Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
сейчас на сайте

Кострома — Россия Июль 2018

Галопом по Золотому кольцу. Иваново.

На следующий день нашего тура, собрав вещи и покинув гостиницу, мы из Иваново отправились дальше. Первым пунктом в этот день была Кострома, где у нас состоялась обзорная экскурсия с осмотром исторического центра. Предлагаю прогуляться вместе с нами по этому замечательному городу на Волге, который известен как колыбель дома Романовых, родина Ивана Сусанина и место жительства главной внучки России — Снегурочки.

Однозначного толкования названия города не существует. Наиболее известны две версии. По одной из них имя города происходит от финно-угорского «кострум», что значит «крепость». По второй название города происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Как говорил Капитан Врунгель в мультфильме «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». За свою историю Кострома была и «крепостью» для князей, спасавшихся в ней от набегов татар и соперников в борьбе за княжение. Так в 14 веке она спасала укрывавшихся от татарских набегов Дмитрия Донского, а позже и его сына — Василия. А также Кострома неоднократно горела, как соломенная кукла древнего языческого праздника. Первое летописное известие о Костроме относится к 1213 году и связано с пожаром. Случилось это из-за распрей между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В этом году ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату — владимирскому князю Юрию — Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома вновь была сожжена, но уже войском Батыя, разорившим все волжские города. Всего же по данным летописей город сгорал 14 раз.

Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким, хотя поселения древних мерянских племён жили в этих краях значительно раньше. Памятник князю был установлен в центре Костромы недалеко от Сусанинской площади в 2003 году скульптором В. Церковниковым, архитектором монумента стал Г. Л. Морозов, художником − С. И. Кадыбердеев.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

От этого памятника и началась наша экскурсия по Костроме, что вполне логично. Вышли мы из автобуса и увидели князя, сидящего на широкой красивой резной скамье, с мечом в левой руке. Рукоять меча сделана в форме широкого креста и увенчана короной. Правую руку Юрий Долгорукий протягивает вперед, в сторону Торговых рядов и Волги, словно указывая, где должен быть заложен город.

Но не этот князь прославил Кострому, а правление другого князя Василия Ярославовича стало яркой страницей в истории города, хотя прожил он недолго и умер в возрасте 37 лет. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-восточной Руси.

После смерти Василия Ярославича Кострома опять стала глухой провинцией. В 1330–1340 годах она была прикуплена Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества. С этого времени судьба Костромы, и ее история неразрывно связаны с развитием и культурой русского государства.

Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение.

На протяжении 17–18 веков Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона.

В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Кострому. Встретив здесь восторженный прием, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. В ее же царствование город стал центром губернии.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Цветочная клумба в виде ладьи в центре города.

Знакомство с Костромой, как и несколько веков назад начинают с главной площади, на которую мы прошли после осмотра памятника Юрию Долгорукому. «Площадь эта походит на распущенный веер… Мало таких приятных, веселых по наружности городов России», так описывает ее один из путешественников прошлого. А связан такой план застройки все с той же Екатериной, которая утвердила его в 1781 году.

Четко выраженный центр, от которого в радиальном направлении отходят основные улицы, появился, если верить легенде … по недоразумению. Спросили именитые костромичи Екатерину II, какой бы она хотела видеть Кострому, а она от них веером отмахнулась. Уточнять значение жеста побоялись и на всякий случай приняли такое решение — утвердить «веерный» план городской застройки. И не прогадали.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Центральная часть города сохранилась со времен Екатерины II почти в первозданном виде. Сразу же привлекает внимание пожарная каланча, которая напоминает скорее античный храм, т. к. выполнена в стиле классицизма. Как я уже писала выше, город неоднократно сгорал дотла, т. к. дома были деревянные и располагались близко к друг другу. После последнего пожара 1773 года губернатор принял решение для предотвращения новых пожаров сформировать здесь пожарное депо. А в 1825 году в Костроме была построена каменная калача. Проект был разработан известным и талантливым архитектором Фурсовым П. И. Высота этого весьма изящного и выразительного сооружения — 35 метров. Сам Hиколай I, посещая в 1834 году Костpому, долго стоял и любовался каланчой, а затем признал: «Такой у меня в Петеpбуpге нет».

