Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Тбилиси — Грузия Март 2019

После первого знакомства с Тбилиси в день прилета на второй день мы планировали подробно исследовать крепость Нарикала, поднявшись к ней по канатной дороге. А обратно собирались спускаться уже пешком через знаменитый старый район Тбилиси — Сололаки, попутно фотографируя колоритные старые здания. Погода была отличная и ничто не мешало осуществлению нашего плана.

Еще в первый день прогулки по Тбилиси , разглядывая крепость Нарикала со смотровой площадки возле храма Метехи, мы видели верхнюю станцию канатной дороги и снующие взад-вперед вагончики.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Опускаясь сверху далее вагончики движутся над рекой Кура

и опускаются к нижней станции канатки в парке Рике

Туда мы и направились.

Наш путь лежит через площадь Европы.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Площадь Европы — это транспортная развязка, которая находится на левом берегу реки Кура.

К площади выходят мост Метехи, набережная Н. Джордании, Винный подъём, Подъём Метехи, примыкает Парк Рике. У площади находится нижняя площадка канатной дороги Парк Рике — Нарикала.

Это новая площадь города, устроена в 2005 году.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Кстати, на площади установлен фрагмент Берлинской стены. Фрагмент Берлинской стены — это подарок, который вручили премьер-министру Грузии 16 июня 2017 года во время визита в Германию в качестве символа грузино-германской дружбы.

Подходя к нижней станции канатной дороги мы видим оригинальную скульптуру «Дерево Жизни» в виде сказочно красивого 9-ти метрового металлического дерева.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Эта замечательная скульптура Давида Монаварлисашвили была установлена в 2016 году около входа в парк Рике, на углу площади Европы. Открытие состоялось в день города.

Увенчанное желудями, украшенное разнообразными домиками, совами и птицами, тбилисское древо жизни, по задумке автора, являет собой образ старого города, олицетворяет историю Грузии, историю города Тбилиси. Рядом есть скульптурная скамеечка на колесах с привязанным к ней милым песиком в шапочке.

Местные жители сказали, что это «Дерево желаний». Можно открыть одну из дверок на дереве, забросить монетку, загадать желание… говорят, что оно обязательно исполнится. А раз в год открываются все замки и деньги направляются на нужды в детские дома.

И вот мы на нижней станции канатной дороги.

Рабочий день на канатной дороге начинается с 11:00 утра и длится до 23:00, без выходных и перерывов. Стоимость проезда составляет 2,5 лари в одну сторону. Стоит обратить внимание на то, что деньги за катание на канатке, списываются только с карточки Metromoney — универсальному «проездному», действующем практически на весь общественный транспорт города. Ее можно приобрести тут же или купить на любой из станций метро за 2 лари. Далее карта пополняется на необходимую сумму. А под конец пребывания в столице ее можно вернуть вместе с самой Metromoney.

Тбилисская канатная дорога пользуется огромной популярностью у гостей столицы. Она служит как довольно неплохое развлечение и вместе с этим соединяет новый современный парк Рике с древней крепостью Нарикала, расположенной на вершине одного из холмов. Кататься на канатной дороге можно не зависимо от сезона: желающих всегда хватает.

Канатная дорога новая и современная. Запущена она с 2012 года и за время своего существования превратилась в популярный и недорогой аттракцион. В 2017 году были заменены кабинки.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Вся система состоит из 7 стеклянных кабинок с форточками, вместительностью по 8 человек каждая. Внутри расположены две мягкие лавочки, а по бокам — автоматические двери. Перемещаются капсулы непрерывно, притормаживая на станциях посадки и высадки пассажиров. Очередь обычно продвигается быстро и незаметно.

Ну что, поехали!

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Конечно, канатка не очень длинная, и составляет всего менее 600 метров, но тем не менее, на ней тоже приятно и интересно прокатиться. Дорога к крепости Нарикала займет у Вас около 2 минут в комфортабельной капсуле с захватывающими видами на старую часть Тбилиси.

Даже если в Ваши планы не входит посещение крепости Нарикала или Вы очень боитесь высоты — все равно рекомендуем решиться на этот небольшой полет над Тбилиси. Поверьте, внутри кабинки забудутся все страхи и опасения, останется лишь незабываемое чувство радости и восторга от открывающихся взору прекрасных видов древнего города Тифлиса.

Мы прибываем на верхнюю станцию канатки на Сололакском холме у крепости Нарикала.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

На самом верху канатной дороги разместилась смотровая площадка. С нее гости Тбилиси любуются панорамными видами и присматривают себе новые маршруты по городу.

