Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 30 мая 22:07

Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Истра — Россия Март 2019
35 35

С темой Фаберже мы связали три наших путешествия. Началось всё с поездки в Истру, где в музее «Новый Иерусалим», расположенном рядом с Новоерусалимским монастырем, в начале этого года проходила выставка под названием «Стиль Фаберже». Она задала тему. Далее была запланирована прогулка по Москве — по основным местам, связанным с московской историей компании Фаберже: бывший офис на Кузнецком мосту, дома управляющих московским отделением на Солянке и Пречистенке, в которых в своё время нашли клады с изделиями Фаберже, бывшие мастерские компании в Большом Кисельном переулке. И в завершении, конечно же, Санкт-Петербург — родной город ювелирной династии Фаберже: бывший главный офис на Большой Морской, недавно открытый музей Фаберже на Фонтанке, один из немногочисленных памятников прославленному ювелиру на одноименной площади. Рассказ решили разбить на три части по географическому признаку.

Предисловие

Фирма Фаберже реально была ювелирной империей, сегодня известно порядка 250 000 предметов, созданных за 45 лет её существования с 1872 по 1917 годы. У Карла Фаберже было много талантов: он был и художником, и геммологом (оценщиком камней), и реставратором, в юности сам работал ювелиром. Но главный его талант — предпринимательский: Фаберже смог собрать вокруг себя лучших художников своего времени. У него работали лучшие российские ювелиры того времени и он так построил дело, что ни у кого из них не возникало желания организовать независимый бизнес. Карл Фаберже умел отбирать и ценить истинные таланты и относился к своим работникам совсем не по правилам классических капиталистических отношений того времени. Состарившихся работников не гнал, мастерам платил достойное жалование, позволял им ставить на изделиях свое клеймо наряду с клеймом фирмы Фаберже. Известна достоверная информация о выплатах содержания 82-летнему, совсем ослепшему граверу, проработавшему в фирме со дня основания. В итоге мастера работали на Фаберже целыми династиями. В общей сложности в компании числилось до 500 человек: мастеров, продавцов, бухгалтеров. В составе его ювелирной империи были многочисленные мастерские, дизайн-студии, если говорить современным языком, множество магазинов и несколько филиалов: в Москве с 1887 года, в Одессе с 1890 года, в Лондоне с 1903 года и в Киеве с 1905-го.

Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Фото легендарного Карла Фаберже

Продукция компании Фаберже была очень разнообразна: бриллиантовые диадемы и портсигары, перстни и серьги, столовое серебро и иконные оклады. В мастерских Фаберже также трудились мастера-камнерезы, создававшие фигурки животных и людей, выполненные из цельных кусков камня и в сложных техниках эмали и флорентийской мозаики.

Но для большинства жителей нашей страны понятие «Фаберже» связано с яйцами — декоративные пасхальные яйца фирма Фаберже создавала в промышленных количествах. А фетишем эти ювелирные яйца сделала императорская семья. Поскольку эти яйца не имели никакого практического применения, да ещё были предназначены для царей, то отношение к Фаберже при социализме было соответствующее и народу информация, связанная с Фаберже, была мало интересна. В наше время интерес к истории компании с каждым годом возрастает и причин, по нашему мнению, несколько. Во-первых, изделия фирмы Фаберже это настоящие произведения ювелирного искусства, не только ни в чём не уступающие изделиям зарубежных конкурентов, но во многом превосходящие их. Время всё расставило по местам и ценность изделий знаменитого ювелирного дома со временем только растёт. Во-вторых, история расцвета и падения империи Фаберже тесно связана с историей нашей страны, она богата на события и может дать дополнительную информацию для понимания российской истории в целом. В-третьих, это история успеха одного из самых узнаваемых за рубежом российских брендов. Свидетельством сегодняшнего интереса к Фаберже стала невероятная популярность только что закончившейся выставки в Новом Иерусалиме. В выходные там было просто не протолкнуться, но и в будни на экскурсии, которые там организовывались, надо было записываться за несколько дней. Идея организовать выставку в музее «Новый Иерусалим», расположенном рядом с Новоиерусалимским монастырем, оказалась удачной, монастырь получил значительное количество дополнительных паломников. Потому как, если Вы приехали в Новый Иерусалим, обязательно зайдете поклониться святым местам.

Путевая информация

Добираться до Новоиерусалимского монастыря и музея «Новый Иерусалим» удобнее на скоростной электричке, ехать чуть более часа до станции со странным названием Новоиерусалимская. Сразу надо приготовиться, что благодаря одному из самых известных российских патриархов Никону многие топонимы здесь связаны с библейской тематикой.

Отправились в это небольшое путешествие с платформы Каланчёвская, история которой также оказалась связана с российскими императорами, как и многие другие темы этого дня. Вокзальное помещение на этой платформе построили для того, чтобы принять поезд c императором Николая II, направляющегося на коронацию. Но в итоге коронационный поезд прибыл на Брестский вокзал (ныне Белоруский). С тех пор это одна из самых малолюдных платформ Москвы.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Платформа Каланчёвская сегодня. Доминантой на любом виде станции является высотное здание гостиницы Ленинградская.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Красный домик на левой платформе платформы Каланчёвская — это реконструкция вокзального помещения, которое построили для встречи Николая II. На левой стороне фотографии виден плакат, на котором описывается история платформы Каланчёвская.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Станция Новоиерусалимская. Открылась в 1901 году как станция железной дороги Москва-Виндава (Вентспилс), обеспечивающей стратегический выход к Балтийскому морю.

От пристанционной площади станции Новоиерусалимская до монастыря ходят многочисленные автобусы, ехать три остановки, но можно добраться пешком. Буквально в прошлом году местные власти обустроили т.н. тропу паломников, на ней установили специальные скамеечки, освещение, в некоторых местах сделали специальное покрытие, чтобы было удобно идти. Летом эта тропа очень зеленая. Чтобы попасть на неё, надо от пристанционной площади по подземному переходу перейти Волоколамское шоссе. Начинается она от торгового комплекса оранжевого цвета с оригинальным для здешних мест названием «Новый Иерусалим» и проходит мимо института НИИЭМ (знаменитый институт электромеханики, связанный с космосом — градообразующее предприятие Истры) и 2-х этажных слегка облезлых домов, построенных, как сообщает интернет, ещё пленными немцами. Далее по недавно реконструированному навесному мосту тропа пересекает реку Истру, которая здесь, в среднем течении называется, разумеется, Иордан и уже с этого места открывается вид на белоснежные крепостные стены монастыря и золотые купола Воскресенского собора. Музейный комплекс «Новый Иерусалим» расположен за монастырем и до него надо топать ещё минут десять. Весь этот паломнический маршрут занимает минут тридцать-сорок, если двигаться средним шагом.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на Новоиерусалимский монастырь от пешеходного моста через Истру-Иордан

5
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на ту же реку Истра-Иордан с другой стороны монастырского комплекса. В центре фото виден скит патриарха Никона. Чем не вид под названием «Ранняя весна» как на картине Саврасова.

Новоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский монастырь произвел сильное впечатление: своей историей, качеством реставрационных работ, красотой своих изразцов и цветом крыш. После недавно законченной реставрации он выглядит очень нарядно как снаружи, так и внутри.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на Святые ворота Новоиерусалимского монастыря. Через них паломники попадают на территорию обители.

7
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Классический вид на Воскресенский собор. Если Вы впервые заходите на территорию Новоиерусалимского монастыря, трудно удержаться от восхищенного возгласа. Надо признать, что российские архитекторы постарались, чтобы архитектура Воскресенского собора производила сильное впечатление на паломника.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Это фото для себя назвали «Ангелы и кресты». На фотографии 9 ангелов и 9 крестов.

4
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на Святые ворота с внутренней территории монастыря

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Крепостные стены монастыря

Как улягутся первые впечатления, можно обратить внимание на детали.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра
6
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Неизгладимое впечатления производят разноцветные изразцы, украшаюшие Воскресенский собор

4
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Колокольня монастыря — жаль, что не услышали местного колокольного звона

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Это фото для себя назвали «Ввысь к богу»

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Печатный памятник у Западных ворот храма — высеченная в камне стихотворная «Летопись», сочиненная архимандритом Никанором и рассказывающая о строительстве Воскресенского собора.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Изумрудный цвет крыш монастыря — очень красивый необычный цвет

7
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра
6
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Пара фотографий Воскресенского собора, сделанных с крепостных стен монастыря. Красота, да и только.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на музейный комплекс «Новый Иерусалим» от монастыря. Музей построили к востоку от монастыря на другом берегу реки Истра-Иордан и так вписали в окружающее пространство, что он едва заметен с монастырских стен.

