Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была вчера 21:33
Без секрета всему свету

Жизнь на перекрестке. Часть 1. Алтышар, она же Уйгуристан, Малая Бухария, Восточная Татария, Восточный или Китайский Туркестан… Кашгария

Урумчи, Кашгар — Китай Март 2016

Вместо предисловия

Дрожит солнечное марево, сквозь которое я призрачно вижу бесконечные караваны верблюдов: они неторопливо и размеренно движутся то по каменистым безжизненным пустыням, то по узким горным тропам, до небес поднимая столбы пыли. Громадные тюки, навьюченные на двугорбых, наполнены шелком, драгоценными камнями, благоухающими специями… Воздух наполнен криками и звуками хлыстов погонщиков караванов…

Все эти видения, будто наваждение, стали преследовать меня с той самой минуты, как я поняла, что хочу и, вероятно, поеду в Кашгарию, столь же древнюю, как и Великий Шелковый путь.

И ведь оказалась я-таки в Кашгарии! Поездка в это невероятное место в Китае не без проблем стыковалось с моим традиционным байкальским путешествием. Было бы удобнее, конечно, чтобы от льдинок и сосулек я вернулась на пару дней пораньше. Увы, бухта Заворотная на севере Байкала не предполагает возможности самостоятельного досрочного возвращения в цивилизацию. И Володе Трофимову пришлось отодвинуть начало «китайского» трипа.

За один световой день с ледяного Байкала я переместилась в Кашгар — ранним утром стартовала на самолете из Иркутска в Москву наперегонки с солнцем, заскочила на несколько часов домой, чтобы чмокнуть мужа в щечку, сменить содержимое моего походного чемоданчика с зимнего набора на весенний, и вот опять я в самолете — уже на пути в Кашгарию.

Жизнь на перекрестке. Часть 1.  Алтышар, она же Уйгуристан, Малая Бухария, Восточная Татария, Восточный или Китайский Туркестан… Кашгария

В поездке мы побывали в Кашгаре, проехали на Каракорумскому шоссе до Ташкургана, несколько часов простояв в снежном плену на небольшом перевале, прогулялись по берегу замерзшего и занесенного снегом озера Кара-Куль, одноименного озеру в Таджикистане, полюбовались на заснеженную вершину «отца ледяных гор» — Музтагату, побывали на праздновании навруза, на восточных рынках, пережили холодную ночевку в деревне Subashi, куда, как и прежде, кочующие киргизы приезжают на летние пастбища … Красивые женщины, веселые и довольные ребятишки, всегда улыбающиеся мне мужчины… Много, очень много эмоций я привезла с собой!

Оранжевым цветом на карте выделен маршрут нашей поездки:

Так что это за край такой — «КАШГАРИЯ», покрытый пылью пустыни Такла-Макан и находящийся там, где сходятся отроги Тянь-Шаня и Куньлуня, у самого подножия Памирских гор, вблизи Таримской впадины — одной из самых больших бессточных впадин мира?

Как человек уже не голодный, но еще не сытый смакует каждый кусочек свежей, горячей, только что вытащенной из тандыра лепешки, так и мне хочется, не торопясь, с удовольствием поделиться всем увиденным и узнанным в этой потрясающей поездке.

Чтобы из Москвы добраться в Кашгар, надо в Урумчи сделать пересадку. В Урумчи громадный аэропорт, явно рассчитанный на многочисленную русскоговорящую публику: все объявления, надписи на информационных табло дублируются на русском языке в том числе. По дороге ТУДА времени на пересадку было предостаточно. Мы успели посидеть в кафе и отметить начало путешествия, познакомиться друг с другом. Единственный из нас Ник-Ник столкнулся с двумя проблемами. Во-первых, он не сдал в багаж свой штатив, а в ручную кладь ему этот агрегат пронести не позволили. Поэтому штатив пришлось оставить в аэропорту, прислонив к какой-то колонне. Во-вторых, в свой чемодан Коля сунул фонарь-налобник с батарейками, которые по строгим китайским законам перевозить в багаже запрещено. Каким-то немыслимым для меня образом Коля услышал объявленные в аэропорту свои имя-фамилию, понял, что у него нелады с багажом и, пока мы квасили в кафе, носился по аэропорту, решая и разруливая эти проблемы. К счастью, все завершилось благополучно.

И вот мы уже в Кашгаре.

Пыльная буря, прилетевшая из пустыни Такла-Макан и пронесшаяся над городом несколько дней назад, выровняла в городе все цвета: небо, деревья с уже набухшими, но еще не лопнувшими почками, земля, покрытая пожухлой прошлогодней травой, тротуары и дороги — все стало одинаково безразличного серо-бежевого оттенка. Солнце, безуспешно пытающееся пробиться через толщу пыльного слоя, лишь угадывалось на небосводе по чуть более светлому оттенку серого.

Таким встретил нашу группу Кашгар. Еще вчера (натурально — вчера!) я была на Байкале среди бирюзовых льдин, синего неба и белого снега, а сегодня меня охватила хандра по свету, цвету. Но после первых шагов в Старом городе легкая «помятость» моего настроения тут же куда-то улетучилась! Разноцветные зонты над тележками с горячей самсой, свежеиспеченными лепешками, фруктами, да и сами фрукты — желто-оранжевые манго, алые арбузы и клубника, изумрудного цвета зелень петрушки и множества еще каких-то съедобных, по всей видимости, трав, казались особенно яркими на фоне припорошенного серой пылью города. Если добавить к этому красивых и нарядно одетых женщин (про которых мне хочется рассказать отдельно), многочисленные разноцветные скутеры, непрерывно шмыгающие по узким улочкам, улыбающихся (мне, по крайней мере!) мужчин и ребятишек, аппетитный дымок шашлыка, разносящийся повсюду, то я поняла — жизнь налаживается!

На праздновании Навруза (в Кашгаре и Ташкургане):

Женщины Кашгара:

Дети Ташкургана:

В снежном плену на Каракорумском шоссе:

На улочках Старого города в Кашгаре:

Из истории путешествий в Кашгар

Кашгария… Как только я произношу это слово, чувствую, почти физически ощущаю, какой древней древностью веет от самого этого слова.

Первым посетившим Кашгар в 1273 г. европейцем был Марко Поло. В 1603 году здесь побывал следовавший из Индии в Китай португальский иезуит-миссионер Бенедикт де Гоес (Benedict de Goes). В 1857 году пытавшемуся проникнуть в Кашгарию ученому пруссаку Адольфу Шлагинвейту была отсечена голова и поставлена на башню, сооруженную из человеческих голов. В июне 1858 года под видом мусульманского купца русский путешественник Чокан Валиханов перешел через Тянь-Шань и прибыл в Кашгар, где провел целый год, изучая особенности местности, обычаев и культуры местного населения. Ко времени своей поездки Чокан не знал, что произошло с Шлагинвейтом, но догадывался, что может случиться с ним самим, если на него падет хоть тень подозрения. Конечно, в помощь Чокану играл его «статус» - сын султана, потомок самого Чингисхана. Но отправляясь в Кашгаро, валиханову нужно было обо всем этом забыть. Он – купец Алим, пришел в город вместе с торговым караваном.

Чокан Чингисович Валиханов (1835–1865) (настоящее имя — Мухаммед-Ханафия) — Чингизид, прямой потомок великого Чингисхана, европеец по воспитанию и образованию, национальный герой казахского народа, выдающийся ученый, путешественник, действительный член Императорского русского географического общества, просветитель, этнограф, офицер Генерального штаба Российской императорской армии, разведчик. В возрасте 22 лет Валиханов возглавил разведывательную экспедицию в Кашгарию, закрытую Китаем для посещения европейцами под страхом смертной казни. То, что сделал Валиханов в результате этой экспедиции, которая вошла в анналы мировой географической науки, явилось без преувеличения географическим подвигом:

На протяжении XIX–XX веков Кашгар являлся ареной политической борьбы двух великих империй — России и Великобритании. В середине 19-го века исследования Памира, Куньлуня и Каракорума, оказавшихся в перекрестье российско-британских интересов, носило во многом политический характер. Исследователи решали, прежде всего, три основные задачи: нанесение на карту всех водоразделов, разведку стратегических перевалов, налаживание и развитие торговых и политических связей с местным населением.

В шестидесятых годах XIX века состоялась экспедиция Алексея Николаевича Куропаткина, по итогам которой в 1879 году был опубликован его труд «Кашгария: Историко-географический очерк страны, ее военные силы, промышленность и торговля», где он описал историю и этнографию Кашгарии, ее политическое, военное и торгово-промышленное положение. Исследование было направлено на выявление геостратегического значения этого региона для России и возможностей распространения там русского влияния.

