Julia Alisova Пользователь — была сегодня 11:59

Вильнюс. Духовные вехи Старого города…

20 марта 10:17 Вильнюс — Литва Декабрь 2018

По легенде, однажды князь Гедиминас, после удачной охоты уснул на берегу речки Вильни. И приснился ему огромный волк в железных латах, завывавший как сто волков одновременно. Сон князя был столь ярок, что, вернувшись к себе в Тракайский замок, Гедиминас вызвал верховного жреца, мастера по сонникам, и поинтересовался толкование. Жрец объяснил так — на этом месте будет город, подобный Железному Волку, неприступный, великолепный, затмевающий все города на свете! Гедиминас принял это к сведению и основал Вильнюс, на протяжении последующих пяти веков бессменную столицу Великого княжества Литовского.

Всё это конечно только легенды, и попахивают «Игрой Престолов», с семейством Старков и их символом в придачу. Если вы не в курсе, о чем я, изучайте историю Семи Королевств!)

А я сегодня хочу показать вам самые знаковые места веры, знакомиться с которыми приятно втройне, так как они еще и красивы необычайно. Самый эффектный — костел святой Анны, что так романтично «пламенеет» уже 500 лет как. Я вам о нем рассказывала.

Самый барочный, храм святой Терезы, с фейерверком красок!

Самый необычный, пожалуй, Кафедрал. Собор святого Станислава, римско-католический по направленности, и совершенно греческий по архитектуре. Стройные колонны, портики, лики святых в камне, простота и лаконичность.

Сегодня покажу вам нечто совсем иное. Церковь святого Духа — главный православный храм Литвы!

Первый деревянный приют построен тут в 1597 году. Здесь проводило службы братство Святого Духа, и со временем храм стал монастырским, с училищем, богадельней и типографией. Чуть позже по указу князя Владислава деревянную церковь перестроили, и к 1634 году тут возвышался прекрасный каменный собор. Впоследствии проповеди тут читал иеромонах Димитрий, в будущем митрополит Ростовский. Памятник ему по сей день стоит у нас на Соборной площади. Как все же тесен мир!

Потом была война со Швецией, пожары, солдаты Наполеона, что хуже любой напасти, но собор выстоял. Сейчас храм, несмотря на статут действующего, памятник истории и архитектуры. А еще образец красоты внутреннего убранства!

Тот самый случай, когда самый смак — в деталях. Кресты-солнышки, золотые имперские орлы, шикарные потолки и лепнина, многоярусные канделябры…

Настю особенно зацепили эти сказочной красоты подсвечники — вы только взгляните, что за диво дивное!

Церковь святого Духа — единственный в Литве православный храм, возведенный в стиле «виленского барокко». Обойти его внимание совершенно невозможно, во всех смыслах этой фразы…

Также, как и Музей церковного наследия! В Старом городе Вильнюса, в костеле Архангела Михаила и примыкающем к нему бывшем монастыре бернардинок, открыта сейчас сокровищница.

История этих артефактов почти детективная. В сентябре 1939 года, вскоре после начала Второй мировой войны, большая часть бесценной утвари Кафедрального собора была тайно замурована в самом соборе, в нише стены между капеллами.

В 1985-ом, во время реставрации, тайник обнаружили, но умолчали о находке, храня ее в тайне до 2005 года. Именно этот год считается датой основания Музея.

Весомую часть Музея церковного наследия представляет сам костёл Святого Архангела Михаила, с его архитектурным убранством, алтарями, саркофагами, криптой.

И двором, украшенным старинными скульптурами.

Но самое интересное, конечно, впереди!

Ценнейший экспонат — реликварий святого Станислава. По легенде, в 1388 году митрополит Краковский преподнёс в дар вильнюсскому Кафедралу часть мощей святого. Через сто лет для них создали такой шикарный убор!

Еще один шедевр — Большая Монстранция, или Дароносица по-нашему. Высотой в полтора метра, резная, воздушная, она считается одним из красивейших и крупных культовых предметов в Восточной Европе!

Тут множество кубков, или если совсем правильно называть — потиры.

И торжественное облачение священников.

Соберетесь посетить музей, оставляйте свободными пару часов, как минимум. Сокровищницей я его назвала неспроста, тут великое множество интересных деталей, для любителей поразглядывать. Главное, приходите со вторника по субботу, с 11 до 18.00, имейте при себе 4.5 евро, и наслаждайтесь!

А я засим откланяюсь. И с Вильнюсом прощаюсь, надеюсь, не надолго!)