Монастырь имеет необычную историю, связанную с именем патриарха Никона, автора того самого церковного раскола 17-го века, который по мнению Солженицына привел к революции 17-го года. Несмотря на то, что внимательно прочитали всё, что нашли в сети про историю Новоиерусалимского монастыря, так до конца не уяснили, почему понадобилось заниматься копированием библейских объектов на русской земле. Понятно, что был церковно-государственный проект, призванный продемонстрировать значение России как оплота мирового Православия и наследницы Византии, но как показала дальнейшая история, проект не удался. Наверное, чтобы понять истинный смысл детища Никона и царя Алексея Михайловича, надо посетить «грамотную» паломническую экскурсию, на которую приглашают многочисленные объявления, расклеенные на монастырских стенах и коих мы видели во множестве во время нашего посещения Воскресенского собора. Не поняли Никона и церковные иерархи, которые в 1666 году низложили Никона с патриаршего престола на Соборе Вселенских Патриархов. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а пространственно-ландшафтная икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением предыдущего Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.

Но русским царям решения Вселенского собора не указ и следующий русский царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь, но Никон так и не доехал до обители своей мечты. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля, его похоронили, согласно завещанию, в приделе Воскресенского собора. Дальнейшая история монастыря была крайне интересной и много чего в смысловом плане сегодня хранит его архитектура, но не будем касаться ни того ни другого, а предоставим слово научным работникам музея «Новый Иерусалим», которые и проводят экскурсии по Новоиерусалимскому монастырю. Отметим также, что посещение Новоиерусалимского монастыря для истинно воцерковленных людей — настоящий праздник души. Очень красиво и не надо ехать в настоящий Иерусалим, чтобы поклониться святым местам, всё есть в родной стороне.

Предметом же нашего интереса в это посещение Нового Иерусалима стала выставка «Стиль Фаберже». Проведение выставки в этом месте отнюдь не случайно. Прежде всего потому что Русская Палестина — место, исторически связанное с царской фамилией. Представители династии Романовых всегда благоволили здешним местам, даруя Ново-Иерусалимскому монастырю богатые подношения. Неоднократно бывал в Новом Иерусалиме и последний российский император Николай II, в годы правления которого ювелирная фирма Фаберже переживала необычайный расцвет.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вход в музей «Новый Иерусалим». Музейный комплекс имеет необычный вид с претензией на современную архитектуру.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Вид на Новоиерусалимский монастырь от музейного комплекса. Погода ранней весной очень переменчива.

Выставка «Стиль Фаберже» в музее «Новый Иерусалим»

Выставка «Стиль Фаберже» в Новом Иерусалиме была интересна тем, что в одном месте собрали большое количество изделий фирмы Фаберже (более 400-х предметов) из нескольких музеев: музея Фаберже в Баден-Бадене, Эрмитажа, Петергофа, Исторического музея и музея декоративно-прикладного искусства. Фишкой выставки была большое количество предметов коллекции частного музея из Баден-Бадена, которые ранее никогда не демонстрировались в России. Принадлежит этот музей Александру Иванову — ныне он уважаемый коллекционер, начинал в 90-е с торговли компьютерной техникой. В его послужном списке как антиквара приобретение 4-х императорских яиц. Императорскими называют яйца, подаренные российскими императорами Александром III и Николаем II своим супругам и матерям. Всего по разным данным было изготовлено от 50 до 54 императорских яиц, на данный момент известно местонахождение лишь сорока трех. Помимо императорских фирма Фаберже делала ювелирные пасхальные яйца по заказам других именитых клиентов: 7шт. было сделано для богатейшей купчихи Варвары Кельх (почему именно для неё — историческая загадка, которая не имеет пока ответа), по одному пасхальному яйцу фирма Фаберже изготовила для князя Феликса Юсупова, герцогини Мальборо (в девичестве Вандербильт, дети которой лишили Уинстона Черчилля титула герцога), барона Ротшильда и нефтепромышленника Нобеля.

Своё первое яйцо Фаберже — яйцо-часы Ротшильда Александр Иванов купил на аукционе Кристи за 18,5 млн. долларов и подарил Эрмитажу. Это яйцо на 250-летие главному музею страны вручил лично Путин. История не совсем ясная, злые языки утверждают, что Иванов был просто подставным лицом и одно из самых ценных яиц Фаберже целенаправленно покупали под юбилей Эрмитажа.

На ценность произведений Фаберже наряду с их художественными достоинствами влияют истории, с ними связанные. Поэтому несколько слов об истории самого дорогого яйца. Яйцо-часы Ротшильда было создано в 1902 году главным мастером дома Фаберже Михаилом Перхиным. Более 100 лет оно находилось в частной коллекции миллиардеров. Яйцо было приобретено у ювелирного дома Фаберже семьей Эфрусси. В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо в качестве подарка на помолвку Жермены Хальфен и своего младшего брата, барона Эдуарда Ротшильда. Внутри яйца — петушок из драгоценных камней. Каждый час он появляется, расправляет крылья, взмахивает ими четыре раза, затем три раза кланяется своей головкой, раскрывает клюв и поет. Всё это длится 15 секунд, после чего колокольчик отбивает часовые удары. Яйцо Ротшильда занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое дорогое русское художественное произведение, когда-либо проданное на аукционах.

5
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Яйцо Ротшильда — самое дорогое яйцо Фаберже за всю историю легендарной ювелирной фирмы и российского ювелирного дела. В настоящее время находится в Эрмитаже. Фото с официального сайта Эрмитажа.

После этой операции под прикрытием Александр Иванов получил индульгенцию от российских властей, открыл первый частный зарубежный музей Фаберже и участвует со своей коллекцией во всех значимых российских выставках, связанных с именем Фаберже. Коллекция в Баден-Бадене собралась более чем внушительная (говорят, что один арабский шейх предлагал за неё 2 млрд. долларов), но к главным сокровищам музея — императорским яйцам, которые привезли в Истру, есть некоторые вопросы. Дело в том, что предметы, произведенные фирмой Фаберже, чрезвычайно популярны у коллекционеров и по миру гуляет невероятное количество их подделок, есть даже такое понятие как Фальшберже. Как шутят специалисты определенного круга, любой приличный ювелир Нью-Йорка завсегда имеет полный набор клейм Фаберже. В свое время «большой друг Советской России» Хаммер вывез в Америку большинство клейм фирмы Фаберже и даже организовал собственное производства ювелирных изделий под знаменитой маркой. Парадокс, но подделки зачастую имеют не меньшую художественную ценность, в Нью-Йорке в свое время огромным успехом пользовалась выставка подделок под Фаберже, но тем не менее всем подавай именно оригиналы. За настоящим Фаберже охотятся все: от гангстеров до арабских шейхов и английской королевы и знатоки готовы платить за них огромные деньги.

Но вернемся к выставке в Новом Иерусалиме. Сначала про императорские яйца, которые были представлены в Истре: пасхальное императорское 1904 года, яйцо «Созвездие Цесаревича» 1917 года и «березовое» императорское яйцо того же 1917 года.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Зал выставки «Стиль Фаберже», где были представлены главные сокровища музея в Баден-Бадене — императорские яйца

5
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Императорское пасхальное яйцо 1904 года. Фирма Карла Фаберже, мастерская Михаила Перхина и Генрика Вигстрема. Россия, Санкт-Петербург, 1904 г. Золото цветное 72 пробы, алмазы, бриллианты, цветные эмали по гильошированному фону, два больших портретных бриллианта, бархат, слоновая кость, акварель. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Яйцо из белой эмали император Николай II заказал Карлу Фаберже на десятилетие свадьбы с Александрой Федоровной в 1904 году. Сюрпризом внутри яйца стал букет полевых цветов из золота, эмали и бриллиантов в небольшой корзинке. На одном цветке сидел шмель, а на другом — божья коровка. По тем временам яйцо стоило 12 600 рублей — тогда как, например, месячное жалованье генерала составляло примерно 500 рублей. На выставке в Истре это яйцо экспонировалось впервые за его столетнюю историю.