Куропаткин Алексей Николаевич (1848–1925) — русский военный деятель, полковник Генерального штаба. Военный министр. Действительный член Императорского Русского географического общества. Автор военно-стратегических, историко-географических трудов):

Вот основные вехи бурной и непростой истории Кашгарии, которые я почерпнула из этого труда.

Из истории Кашгарии

Кашгария — местность, известная в настоящее время (прим. автора — под настоящим временем подразумевается конец XIX века) под именем Восточного Туркестана, первоначально была населена арийской расою. Замкнутый с запада и юга первостепенными горными хребтами, Восточный Туркестан был открыт с северо-востока наплыву полудиких монгольских орд, населявших огромную площадь внутренней Азии. Китайские летописи упоминают ранее всего об ордах «Hioung-Nou», которые ничто иное как гунны. Это воинственное, кочевое племя заняло мало по малу западную и восточную части Монголии.

Гунны двигаются на запад, наводняют Восточный Туркестан, доходят до берегов Каспийского моря и распространяются по бассейну Волги. Смешавшись с жителями Восточного Туркестана — остатками саков и гетов, эти гунны составили население региона. Продолжая движение на запад, гунны в начале IV столетия начали делать набеги на Римскую империю, а в начале V столетия наводнили Германию. В Европе гуннов назвали уйгурами, уграми, онграми.

Таким образом, гунны или, как их называет Куропаткин А.Н., уйгуры, к началу христианской эры утвердились в Восточном Туркестане и слились с народностями, которые остались после их нашествия в этой стране. В зависимости от того, какую часть страны заняли уйгуры — горы или равнины, — с течением времени они образовали или оседлое население, или кочевое.

Государство Кашгария, образованное в Восточном Туркестане уйгурами, недолго существовало независимым. Скоро начались беспрерывные столкновения с Китаем, которые окончились присоединением к нему Кашгарии в 94 году нашей эры. Это подчинение продолжалось до VIII столетия. За этот длинный период жители Кашгарии часто восставали и временно приобретали независимость, пока китайцы, победив своих внутренних врагов, снова их не подчиняли своей власти.

В XI столетии уйгурское царство простиралось от Каспия до Гоби. Внутренне раздоры в начале XII века были причиною распадения уйгурского царства — монгольские орды каракитаев положили конец самостоятельности уйгуров. Господство каракитаев в Восточном Туркестане длилось около столетия. Однако, внутренние раздоры, послужившие причиною распадения уйгурского царства, были причиною падения и власти каракитаев, когда сюда двинулись монгольские орды.

Кашгария пережила их нашествие, испытав диаметрально противоположное влияние двух самых знаменитых личностей в истории Средней Азии — Чингиз-хана и Тамерлана: первый завладел страной без кровопролития и положил начало высшему ее процветанию. Второй, внеся грабеж и истребление, в несколько месяцев разрушил все то, что Чингисхану и его потомкам удалось создать в продолжение 170 лет. Тамерлан оставил Кашгарию разграбленной и обнищавшей до такой степени, что она уже никогда не смогла оправиться от этого удара.

В продолжение XV и XVI столетий Кашгарией правили Чингизовичи — многочисленные потомки Туглук-Тимур-хана. Их правление было ознаменовано беспрерывными распрями между собою за главенство.

В середине XVII в. (в 1858 году) Кашгар присоединили к своей великой империи маньчжуры, вернув район под контроль Китая. В 1862 г. мусульманское население Кашгарии восстало против китайского владычества. Последнее восстание кашгарских мусульман против пекинских властей продолжалось с 1928 по 1937 гг. и было подавлено с помощью СССР. Правительство Китая окончательно утвердило свою власть в Кашгаре в 1943 году.

Бурную историю, неразрывно связанную с Великим шелковым путем, пережила Кашгария. А как сейчас живут в этой местности, в современные времена являющейся Синцзян-Уйгурским автономоным районом Китая, известной нам как Восточный или Китайский Туркестан?

Об этом я расскажу в следующий раз.)

Другие мои рассказы про Кашгарию:

Жизнь на перекрестке. Часть 2. Про статую Мао Цзэдуна, 12 мукамов и верблюжье молоко… Кашгария

Жизнь на перекрестке. Часть 3. Пятничная молитва, сушеные змеи и голопопые дети… Кашгария

Жизнь на перекрестке. Часть 4. Начало празднования Навруза, снегопад на перевале. Нас не ждали…

Жизнь на перекрестке. Часть 5. Замерзший Кара-Куль и козлодрание на празднике в Ташкургане