Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 20:01

Марсель — европейская "страшилка"

Марсель — Франция Декабрь 2018

Яркий и шумный Марсель считается эталоном настоящего портового города Средиземноморья со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями — криминалом, наркотиками, воровством, проституцией, полицией, находящейся на побегушках у алжирской и сенегальской группировок. Его сравнивают с котлом, в котором плавится множество культур, носителями которых являются французы, итальянцы, испанцы, арабы, коморцы — всех не упомнишь — обломок «вавилонской башни». Жесткий и лирично прекрасный, древний и современный, интернациональный город, сотканный из противоречий. Увы, стереотипы, сопровождающие описание впечатлений от Марселя, способны отпугнуть робкого туриста. Откровенно, я ничего не знаю про его настоящую жизнь, которой живут обычные марсельцы, и тем более — необычные, якшающиеся с криминалом — когда бы я успела ее узнать, побегав всего лишь один неполный день по маршруту, продиктованному сердцем и интуицией

Марсель — европейская страшилка

Просто нам отчаянно хотелось взглянуть на безмятежные голубые дали Средиземноморья, покрытые тысячами лодок и яхт, попробовать настоящий буйабес, полюбоваться базиликой Нотр-дам-де-ла-Гард, парящей над вторым по величине городом Франции. И эта цель была достигнута без напряжения, я бы сказала, с виртуозной легкостью. Знаменитый портовый город оказался великодушным и радушным хозяином, который, не исключаю, постеснялся продемонстрировать свой буйный нрав распоясавшегося хулигана или же (страшно вымолвить) — отъявленного бандита.

Где Новый год встретишь, там его и завершишь В Марсель мы прибыли 30 декабря, в преддверии нового, 2019 года, на скором поезде, идущем из Парижа, который любезно подхватил нас на авиньонском вокзале TGV. 40 минут поездного комфорта и альпийских пейзажей за окном пролетели стремительно. Зимнее солнце, высветившее синее марсельское небо, сияет очень ярко, но греет не так сильно, как хотелось бы. А хотелось получить в качестве бесплатного бонуса не 13 градусов тепла, а все 20! Летом здесь всегда жара, но нам достался солнечный декабрь, граничащий с январем. Поэтому рады безмерно обманчивому солнышку, создающему иллюзию летнего погожего дня («меня обманывать не трудно, я сам обманываться рад»). Мне не верится, что мы в Марселе, который вписывался в новогодний маршрут ну очень неуверенной рукой, одолеваемой сомнениями — надо ли? Оказывается, очень даже надо! Выйдя на перрон вокзала Сен — Шарль, огромного, с живыми деревьями внутри, спешим покинуть его стены. Первой, кто нас встретил при выходе, оказалась сама Нотр Дам-де ла Гар, статная, великолепная, с различимой даже отсюда Золотой Мадонной, которая будет еще много раз напоминать нам о себе из разных точек города. Я знала про чудо-лестницу, с которой открывается прекрасный вид на утренний, смиренный город, распахнувший свои объятия, и не смогла ее пропустить, перед тем, как нырнуть в марсельское метро. Хорошая перспектива, многообещающая

Марсель — европейская страшилка

Впечатляющая лестница-чудесница, сбегающая вниз множеством широких ступеней к Афинскому бульвару, несомненно заслуживает внимания праздношатающихся туристов, но устрашает тех, кто тащит тяжелые чемоданы. Творение 1926 года, украшенное красивейшими вычурными скульптурами из бронзы и мрамора, оборудованное площадками, с которых весь город виден как на ладони, по праву считается местной достопримечательностью

Представьте, по этой лестнице наверняка скакал молоденьким козликом легенда мирового футбола — Зинедин Зидан, француз с алжирскими корнями. Марселец, однако. Вот где можно тренироваться на выносливость, причем совершенно бесплатно. Не скрою, очень хотелось продолжить свой путь по бульвару, который несомненно приведет путешественника в порт, но мы экономили время, и купив дневной проездной (carte journec), поспешили уехать на метро (станция внутри вокзала). Выскочив из-под земли в районе Старой гавани (Vieux-Port), оказались в фантастически красивом Марселе, обдуваемом морским бризом под пронзительные крики чаек

Марсель — европейская страшилка

Еще пять минут назад в моей неспокойной голове роились мысли (на всякий случай) о необходимости превентивных мер по поводу сохранности материальных ценностей, имеющихся в наличии, и соблюдения определенной дистанции в отношении «арабовато-черноватых» марсельцев, которые как и мы, ехали в электричке метро. Доброжелательно-привлекательная атмосфера порта прогнала прочь тревожные мысли, и они больше не появились в воспаленной голове из-за отсутствия какого-нибудь намека на опасность. О, эти белоснежные яхты, отражающиеся в бирюзовой воде, приправленной лазурным небесным сиянием

Я готова бесконечно смотреть на тысячи запаркованных лодок, яхт, отвоевавших морское пространство самого старого порта в мире, который существует больше 25 веков. За много лет он не утратил своего колорита — его часто называют «городом финикийцев», так как старый марсельский порт был основан малоазийскими греками (фокейцами) еще до нашей эры, отсюда и пошел Марсель. Каждое утро на Бельгийской набережной открывается рыбный рынок (Marché aux poissons), куда местные рыбаки выносят на продажу свежий улов. Прибрежные воды здесь чрезвычайно богаты рыбой

Не случайно жители Марселя называют Средиземное море, воды которого плещутся у его подножья, морским садом. Народ то ли рыбу покупает, то ли просто глазеет, как мы. А посмотреть, как из ящиков со льдом на обозрение выгружаются представители морской фауны, очень даже любопытно. Кто-то, безусловно, выберет подходящий для себя рыбий экземпляр, и сегодня же приготовит на кухне очередной вкусовой шедевр. завидую… Но не только рынок моментально завладел нашим вниманием в этой части порта. Вы видели когда-нибудь огромное зеркало на улице, висящее прямо над головой? Я — нет. В 2013 году Совет министров ЕС принял решение о признании Марселя европейской культурной столицей с целью изменить негативный имидж города как центра преступности и наркотрафика. Поэтому районы старой гавани подверглись масштабной реконструкции для создания привлекательного городского облика. В частности, над пешеходной зоной набережной был установлен огромный навес (Ombriere) с зеркальной внутренней стороной. Благодаря зеркальной поверхности центральная пристань старинной гавани Vieux Port полностью преобразилась. Ловить свое отражение в «зеркальном небе» нравится буквально всем прохожим, гуляющим по безопасной пешеходной зоне

Марсель — европейская страшилка

Утром в зеркальной поверхности невесомой конструкции из полированной стали отражается рыбный рынок и редкие прохожие. Ближе к полудню место становится очень оживленным и тусовочным. Здесь устраиваются акробатические представления, импровизированные концерты и всякая ерунда, нацеленная на бездельное времяпрепровождения. Были ни мало удивлены, услышав песню, исполняемую каким-то парнем на гнусавом русском языке (в смысле — исполнение было гнусавым)

После обеда отражения в зеркале изменились — стали динамичными, массовыми — после хлеба народ возжелал зрелищ. За тихими, статичными отражениями надо охотиться утром. Разомлев от удовольствия, полученного от близости со Средиземным морем, расслабляющей атмосферой, царящей на набережной, мы перестали понимать. зачем мы здесь

Марсель — европейская страшилка

Появилось желание плюнуть на все экскурсии, достопримечательности, и отдаться во власть сиюминутного ощущения, не спеша прогуливаясь вдоль береговой линии, находящейся почти на одном уровне с тротуаром. И мы пошли…, попутно любуясь противоположной стороной гавани. А посмотреть было на что. Форты разные, мы к ним еще вернемся. Монастырь Сен-Виктор

Красивое, бросающееся в глаза, здание мэрии, построенное в 1673 из очень необычного розового камня. Этому небольшому роскошному особняку довелось пережить и Великую Французскую революцию и Вторую мировую войну

Марсель — европейская страшилка

Потерявшийся среди высоких домиков кафедральный собор

«Куда мы идем?» — выйдя из оцепенения, спросил муж, кинув взгляд на своеобразную инсталляцию в начале парка Жардин-дю-Фаро

— Не знаю, ответила я.

— Сейчас взгляну, что там у нас есть поблизости. Форт святого Николая, расположенный у входа в старый порт, оказывается, находится в этой стороне — место стоящее и заслуживающее внимания — как одна из двух крепостей, «которые были построены в XVII веке у входа в Старый порт Марселя по приказу короля Людовика XIV. В 1658 году жители города взбунтовались против губернатора Прованса, поэтому спустя два года монарх распорядился возвести для устрашения непокорных марсельцев форты Святого Иоанна и Святого Николая, а их пушки приказал направить на город»

Марсель — европейская страшилка

Французская революция вмешалась в процесс сохранности форта — бунтари под революционный местный гимн, названный впоследствии «Марсельезой», ставший гимном всея Франции, крушили эти мощные стены, пока Национальное собрание не убедило народ в том, что форт еще может понадобиться для защиты города. Сейчас форт — исторический памятник, который был мне интересен исключительно из-за видов. Все — таки «девочкам» тема фортификационных сооружений не столь интересна, как представителям противоположного пола. Поэтому я не испытала большого разочарования из-за того, что зря мы пошли к форту. Заметив безлюдность вокруг, сообразили, что придется тратить время на поиск входа, путь к которому не был очевиден. Ну и ладно… Тащиться обратно пешком не хотелось, душа требовала новых впечатлений. В этой ситуации здорово выручил дневной проездной билет, дающий право кататься на автобусах и метро сколько хочешь или сколько надо. Автобус № 83 или 85 (не помню, каким воспользовались), идущие в этом направлении, подсобили, вернув нас в исходную позицию — к рыбному рынку. Эйфория от встречи с морским Марселем, вызвавшая утренний паралич воли, к тому времени уже прошла, настало время штурмовать высокий холм над Марселем, увенчанный византийским собором Нотр-дам-де-ла-Гард. Есть несколько вариантов на выбор, как осуществить задумку. Можно подняться по крутой лестнице, которая выведет на самую вершину холма, предоставляя попутно в распоряжение меняющиеся от смены дислокации виды дивной красоты. Расход мышечной и прочей энергии при этом является делом добровольным, считаясь платой за бесплатное восхождение

Можно отправиться вот на таком транспортном средстве (7 евро) от остановки, находящейся напротив мэрии. Мы же как обладатели дневного проездного билета сели в автобус № 60, и были доставлены наверх, пребывая минут 15 в состоянии «селедок в бочке». Частные автомобили, пытаясь отвоевать место под солнцем поближе к храму, жутко мешали автобусному движению, проходящему и без того в сложных условиях серпантина в городской черте. В этот день в церкви был полный аншлаг, и среди многоголосья русская речь слышалась повсеместно. У меня сложилось впечатление, что половина жителей Марселя и все, кто приехал в город в тот день, отправились к Деве — Хранительнице именно в этот час. Так как обзорных площадок там оказалось навалом, народ рассредоточился по разным из них и не очень мешал любоваться панорамами

Что это были за панорамы, судите сами. А вот и форты, один из которых — святого Николая, куда мы не попали, и второй форт Святого Жака

Марсель — европейская страшилка

Конечно, оторопь берет от вида на знаменитые Фриульские острова и замок Иф, расположенный на одноименном острове Фриульского архипелага, куда по воле вымысла Александра Дюма, был заточен Эдмон Дантес

Поскакав с фотоаппаратом по балюстрадам, я попыталась пробиться в Верхний храм, в который выстроилась очередь. Стоит заметить, что архитектура Нотр-Дам-де-ла-Гард уникальна — две различные по стилю церкви расположены одна над другой. В нижней романской церкви находится крипта с усыпальницами. Эта часть здания состоит из сводчатого нефа в окружении шести капелл, при этом она слабо освещена и скромно украшена. В ней шла служба, перемежаемая церковными песнопениями. Мой муж предпочел остаться там, являясь большим любителем церковной музыки. Я же экономила время, стараясь посмотреть еще и Верхнюю церковь, которая разительно отличается от тихой и тёмной крипты. Очередь в храм оказалась некритичной и двигалась быстро. Попав внутрь, я поняла, что искать сакральность в месте, где помимо верующих, находится толпа зевак, теснящих друг друга, бесполезно, но замечательные мозаики, свет, блеск позолоты никого не оставят равнодушным. Алтарь с надписью на латыни: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»; флаг — символ французских королей. Стены церкви покрыты сотнями картин, табличек, моделей лодок, боевых наград

Словом, Католический собор Успения Пресвятой богородицы Девы Марии, интересен и обязателен для посещения в случае, если попутный ветер подхватит вас и принесет в Марсель

Марсель — европейская страшилка

Предварительно мы с мужем договорились о встрече ровно в… часа, на остановке автобуса, иначе там можно потерять друг друга в толпе. Встретившись в условленном месте, садимся в автобус — тот же № 60 (отправлялись каждые 10 минут). Представьте, какое количество людей штурмует ходм. Едем на автобусе до его конечной остановки у кафедрального собора Марселя (мотайте на ус — очень удобно — две яркие достопримечательности Марселя укладываются в рациональную транспортную схему)

Де-ла-Майор — огромный кафедральный собор в неовизантийском стиле, расположенный на северо-западе квартала Ле-Панье, достоин самых восторженных слов по поводу безупречной эстетики (чисто мое). Построенный между 1852 и 1893 годами из смеси белого и зелёного известняка, он гармонично сочетает романский и византийский стили. В народе его часто называют «пижамой» за броский полосатый фасад. Для возведения внешних стен храма использовались разные материалы: зелёный камень из Флоренции, каррарский белый мрамор, тунисский оникс, известняк из Гара

Интерьер богато украшен мрамором и мозаикой, а в склепе находятся гробницы епископов

Марсель — европейская страшилка

К великой радости он оказался почти пустым и никто не мешал настрою, соответствующему храму. Чем дальше мы уходили от собора, тем пленительней становились его массивные круглые купола и изысканные балюстрады. Скупое золото уцелевшей листвы на фоне совершенных стен — магический кадр

Теперь самое время прогуляться по футуристической набережной Марселя с прекрасными видами. Скамеечка, похожая на ту, что мы видели в Женеве, считающуюся самой большой скамейкой в мире

Марсель — европейская страшилка

Может быть, рекорд уже побит? От кафедрального собора ноги сами несут к значительному, монументальному, неоспоримому в величии форту Святого Иоанна, расположенному у входа в Старый порт. В рамках проекта «Марсель-культурная столица Европы» эта часть города была преобразована в очень привлекательную для прогулок и посещений. Изменения коснулись как самих строений крепости, так и ландшафта многочисленных садов, спроектированных в средиземноморском стиле и расположенных в самом сердце этого исторического памятника

Перед взором открывается интересный и гармоничный средиземноморский пейзаж — просторный, манящий и очень привлекательный. Разве не так? В этом уголке Марселя из примечательных мест собран шикарный букет — не откажешь «флористу» в умелом подходе

Марсель — европейская страшилка

Основой композиции служит форт Святого Иоанна, связанный мостом с музеем цивилизаций Европы и Средиземноморья, состоящего из двух параллелепипедов, внешнего — ажурного, отлитого из бетона, и внутреннего — из стекла и бетонных колонн

Здесь приятно гулять с фотоаппаратом, впустив в объектив и маяк Девы Марии, и церковь Святого Лаврентия, и Дворец Фаро, который Наполеон III велел построить для супруги — императрицы Евгении

Марсель — европейская страшилка

Только не жалей ног и времени для исследования и наслаждения морскими видами

Мы же озадачились выбором местечка в старом порту, где можно попробовать вкусный буйабес — местный рыбный суп. Кафе, рестораны. таверны под открытым небом или под натянутым тентом, спрятанные в зданиях, порой шикарные, порой простецкие, разной ценовой категории — протянувшиеся вдоль морского берега в порту, выглядят очень соблазнительно. Наступило время обеда, и народ с удовольствием заполняет сотни кафешек

Мне очень не хотелось ошибиться в подборе заведения, так как другой попытки попробовать марсельскую кухню, возможно, уже не представится. Считается, что парижские рестораны при подаче блюд сосредоточены, в большей степени, на тарелках (оформление блюда), а марсельские — на вкусе. Наверное, так и есть. Обстановка уличного ресторанчика, в котором мы остановились, оказалась ну очень демократичной, а еда вкусной, но не дешевой. Вероятно, что вид визитной карточки Марселя, должен оплачиваться по повышенному тарифу

Марсель — европейская страшилка

Что мы будем заказывать на обед? Ответ был очевидным — марсельский буйабес, то есть рыбацкую похлебку из нескольких видов рыбы и морепродуктов, которая в Марселе превратилась в блюдо высокой кухни, позволяющее проверить повара на мастерство. Классический буйабес готовится по особому рецепту, предписывающему использовать только свежайшую рыбу, которая должна попасть в руки повара, минуя холодильник. Для приготовления насыщенного бульона задействуются и морской лещ, и рыба-скорпион, и угорь, и морской петух, а также костистые рыбные особи, мелкая рыбешка с обобщающим названием «прекрасные глаза». Прованские травы призваны придать ухе особый изыск. Вряд ли все перечисленные правила соблюдались при приготовлении нашего буйабеса, наделенного вполне заурядным вкусом. Правда, к нему прилагалась тарелка крутонов из белого хлеба и плошка с соусом руй, нивелирующими качество похлебки. Кое-то из нас двоих пожелал попробовать отбивное мясо со специями, которые являются неотъемлемой составляющей этого нонконформистского уголка мира. Заказанное блюдо оказалось очень даже ничего. Примирившись с марсельской кухней, восстановившей жизненные силы, мы отправимся на изучение старинного квартала Панье (Le Panier), расположенного на склоне холма севернее Старой гавани

Панье — «сердца» города, откуда началась история Марселя. Хулиган и маргинал, таким был Лё Панье совсем недавно, но благодаря «воспитательным мерам» преобразился и не выпячивает свой дурной нрав. Днем здесь можно гулять не остерегаясь, вечером — не знаю. Наверное, не стоит. Характерными штрихами этого Марсельского уголка являются крутые лестницы, узкие улочки, вывешенное на обозрение бельишко и кошки, которые не обращают внимания на людей, уютно греясь на солнышке

Марсель — европейская страшилка

Стрит — арт также является яркой меткой этого района

Старинные фасады домов изрисованы так, что «мама, не горюй». Встречаются настенные росписи и посерьезней

Марсель — европейская страшилка

Главной достопримечательностью современного Панье является La Vieille Charit, бывшая богадельня Милосердия для бедных, построенная из белого и розового камня между 1671 и 1749 годами в стиле барокко

Трехэтажное строение состоит из арочных галерей, напоминающих пчелиные соты, по которым можно прогуливаться, наслаждаясь покоем и тишиной. Сейчас в здании бывшей богадельни расположен археологический музей Средиземноморья, хранящий коллекции артефактов, в том числе египетских. В центре двора возведена оригинальная часовня с колонами коринфского ордена. Побродив по кварталу Ле Панье, мы спустились к бывшему Отель Дье, ныне шикарному отелю «Интерконтиненталь»

Марсель — европейская страшилка

Раньше в этом здании располагалась центральная больница Марселя. История заведения началась в 1166 году, когда Братство Святого Духа основало в Марселе своё первое учреждение — больницу Святого Духа. Страшно представить, сколько судеб, людей, страданий вместили в себя эти стены. Лишь в 1963 году больничный комплекс был объявлен архитектурным памятником, а после 1993 года, уже в наше время, учреждение больше не принимало больных. В 2006 г. муниципальный совет Марселя принял решение переоборудовать историческое здание в фешенебельный отель. Сбегающие к морю ступени широкого променада приведут к набережной. Мы же на минутку застынем в недоумении у входа в мэрию Марселя, заинтересовавшись инсталляцией — лев и бык, вознесенные гением скульптора на костяные ходули

Защитники животных и приверженцы здравого смысла, не ругайте замысел автора — они же просто символы: бык — труд и плодородие, а лев — мужество, благородство, храбрость и величие власти. В моем заветном списочке лакомых мест и местечек Марселя значится еще одно — рыбацкий район Валлон-дез-Офф (Vallon des Auffes), куда мы отправимся на автобусе № 83 с остановки на пересечении набережной и La Canebiere. Vallon des Auffes — это рыбацкая гавань, очень колоритная, по-домашнему уютная

Марсель — европейская страшилка

Я нашла в сети фильм «Карниз Кеннеди», с восходящей звездой французского кино Лолой Кретон. Можно посмотреть, чтобы кое-что понять про Марсель. Герои фильма — молодые дайверы, любители острых ощущений, почти все время по ходу фильма проводят в этой части города, ныряя в соблазнительные морские глубины с высокого карниза. Рядом — Монумент павшим в годы Первой мировой войны солдатам, поставленный в 1927 году

Место магической силы: здесь стихия моря властвует безраздельно

Марсель — европейская страшилка

Можно бесконечно любоваться морским простором, всматриваясь в расположенный неподалеку Фриульский архипелаг

Мы приехали в рыбацкую гавань в предзакатный час, когда прощальные лучи солнца нежным золотом растеклись по морской поверхности, создавая футуристический пейзаж. Вот, подумала я, сейчас наснимаю ворох красоты нереальной, но фотографии не задались из-за встречного освещения, загубившего реальное великолепие, открывшееся взору. Это был один лучших моментов знакомства с Марселем и люди, прогуливающиеся или же спешащие по делам, здесь выглядят очень привлекательно — с истинно французским шиком. Пока ехали обратно в Старый порт, сумерки и вовсе опустились на Марсель, добавив новых красок и ощущений в восприятии города

Марсель — европейская страшилка

У нас есть еще немного времени до поезда, чтобы пройтись по его главной улице — бульвару Ла-Кабиньер с роскошными зданиями

Посмотреть на марсельскую Оперу

Бросить прощальный взгляд на колесо обозрения, как символ праздничного, предновогоднего Марселя

Марсель — европейская страшилка
Друзья, Марсель — это совсем не страшно!