4
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Императорское пасхальное яйцо «Созвездие Цесаревича». Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград, 1917 г. Золото 72 пробы, бриллианты, горный хрусталь, стекло, нефрит. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Это яйцо значительно отличается по стилистике от остальных яиц Фаберже. Но главное, в истории этого яйца много темных пятен. Дело в том, что в минералогическом музее им. Ферсмана в Москве на Ленинском проспекте тоже хранится незаконченное яйцо под тем же названием. Известно, что сын Карла Фаберже Агафон некоторое время сотрудничал с Советской властью и в свое время передал известному минерологу Ферсману часть камней, разумеется, не драгоценных, оставшихся от разграбленной в революцию коллекции минералов компании Фаберже. И среди них были части хрустального яйца под названием «Созвездие Цесаревича». Эти части специалисты музея Ферсмана идентифицировали значительно позднее, это было сделано уже в 21-ом веке, и отчасти хрустальное яйцо было восстановлено. Так появилась одна из загадок наследия Фаберже: где настоящее яйцо — законченное у Иванова в Баден-Бадене или незавершённое в Музее Ферсмана в Москве. Мнения специалистов разделились. Одни, которые за музей Ферсмана, говорят, что у Иванова это и не яйцо вовсе, а стеклянный шар и это просто очень качественная подделка. И яйцо Иванова действительно круглое, в чём можно было убедиться на выставке в Истре. Иванов в ответ подтянул правнучку Фаберже Татьяну, которая долгое время жила и работала в Швейцарии, она стала утверждать, что нашла в сохранившихся семейных архивах описание именно этого круглого хрустального яйца. Третьи эксперты призывают жить дружно и предлагают договориться, что было целых два хрустальных яйца. Между тем Александр Иванов активно возит свое круглое «Созвездие Цесаревича» по выставкам, тем самым легализуя свое сокровище. Приведем описание этого яйца от главного художника фирмы Фаберже Бирбаума: «Я не имею понятия о местоположении яйца, но довольно точно помню, как оно выглядело. Яйцо было выполнено из темного голубого стекла и инкрустировано изображением созвездия Льва, под которым родился цесаревич. Оно поддерживалось херувимами и облаками из опакового горного хрусталя. Это произведение содержало часы с вращающимся циферблатом. Исполнению пасхального яйца помешала Первая мировая война, херувимы и облака были изготовлены, а само яйцо с инкрустацией и пьедестал остались незаконченными».

На тему поиска последнего императорского пасхального яйца был снят российский телевизионный фильм под названием «Тени Фаберже». На экраны он вышел в 2009 году. Карла Фаберже в первой её части сыграл Анатолий Ромашин. В фильме много чего намешано, включая мистику, но есть уникальные съемки коллекций изделий Фаберже в Букингемском дворце и королевской резиденции в Бангкоке, соответственно принадлежащих английской королеве и королю Таиланда, а также предметов собраний Фаберже самых известных в мире частных коллекционеров: Форбса и братьев Шейфферов в США, Сноумена в Великобритании.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Императорское пасхальное яйцо из карельской березы. Фирма Карла Фаберже, мастерская Генрика Вигстрема. Россия, Петроград, 1917 г. Карельская береза, золото 72 пробы, сапфир (ключик от сюрприза: золото 72 пробы, серебро 88 пробы, алмазы, эмаль, сталь). Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Еще одно необычное яйцо компания Карла Фаберже изготовила из карельской березы. Николай II заказал его как пасхальный подарок своей матери Марии Федоровне, и придворный ювелир опять удивил оригинальностью подхода. Яйцо-то было простое из дерева, но в качестве сюрприза внутри в яйце был размещен небольшой механический слоник, сделанный из золота, серебра и эмали и усыпанный бриллиантами и алмазами. Слоника заводили ключом, также изготовленным из самых драгоценных металлов, и он мог некоторое время шагать. Сохранилось письмо Карла Фаберже Александру Керенскому, датированное мартом 1917 годом — российский император к этому времени уже написал отречение от престола, с просьбой передать это яйцо семье Николая II. Историки сходятся во мнении, что Керенский не разрешил этого сделать. Последний раз «берёзовое» яйцо было упомянуто в описи экспроприированных в 1918 году революционной властью сокровищ дома Фаберже на Большой Морской. По поводу судьбы деревянного императорского яйца на протяжении последующих 100 лет есть масса версий, но нет никаких достоверных исторических документов. И вдруг оно появляется у Александра Иванова и он утверждает, что владеет самым, что ни на есть подлинным деревянным императорским яйцом и даже приводит некие подтверждающие документы. Тем не менее, многие эксперты не соглашаются с ним, настаивая, что оно не было надлежащим образом атрибутировано.

На выставке в Истре были выставлены не только императорские яйца из коллекции музея в Баден-Бадене, но и столовое серебро, ювелирные изделия ушедшей эпохи, табакерки, портсигары производства легендарной компании. Фирма Фаберже производила не только статусные ювелирные изделия невероятной красоты и стоимости, но и предметы повседневного обихода для обычных людей: подвески, рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена. Впервые в украшениях в промышленных объемах стали использоваться уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Диапазон клиентов фирмы Фаберже был очень широк, условно говоря, от императрицы до горничной. Но какой бы цены не было изделие, все они были отмечены печатью элегантности и особого стиля, присущих только изделиям Фаберже. В годы первой мировой войны на заводах компании производили гильзы для патронов и медицинские шприцы для фронта. Сложно представить себе, чтобы этим занималась, например, какая-нибудь статусная ювелирная компания типа Тиффани, она бы распугала всех своих титулованных заказчиков.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Шприцы от Фаберже

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Солдатский портсигар от Фаберже

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Серебряная солдатская миска от Фаберже. Такие же миски изготавливались из меди и латуни. Можно предположить, что разные типы мисок полагались разным чинам дореволюционной российской армии.

Московское отделение фирмы Фаберже славилось серебряных дел мастерами.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Набор из кувшина и рюмок в виде фигурок зайца и шести зайчат. Фирма Карла Фаберже. Россия, Москва, 1894 г. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

В конце 19-го века Николай II заказал у Фаберже подарок для болгарского цесаревича Бориса. В то время русский и болгарский престолы были дружны и болгары ещё хранили благодарность русскому народу за помощь в освобождении от многовекового гнета Османской империи. Идея подарка принадлежала российскому императору: он предложил ювелиру идею серебряного сервиза для вина с такими рюмками, которые невозможно было бы поставить, не выпив до дна, чтобы не пролить содержимое. И Фаберже создал необычный серебряный набор в виде зайцев, в котором большая зайчиха была кувшином, а зайчики — хитрыми стопками. Набор долгое время хранился в Болгарии, и только в 1950-х годах этот исторический раритет продали американскому коллекционеру, он стал неактуален для болгарской стороны.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Серебряная фигурка обезьяны. Московские мастерские фирмы К.Фаберже. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия. Удивительная работа, кажется, что видишь каждый волосок шерсти обезьяны.

6
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Трёхручная серебрянная ваза, выполненная с использованием технологии нанесения многоцветной эмали по скани. Мастерская Ф.Рюкерта, Москва.

4
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Серебрянный портсигар от Фаберже, выполненный с использованием технологии нанесения перегородчатой эмали. Среди мужской половины семьи Романовых была особая мода щеголять портсигарами от Фаберже. Каждый день после обеда к дому № 24 по Большой Морской съезжались великие князья — посмотреть, что нового у Фаберже выставлено на продажу. А потом в Зимнем дворце, в курилке у Церковной лестницы, хвастались портсигарами от придворного ювелира — причем высшим шиком считалось иметь каждый день разные. Аки дети, честное слово, страной бы лучше занимались.

Когда российским императорам надо было подарить что-нибудь на память венценосным особам Европы, Китая или Японии, они долго не думали, и как правило, дарили изделия Фаберже. В Зимнем дворце была даже организована специальную кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже. Семья Николая II много путешествовала (соответственно заниматься страной было некогда) и по пути раздаривала огромное количество разнообразных предметов с клеймом фирмы. Но Николай II царские подарки делал не только царям и королям: в 1896 году император заказал Фаберже оригинальное украшение для легендарной актрисы Марии Ермоловой. Брошь в виде бабочки, на которой есть все виды драгоценных камней — бриллианты, рубины, опалы, сапфиры, — император лично подарил артистке на ее бенефисе. Как это изделие Фаберже невероятной красоты и исторической ценности оказалось в частном музее Баден-Бадена — отдельная история.

5
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Брошь «Бабочка». Золото, изумруды, алмазы, бриллианты, рубины, опалы, жемчуг, лунный камень. Санкт-Петербург, 1895—1896 гг. Подарок Николая II актрисе Марии Ермоловой. Санкт-Петербургские мастерские фирмы К.Фаберже, 1895–1896. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Ниже несколько наиболее запомнившихся ювелирных украшений с выставки «Стиль Фаберже».

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Императорская диадема. Мастерская М.Перхина, Санкт-Петербург. Золото, рубины, бриллианты, алмазы-розы. Алмазами-розами называются алмазы величиной от 1 до 2 карат с огранкой типа «Роза» или «Роззетта». Алмаз с огранкой «Роза» характеризуется плоским основанием, а его поверхность состоит из мельчайших треугольных фасетов — площадок.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Брошь с рубинами. Золото, рубины. Мастерская А.Гурьянова, Санкт-Петербург.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Заколка для галстука с мышкой и алмазом. Серебро, золото, алмаз. Московские мастерские фирмы К.Фаберже.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

А это украшения попроще для менее титулованных особ. Золотая цепь со съемными украшениями. Привет современной фирме Pandora, она отнюдь неоригинальна со своими съемными побрякушками.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Декоративное дерево для хранения съемных украшений в стиля аля-Pandora. В те времена были очень модны маленькие изящные яйца-брелоки различных фасонов и отделки, драгоценные кулончики, которые вешали на шею, на пояс, на броши, собирали в ожерелья. На балах дамы были увешаны такими украшениями и по воспоминаниям современников декоративные яйца Фаберже десятками рассыпались по сверкающему паркетному полу.

3
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Петушок из нефрита как пример также модных в те времена камнерезных фигурок, в искусстве обработки которых мастера фирмы Фаберже достигли небывалых высот. Для украшения фигурки использовано золото и алмазы-розы.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Самый зачетный экспонат выставки «Стиль Фаберже» под названием «Сосенка». Изготовлен из чистого золота. Ваза сделана из бовенита.

На выставке в Истре организаторы реконструировали кабинет управляющего ювелирной фирмой, используя сохранившиеся описания рабочего кабинета Карла Фаберже. Как утверждали организаторы выставки, здесь были представлены подлинные, абсолютно раритетные предметы того времени. Например, телефон фирмы Эриксон, который стоял в кабинете самого Карла Фаберже на Большой Морской улице в Петербурге. Уникальную стальную подставку для телефона изготовили в самой фирме Фаберже. Или латунная лампа и лупа из мастерской Михаила Перхина — одного из самых выдающихся мастеров фирмы Фаберже. Перхин родился в крестьянской семье и с 16-ти лет его судьба была связана с ювелирным делом. В фирме Фаберже он руководил собственной мастерской, в которой были созданы многие императорские пасхальные яйца, в том числе и самое дорогое яйцо Ротшильда.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Реконструированный кабинет Карла Фаберже

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Телефон настольный фирмы Эриксон с серийным номером № 304. Начало ХХ века. Сталь, красное дерево. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Рабочая лампа с лупой из мастерской Михаила Перхина. Россия, Москва. Начало ХХ века. Музей Фаберже, Баден-Баден, Германия.

Приведем пару старинных фотографий, демонстрировавшихся на выставке, с видами мастерских Фаберже, дабы проникнуться атмосферой того времени.

1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра
1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

И в заключении несколько слов о самом оригинальном экспонате музея Фаберже в Баден-Бадене: натюрморте со стаканом водки в стиле «Авангард», как указано на официальном сайте музея Фаберже в Баден-Бадене. В народе этот этюд получил название «Пролетарский завтрак». Автор, место и точная дата изготовления неизвестны. Дата обнародования экспоната музеем — 2011 год.

2
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра
1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра
1
Фаберже – превосходство вне времени: Истра-Москва-Санкт-Петербург. Часть первая: Истра

Эта красота в виде камня, на котором разложен «джентльменский набор»: яичница, обрывок газеты, граненый стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренный бычок, обошлась музею, как было объявлено, более чем в 1 млн. долларов. Несмотря на кажущуюся простоту, натюрморт выполнен из самых дорогих материалов: кирпич выточен из яшмы, белок изготовлен из белой эмали, желток — из янтаря, газета, рыбки-закуска и мухи — из серебра, стакан и его содержимое — из хрусталя, а бычок — из кварца и серебра. Особенно поражает ручная гравировка по серебру текста газеты. Газету на натюрморте можно совершенно свободно читать. Как отмечают ювелиры, такая гравировка — это чрезвычайно кропотливая и трудоемкая работа, доступная настоящим мастерам.

