Турист Александра Шалагинова (davsenorm)
Александра Шалагинова
была 21 декабря 2023 19:24

Белград — Сербия Январь 2016

Как-то, когда близились новогодние каникулы, резко стал вопрос: куда рвануть? Времени (и желания) оформлять визу не было, а на Латинскую Америку (мою давнюю мечту) катастрофически не хватало денег. Тогда было принято простое решение — исследовать Балканский полуостров, идеальный вариант бюджетного туризма в пределах Европы.

Балканские истории: Белград

Мы прилетели в Белград поздно вечером, и уже в аэропорту нас встретили не самым гостеприимным образом: очень грозные женщины-пограничники не давали проходу, пока досконально не изучат паспорт (кроме паспорта, кстати, никакие документы не требовались). А на паспортном контроле ни привета, ни ответа — швырнули паспорт со штампом, и всё. Вот вам и добро пожаловать в Сербию.

В аэропорту мы нашли обменник валюты и сняли сумму, на наш взгляд достаточную. Пошли искать, откуда отбывает шаттл в центр города. В автобусе обнаружилось, что денег мы сняли меньше, чем требуется (а требовалось 300 сербских динар с человека). Пока суетились, местный мужчина, сидевший рядом, добродушно настоял добавить нам недостающую сумму. Отказы не принимались.

Эта поездка была давно, но вот тут можно узнать про все способы трансфера из аэропорта актуальностью 2019 года.

Балканские истории: Белград

По приезду в город стали разбираться, куда дальше. Отель был забронирован, адрес известен, вот только картой как-то не запаслись, уповая на местных. Бродили, опрашивая людей вокруг, как нам добраться, но увы. Из этих опросов можно даже маленькую статистику вывести:

1. Один из десяти сербов знает английский язык.

2. Однако 9 из 10 готовы помочь.

3. Никто не знает, где у них что в городе.

Балканские истории: Белград

Кое-как установили, что нужно взять трамвай. На вопрос, сколько стоит проезд, три разных человека ответили «нисколько» (что, конечно, неправда, но проезд зайцем тут, видимо, дело обычное). В конце концов решили взять такси, и за 500 динаров таксист любезно провез нас целых сто метро и высадил. Дальше, мол, машина не едет, шагайте 1.5 км пешком и найдете свой отель.

Вывод: деньги дали — деньги взяли. Законы кармы и все такое.

Отель

Compass River City Botel

Располагается в корабле и стоит на воде. Вид из окна (или каюты) открывается на Дунай, и выглядит это все очень даже клево, но я бы рекомендовала селиться туда летом, ибо не вполне он оборудован для зимних условий.

Транспорт

Белград встретил нас зеленой травой и пожелтевшими листьями на деревьях, однако за ночь погода переменилась неузнаваемо — жуткий ветер, жесткий снег в лицо, мороз. Белград был нам рад, определенно. Почти все в Белграде — в пешей доступности, но в такую погоду лучше поютиться в автобусе. Подробнее про транспортную систему Белграда и актуальные цены — тут.

1. Музей Николы Теслы

Krunska ulica, 51
вт-вс 10:00—20:00
300–500 RSD (исключительно наличные)

Балканские истории: Белград

Здание музея очень маленькое, состоящее из трех комнатушек, где представлены личные вещи ученого, прототипы его изобретений и урна с прахом. Нам повезло попасть как раз к началу бесплатной англоязычной экскурсии для всех желающих, в рамках которой состоялся показ документалки о жизни Теслы, и были продемонстрированы его изобретения в действии.

Таким образом, экскурсия по крохотному музею вышла достаточно интерактивной и насыщенной. А вот без нее — музей имеет малую ценность, обходится за 15 минут и не оставляет никакого впечатления. Хотя судя по официальному сайту — сейчас туда можно попасть только в рамках тура.

Причуды г-на Теслы:

Занимательный факт № 1: У Теслы с голубями были особые отношения. Он отдавал последние деньги на их корм и лечение и в принципе предпочитал их компанию людской.

