simushir
Андрей Бирюков Эксперт — был 23 марта 12:44

Короткие поездки по России. Суздаль

16 марта 21:48 Суздаль — Россия Март 2018

В Суздали я сам был уже пару раз, но с семьей не выезжали ни разу. На 8 марта в этом году выпало аж целых 4 дня и пару из них решили посвятить поездке в Суздаль. От нас до Суздали ехать всего 3 часа и вполне можно спланировать однодневную поездку. Но мы любим неспешные прогулки по городу, посему остановились на варианте с одной ночевкой. К тому же, в Суздале, как оказалось, можно найти вполне недорогое и качественное жильё. И это несмотря на то, что Суздаль еще с советских времен одно из самых раскрученных туристических мест.

Наш выбор пал на домашний пансион Понка Хаус, он расположен чуть в стороне от центра(да простит меня замечательная хозяйка этого замечательного пансиона, так как она очень щепетильно относится к этому «чуть в стороне»), на одной из центральных улиц Васильевской и рядом с Свято-Васильевым монастырем. До центра от пансиона идти неспешно минут десять. Пансион представляет из себя большой двухэтажный дом, достаточно скромный снаружи, но с хорошо оборудованными номерами внутри. На веранде гостеприимная хозяйка накрывает гостям вкусный и весьма сытный завтрак с кашей и блинами, а также охотно делиться рекомендациями по осмотру городка.

Дорога до Суздали нам по большей части хороша знакома, как часть магистрали Нижний — Москва, и заняла, как и планировали примерно три часа. Единственным запоминающимся момент от этой дороги оказалась забавная инсталляция на одной из лукойловских заправок.

В саму Суздаль мы приехали в районе обеда, оставили машину на парковке около пансиона и отправились осматривать город. Погода явно располагала к прогулкам — легкий морозец и яркое мартовское солнце. Пройдя по Васильевской улице мы вышли на торговую площадь и оказались на большой площадке с множеством деревянных скульптур, и естественно наш младший принялся обследовать эти скульптурные шедевры.

На другой стороне улицы расположились торговые ряды Гостиного двора с различной сувенирно-туристической продукцией и стоянка извозчиков на традиционных русских санях.

Далее мы направились на территорию древнего суздальского кремля. Расположен кремль на естественном полуострове, в излучине реки Каменки. Как такового кремля, в традиционном видении с башнями и кирпичными стенами там нет. Он изначально был деревянным на земляном валу и после очередного пожара в XVIII веке стены уже не восстанавливали. Но вал и окружающий кремль ров прекрасно заметен даже под снегом. На территории кремля разместился величественный Рождественский собор XIII века и Архиерейские палаты с белокаменной шатровой колокольней XVII века.

Также на территорию перевезли из одного из окрестных сел образец деревянного зодчества — деревянную Никольскую церковь XVIII века.

В Архиерейских палатах размещен очень интересный музей истории Суздали со множеством уникальных исторических экспонатов. Естественно, я не мог пропустить столь богатый на исторические сокровища музей, и мы осмотрели большую часть экспозиции, несмотря на легкие возражения домочадцев. А в самом Рождественском соборе мы весьма удачно попали на песнопение мужского церковного хора.

После пищи духовной настало время пищи плотской и мы направились в заранее намеченное для обеда кафе «Квасная изба». По отзывам это кафе с хорошей кухней и средним ценником, а расположено оно на противоположном берегу реки около другого красивейшего Ильинского собора.

Кухня в кафе и в самом деле оказалась неплохая, а вот ценник на мой взгляд завышен, но это якобы типично для Суздали. Кроме того, в кафе очень неплохая атмосфера и дизайн, а из окна открывается чудный вид на суздальский кремль.

После приятного обеда мы погуляли около Ильинского собора, младший там же покатался с горки. Потихоньку начало смеркаться и мы направились в сторону пансиона. Вечером, на фоне закатного неба Рождественнский собор смотрелся даже лучше и глядя на него вспоминаешь, что этот пейзаж не сильно изменился за последние восемьсот лет.

По дороге домой поддались на типичный туристический аттракцион и выковали гвоздик за сто рублей под чутким руководством жутко чумазого и закопчённого кузнеца.

На второй день у нас был намечен музей деревянного зодчества и Спасо-Ефимовский монастырь.

На следующий день погода также не подкачала и, плотно и вкусно позавтракав, мы прямо с утра отправились в музей деревянного зодчества. Но придя туда ко времени открытия мы обнаружили запертые ворота — как оказалось, так рано(в 9 утра) посетителей они еще не ждут. Но спустя несколько минут персонал появился, и мы начали осмотр. Этот музей деревянного зодчества для нас далеко не первый, мы уже посещали подобные музеи в Козьмодемьянске, Таллине и т. д. На наш взгляд этот музей один из лучших, и особый шарм ему придавало сочетание ослепительно белого снега и яркого мартовского солнца.

В деревянных избах на территории традиционные туристические мастер-классы и выставки-продажи продукции народных промыслов.

В итоге мы провели там почти два часа и остались очень довольны.

Спасо-Ефимовский монастырь расположен в стороне от центра, почти на окраине городка. И он своим внешним видом как раз больше напоминает типичный древнерусский кремль.

Монастырь был основан в XIV веке суздальско-нижегородскими князьями, в настоящее время включен в список всемирного наследия Юнеско. Время пощадило монастырь и на его территории осталось много памятников древнерусской архитектуры.

Особо выделяются Спасо-Преображенский собор и звонница.

Фамильная усыпальница князей Пожарских и Хованских была разорена неоднократно (и не только в советские времена), восстановлена уже XXI веке.

Монастырь знаменит тем, что именно под его стенами было разбито войско Василия II, а сам он был взят в плен татарами. А еще это пожалую самая старая тюрьма для политзаключенных. Со времен Екатерины II в. братском корпусе была тюрьма для раскольников-старообрядцев. В советские времена там в разное время содержались постреволюционные политзаключенные, в войну пленные немцы итальянцы, поляки, румыны, а в более поздние времена трудные подростки. Самый именитый заключенный — немецкий фельдмаршал Паулюс. Сейчас на территории монастыря действуют сразу несколько тематических музейных экспозиций, в том числе посвященных Пожарскому и смутному времени, и вышеупомянутой тюрьме. На мой взгляд именно этот монастырь наиболее привлекательный объект для посещения в Суздале, он содержится в хорошем состоянии, и имеет богатые и разнообразные экспозиции.

На этом наш визит в Суздаль завершился, мы посмотрели далеко не все интересные объекты в городе и окрестностях, и есть повод приехать еще раз, но уже наверно в летнее время. С туристическо-познавательно-исторической точки зрения Суздаль однозначно достойный вариант, многолетние музейные корни этого городка дают о себе знать.