Рядом находится здание бывшей гауптвахты, спроектированной все тем же архитектором Фурсовым в едином ключе с пожарной каланчой.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Здесь же на площади стоит памятник знаменитой собаке Бобке, легенда о которой живет уже более ста лет. Пес Бобка был неотъемлемой частью пожарной команды. Он всегда мчался первым на пожар и помогал пожарным вытаскивать из огня людей и вещи. В 20 веке костромской писатель Леонид Колгушкин увековечил Бобку в одном из своих рассказов. А в 2006 году в администрацию города поступила просьба о создании памятника легендарному Бобке. Городское управление поддержало идею увековечить память о Бобке.

Вскоре появился бронзовый памятник Бобке. Рядом с фигурой пса размещена копилка в виде мячика, в которую костромичи и гости города бросают деньги для центра поддержки животных. С этим памятником связано одно местное поверье: если сесть на спину собаки и погладить ее, то непременно будешь счастливым. Таким образом, пес дарит людям счастье, а своим собратьям — помощь.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Напротив памятника Бобке, в начале сквера имени Сусанина, расположен памятник коту. Образ кота получился мультяшным. Скульптор Андрей Лебедев так отзывался о своем творении: «Мне пришлось пересмотреть много мультфильмов. Поэтому наш котик воплощает в себе все самое лучшее из мультипликации. Определить его породу очень сложно. Наверное, все-таки дворовый». Кот стоит тоже не просто так. Он собирает деньги на пострадавших в авариях, а также исполняет желания, если почесать его за ушком.

В архитектурный ансамбль, расположенный на площади, входит и здание Присутственных мест (архитектор Метлин). Это здание мы прошли, когда направлялись в сторону площади от памятника Юрию Долгорукому. И еще одно спроектированное этим же архитектором в стиле позднего классицизма — дом Борщева. В Костроме генерал-лейтенанту С. С. Борщову принадлежала старая усадьба с деревянными домами, находившаяся на центральной площади. После выхода генерала в отставку им в 1819 году было начато строительство каменного флигеля, а затем в 1824 году по проекту губернского архитектора Н. И. Метлина возводится величественный особняк в стиле классицизма.

Известно, что в нем останавливался Николай I, а также его сын, наследник престола Александр II со своим воспитателем, поэтом В. А. Жуковским, во время визита в Кострому в 1834 году.

В пожаре 1847 года дом сильно пострадал и был продан в неотстроенном виде наследником Борщова-старшего купцу А. А. Первушину из Александрова. Первушин отремонтировал его и предложил и в 1852 году городу выкупить здание для размещения в нем присутственных мест за 25000 рублей серебром. Костромское начальство нашло покупку дома в казну весьма выгодным делом. Однако впоследствии, когда купец значительно надбавил цену на дом, дело с его покупкой стало затягиваться, обрастать перепиской, продавца просили «обождать» и т. д., пока, наконец, 12 октября 1857 года министр внутренних дел С. С. Ланской, бывший в 1830–1832 костромским губернатором, не наложил резолюцию:

«…полагаю настоящее дело о покупке сказанного дома оставить без последствий, а деньги употребить на постройку четырех новых тюрем в Костромской губернии»

Получив отказ, Первушин устроил в здании роскошную гостиницу «Лондон». В 1870 году дом вместе с участком был, наконец, выкуплен городом и перестроен для окружного суда.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Рядом с этим всем архитектурным великолепием находится небольшая бронзовая скульптура всего 90 сантиметров в высоту — Снегурочка, но она непростая, если дотронуться до птички и прошептать желание в ушко Снегурочке, то оно непременно сбудется. Прошептала, дотронулась, все еще жду:))))

Площадь, по которой мы с вами сейчас прогулялись, сменила много названий, но сейчас носит название Сусанинской, а в народе ее называют «сковородкой» за ее форму. Т. к. если смотреть на нее сверху, то она и правда напоминает сковородку с ручкой. А собственно где сам герой Иван? А он недалеко стоит себе, отвернувшись спиной к площади, носящей его имя. Буквально рядом через небольшой сквер, где находится уже упомянутый мной выше памятник коту, клумба-ладья и много прилавков с сувенирами.

Но прежде чем свернуть в сквер предлагаю сделать гастрономическую паузу и отведать наивкуснейшее натуральное мороженое. Тем более, что в летнее время в центре найти его не проблема.

