Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:37

Орвието — Италия Март 2019

Три месяца в зимней Москве, без тренировки и адаптации, не каждый выдержит. Все это не простое время душу грело предчувствие четырехдневного отпуска в Риме. Когда в начале марта в Москве заладили дожди со снегом, я понял, что просто Рим уже не поможет, нужно что то другое, совсем радикальное, полностью антагонистичное по отношению к Москве. Сам я такого места в Италии не знал, обратился к друзьям, «я к врачам обращаться не стану». Консилиум друзей после короткого совещания прописал мне Орвието.

Ласковый март

Ехать от Рима до Орвието час — полтора. В Италии иногда важно на скоростном поезде ты едешь или на региональном, здесь по времени значения не имеет, минут десять разницы. По цене разница в два раза, если не ошибаюсь восемь и шестнадцать. Итальянские поезда мне нравятся, они быстрые комфортные, с туалетами, но мне не нравятся итальянские туннели.

Апеннинский полуостров оказался на удивление гористым и туннели там встречаются достаточно часто. Когда поезд со всего разгона заскакивает в туннель, ощущение такое, как будто тебя ударили подушкой по голове. Мне не нравиться, когда меня бьют подушкой по голове. Меня это отвлекает от созерцания. Вместо того чтобы радоваться жизни, я начинаю придумывать конструкции туннелей и поездов способных обеспечить комфортные перепады давления в салоне.

Лен, если внимательно посмотришь на фотографию, то поймешь почему ты постояно слышала шум приближающегося поезда, а самого поезда не было)

Некоторой компенсацией за компрессионные перегрузки является очень красивая местность по сторонам дороги. Итальянцы не высаживают полосу снегозадержания и это очень улучшает вид по сторонам дороги. Несешься по железке на страшной скорости, а вокруг такая Италия.

Ласковый март

В процессе подготовки к поездке я выяснил, что Орвието один из первых вступил в ассоциацию «медленных городов» и это звучало очень многообещающе. Город совсем старый, при этом численность населения последние три тысячи лет особо не менялась и держалась на уровне 20 тыс. жителей. Видимо именно столько людей помещается на плоской вершине скалы из вулканического туфа.

За строительными материалами жители далеко не ходили и построили весь свой город из туфа залегающего под фундаментами домов. Во всех путеводителях по Орвието рассказывают странную историю про то что до середины двадцатого века ни кто не знал, что под городом находятся многочисленные подземные ходы и залы. Видимо жители города думали, что туфовый кубик, из которого они строили дома, падал с неба. Скажу вам по секрету, если город построен из камня, значит где то рядом под землей каменоломня.

Туф не такой как в Армении, но тоже красивый, наверно второе место занимает.

Ребята копали, или точнее пилили, очень по серьезному. Один колодец св. Патрика, что стоит. Глубина метров пятьдесят, диаметр метров двадцать. На стенах колодца двойной спиральный пандус. По одной спирали водовозы спускались, а по другой поднимались с полными бочками. Колодец построили в счастливые времена, когда в Орвието сбежал из Рима папа, тот очень волновался, что в случае осады он останется без воды. Видимо ватиканская казна была у папы с собой.

Ласковый март

В середине марта в Орвието было солнце, не было туристов и цвели деревья. Я сначала хотел быстро купить бутылку Кьянти и побежать под какую ни будь сливу его пить, но вовремя вспомнил, что Орвието член ассоциации медленных городов. Взял себя в руки и пошел гулять по городу, вырабатывая спокойный, уверенный, чуть тяжеловатый шаг, вместо ставшей уже привычной московской рыси.

Гулять в Орвието есть где. Это целиком каменный город в стиле «самой красивой французской деревни». Похоже последние веков пять его не перестраивали. Туф очень хороший строительный материал. Внешне он выглядит как высоко пористый минерал, но в отличии от песчанника или известняка пористость у вулканического туфа в основном закрытая, т. е. воду он особо не впитывает, а значит очень мало разрушается. Кроме этого закрытая пористость обеспечивает идеальную тепло и звукоизоляцию. Так что дома ветераны выглядят очень достойно.

Ласковый март

На фотографии выше церковь святого Андрея. Написано, что она построена в шестом веке. Я верю, но не очень или не совсем, скорее всего многократно с тех пор перестроена. Не важно, в любом случае она очень старая. Видите ребята еще не придумали какие должны быть колокольни и использовали, для них уже хорошо известный, типовой проект донжона.

