Турист Светлана (Svet-lanka)
Светлана
была 16 июля 2023 17:57

Рига — Латвия Январь 2019

Я редко пишу отзывы о ресторанах и кафе. Может, потому что в путешествиях внимание сосредоточено больше на красивых видах и достопримечательностях, может, потому что есть люди, куда более сведущие в этом вопросе, те же ресторанные критики, в конце концов, есть всеми известный трипэдвайзер с кучей комментариев о заведениях, расположенных даже в самых далеких уголках планеты.

Вкусный маршрут по Риге

Сначала хотела поделиться всего лишь одним вкусным местом из рижского уик-энда, но потом поняла, что одной точкой на карте не отделаться, и вообще латышская кухня — это обязательная часть программы. Хотя бы потому, что цены в Риге значительно ниже, чем в других европейских странах, а значит, даже экономный турист может себе позволить хорошее заведение, и даже ресторан, коих здесь предостаточно, как и кафе, кондитерских, пельменных, блинных и прочих. Латышская кухня заманчивая, самобытная, местами чем-то схожая с нашей, местами со своей изюминкой.

Вкусный маршрут по Риге

Итак, начнем кулинарное приключение! Если честно, знакомство с латышской кухней изначально у нас не очень-то и задалось. Время близилось к обеду, нам хотелось традиционной кухни, пора было попробовать страну на вкус. Придерживаясь постулата «мы то, что мы едим». Хотелось узнать, из чего же сделаны эти латыши, что любят, чем живут. Пиццу оставим для Италии, пельмени поедим и дома.

Вкусный маршрут по Риге

Поселились мы в самом центре Риги, у собора Святого Петра, а там заведений, казалось бы, полно. Но не тут-то было. Прошли мимо ирландского паба, потом мимо пивного ресторана — все они, кстати, очень классно оформлены, завлекают прохожих. Хочется зайти, но у нас уже другие планы, и изменять им в этот обед мы были не намерены.

Вкусный маршрут по Риге

Потом нам попался приятный уютный ресторанчик рядом с аркой в исторический двор Конвента. Вид оказался обманчивым: в этом милом ресторане меню оказалось с характером — все блюда, которых было максимум с десяток, из кабанятины и лосятины. С одной стороны, это неудивительно. В северных странах есть роскошные леса, в которых скачет немало съедобной дичи. С другой, современные латвийцы предпочитают обычную свинину и говядину, а средневековые изыски больше для туристов. Нам тоже хотелось хоть какого-то разнообразия и фантазии шеф-повара, не ограничивающейся кабанами и лосями. Все-таки удобно, когда есть меню на входе, в Европе и во многих других странах эта штука распространена, у нас же только-только начинают к этому понемногу привыкать. Когда для тебя меню и цены остаются полным сюрпризом, этот сюрприз не всегда может оказаться приятным. Конечно, можно попросить меню официанта, но вставать и уходить, например, если в меню не заявлено ни одного вегетарианского или безглютенового блюда, или ценник превышает ваши финансовые возможности, как-то неловко. Не оставаться же из вежливости, да и зачем тратить время свое и других.

Вкусный маршрут по Риге

Потом мы наткнулись на ресторан «Petergailis», о котором читали много хороших отзывов. Почему бы не зайти? Но и тут случился облом. Подергав ручку двери, мы ее так и не открыли, хотя видели, что внутри есть люди. Видимо, за последний час дергали эту дверь слишком часто, а в ресторане обеденный аншлаг, мест свободных нет. Официанты от надоедливых посетителей отделались своеобразно — заперлись на ключ, и дергайте сколько угодно. Забегая вперед, скажу, что в ресторан этот мы все-таки попали, но позже.

С третьей попытки нам все же удалось разместиться в заведении «Niklavs». Ресторан оказался просто топ из топов. Для меня он не просто лучший в Риге, это вообще один из лучших ресторанов, в которых я бывала. Отличная награда за долгие хождения в поисках чего и где бы покушать.

Интерьер достаточно простой, но стильный, ничего лишнего. С милыми деталями для уюта и атмосферой рождественского праздника. Как вам такой пряничный домик?

Вкусный маршрут по Риге

Персонал вышколен, очень вежливый и внимательный. Официанты и бармен в форме и в белых перчатках. Заказ приносят точно по времени, если сказали, что двадцать минут будет готовиться блюдо — значит двадцать. Подача блюд — абсолют эстетического наслаждения для глаз. Палитра красок, замысловатые формы, хаотичные мазки из соусов… Картина, заслуживающая аплодисментов. Для повара главные аплодисменты — желание поскорее попробовать его кулинарное творение.

Последние тенденции ресторанной индустрии — акцент на форме. Давно уже пришло осознание того, что еда должна быть не только вкусной, но и красивой, интересно выглядеть и пробуждать аппетит. К тому же, избирательного и порою избалованного клиента сложно чем-то удивить и восхитить, вот и изощряются повара как могут, в попытках преподнести миру свой новый кулинарный шедевр.

Вкусный маршрут по Риге

Когда видишь превосходную форму, немножко настораживаешься, а не забыл ли повар собственно о содержании? В Niklavs не только не забыл, но и превзошел. Картофельные блинчики с лососем и сметаной, кровяная колбаса, начиненная крупой c запеканкой из картофеля и маринованной тыквы — все это очень и очень вкусно.

Меню разнообразное: есть и мясо, и птица, и рыба, креветки, гребешки, традиционные латвийские закуски. Каждый найдет что-то, ну, а подача… так и хотелось заказать еще чего-нибудь, просто посмотреть полюбоваться блюдом, как бы странно это не звучало.

Вкусный маршрут по Риге

Завершилось все это пиршество ярких вкусов ноткой ягодной свежести и кислинки, которую привнес воздушный десерт — пастила из малины и аронии с грушево-ванильным соусом.

Что качается цен, для Риги они высокие, как и полагается, ресторану такого уровня с такой кухней. Но после таллиннских ценников в ресторанах он выглядит вполне умеренным и адекватным.

Мы ничего не слышали об этом ресторане ранее, хотя ассоциации о картинах и кулинарном искусстве родились сразу же. И не случайно. Оказалось, здание, где находится ресторан, связано с латышским художником-модернистом Никлавсом Струнке. Поэтому гости ресторана должны получать не только вкусовое, но и эстетическое удовольствие. Такова концепция ресторана. Видимо, сами стены этого исторического здания вдохновляют поваров, на кухне которого рождаются маленькие кулинарные шедевры.

Вкусный маршрут по Риге

Что же из себя представляет латышская кухня? Латвия — сельскохозяйственный регион, отсюда и пища у них простая и незамысловатая. Мясо, птица, молочные продукты: сыры, масло, и обязательно простокваша, кефир, творог, сметана (ну в какой еще Европе вы такое найдете?).

Дары Балтийского моря тоже заняли свое место в национальной кухне: сельдь в разных ее видах, салака, килька. Наконец, знаменитые рижские шпроты. Без этого сувенира нельзя возвращаться домой! Самые вкусные: крупные и тающие во рту «Царские». Купить их можно или на центральном рынке (а еще там большой ассортимент всякой рыбы и икры) или в супермаркетах, например, в Rimi. В Старом центре Риги за вкусностями стоит отправиться в торговый центр «Галлерея».

Вкусный маршрут по Риге

Там, в супермаркете Rimi вы сможете купить и другую продукцию латвийского происхождения: сыры, колбасы, печенье, конфеты. Особенно популярны сладости местной шоколадной фабрики «Лайма». В историческом центре, на улице Šķūņu iela 16, есть также фирменный магазин «Laima 1870» на случай, если в супермаркете чего-то нет. Самые оригинальные конфеты и шоколадки «Серенада», «Красный мак», с рижским бальзамом.

Не обошлось и без влияния соседей, в Риге можно попробовать блюда эстонской, литовской, немецкой и белорусской кухонь. Как уже было сказано, отдается предпочтение сытной и простой еде, так что завтракают латыши плотно. Есть даже такое блюдо «крестьянский завтрак» — домашняя колбаса, копченая корейка и отварная картошка заливаются яично-молочной смесью и запекаются на сковороде. Кроме популярного деликатеса — кровяной колбасы, можно попробовать клопс (бифштекс под луковым соусом), силькю пудиньш (запеканка из отварного картофеля и сельди), камаро (тушеная курица), путры (каша из овощей, крупы, с добавлением копченого сала или мяса и кисломолочных продуктов). Добавьте сюда же серый горох, гороховые и хлебные супы. Из десертов — сладкий хлебный суп со взбитыми сливками и брусничным вареньем, пипаркукас (пряное печенье) и буберте (манная каша со взбитыми сливками). На деле не все так и просто с этой латышской кухней, зато интересно! Какие еще особенности кухни? Латвийцы как и эстонцы любят всякие соленья и консервацию. Причем маринуют все подряд от лесных грибов до огурцов, свеклы и тыквы. Тыквенный суп так вообще похоже излюбленное блюдо. Нам в нескольких заведениях приносили маленький стаканчик тыквенного крем-супа в качестве комплимента от шеф-пора. Такой аперитив, полезный, легкий, правда, почти безвкусный.

Вкусный маршрут по Риге

Еще в качестве приятного бонуса во многих латвийских и эстонских ресторанах предлагается хлеб нескольких видов, чаще ржаной с различными семенами, изюмом и орехами, и сливочное масло. Рижский хлеб любой вкусный, а ржаной просто наивкуснейший (учитывая, что я его не люблю, и то оценила этот черный хлебушек). Сливочное масло тоже подают нескольких видов, и в разных заведениях оно разное. С зеленью, томатами, и самое оригинальное — конопляное. Где-то масло ну очень вкусное, сладко-солоноватое, воздушное и нежное, кажется, его только взбили. Где-то не отличается от обычного магазинного.

А мы тем временем пришли в следующее вкусное, но немного странное место «Bar & Restaurant Petergailis».

Помните, нам не удалось туда попасть, а все потому, что нужно бронировать стол заранее. Ведь ресторанчик небольшой, а пользуется успехом. Мы это дело с бронью проигнорировали, и все-таки «О, чудо в Рождество!» столик на двоих оказался свободным, кто-то не пришел.

Вкусный маршрут по Риге

И мы уселись разглядывать интерьер в ожидании меню. Интерьер скромный, в серых тонах. Уютно, сдержанно, со вкусом. Особенно внимание привлекали витражные окна.

Вкусный маршрут по Риге

Пока ждешь заказ — можно разглядывать стеллажи с забавными петушками. Петух в Риге главный сторож, не просто так он красуется на шпиле собора Святого Петра, рядом с которым и расположен ресторан «Petergailis». Петух символизирует бдительность, он охраняет красавицу Ригу от всякой нечисти. Петушок висит и на стене у входа в ресторан, поэтому найти это заведение не составляет труда.

Ресторан открылся в 1978 году, изначально там можно было только полакомиться пирожными и мороженым, выпить чашечку кофе или пропустить пару авторских алкогольных коктейлей.

Сейчас здесь можно выбрать любое блюдо, которое вам приготовят из свежих преимущественно фермерских продуктов, овощей, лесных грибов и ягод. Вот и мы отведаем ароматного грибного супчика.

Вкусный маршрут по Риге

Кстати, завтраки здесь подают до часу дня, так что шанс отведать блинов с вареньем из морошки есть даже у самых сладких сонь.

С кухней в этом ресторане все на отлично, цены сопоставимые с предыдущим рестораном. Хорошо можно покушать и на 20 евро с человека, а если хочется гульнуть по полной: первое, второе и десерт, то в 30–40 все равно уложитесь. Сюда я уже включила (бокал вина, кофе или чай…). Опять же, повторюсь, для сравнения, в таллиннских ресторанах такого же уровня цены на 20–30% выше, а уж про Испанию, Италию я лучше промолчу.

Вкусный маршрут по Риге

С чем беда в этом ресторане, так это с обслуживанием. Вот не зря же они дверь на ключ закрывают… Сначала мне перепутали глинтвейн вместо классического с красным вином принесли белый с яблочным сидром, правда, извинялись искренне и быстренько исправили это небольшое недоразумение. Потом нам принесли маленькие пустые тарелочки и ножики, и наши блюда по готовности. В чем подвох? Мне для супа точно нож не нужен, но мы люди уже бывалые, знаем, что к чему: ждем положенный комплимент — хлебушек с маслом. А его все нет и нет, нет и нет… уже и суп стынет, а хлебную корзинку не несут. Лишние столовые приборы то принесли, мы конечно поинтересовались, может, интуиция нас в этот раз подвела, вдруг у латышей так принято, ножами грибы в супе ковырять, мало ли. И тут опять наш официант стал извиняться, что масло кончилось, его сейчас сбивают и еще капельку нужно подождать. Через пару минут примчался с закуской и радостно сообщил, что сам помогал на кухне масло взбивать. Чудны дела, за баром коктейли наливает, масло взбивает, заказы принимает, тарелки уносит-приносит… Даже жаль стало парня, как он тут зашивается. Зал хоть и не большой, но народу под завязку — многие пришли целыми семьями отмечать Рождество. И повар похоже тоже на кухне зашивается, если ему официант масло сбивает. Но самое забавное, когда мы уходили, обнаружился еще один официант, который стоял у единственного еще свободного столика с табличкой брони и медленно, очень медленно водил тряпочкой по расставленным и так уже натертым до блеска бокалам. И пусть весь мир подождет… ну и ладно, что коллега там за четверых упахивается.
Мой вердикт этому месту такой: заходить стоит, если вы располагаете временем и никуда не спешите. Там действительно вкусно и иногда стоит того, чтобы ждать.

Еще один популярный ресторан традиционной кухни — «Salve». Расположился рядом с Домом Черноголовых.

Вкусный маршрут по Риге

Что мне нравится в Риге, так это доступность всех мест, где можно покушать, гуляешь себе по историческому центру и натыкаешься на кафе и рестораны, не нужно шататься по подворотням и блуждать где-то в поисках заведений с приемлемыми ценами. Тот же Lido (сеть демократичных кафе-столовых) рядом с Домским собором.

А что же нам предлагает ресторан Salve? От закусок в виде молодого картофеля с сельдью и творогом, ровно как и от серого гороха с копченой грудинкой, подающихся с кефиром, мы отказались сразу. Уж не знаю, как у латышей это все сочетается в их желудке. Для меня такие кулинарные эксперименты звучат не очень аппетитно.

Вкусный маршрут по Риге

Домашняя колбаса, разные виды мяса, еще пользуется популярностью у гостей блюдо — суп со свининой из кислой капусты в хлебе.

Есть также предложение дегустационного меню латышской кухни из четырех блюд за 25 евро. Туда входит два блюда о которых я писала выше: сельдь с творогом и серый горох, еще домашняя колбаса с тушеной квашеной капустой и десерт из ржаного хлеба со сливками. Все это дело дегустируется под рюмку рижского бальзама.

Пора переключиться уже на рыбные блюда. Здесь тоже есть из чего выбрать: судак, лосось, треска, салака, сельдь… И куда же без картофельных блинчиков, которые по сути ничем не отличаются от белорусских драников.

Вкусный маршрут по Риге

Ресторан — на слабую четверочку. Еда самая обычная, предыдущие рестораны нас в край разбаловали, так что этим местом мы уже не впечатлились. Официанты вежливые и улыбчивые, к скорости претензий тоже нет, но и людей в зале было мало — несколько иностранцев. Праздники закончились, Рига опустела, гостям в заведениях рады вдвойне. Из плюсов еще: невысокие цены и прекрасный интерьер. Интерьер запомнился больше всего.

Оригинальные стулья, на обивке которых изображена карта мира стилизованная под старину, пол и стены декорированы плиткой и традиционной утварью, потолок украшают увесистые люстры, милые рождественские детали на окошках, нарядная елка.

Вкусный маршрут по Риге

Посидеть в таком месте однозначно приятно, ну, а кушать… вполне бюджетный вариант для того чтобы попробовать традиционную кухню и проникнуться самобытной культурой Латвии.

И на десерт — «Rigensis». Еще одно аутентичное место в Риге с оригинальным интерьером. Кафе-кондитерская-пекарня, расположенная в самом сердце города. Гуляя по историческим улицам Риги, сначала мы заприметили кованую вывеску с кренделем, сделав еще несколько шагов, нас стали заманивать витрины с аппетитным хлебом и батонами, стоило только распахнуть двери, как мы сразу попали в рай для сладкоежек.

Вкусный маршрут по Риге

Глаза бегают в разные стороны и не могут сосредоточиться, какой десерт выбрать. Хочется и ту булочку с корицей, и ватрушку с творогом, и крендель с заварным кремом, а может шоколадную пироженку с клубникой или лучше эклер политый шоколадом…

Вкусный маршрут по Риге

Но в итоге у меня осталось легкое разочарование. Все настолько аппетитно и красиво выглядит, что пока стоишь за кассой и оплачиваешь свой десерт, начинаешь верить в его божественный вкус. На деле обычное пирожное, неплохое, но ничего особенного. К десертам я очень строга, если и кушать их, жертвуя лишними килограммами, так только ради истинного удовольствия и наслаждения.

Вкусный маршрут по Риге

Четверку все-таки эта кондитерская в моем рейтинге заслужила. Здесь большой выбор, цены приятные. Может кому-то повезет больше (ватрушки и крендельки остались так и неиспробованы нами). Почему бы и не зайти, устроить себе сладкую паузу, выпить чашечку кофе с хрустящей булочкой и продолжить приятную прогулку по элегантной красавице Риге.