Скажу рекламным лозунгом: мороженое «Караваево» — это непередаваемый вкус свежего молока и натуральных сливок, который возвращает в детство и напоминает о лучших моментах. Проверено на себе.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Но вернемся к герою, чьим именем названа площадь, подвигу которого, великий русский композитор Глинка, посвятил целую оперу, к Ивану Сусанину. Памятник здесь стоял не всегда. Его первая версия была воздвигнута в центре Сусанинской площади в 1851 году по указу Николая I, после его посещения города. Скульптор В. Демут-Малиновский. Памятник представлял собой высокую колонну из красного гранита, увенчанного бюстом Михаила Федоровича, на груди которого ярко выделялся позолоченный крест. У основания колонны располагалась коленопреклонённая бронзовая фигура Сусанина, слева от которого лежали две жалованные грамоты его потомству. На колонне были укреплены двуглавый орёл и герб Костромской губернии. На передней стороне постамента был вделан барельеф, изображающий сцену гибели Сусанина; на задней стороне постамента — надпись «Ивану Сусанину, за Царя, — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство». Памятник был окружен фонарными столбами и решёткой, украшенной доспехами и двуглавыми орлами. Силуэт памятника-колонны хорошо вписывался в архитектуру центральной городской площади. Хотя, по словам современников, скульптору не удалось передать весь масштаб подвига Сусанина.

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила Федоровича и скульптура Ивана Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году). Окончательное уничтожение памятника произошло в 1934 году. Колону вывезли за город, где она и пролежала почти семьдесят лет. В 70 годы, на месте, где лежала колона, велись строительные работы и многие костромичи использовали фрагмент памятника в качестве мостика через канаву, не зная о том, что находится у них под ногами. В настоящее время на месте снесенного памятника на Сусанинской площади установлен памятный знак.

А ныне стоящий памятник был воздвигнут в 1967 году позади площади. Скульптор Н. А. Лавинский. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской». Сейчас идет речь о восстановлении прежнего памятника и переносе этого на родину Сусанина. Про подвиг я тут рассказывать не буду, т. к., думаю, все помнят это еще со школьной скамьи. Да и споры не умолкают, был ли на самом деле подвиг? Но, я буду придерживаться официальной версии.

От памятника к Набережной идет спуск, носящий название Молочная гора. На самом деле улица носит название Екатеринославская и это название никогда не изменялось. А название «Молочная гора» закрепилось за улицей к концу XIX века, благодаря многочисленным торговкам молоком, сыром и другими молочными продуктами из правобережных селений, которые каждое утро переправлялись через Волгу и располагались по склону вдоль улицы.

Спускаться по этой улице к Волге мы не стали, повернули и прошли через торговые ряды.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

В прошлом торговые ряды подразделялись на мясные, соляные, мучные, калашные, шубные ряды. Для их строительства были привлечены лучшие архитекторы губернии. А авторство образцового проекта принадлежало известному зодчему из Владимирской губернии, немцу по происхождению, Карлу фон Клеру. Сегодня старый купеческий комплекс считается лучшим из сохранившихся в России. Он расположен на главной городской площади и на части костромских улиц, спускающихся к Волге. Большинство зданий окружены изящными открытыми галереями или аркадами. Внутри за каждой из арок в свое время находилась отдельная купеческая лавка с витриной и собственным входом. Она имела размеры 4,5 на 7 м. Подвал и второй этаж в ней предназначались для складирования товаров, а наверху лавки обычно размещалась контора управляющего.

И по сей день комплекс работает по назначению и находится в хорошем состоянии.

Кострома всегда славилась своими промыслами. Во второй половине XVII века в городе проживали 600 ремесленников, и числилось тридцать дворов иностранных людей — торговцев. В этот период в городе появились гончарные мастерские, в которых делали изразцы, развивались ювелирные промыслы. В середине XVIII века в Костроме была построена первая полотняная фабрика купцов Угличаниновых на пятьсот станков, а уже в 1790-х годах действовало пять суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П. М. Третьяков. К концу XVIII века Кострома занимала первое место в России по производству тканей.

И сейчас в торговых рядах можно купить в качестве сувенира изделия народных костромских промыслов. А у нас времени на шоппинг не было, но он все-таки состоялся немного позже и в другом месте. А все благодаря тому, что некоторые члены экскурсионной группы накануне не купили ивановских ситцев и уехать домой без костромского льна никак не могли. Забегая немного вперед скажу, что все набрали всего чего хотели, в магазине при текстильной фабрике. И цены там были намного приятнее, чем в туристических местах.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Заглядываясь на костромские сувениры, мы дошли до Центрального парка. Здесь рядом с памятником вождю пролетариата во всю готовились к «Царским дням».

Вождь пролетариата стоит на красивом высоком постаменте в свойственной ему позе, с протянутой вперед рукой. Сей красивый постамент изначально предназначался не для него. Он являлся частью памятника, посвященного 300-летию дома Романовых. Закладка памятника происходила при участии императора Николая II и его семьи в торжественной обстановке в 1913 году. По проекту архитектора Власьева памятник был задуман как сооружение высотой 36 м с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Но Первая мировая не дала осуществиться задуманному. К 1916 году удалось возвести постамент и отлить фигуры. После революции работы были окончательно приостановлены. А в 1924 году после смерти Ленина власти на постамент воздвигли фигуру вождя.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Одним памятником вождю не ограничились, и даже, со слов экскурсовода, хотели переименовать город, назвав Ленин-на-Волге. Но что-то не сложилось, толи передумали, толи общественность восстала. А вот храмы Костромского кремля снесли, а вместо них разбит парк.

Постройки кремля планируют воссоздать. В 2015 году был заложен камень в его основание, но время идет, а результата пока нет. Смотреть там пока не на что, но зато виды, открывающиеся на Волгу, ее Набережную и противоположный берег просто восхитительные! Но долго восхищаться не пришлось. Короткий фотостоп и бежим дальше за экскурсоводом к еще одному знаковому место Костромы — беседке Островского.

Проходим по красивой аллее,

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

служившей в прошлом любимым променадом для костромичан, а до этого бывшей оборонительным валом, срытым за ненадобностью. И вот мы на месте — у одной из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы и очень популярной, особенно у молодоженов! В чем пришлось убедиться на собственном опыте. Сфотографировать беседку без людей или на фоне достопримечательности, чтобы никто не влез в кадр ну просто нереально! А все почему? Да опять же из-за великолепных видов, открывающихся на Волгу-матушку.

Времени пережидать толпу у нас не было. Мы сели в автобус и отправились в Ипатьевский монастырь Святой Троицы (1330), расположенный напротив центральной части города, за рекой. Это древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Здесь у нас состоялась экскурсия с местным экскурсоводом, которая поведала, что Ипатьевский монастырь известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, величественным Троицким собором (1652), палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью. Обитель неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Монастырь неоднократно переживал годы расцвета и упадка, его церкви были разрушены и вновь восстановлены.

На Туристере рассказов об этом монастыре много, поэтому не буду вдаваться в детали. Скажу, что народу на территории обители было много, а это не настраивает на правильный лад, по крайней мере, у меня всегда так. Фотосъемка платно. В храмах фотографировать запрещено. Но увидеть своими глазами Троицкий собор стоит. Внутри собора свод, стены, столбы все покрыто великолепными фресками. Удивительно, но артель Гурия Никитина сделала роспись за одно лето. А вот реставрация длилась 20 лет. Уникален и барочный пятиярусный иконостас собора. Если будет время, то стоит еще заглянуть в церковную лавку (вроде бы там видела), где представлены старые фотографии и описание реставрационного процесса. Рекомендую, это интересно.

После экскурсии была возможность пройтись по торговым рядам, что расположены рядом с монастырем. Место ведь туристическое! Купить еще костромских сувениров: свистулек, изделий из льна, из бересты и т. д. И дальше в путь. У нас еще в это день по программе Ярославль.

Галопом по Золотому кольцу. Кострома

Когда ты и кот и продавец:)))

Бросив прощальный взгляд на Ипатьевский монастырь из окна автобуса, въезжающего на мост, мы поехали в Ярославль. Все-таки особенно величественно и красиво архитектурный комплекс смотрится с моста, отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий. Опять стало жаль, что не удалось прогуляться по мосту и полюбоваться на обитель с этой точки. Хоть опять в Кострому возвращайся. :)))))