male в атолл Ari с остановками на Sexy Beach Sand Bank и Dhangethi village

День 3: Атолл Ari. Остановки на Ranveli Resort Sand Bank, Raiy Dhiggaa Reef и Thudufushi Island

День 4: Атолл Ari. Остановки на Alikorah Sand Bank и Meerufenfushi Island

День 5: Атолл Ari. Остановки на Raiy Dhiggaa, Hagngnaameedhoo и Dhiggiri Island village

День 6: Переход из атолла Arri в South Male атолл с остановками на Bodukashihura Reef и Guraidhoo village

День 7: Переход из атолла South Male в North Male атолл через Maadhoo Finolhu

День 8: Hulhule Island Resort

Путешествуя по трем центральным атоллам мы исследовали их многочисленные песчаные косы и острова. Их было много, в общей сложности больше 20.

После Австралии и островов Тихого океана мы думали, что видели всё. Но оказалось, что на Мальдивах снорклинг все-таки другой и действительно очень интересный.

Атоллы, Рифы, Паруса...

Представьте себе каждый атолловый островок или песчаную косу — как «кочку» в океане. По ее краям образуются практически вертикальные стены, которые резко уходят на глубину до 20–30 метров. И всё это покрыто кораллами! Этим снорклинг на Мальдивах отличается от других мест, когда ты просто плаваешь над кораллами, покрывающими ровное морское дно.

Плавание вдоль этих стен, буквально кишащими самыми разнообразными рыбами, потрясающе интересно, особенно когда из глубины появляются огромные мантарэи, скаты, акулы, черепахи. Их поиск представляет собой главное развлечение. Мой муж заметил даже стаю огромных наполеонов и красного осьминога, которых я пропустила.

Поскольку подводной съемкой мы сами не занимались, я разместила здесь интернетовский снимок снятый на атолле North Male. От себя могу лишь добавить, что выглядит это действительно так…

Атоллы, Рифы, Паруса...

При всем обилии морской живности на Мальдивах нет опасных акул. Для их наиболее агрессивных представителей вода слишком теплая. Можете представить какой приятной неожиданностью это стало для нас после Австралии и Новой Каледонии, где в последние годы регистрируется рекордное число атак акул (и в некоторых случаях даже с фатальным исходом). Эти твари теперь зверствуют даже в тех местах, где никто о них не слышал и мы много раз плавали сами! Только ради этого уже стоит отправиться на Мальдивы.

Те акулы, что есть — безопасные. Самая большая местная знаменитость — китовая акула — достигает 12–14 метров, но, к счастью, убежденная вегетарианка. Вот только увидеть ее непросто и мало кому удается. Поэтому мы в этой заметке ограничимся лишь ее художественным образом — песочной скульптурой, которую создали местные умельцы во время нашей остановки на одном из бесчисленных островов.

Атоллы, Рифы, Паруса...

К сожалению, за последние 20 лет Мальдивы серьезно пострадали от теплых течений Эль-Ниньо, которые вызвали так называемый coral bleaching (обесцвечивание кораллов). В общих чертах этот печальный феномен можно описать следующим образом.

Из-за роста температуры воды кораллы теряют находящиеся на их поверхностях микроскопические организмы (algаe), с которыми обычно живут в тесном симбиозе. Эти algаe не только придают кораллам яркую расцветку, но помогают им питаться и усваивать кальций, растворенный в морской воде.

При повышении температуры воды до 32 градусов или выше algаe начинают вырабатывать токсины, от которых коралл постепенно приходит в стрессовое состояние. Если это длится несколько дней, то несчастный, уже невменяемый коралл начинает отчаянно избавляться от algаe, изгоняя их со своих поверхностей. Если через несколькo дней температура воды придёт в норму, то всё еще живые и находящиеся рядом algаe cмогут вернуться и вновь поселиться на успокоившемся коралле. При более продолжительном потеплении algae погибают. Вместе с ними кораллы теряют способность усваивать до 90% своей пищи, яркую окраску и возможность поддерживать фантастическое разнообразие окружающей их жизни. Коралл обесцвечивается, становится серо-белым, гибнет или колонизируется другими водорослями.

Атоллы, Рифы, Паруса...

Очень сильному обесцвечиванию подверглись 60% Мальдивских рифов за исключением островов на самом юге страны, где мы, к сожалению, не были. Можно только представить насколько красивы были бы эти коралловые стены, если бы не случилось обесцвечивание!

За неделю на атоллах мы полностью одичали без цивилизации и интернета…

Атоллы, Рифы, Паруса...

Наплавались до предела, "открывая" по 2–3 необитаемых острова в день, а иногда даже устраивали пикники на открытых островах…

Или просто созерцали мальдивские красоты.

Атоллы, Рифы, Паруса...

А на этой (ну очень уж романтической!) песчаной косе ничего кроме банальностей не приходит в голову…

Мы даже посетили три деревни и немного заглянули внутрь местной жизни. Но перед тем, как рассказать о наших впечатлениях от встреч с местным населением, несколько слов о туристическом бизнесе Мальдивов для того, чтобы разобраться в особенностях и специфике этой очень своеобразной страны.

Свое место в мире Мальдивы нашли не сразу, но постепенно поняли и осознали свои преимущества. Находясь на экваторе и имея больше тысячи бесполезных островов, с 1970 года здесь начали развивать туризм, причем туризм дорогой с ориентацией на $1000+ за ночь.