Рядом церковь Святого Ювеналия, она смотрится на свой возраст — тысячу лет. В церкви интереснейшие фрески, видимо тоже очень старые, но дело даже не в возрасте, у некоторых ликов очень пронзительный взгляд. Не сказал бы что это приятно, ты буквально ощущаешь давление, как на ежегодном собрании акционеров. Не важно приятно или нет, важно то что лет пятьсот назад художник так мощно выразил свою идею, что цепляет до сих пор. Видимо это настолько заметно, что у многих фресок отбиты лица, психи просто не выдерживают.

Ласковый март

Церквей в Орвието огромное количество, явно избыточное для двадцати тысяч человек, которые в городе проживают. Даже фанатично верующий человек не может занять в церкви два места. Думаю все жители Орвието могут поместиться с одной церкви Успения Богородицы.

Это местный кафедрал, он очень понравился Лене Заколдованный город поэтому я оставил его на десерт. Знаменитое подземелье Орвието по случаю хорошей погоды я и вовсе пропустил, а вместо этого просто пошел гулять по городу. Увидел много интересного и познавательного. Например мене всегда было интересно где учат на фармазона, но я этих мест найти не мог, а здесь пожалуйста, Италия…

Ласковый март

Потом добрались до важного. Там давали отличные баранину с местным острым сыром и свеже испеченный хлеб, который я по плебейски во все это изящество макал, а потом для полноты картины еще вытер им тарелку. Супруге дали печенные баклажаны с зеленью, я как культурный человек не спросил почему она вдруг съела целую большую миску, вообще то это для нее совершенно не типично. Вино здесь есть местное, оно очень известное и как следствие не дешевое. Скажу только, что оно стоит тех денег, которые мы на него потратили. Я написал уже наверно штук триста рассказов, но еду в них упоминал только дважды и оба раза итальянскую, к чему бы это.

После обеда, чтобы не осквернять церкви, которые я еще хотел посмотреть, налипшим в большом количестве грехом чревоугодия, я немножко поспал на лавке с отличным видом на Италию. В качестве смягчающего обстоятельства прошу учесть, что жена не пьет, а в разлив не дают.

Ласковый март

К вечеру, как это часто бывает в туристических местах, начал набирать силу праздник. Горожане одетые в костюмы всех времен и народов какофонично дули в трубы и били в барабаны. Получалось довольно весело, по крайней мере им нравилось.

Дошагали до дуомо. Это конечно потрясающе. Огромный собор — Праздник. Радостный собор сделать гораздо труднее чем назидательный. Веселье в общем случае ассоциирует с легковесностью. Здесь фасад просто разгульный какой то — золотые мозаики, резные башенки, растительный орнамент, львы с крылышками, но все это на месте, все это вместе создает величие. Не гнетущее величие, а радостное. Аллилуйя… Не плачьте, не бойтесь, восхваляйте.

Ласковый март

Интерьер собора тоже великолепен. Трудно себе представить, что такое может быть в каком то городишке на горе посередине ничего. Очень понравилось решение закрыть окна пластинами полупрозрачного оникса вместо стекол, но это мелочи, главное конечно фрески. Сотни квадратных метров изящного искусства. Вообще то я понимаю, что искусство метрами не меряют, но радуюсь когда его много.

Дуомо в Орвието, единственная церковь, за две недели в Италии в этом году, где с нас взяли деньги. Как то не много, не помню сколько, но деньги взяли, а сами обещали…

Ласковый март

Когда мы вышли из собора на улицу праздник уже набирал силу, со всех сторон к кафедралу подходила тяжелая техника и закрывала вид. Собственно, это был знак, что пора валить. Собирался народ, начиналась не наша часть презентации.

Мы собрали добычу и стали отходить к железнодорожной станции. Что там у нас осталось в качестве трофеев? Орвието — это не Флоренция и не Венеция, это совсем небольшой городок, но место это светлое, яркое и очень насыщенное. А еще оно радостное, по крайней мере мне, тот весенний солнечный день запомнится как сверкающий зеркальный шар, от которого во все стороны летят солнечные зайчики. Это хорошо, это то что мне было нужно.

Ласковый март

Будет возможность съездите туда на один день из Рима. Можно даже переночевать, думаю будет интересно посмотреть восход с этой красивой горы. Лен, спасибо тебе огромное за советы.