Занимательный факт № 2: Тесла боялся жемчужин. Его отвращение к женским украшениям крайне нелепо, но это Тесла.

2. Храм Святого Саввы

ул. Крушедолска, 2

Балканские истории: Белград

Вторым пунктом нашей программы был храм Святого Саввы — огромных, внушительных размеров здание. Я вообще-то не фанат такого рода вещей (если это, конечно, не готическое величие итальянских архитекторов), но что еще в Белграде делать? Список достопримечательностей ну очень скуден на самом деле (или мои ресерческие способности на тот момент были скудны?).

3. Старый город и ресторан? (Znak Pitanja)

Ulica Kralia Petra, 6

Балканские истории: Белград

Прорываясь через метель и леденея в попытках сделать хорошие кадры, мы забили на это дело и отправились далее — в старый город (более колоритный и атмосферный район Белграда). Искали мы там популярный ресторанчик под названием «?». Но прежде, чем перейти к нему, поглядите, как крут старый город. хотя знаете что, нет, поглядите просто на такой контрастный и разный Белград, потому что 4 года спустя я не могу вспомнить, какие фото — из центра, а какие — из старого города:

Ну так вот, о знаке вопроса: ресторан — ах! Встречают — как к себе домой, музыка и интерьер задают атмосферу старой Сербии, и духом страны максимально пропитываешься. Да и еда чертовски вкусная.

4. Парк-крепость Калемегдан

Информация о часах работы и ценах — как всегда, на официальном сайте.

На территории Калемегдана есть музей средневековых пыток, расположенный как будто бы в пещере. Жуткие экспонаты и колонки со звуками стекающей воды и скрипов дополняли созданную атмосферу. К тому же мы оказались единственными посетителями в тот день, так что да, было немножко страшно.

Я впервые была в такого рода музее, так что было достаточно интересно, но в качестве познания культуры другой страны — ничего особенного.
В том же парке Калемегдан располагается музей войны, где взору предстают всякие пушечки на открытом воздухе, танки и прочая атрибутика. Крепости, кстати, порядка двух тысяч лет!

Я преследовала в этом парке одну цель — смотровая площадка. С вершины холма открывается вид на слияние Дуная с Саввой и на сам город, разумеется.

Из Белграда в Черногорию:

Центральный вокзал Беглрада располагается по адресу улица Савски Венац, 1.

Теоретически, расписание поездов и цены можно посмотреть на этом сайте, но сейчас (скорее всего, из-за ограничений в передвижении) сайт не отображает доступных маршрутов.

Балканские истории: Белград
План был такой: приехать на вокзал, купить билеты на ближайший поезд до Черногории и, собственно, уехать. С покупкой практически не возникло проблем (многие пожилые сербы сносно понимают русский), хотя мы переживали (ладно, я одна как обычно переживала), что билетов попросту не будет в наличии, если покупать день-в-день.

Вокзал в Белграде стремный на взгляд с 2016 год, контингент — еще хуже. В запасе было несколько часов, солнце уже давно село, короче мы остались коротать время на вокзале в компании местных бомжей, цыган и просто сомнтельных личностей. Как итог:
— на вокзале не было уборных, поэтому я зашла в маленькую забегаловку китайских размеров. Уходила оттуда я скорее убегая от обозленного хозяина заведения. Он требовал 50 динар за использование туалета. Сторговались на 30.

— удалось зарядить телефон в зале ожидания, напоминающем место временного заключения пьяных горожан.

— все курят, везде, абсолютно везде и всегда.

— поезд наконец-то прибыл и, внезапно, в сербских поездах три полки для сна!

Балканские истории: Белград

Сербия, спасибо, что мы уехали целыми и невредимыми! В целом ни страна, ни атмосфера, ни люди не впечатлили, не зацепили, местами было отвратительно скучно. Но это, конечно, лишь мое субьективное оценочное мнение, и я буду очень рада комментариям о вашем сербском опыте!

Больше о моих путешествиях по Балканскому полуострову: