Турист Галина (GalaN)
Галина
была 24 декабря 2021 13:13

Латвия Июнь 2011

Мы оставили на время осмотр регионов Курземе и Земгале, и отправились в поездку по Видземе. Первый маршрут по этому региону мы выбрали такой: замок Бирини — дворец Игате — Лимбажи — поместье Дикли — Мазсалаца и природный парк Сканякална — замок Страупе.

Ragana (Рагана).

В переводе с латыш. языка — ведьма. Недоезжая Бирини (примерно 9 км), в п. Рагана есть вот такой интересный ресторанчик (виден с шоссе) — Raganas Ķēķis (Ведьмина кухня).

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Пока родители утоляют жажду холодным пивом, детишки могу коротать время на детской площадке)))

Даже домик для уток есть во " владениях Ведьмы «

Bīriņi. Замок Бирини (Bīriņu pils): http://www.birinupils.lv/ru/history.php [i]В 13 веке здесь жили ливы и место называлось Колдесселле — песчаная дюнная гора, которое немцы-переселенцы переименовали в Колцене. Во время Ливонской войны Йохан Биринг со своим войском освободил занятые войсками Ивана IV (Грозного) Турайду, Цесис, Лимбажи и др. места, получив за это в качестве награды от Польско-Литовского короля Колценское имение. Биринг был легендой латышских крестьян, поэтому в народе Колцене называли Бириньским имением вплоть до начала XX века. После Биринга имение несколько раз покупалось и продавалось, пока не попало в руки рода Менгдена. Карлис Йохан фон Менгден построил новый господский дом в стиле шведского барокко и несколько хозяйственных зданий в имении. Наследница К.Й. фон Менгдена вышла замуж за графа Меллина, который был выдающимся для своего времени общественным и политическим деятелем, приближенным российского императора, активным борцом за отмену крепостничества и даже собирателем народных песен. Дочь графа Меллина вышла замуж за полковника-лейтенанта Алексиса фон Пистолкорса. Его сын Аугуст фон Пистолкорс в 1860 году построил нынешнее здание замка. Роскошное историческое строение в стиле неоготики и полукруга в Мюнхене спроектировал Вилгельм Фридрих Гессе. Во время Независимой Латвии Колцене официально переименовали в Бирини. В 1925-ом году Больничная касса книгопромышленников начинает перестраивать Замок Бирини и открывает санаторий, в котором лечат астму и сердечные заболевания. После Второй мировой войны, в так называемые «советские времена», в замке Бирини снова был обустроен санаторий, в который приезжали отдыхающие со всего Советского Союза. В 1993-ем году замок начал арендовать, а позже приобрел в собственность Янис Вимба. Сегодня в замке проходят банкеты, свадьбы, званые вечера, семинары, экскурсии, работает ресторан, гостиница и бани.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]В интерьере замка доминирует ренессанс, о чем свидетельствует широкий входной вестибюль с балконом и дубовой лестницей, украшенной с обеих сторон деревянными узорами, зал-столовая с оригинальными деревянными потолками и выходом на озерные террасы, а также роскошный зал на втором этаже замка со светлыми изразцовыми печами.[/i] К сожаленью, осмотреть замок у нас не получилось. Первое посещение возможно только в 12:00, а мы приехали в 10:00. Стоит 1.00 Ls с человека. Интерьер замка можно посмотреть на оф.сайте (см. ссылку выше). Как и у любого дворца/замка, у Бирини также есть своя трагическая легенда о любви: [i]Александр и Элеонора Пистолкорсы имели трех детей — дочь и двух сыновей. Оба мальчика учились вместе в волостной школе и потом в вузе. Они были очень привязаны друг к другу. Старший сын Эрик более всего любил веселые компании и балы. А Максис отправился на Кавказ, участвовать на армейских маневрах. Но вскоре домашние получили трагическое известие о гибели Максиса на месте службы 12 мая 1911 года. Смерть брата сильно потрясла Эрика. Он впал в тяжелую депрессию. Только благодаря усилиям близких и спокойствию Бириньского поместья его состояние мало по малому улучшалось. В то время служанкой у сестры Ренаты работала приятная и миловидная девушка, которая присматривала за Эриком при его болезни. Вскоре домашние заметили, что отношения между молодыми людьми стали глубже. И через некоторое время Эрик объявил о желании жениться. Мама не могла допустить даже мысль о женитьбе сына с девушкой не дворянского рода, и надеясь, что служанка опозорена уйдет с поместья, решила поступить обманным путем. Она написала письмо, будто письмо перед отъездом оставил Эрик. В нем было сказано, что он решил взять в жены только женщину из рода дворян. Его мать не знала, что девушка бременна. Не выдержав глубокое отчаяние и последующий стыд, девушка повесилась. Когда в замок вернулся Эрик, было уже поздно. Эта трагедия полностью затемнила ум Эрика, и зимой 1912 года он в парке поместья застрелился. В те времена людей, наложивших руки на себя, хоронили за приделы кладбищ. Связи с тем, что молодой барон был благородного рода, его похоронили в семейной гробнице, и над его душой сдержали молитву. О молодой служанке никто не молился. Из-за этого до сих пор во время полнолуния ее душа бродит по замку в поисках своего возлюбленного.[/i] Конюшня

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Действующая. Лошадей и пони можно покормить, на входе стоит корзинка с хлебом и баночкой для пожертвования.

Хозпостройки рядом с замком

[i]Тропинки, как и раньше, уведут вас в парк замка, который когда-то Аугуст фон Пистолкорс создал для своей любимой жены Эмилии фон Хердер. Там вы можете посетить Островок любви, взобраться на Гору ангелов, посидеть под Дубом любви, а также зайти на водяную мельницу, где после 100 лет работы отдыхают старые мельничные жернова. [/i] Парк замка

Eņgeļkalns (Гора ангелов)

Вид с Горы ангелов на пруды Аугуста

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Augusta dīķi (пруды Аугуста)

Mīlestības saliņa (Островок любви)

Мостик

Спокойно погулять по парку и насладиться красотой природы у нас не получилось: нас атаковали комары. Поэтому мы буквально пробежали по лесным тропинкам, постоянно отмахиваясь от тучи кровососущих озверевших тварей. Озеро вокруг замка

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Вид на озеро, беседку и передний парк замка.

Ну, и как же озеро без лебедей.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Igate. Дворец Игате (Igates pils): http://www.igatespils.lv/index.php?option=com_phocagallery&view=category&id=1&Itemid=17 [i]Новый господский дом построен в стиле неореннесанса по проекту Р. Х. Цирквиса в 1880 году для фон Пистолкорсов. К усадьбе ведет мощенная подъездная дорога, которая заканчивается в круглом парадном дворе у господского дома. Застройка усадьбы создавалась двухзонально в конце 18 века — 19 веке. Хозяйственная часть — клеть, дом управляющего, пивоварня, хлев, и парадная часть — господский дом, дом для слуг и парк. С 1972 года находится в ведении министерства Сельского хозяйства. В 1996 году переходит к Государственному Агентству Недвижимости. В настоящее время в здание расположена гостиница, а также предоставляются помещения для проведения свадеб, юбилеев, семинаров и конференций.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Посмотрев фотогалерею на оф. сайте дворца Игате, я поняла, что ничего интересного мы там не увидим, поэтому заходить во внутрь не стали. Рядом с господским домом в конце 19 века разбит романтический пейзажный парк с прудами.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

В помещении бывшей мельницы оборудовали ресторанчик.

Есть детская площадка.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

За одним из прудов есть небольшая водяная мельница.

Красивое и тихое место. Нам захотелось как-нибудь вырваться сюда на выходные. Насладиться тишиной и красотой этого местечка. Лимбажи (Limbaži) — один из старейших городов Латвии. [i]Лимбажский край был населён ещё до нашей эры. В девяти километрах от Лимбажи расположены каменные могильники ливских племён, датируемые археологами концом неолита и началом бронзовой эпохи. Близость моря — важный географический факт, способствовавший появлению города. В древности местные жители поддерживали связь с Рижским заливом по реке Светупе и участвовали в морской торговле. Первые исторические сведения о крае найдены в XIII веке и связаны с вторжением немецких крестоносцев. Лимбажи принадлежали к малым городам Ливонии, однако играли определенную роль в исторических процессах области. В частности, здесь находилась одна из резиденций архиепископа Риги. В историческом центре города сохранилась планировка, образовавшаяся в 1385 году после строительства защитной каменной стены. Застройка старого города велась в XVIII веке и в конце XIX века. Город расположен на берегах двух озер — Лиелезерса и Дунезезерса.[/i]

Лимбажская православная церковь, одна из наибольших и красивых православных церквей в Латвии. [i]Церковь была построена во второй половине 18-го века для российских войск. Здание церкви имеет характерные и интересные особенности, например, оно построено в так называемом «русском стиле».[/i]

Лимбажская евангелическо-лютеранская церковь

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Dikļi. Поместье Дикли: http://www.diklupils.lv/ru/diklu-muiza/istorija [i]Замок Дикли — старинное владение рода фон дер Паленов. Самые ранние сведения об истории усадьбы Дикли сохранились с начала 15 века, когда имение принадлежало Готшалку фон дер Палену. Позднее усадьба входила в территорию Рижского епископства и сдавалась Томасу Резе, который, в свою очередь, продал ее Хейнриху Вейпте. В 1456 году он продал усадьбу, носившую в то время название Палес, Детлефу фон дер Палену. С 1722 года имение Дикли, которое принадлежало роду Паленов около 300 лет, периодически начинает менять владельцев. Им владели граф Карлис Густав Левенволдем, затем род Тизенхаузенов, и последними владельцами был род Вольфов. Нынешнее здание замка Дикли в выразительном стиле необарокко было построено в 1896 году, когда поместье принадлежало барону П.Вольфу, представляя собой яркий пример необарокко — с мансардными крышами и в центральной части, и в боковых розалитах, сдержанно и пластично украшающими фасад здания. В настоящее время замок принадлежит A/О " Замок Дикли " («Dikļu pils») , созданному в 2000 году как частное предприятие, с целью реставрации и восстановления функционирования замка Дикли, принадлежащих ему зданий и окрестности, председателем которого является Эгонс Меднис (часто проезжая мимо когда-то красивого здания и глядя, как оно разрушается с течением времени, Эгонс Меднис принял решение о приобретении и начале реставрации замка Дикли). Сейчас в замке Дикли оборудованы гостиница, ресторан, комплекс отдыха с банями, джакузи и бассейном, SPA, а также помещения для мероприятий с питанием.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]Поместье Дикли — один из немногих замков и усадеб Видземе, в котором сохранилось сравнительно много оригинальной отделки интерьера. Это в большей степени касается первого этажа — вестибюль с камином (работа фирмы «Целмс и Бемс») и несколько изразцовых печей, главная лестница, паркет, панели стен и др. элементы.[/i] Платно или нет осмотреть первый и второй этаж усадьбы — я не знаю, т.к, когда мы зашли вовнутрь, везде были люди, была какая-то презентация. Первый этаж. Ресепшен:

Другие комнаты

Второй этаж

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]Клеть (амбар) старше самого замка и построена в конце XVIII века — в стиле позднего классицизма, с нехарактерным для амбаров Видземе величественным портиком.[/i]

[i]Строения поместья Дикли органически дополняет парк площадью 20 га. За прудом начинается ландшафтный парк Мазбриедес.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]Речка Мазбриедес, в честь которой назван парк, раньше носила название Пали и Дикли.[/i]

Мазсалаца (Mazsalaca). [i]Мазсалаца (немецкое название — Салисбург) стала густонаселенным местом после 1864 года, когда владелец Валтенбергского поместья Арнольд Фитингхоф взял здесь в аренду первые 42 строительных участка для крестьянских семей. В это время также был построен первый мост через реку Салаца, и в местечке стали развиваться ремесленничество и торговля.[/i] В Мазсалаце есть свой «парк динозавров».

Валтенбергское поместье. [i]Название Валтенберге (Valtenberģe) берет свое название по фамилии владельца усадьбы B.Falkenberg, который в данной местности господствовал в середине 16 века. В 1724 году, после Северной войны, усадьба стала принадлежать вице-президенту суда царского двора Петра I Veinhold Georg fon Falkerzam. В начале 19 века усадьба стала приданым одной из дочерей Фелькерзама, которая вышла замуж за майора Фитингофа (Vietinghoff). В общей сложности здания господской усадьбы строятся в период с 18 века по вторую половину 19 века. В центре композиции ансамбля находится дворец, который построен в 1780 году владельцем господской усадьбы Vilhelm Georg fon Falkerzam. После реконструкции в 1932—1934 гг. в здании разместились гимназия и начальная школа. В настоящее время в здании господской усадьбы находится средняя школа Mazsalacas.[/i]

Парк перед зданием

Скамеечка

Природный парк Сканякална (Звонкая гора), Skaņākalna dabas parks. Одно из самых красивых мест — природный парк Сканякална, который растягивается на 3 км по правому берегу Салацы ниже Мазсалацы. На осмотр парка уйдет примерно от 2-х до 3-х часов. Если машину поставить перед въездом в парк, то стоит бесплатно. Если решите ехать на машине, то за машину необходимо заплатить 2 лата. Но т. к. все интересные места растянуты вдоль 3-х километров, к машине придется возвращаться неоднократно. Нам пришлось осматривать красоты природы в быстром темпе, т.к опять были атакованы полчащами комаров. «В гостях у Черта»

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Сосна оборотня (Vilkaču priede). [i]Народное предание гласит: тот, кто сможет пройти (пролезть) через корни сосны Оборотня, того никогда не постигнет неудача.[/i]

И другие «сосны оборотня»

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Чертов камень (Velnakmens). [i]Предание гласит, что Черт нес этот камень, чтобы засыпать реку Салацу, но тут начал кукарекать петух. Черт бросил камень и убежал.[/i]

Пещера ангелов (Eņģeļu ala). [i]Красивое природное образование. Пещера ангелов свое название получила из-за каменной арки, которая похожа на крылья ангела. Длина пещеры 7,5 м, ширина у входа 3,5 м и высота 3,4 м. Передняя сторона пещеры напоминает ворота готической формы. Из пещеры вытекает небольшой родничок. Предание гласит: в давние времена на берегу реки Салаца жил сам Черт. Когда он начал топить людей в Салаце, Бог послал ангела защитить людей. Посланец бога остановился в пещере, поэтому теперь она так и называется.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Лестница мечты (Sapņu trepes). [i]На правом берегу реки Салаца, в одном из ее изгибов, есть тропинка, ведущая к Мостику любви, на котором часто встречаются влюбленные. Поверье: если влюбленная пара, закрыв глаза, загадает желание, и с закрытыми глазами поднимется от мостика доверху по Лестнице Мечтаний, одновременно считая ступеньки, то задуманное исполнится. Если же хотя бы один из них отвлечется от мысли или собьется при счете, желание не сбудется. Легенда гласит: Барон усадьбы Valtenbergu принял на работу нового управляющего. У барона были две дочери. В одну из них, Элеонору, новый управляющий влюбился. Элеонора ответила ему взаимностью. Когда барон был вызван по делам службы в Петербург, управляющий и баронесса втайне встретились там, где теперь находится лестница мечты. Чтобы баронессе было легче подниматься по крутому склону горы к месту их свиданий, управляющий построил лестницу. Но молодые люди не смогли удержать в секрете свои встречи. Когда старый барон вернулся из Петербурга и узнал о романе дочери с управляющим, он сразу отправил ее в Италию, чтобы скрыть позор семьи. Управляющий от несчастной любви заболел и умер.[/i]

Чертова пещера (Velna alas). [i]Длина пещеры 16 метров, высота 3–4 метра, имеет форму бутылки. Над полом поднимается высокий куполообразный свод с темно-красными стенами песчаника. Внутри пещеры прохладно даже в самые жаркие летние дни, поэтому эту пещеру называют также ледяным погребом.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

На передней стене пещеры какой-то неизвестный художник «нарисовал» в песчанике голову Черта с рогами.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Кадка с напитком «скабумс» (Skābuma baļļa). [i]Под берегом реки Салаца, в скале под Чертовой пещерой берет свое начало источник. Усевшись на скамеечку у мельничного камня неподалеку, Вы сможете напиться прозрачной и прохладной ключевой воды. Предание гласит: в давние времена в пещере жил Черт. В правом углу стояла кадка со «скабумс» — напитком, который жители Видземе готовят из ржаной муки и пьют летом. Черт опрокинул кадку, и теперь в низу скалы вытекает чистый родничок Skābumķērne.[/i]

Мостик, ведущий к Skābuma baļļa.

Кафедра черта (Velna kancele). [i]Предание гласит: что от сюда черт по воскресеньям вещал свои черные проповеди, до того момента, пока его не прогнали из этого края.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Кафедра черта является обзорной площадкой с видом на долину реки Салаца и скалу Neļķu.

Гвоздичная скала (Neļķu klints). Живописное обнажение красного песчаника высотой 20 м и длиной 300 м.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Звонкая гора (Skaņaiskalns) — песчаная скала высотой 20 м на левом берегу реки, здесь самое громкое эхо в Латвии. Skaņaiskalns считается символом Mazsalacas.

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Тропа Курбада (Kurbada taka),[i] которая с 50 деревянными скульптурами продолжается до утеса Сканякалнс. Под руководством скульптора Бетии Страутиниеце на Skaņaiskalns создана «тропа Курбада», прогуливаясь по которой, Вы увидите множество деревянных скульптур. На создание этих творений скульптора вдохновили герои сказок, которые в Эстонии и в Северной Видземе рассказывают о латышском народном богатыре Курбаде.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Тропа гномов (Rūķu taka). [i]Вокруг пешеходной дорожки размещены гномики, изготовленные из дуба. Тропа выражает идею трудолюбия и мудрости, которую символизируют деятельные гномы 7 разных характеров.[/i] [i]Тропу гномов открывает Гном — Taciņš (тропинка), задание которого — указать направление.[/i]

[i]Второму и третьему гному скульпторы по дереву дали название Pozētāji (Позеры), которые держат молоток и стоят плечом к плечу. Маленькие посетители их назвали Āmuriņš (Молоточек) и Pietiņš (Обушок).[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]Четвертый гномиком является Cirītis (Топорик) — этот гномик с топором в руках.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

[i]Дальше есть два гнома Zāģētāji (пильщики), их зовут Šurpu (Сюда) и Turpu (Туда).[/i]

[i]Седьмой гномик получил прозвище Slauķīša (подметальщик), у него в руках метла, но сам как будто отдыхает — прикрыл глаза.[/i]

[i]В конце Тропы вас ожидает неожиданность — на высокой ветви дуба сидит сова Gudrīte, что означает символ света и мудрости.[/i]

[i]Напротив, у подножия дуба сидит лиса Rudīte — символ хитрости.[/i]

Природа парка Сканякална

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

Straupe. Замок Страупе. [i]Вассальский замок епископа, построенный в 13 веке. В середине 14 в. замок переходит во владение вассала рижского архиепископа. С 1263 г. до 1625 и с 1857 до 1939 г., с небольшими перерывами, замок являлся собственностью рода фон Розенов. После Ливонской войны (1558–1582) Видземе и Латгале попали под власть Польши. Лиелстраупский замок с округом в 1523 г. отняли у династии Розенов, которые были лютеранами, и отдали ордену иезуитов в Цесисе, который устроил в Лиелстраупском замке женский монастырь. В 1723 г. замок получил во владение генерал-фельдмаршал граф Петр де Ласси, который восстановил замок и церковь. После Ласси замок отошел к камердинеру Петру фон Фитингхофу, продавшему замок генерал-губернатору Риги Броуну. Следующим владельцем стал граф Кристоф Генрих Фридрих фон Зольм унд Текленберг, который в 1797 г. заложил имение секретарю И. Б. Мюллеру, который по цессионному договору передал его Российскому императору Павлу I. Император Александр II в. 1857 г. продал имение генерал-лейтенанту барону Я. Г. Розену, который в 1866 г. закрепил за ней звание родовой усадьбы. После поджога 1905 года восстановление по проекту архитектора В.Бокслафа закончено в 1910 году. После второй мировой войны в замке какое-то время размещалась администрация Лиелстраупской машинно-тракторной станции, а в 1963 г. там оборудовали психоневрологическую больницу. В военный и послевоенный период уходу за помещениями уделялось мало внимания, поэтому они находились в аварийном состоянии. Только тогда, когда главным врачом работал Я. Страздиньш, замок был отремонтирован. В замке в настоящее время находится наркологическая больница и для осмотра доступна лишь церковь.[/i]

Поездки выходного дня: Бирини - Игате - Лимбажи - Дикли - Мазсалаца - Страупе

И просто фотографии из поездки.