Турист Timur Ilyassov (Timur_Ilyassov)
Timur Ilyassov
был 1 мая 2019 21:33

Терра Инкогнита для пытливого путешественника — Мангистау — Неизведанный Казахстан

Мангистауская область, Шетпе, Форт-Шевченко, Актау — Казахстан Март 2019

Привет друзья,

Я хочу рассказать Вам про край, где скорее всего вы никогда не были. И возможно — никогда не будете. Это самая дальняя, странная, своеобразная область Казахстана. Самый крайний запад. Почти не посещаемый туристами. Прямо у побережья Каспийского моря. Где даже люди живут не совсем такие, как в остальной части Казахстана. Они одеваются по другому, разговаривают по другому, живут по другому и верят в другие вещи. Это Мангистау или полуостров Мангышлак.

На территории Мангистау находятся более трех сотен памятников средневековья: древние захоронения, некрополи и подземные мечети. Все это настолько необычно и неожиданно, что даже странным является относительная неизвестность края среди орытных путешественников.

Ниже — пять роликов с моей мартовской экспедиции по некоторым интересным местам Мангистау

1. СУЛТАН-ЭПЕ САЙ — ОГРОМНЫЙ МЕГА КАНЬОН В ПУСТЫНЕ МАНГИСТАУ

Сьемка с каньона Султан-эпе сай. Спуск вниз. Аэросьемка с дрона. На дне каньона оборудованы купальни, берущие воду из источника. Считается, что вода из родникового источника является лечебной.

Фотографии каньона

Умопомрачительные виды на каньон
Еще вид на каньон
И еще! Не правда ли похоже на Марс?
Подземная мечеть расположена на крую глубокого природного каньона. Это спуск к нему

2. СУФИЙСКАЯ ПОДЗЕМНАЯ МЕЧЕТЬ СУЛТАН ЭПЕ

В плоской тюб-караганской находится памятник старины — комплекс Султан-Эпе, находящийся в 30 километрах к северо-западу от села Таушык у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Мечеть вырублена в скале. Она многокамерная, с каменными колоннами. Со стороны террасы каньона к ней ведут множество ступенчатых подходов. Здесь же находятся наземная мечеть и могила святого Султан Эпе, который, согласно преданиям, был сыном известного среднеазиатского поэта-мистика Хаким Ата (Сулеймана Бакыргани) — ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана.

Согласно преданиям, Султан Эпе является покровителем погибающих в воде. К примеру, есть легенды, то он совершао множество подвигов, перенося для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хаким ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан Эпе становится невидимым (гайып). Узнав об этом, Ходжа Ахмед Ясауи наказывает Хаким ата — якобы по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, город Бакырган был разрушен.

Подземная мечеть расположена рядом с каньоном. В записках генерала Николая Ломакина 1870 года упоминается родник, но нет сообщений о колодце. Поэтому предполагают, что сам колодец сделали позже, приблизительно в конце XIX века. Советский этнограф Глеб Снесарев писал, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово «об», что в переводе означает «вода». О Султане-Эпе существует множество легенд. Первые письменные упоминания о нем есть в выпуске 7 «Сборника сведений о кавказских горцах» 1873 года со слов местных жителей Кафара Караджигитова, Бик-Булата Есекенова и муллы Ходжа-Берды

Немного фотографий

Средневековый некрополь возле подземной мечети Султан-Эпе (IX-XII века)
Внутри некрополя оборудованы скамейки для паломников, место для разведения ритуального огня и дорожка вокруг захоронений с семью деревянными шестами. Нам сказали, что нужно зажечь огонь, произнести над огнем свою молитву и пройти по кругу вокруг захоронения любое четное количество раз. Что и мы сделали
Возле некрополя находится убежище для паломников, где любой может бесплатно переночевать, приготовить еду и согреться
Наш экскурсионный автобус
Табличка с указанием исторического периода
Наш пламенный экскурсовод на на заднем плане - вход в подземную суфийскую мечеть. Нам рассказали, что отшельники находились под землей месяцами, не выходя наружу, полностью посвящая себя молитвам и мыслям о боге
Своды подземной мечети образовывают колодец, через который в подземелье проникает солнечный свет
Вход в подземную мечеть
Одно из сооружений комплекса
Чуть ниже к ущелью от мечети расположен источник родниковой воды. Ну и конечно среди верующих есть поверье, что вода целебная и дает вечную молодость
Колодец с родниковой водой
Наш скромный экскурсионный автобус. На вопрос - почему туристическая компания не запускает современный транспорт был ответ - потому что только такой видавший виды пазик может выдержать бездорожье Мангистау

3. ИСТОРИЯ РОДА АДАЙ — СВЯТЫЕ МЕСТА КАЛИПАН И КАРАГАШТЫ АУЛИЕ

Небольшое видео о двух святых местах Мангистау — Калипан и Карагашты Аулие, посетив которые можно окунуться в древнюю историю рода Адай

4. ДРЕВНИЙ МАНГИСТАУ — НЕКРОПОЛИ КОШКАР АТА И КЕНТЫ БАБА

Видео экскурсия по древнему Мангышлаку. Святилища и некрополи Кошкар Ата и Кенты Баба. Сьемка с дрона.

5. ДРЕВНИЕ СВЯТЫНИ МАНГИСТАУ — МЕЧЕТЬ СУЛТАН ЭПЕ — НЕКРОПОЛЬ КЕНТЫ БАБА

Воздушная съемка древних святынь Мангистау: — подземной Мечети Султан эпе — некрополя Кенты Баба -также облет каньона Султан — Эпе сай

6. КАНЬОНЫ В КАЗАХСТАНЕ — КАРАТАУ — ВПАДИНА КАРАГИЕ

В этом видео вы увидите офигительные сьемки двух каньонов в районе гор Каратау и гигантскую впадину Карагие в Магистауской области. Впадина Карагие считается самых низким местом Казахстана

Немного фото

Скалы горной цепи Карагие. Как будто земля в этом месте раскололась надвое или некий мифический гигант огромным ножом распорол земную кору
По дну ущелья Карагие проходит небольшая река, источником которой являются родниковые воды
Не правда ли это похоже на декорации к сериалу Игры Престолов. Как будто где-то возле Стены.
На вершине
Марсиане
Фантастические, нереальны, неземные виды
Как такое может быть вообще?!!
Словно из какого-нибудь фантастического фильма про Пандору
Еше одна горная цепь, состоящая из пород красных, белых и оранжевых цветов