Почему же такой дорогой? А потому, что по-другому ничего и не могло получиться на мальдивских островах - крохотных даже по масштабам других островных государств. С обычного самолета Мальдивы не разглядеть, a когда ночью большой лайнер идет на посадку в Мале, становится не по себе — вокруг один черный океан! На этих бесчисленных островах нет населения, добраться до них можно только на скоростных катерах или морскими самолетами. Абсолютно всё — дизель для выработки электричества, пресная вода, все продукты питания за исключением рыбы и кокосов привозятся из-за рубежа. Поэтому здесь на маленьких необитаемых островах не было и нет места "эконом-классу".

Мальдивы быстро поняли, что должны стать лидерами во всем, что касается самых высоких (high end) стандартов в туристическом бизнесе. И, как показывает их репутация в мире, весьма преуспели в этом. Сегодня ежегодно более 1 млн человек приезжает на Мальдивы, а практически каждый островной курорт — картинка того как мы представляем "рай" — белоснежный песок, лагуна всех оттенков голубого цвета, выходящие веером прямо в лагуну домики и дальше по списку...

Это наш Club Med Кани, о котором будет отдельный рассказ, с высоты «морского» самолета. Таких островов-курортов на Мальдивах около сотни.

Атоллы, Рифы, Паруса...

А это вид более крупным планом. Так называемые OWB (Over Water Bungalow), проще говоря — домики на сваях.

Традиционные посетители эксклюзивных курортов — японцы, а теперь ещё и богатенькие китайцы, которые пока не поняли зачем им это надо, но уже знают, что посещение Мальдивов - это индикатор их жизненного успеха и статуса.

Кроме эксклюзивных курортов предложений и возможностей отдохнуть на Мальдивах не так уж и много. Как уже обсуждалось, на Мальдивах практически нет яхт и парусного туризма — буквально несколько компаний ориентированных на Европу, Австралию и Новую Зеладию. На яхтах пока никаких азиатов — они все сидят на курортах.

Лишь в 2009 году после прихода к власти прогрессивного лидера (которого, впрочем, уже свергли) Мальдивы сделали попытку развивать более дешевый туризм, строить небольшие гостинницы (guesthouses) прямо в своих деревнях, используя существующую инфраструктуру и ресурсы — как на этих снимках.

Атоллы, Рифы, Паруса...

По сравнению с островами-курортами это позволяет в 5–10 раз снизить стоимость, дать возможность местному населению развивать свой небольшой бизнес и привлечь больше туристов.

Все это звучит заманчиво, в общем работает, но имеет свою специфику, о которой нужно знать и с которой лучше считаться.

Мальдивы — страна мусульманская. Здесь молятся 5 раз в день, в мужскую мечеть женщин не пускают (я "случайно" оказалась на пороге мечети, чтобы в кадр попали ее внутренности). Здесь практически нет контактов с местным населением, которые в общем не запрещаются, но и не особо приветствуются.

Атоллы, Рифы, Паруса...

Наши культуры очень разные и, несмотря на то, что контакты для нас взаимно выгодны (нам хочется у них отдыхать, им хочется иметь доход от нашего отдыха), понять друг друга нам врядли удастся. Само наше присутствие, поведение, одежда, не говоря уже об алкоголе, серьезно подрывают их исламские традиции и устои. Hашей сторонe неудобств тоже немало. В моем восприятии, например, мусульманство плохо сочетается с тропиками. С пустынями сочетается без проблем, а вот тропики для меня должны быть как в Рассказах Южных морей, воспетых Джеком Лондоном, или хотя бы в Пиратах Карибского моря.

Я ничего не имею против мусульманской культуры. У меня много хороших друзей, с которыми я работала в Катаре, Эмиратах, Омане и даже Саудовской Аравии, где нужно было носить мусульманское платье абаю, a в офисaх имелся "Вход для женщин". Но поскольку это была работа, все это воспринималось нормально. Когда же ты едешь на отдых, то ожидания от контактов с местными совсем другие — хочется видеть улыбки фиджийцев, радушие полинезийцев, дружелюбие тайландцев…

Атоллы, Рифы, Паруса...

Для избежания нежелательных последствий и взаимного удовлетворения, на Мальдивах мухи отделены от котлет. Туристы отправляются на свои дорогие, изолированные от местной жизни острова-курорты и отдыхают там в соответствии со своими представлениями о прекрасном, без местных свидетелей и попирания моральных устоев мусульманства. При этом ни тебе черных абай, ни осуждающих взглядов, ни прочих ограничений, портящих настроение. Подавляющее большинство отдыхающих поэтому вообще не пересекается с местной культурой и в лучшем случае ограничивается прогулкой по Мале или посещением Национального музея.

Тем же, кто захочет посетить Мальдивы в «эконом-классе» нужно помнить, что мухи и котлеты будут поданы вместе. Чтобы сэкономить на жилье, придётся жить не на отдельных островах-курортах, а в самой гуще местного колорита со строгими правилами и весьма ограниченными возможностями развлечься или хотя-бы найти банку пива. Есть, конечно, способы преодолеть эти сложности, но лучше всё-таки без них, поскольку это именно тот случай, когда в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Но если Вы отнесётесь к вопросу с пониманием, уважая традиции и тактично обходя острые углы, маленькие причалы мальдивских деревень с удовольствием примут Вас.

Атоллы, Рифы, Паруса...

А их обитатели, почувствовав Вашу открытость и интерес, подарят много запоминающихся впечатлений.