От обзорной площадки можно отправиться либо к расположенной поблизости крепости Нарикала или в другую сторону — к статуе мать Картли (еще называют мать — Грузия), 20 метровому памятнику, который считается символом столицы.

Мы решили начать обзор с крепости Нарикала.

Крепость Нарикала — обязательный пункт в туристической программе всех гостей Тбилиси. Это самый известный и древний памятник Тбилисской старины, горожане зовут ее «душой и сердцем города». Сооружение стоит в исторической части Тбилиси на одном из холмов Сололакского хребта. Из истории точная дата постройки крепости неизвестна, но сохранились данные, что в IV веке она уже существовала. А значит, крепость построили еще раньше, чем образовался город Тбилиси.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Величественный оборонный комплекс, который старше самого города, несмотря на сильные разрушения, выглядит впечатляюще. Первое название крепости — Шурис Цихе, что в переводе означает «Завидная крепость». Такое название она получила потому, что была самым укрепленным и неприступным сооружением на Великом Шелковом Пути.

За все время крепость никому не удавалось взять штурмом, настолько сильно она была укреплена и так крепко стояла на земле. К тому же она была надёжно укреплена с трёх сторон скалами, а с четвёртой стороны — водами реки Кура.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Несмотря на своё такое высотное положение, в крепости с самого начала было предусмотрено водоснабжение, которое проводилось по акведукам и каналам, а из самой крепости были вырыты секретные подземные ходы к реке.

В дальнейшем крепость несколько раз расширялась и достраивалась. В VII–VIII веках — арабами. Кстати, цитадель в современном виде являет собой яркий образец именно арабской фортификации. В XI — XII веках — монголами. Именно со времени монгольского нашествия крепость стала именоваться «Нарын Кала» — «Малая крепость» (от тюркского «нарын» — «малая» и «кала» — «крепость»).

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Современный вид оборонительное сооружение приобрело в XVII–XVIII веках. В XVIII веке крепость Нарикала входила в сложную систему оборонительных сооружений, построенных вдоль берегов Куры. Они позволяли не только обеспечивать надежную защиту Тбилиси, но и вести контроль за торговыми путями, пролегавшими по долине реки.

Со смотровой площадки возле крепостных стен открывается захватывающий вид на долину реки Куры, кварталы города и улочки Старого Тбилиси. Здесь очень тихо, так как шумные улицы находятся далеко внизу и почти не слышны.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Прямо под холмом течет Кура и отлично виден широкий автомобильный мост Метехи. Немного ниже по долине через реку перекинут ажурный мост Мира, ставший одной из современных достопримечательностей столицы Грузии.

Здесь как на ладони виден построенный не так давно Собор Святой Троицы или Цминда Самеба — главный храм страны, который сверкает на ярком солнце своим золотым куполом. С другой стороны прекрасно видна резиденция самого президента Грузии.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

А если повернуться в другую сторону, то города уже и не увидишь. Вместо него открывается вид на величественные горы и леса.

Дорога выводит нас к главным воротам крепости и мы наконец-то входим внутрь.

Нарикала — довольно сложное фортификационное сооружение. Ворота ведут в основную крепость, которая сейчас имеет как бы два уровня: сразу за воротами Нижний, где стоит храм, а за храмом на скалах — Верхний.

Главная крепость занимала верхнюю часть холма.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Ниже стояла так называемая Верхняя крепость. Возле берега реки находилась еще одна крепостная стена с башнями, предназначенная для обороны Нижнего города. Бастионы, окружавшие Нижний город, были снесены очень давно, еще в XIX веке.

Храм, который сейчас хорошо видно в крепости — это церковь Святого Николая. Её построили в очень далёкой древности, примерно в XII веке. В имперский период её превратили в пороховой склад, а в 1827 она была разрушена. Только в 1966 году был раскопан фундамент и около 2004 года её восстановили в том виде, который можно наблюдать сейчас. Примечательно, что строители сумели сохранить блоки от старого основания храма. По фактуре и размерам они заметно отличаются от современной кладки.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Сегодня церковь Святого Николая — действующий храм, где регулярно походят церковные службы.

Около храма лежат несколько обломков с резьбой по камню — это кусочки того старого храма. Сейчас на весь Тбилиси только в двух местах остались фрагменты резьбы той эпохи — на храме Метехи и вот тут.

Если в Нижней части пройти за магазинно-туалетный домик, то вы попадаете на некое подобие смотровой площадки.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Это — Башня Гянджийских Ворот. Под ней в прошлые эпохи находились главные восточные ворота города. С самой башни сбрасывали политических преступников. Такая была в ходу казнь.

Ну, а мы, рассмотрев все в Нижней крепости, направляемся вверх. Чтобы было понятно куда мы собираемся карабкаться — смотрите следующее фото:

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Вот та маленькая площадка на самой вершине полуразрушенной башни крепости и есть наша цель!

Важное замечание: в некоторых местах взбираться на стены крепости довольно опасно, так как нигде нет специальных ограждений или лестниц. Одно неверное движение — и можно сорваться в пропасть. Будьте осторожны!

Обходим справа церковь Святого Николая

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

поднимаемся на саму стену (в этом месте узенькая лестница, хотя и без перил, еще есть)

попутно пытаясь снять очередной красивый кадр

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

и вот мы уже взобрались на первый уровень крепостных стен

Древняя цитадель сохранилась не целиком, а лишь фрагментарно. Высокие стены крепости Нарикала словно вырастают их зеленых склонов холма. Через почти равные промежутки на них видны округлые башни, которые крепостной гарнизон использовал для ведения огня. Каменный форт был сильно разрушен землетрясением, однако в некоторых местах на стенах сохранилось аккуратное зубчатое завершение.

Движемся дальше и вскоре мы уже почти на высоте купола Церкви Святого Николая

но наша цель — вон та вершина

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Лезть на самый верх довольно утомительно, особенно тяжело будет по жаркой погоде.

И вот наконец мы добрались до самого верха!

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Площадка, на которой мы в этот момент стояли, представляет собой пятачок в пару квадратных метров, на котором с трудом помещались мы и еще одна пара туристов. В центре площадки даже вкопан металлический треножник за который стоит придержаться при мощных порывах ветра чтобы реально не улететь в пропасть.

С вершины крепости и без того чудесный вид на город становится еще более впечатляющим.

Если смотреть направо мы видим внизу ту самую Башню Гянджийских Ворот, где стояли буквально полчаса назад.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Наверху на холме мы видим монастырь Табори

А вот если посмотреть налево мы увидим продолжение крепостной стены и еще одну башню, с установленным на вершине крестом.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Установленный на вершине крест является высшей точкой Старого Тбилиси.

Конечно, мы решили собраться с силами и забраться также и на ту башню.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Подъем на эту башню был не менее экстремальным — там нет ни лестницы, ни перил — ничего.

Но разве это остановит настоящего туристеровца?! ;)

Немного ободранные ладони и джинсы — и мы наверху у самой высшей точки Старого Тбилиси!

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Еще раз наслаждаемся отличными видами и пора в обратный путь

Сверху хорошо виден наш дальнейший маршрут — назад мимо верхней станции канатки и далее по дороге до монумента «Мать Картли» («Мать -Грузия»).

Как видно на этом фото, кроме основной крепости, существуют фрагменты внешних стен. Одна такая стена тянется по Сололакскому хребту на запад. Эта стена частично разрушена, частично восстановлена — например, около верхней станции канатки. Стена идет мимо канатки, мими статуи Матери-Грузии, и дальше за ней упирается в угловой форт. Иногда это место называют «крепостью Шахтахти» или «башней Шахтахти». Есть версия, что там находилась обсерватория.

Сегодня Нарикала — это парк, по которому тянутся мощные высокие стены, нависающие над крытыми склонами. Часть из них выглядят весьма хорошо, но в основной своей массе укрепления разрушены. В 1827 году крепость была разрушена землетрясением и с тех пор цитадель полностью не восстанавливалась. Но сохранившиеся до сих пор каменные башни Нарикала по-прежнему остаются молчаливыми свидетелями истории древнего города.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

На сегодняшний день в Нарикале проведено много укрепительных и реставрационных работ, дабы защитить древнюю крепость уже не от врагов государства, а от беспощадного времени. Спустя полторы тысячи лет город значительно вырос, а Нарикала по-прежнему величественно стоит над ним, продолжая хранить в своих стенах богатейшую историю Грузии.

Грузия. День 2-ой: Крепость Нарикала и окрестности

Рядом с крепостью возвышается огромный монумент «Мать-Грузия». Он выполнен в виде покрытой металлическими листами 20-метровой фигуры женщины, держащей в одной руке меч, а в другой — кубок с вином. Статуя символизирует знаменитые кавказское гостеприимство и воинственность: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый.

В 1990-е годы старый монумент был демонтирован, и установлен новый монумент. Мать Грузии сменила платье с удлиненными рукавами на более современное, а также получила новый головной убор — косынку и лавровые листья.

После осмотра этого монумента мы решили спускаться вниз в Старый город по лестнице Бетлеми, которая получила название от стоящего рядом храма. Эта лестница приведет нас в старый район Сололаки, но об этом уже в следующем рассказе.