Помимо исходного совершенства этого произведения как образца камнерезного и ювелирного искусства оно дополнено политическим подтекстом. На натюрморте изображена точная копия «Ведомостей Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного 17 октября Николаем II. Манифест явился тогда прообразом первой Российской Конституции. В нем российский император объявил о создании в России парламента (Госдумы) и гарантировал российским гражданам конституционные права и свободы: право выбора, свободу слова, вероисповедания и совести. Именно этот долгожданный царский указ так сильно приветствовали старообрядцы.

Виртуозность исполнения этого произведения в стиле современного поп-арта поражает воображение, но дальше начинаются сложности с его атрибуцией. Неизвестно у кого музей приобрел такую заметную вещь, нет авторских эскизов и каких-либо упоминаний о нём в сохранившихся архивах Фаберже. Полное отсутствие сведений о провенансе — есть такое понятие в антиквариате, т. е. достоверных сведений об истории представленного произведения. Все это, в дополнение к проблеме не фабержеского стиля, порождает сомнения в подлинности музейной атрибуции изделия. Но собственно тем антиквариат и интересен: открытия, восторги, исследования, фальсификации, разоблачения.

На выставку «Стиль Фаберже» Александр Иванов «Пролетарский завтрак» не рискнул привезти, наверное, по причине того, что ещё не улеглась поднявшаяся волна разоблачений мистификации антиквара. Вскоре после появления информации о новом приобретении музея Фаберже искатели истины раскопали заметку в питерском журнале «Сизиф» за 2008 год современного российского (ранее советского) резчика по камню Александра Левенталя о его совместной работе с ювелиром Юрием Топтуновым: «…А в нашей совместной работе на тему поп-арта „Манифест 1905 года“, выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из кахолонга и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом». Описание в «Сизифе» подозрительно напоминает экспонат музея Фаберже в Баден-Бадене. А может быть было два этюда: современный и дореволюционный?

Камнерезное искусство появилось в России в начале восемнадцатого века, а спустя два столетия, в результате деятельности Карла Фаберже и его фирмы, приобретает свою классически совершенную форму. Сам Карл Фаберже был страстным коллекционером резных фигурок из полудрагоценных камней, у него их было более 500шт. Камнерезную школу Фаберже разрушила революция, а уже Александр Левенталь считается одним из основателей современной петербургской школы камнерезного искусства. Он является участником и дипломантом многих российских и международных выставок, обладателем Гран-при международной ювелирной выставки «Петербургский ювелир». Несколько его работ находятся в Государственном Эрмитаже. Такая вот случилась перекличка поколений российских мастеров.

Какие можно сделать выводы из истории, связанной с таким великолепным, чисто российским ювелирным изделием, как «Пролетарский завтрак». Во-первых, не оскудела русская земля талантами. Даже если предположить, что этот экспонат является современном ювелирным произведением, то с высокой долей вероятности Фаберже одобрил бы его и поставил бы под ним своё клеймо, настолько оно является совершенным. Так что оно имеет полное право находиться в музее, названного именем самого знаменитого российского ювелира. Во-вторых, «Пролетарский завтрак» по сути является актуальным произведением во все времена сложной российской истории. Проблема прав и свобод российского народа — краеугольная в нашей истории. Говорят же, что революцию подготовил ещё Александр III, когда жестко свернул все прогрессивные преобразования царя-освободителя Александра II. Николай II попытался исправить ситуацию, но было уже поздно. А пришедшие к власти Керенский и иже с ним спасовали перед напором революционных пролетарских масс. А в-третьих, можно конечно же предъявлять претензии к Александру Иванову, что он является в некотором роде мистификатором в отношении произведений Фаберже. Но в чём ему нельзя отказать, так это в том, что он является одним из самых ярких популяризаторов имени Фаберже, как российского бренда. И это только играет на руку российскому культурному наследию, успех прошедшей в Истре выставки это прямо доказывает.

Есть такие мнения, что сегодня в глазах зарубежного обывателя имя Фаберже входит в тройку основных российских потребительских брендов наряду с водкой и автоматом Калашникова — не берем, конечно, в расчет писателей и художников, балет и космос, где мы, надо отметить, с каждым годом сдаем свои позиции.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Бронирование отелей
в Истре
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии