Турист Елена Баранова (Eleanor_Rigby)
Елена Баранова
была 20 марта 9:20

Грамвуса, Ханья, Крит — Греция Июнь 2018

Критские каникулы_Ретимно

__________________________________

Короткий летний отпуск диктовал свои условия распределения драгоценных часов, проведенных на солнечном острове, а истосковавшийся по теплому морю северный организм ежедневно конфликтовал с привыкшим получать максимум впечатлений разумом туриста-:) И все же компромиссы были найдены. Ну нельзя же было не посетить второй по величине город Крита, который был к тому же его столицей до 1971 года. И вот, оторвавшись от созерцательного уединенного времяпровождения на берегу Критского моря, я отправилась в Ханью.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Любой путешественник, выбравший местом обитания восточные окрестности Ретимно, будет вынужден сначала добраться на автобусе до его автовокзала, а уже там пересесть на междугородний автобус до Ханьи. На сайте транспортной компании KTEL можно ознакомиться с расписанием. В июне 2018-го года расписание было такое:

Время в пути около часа, стоимость в 2018-м была 6,8 евро в одну сторону.

От автовокзала Ханьи до главного украшения старого города — старинной венецианской гавани минут 10 прогулочным шагом.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Надо сказать, время для исследования я в этот раз выбрала не самое удачное. Проведя в дороге в общей сложности 2 с небольшим часа, я оказалась в Ханье около 11 утра, когда солнце начинает припекать все сильнее, а улицы города наводнены тысячами таких же, как и я, жаждущих впечатлений туристов. Я, конечно, понимала, что Ханья по размерам и численности населения, а значит и количеству туристов, гораздо больше нашего Ретимно, но чтобы настолько, я не была готова-:) Следовало бы приехать сюда рано утром, чтобы застать город просыпающимся, и насладиться свежим бризом на его пока еще безлюдной набережной, а я малодушно на этот раз проспала правильное время-:)

Так же, как и в случае с Ретимно, я оставила древности и музеи Ханьи до другого раза, и отправилась получать свои впечатления от нового для меня места, просто бесцельно блуждая по окрестностям, позволив себе ненадолго заблудиться в старинных улочках города.

Критские каникулы_Ханья и Балос

История Ханьи прослеживается еще с античных времен, и название у того древнего поселения был иным, а современное, Ханья, произошло от итальянского La Canea, ведь именно в итальянский период правления с середины XIII века город расцвел и получил свой облик. Венецианцы строили город, руководствуясь своими представлениями о градостроении и красоте, возводя виллы и дворцы, так напоминающие итальянские палаццо, а гуляя по тенистым узеньким переулкам города находишь сходства со старинными итальянскими улочками.

Критские каникулы_Ханья и Балос

А вот чисто греческого очарования, на мой взгляд, добавляют обилие цветущей бугенвиллии, дающей вожделенную тень жарким летним днем, и любовь украшать свои улицы и ступеньки лестниц всевозможными горшками с цветами. Хотя в Италии, как я заметила, эту страсть тоже разделяют, на радость туристам-:)

Критские каникулы_Ханья и Балос

Как и в полюбившемся мне Ретимно, в Ханье тоже есть своя старая венецианская гавань, построенная ими в первой половине XIV века. Она невелика и рассчитана была на 40 судов, да и глубина в этом месте небольшая. Для защиты гавани с моря был построен длинный мол, заход в бухту хорошо просматривался из крепости, а вход в гавань преграждали цепью в случае военной угрозы.

Критские каникулы_Ханья и Балос

А необыкновенно фотогеничный маяк в этом месте появился благодаря все тем же венецианцам в XVI веке, и на заре своих трудовых будней освещал морякам путь посредством открытого пламени. Это один из старейших сохранившихся до нашего времени маяков в мире! В современном облике он был реконструирован египтянами в начале XIX века, и поэтому за ним закрепилось название «египетский», позже на нем была установлена и специальная осветительная машина, свет которой виден отсюда на семь миль.

С наступлением вечера в гавань стекается большое количество гуляющих, набережная гудит, как большой прибрежный улей-:)

Критские каникулы_Ханья и Балос

Кто-то вышел прогуляться и поужинать в одном из многочисленных ресторанчиков, расположенных вдоль берега, кто-то осваивает просторы сувенирных лавочек на близлежащих улочках, а кто-то приходит сюда, чтобы полюбоваться силуэтом красавца маяка и заходящим вечерним солнцем.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Все это настраивает на лирический лад, насколько это возможно в таком людном месте-:) И навевает устойчивое желание отправиться на морскую прогулку. И такое желание мы осуществили, правда с отправлением не из Ханьи, а из порта Кисcамос, и в результате этой прогулки мы смогли увидеть одну из главных жемчужин острова лагуну Балос.

Но сначала пришлось принять нелегкое решение, каким способом мы будем посещать знаменитый Балос. Информации в интернете много, спасибо всем, кто находит время поделиться своим опытом! И возможных для нас вариантов оказалось три. Первый — это машина в аренду, и поездка в хорошее (утреннее) время, когда и народу немного еще на пляже, и солнце не такое активное. Очевидные для нас минусы: машину надо оставить на парковке наверху, и, налюбовавшись видами, спускаться вниз по тропе в бухту. Спускаться то не проблема, но вот подниматься назад… Большинство самостоятельных путешественников упоминают о нелегком подъеме назад к машине, особенно на жаре. Ну, это точно не мой вариант-:))) Кроме того, дорога к Балосу, по свидетельству многих, тоже не простая, особенно для не очень опытного водителя. Но красивая-:) К тому же опытные автотуристы упоминают, что в большинстве прокатных контор обычная страховка запрещает выезд на грунтовую дорогу, либо нужно доплачивать за расширенное страхование. Словом, потенциальных сложностей оказалось больше, чем предполагаемое удовольствие…

Второй вариант — экскурсия на кораблике. Очень многие рассказывали массу негативного про такие групповые прогулки, и, дескать, народу толпы, и привозят к Балосу в самое пекло, и времени дают мало, и укачивает по пути, словом, куча страшилок-:) Зато несомненное преимущество — и туда и обратно это приятная морская прогулка без тяжелых горных подъемов. Главный минус — невозможность увидеть «тот самый» открыточный вид на это изумительное место с верхней точки.

Фотография взята из интернета

И, наконец, третий вариант — смешанная экскурсия. Туда — на автобусе, «тот самый» вид прилагается, потом пешком вниз к пляжам, там недолго погулять и сесть на кораблик (предполагаю, что тот же самый, что и в круизном варианте). Минусы — недостаточно большой промежуток времени между высадкой из автобуса и отплытием кораблика. Очевидцы указывали на невозможность расслабиться и получать удовольствие в ситуации ограниченного времени, и боязнь не успеть на борт корабля. И нюанс, который смутит туриста-интроверта-:) Навязчивая анимация организатора тура. Я немало прочитала отзывов про экскурсии этого турагентства, многие вспоминают такую подачу организации поездки, в интернете есть и любительские ролики, посмотрев которые, желание с ними ехать поубавилось. Но все же это неплохой вариант для желающих и увидеть виды, и побывать на пляже, и кто не против веселой компании-:) А агентство называлось, кажется, «Спиридон-тур».

Мы же выбрали вариант круиза из местечка Киссамос, и, в целом, нисколько не пожалели.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Виды, открывавшиеся по пути к знаменитой лагуне, были отличные, но в целом такие же, как в любой другой морской прогулке по Средиземноморью.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Народу было действительно немало, но и кораблик не крошечный. Как-то рассредоточились отдыхающие, места хватило для всех. Погода была солнечной, с умеренной облачностью, что только добавляло колорита снимкам, и немного облегчало пребывание на пляже в полуденное время.

Прежде чем пристать к берегу в бухте Балос, кораблик делает остановку на острове Грамвуса, чтобы желающие могли осмотреть старинную крепость, построенную венецианцами в конце XVI века для контроля вод пролива между западным Критом и полуостровом Пелопоннес.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Однако, как и остальная территория острова, крепость была впоследствии захвачена турками, которые хорошо укрепили и вооружили ее.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Понадобилось много лет (133 года!), чтобы армия сопротивления османскому владычеству смогла отвоевать крепость. И это была первая часть Крита, ставшая свободной турецкого гнета. Но пока это не произошло, обитатели этих мест находились в бедственном положении, и поэтому вынуждены были начать промышлять пиратством, нападая на все проходящие мимо корабли. Но вот это судно затонуло здесь при менее романтичных обстоятельствах-:)

Критские каникулы_Ханья и Балос

Отсюда, с крошечной пристани Грамвусы открывается отличный вид на главную цель этого дня.

Наш кораблик плавно огибает соседний полуостров.

Критские каникулы_Ханья и Балос

20 минут пути от причала Грамвусы, и вот уже за поворотом показался краешек знаменитой лагуны.

Критские каникулы_Ханья и Балос

В интернете немало интересной информации об этом красивейшем уголке природы. Попадалось и про слияние здесь трех морей: Средиземного, Эгейского и Ионического, и про два десятка оттенков цвета морской воды, которые можно тут наблюдать в определенные часы. И про то, что эту уникальную бухту называют еще «греческими Мальдивами», а принцесса Диана и принц Чарльз провели здесь несколько дней на своей яхте во время медового месяца.

И об удивительном розовом цвете песка в полосе прибоя пляжей Балоса, причиной которому является наличие в нем вкраплений мелкого ракушечника, вынесенного на берег. На фотографии этот цвет почти не заметен, а на видео очень даже.

Критские каникулы_Ханья и Балос

Место, конечно, и правда уникальное, и, полагаю, греки верно поступают, что не делают его более доступным, не улучшают дорогу и не создают инфраструктуру. Сюда и сейчас самостоятельно или с экскурсией прибывает огромное количество людей. От полного уничтожения его неземной красоты отделяет не так и много… Могу себе только представить, как незабываемо здесь, наверное, часов в 8–9 утра, когда еще не жарко, и никого нет. Только легкий шум прибоя, только свежий бриз, только разливающееся вокруг многоцветие морских волн. Эх!-:)

Критские каникулы_Ханья и Балос

Надо сказать, что в наших планах было увидеть еще один красивейший пляж Крита, знаменитый своими розовыми песками, и мы успешно это осуществили, когда стали на пару дней хозяевами арендованного автомобиля, но об этом в другой серии-:)

А пока традиционно немного видео, оставшегося от посещения Ханьи и поездки к Балосу: