Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Настенька Павлик
была 15 апреля 4:26

Рускеала, Сортавала — Россия Февраль 2019

Снежная зима, шикарный хвойный лес, по которому мы мчимся на снегоходе. На каждой кочке подскакиваем вверх, а во время поворота сердце уходит в пятки.

Пьем горячий чай в домике и наслаждаемся видом на замерзшее озеро.

Маленькими неуверенными шажочками идем по шаткому мостику через полузамерзший водопад.

Считаем секунды до включения волшебной подсветки в Мраморном каньоне.

Уставшие и замерзшие, с удовольствием уплетаем карельские пирожки — калитки.

Восхищаемся скульптурами изо льда в подземной Рускеале.

Каждое из этих ярких воспоминаний — маленький, но очень важный пазл, из которых складывается потрясающая зимняя картинка Карелии.

Почему мы решили ехать именно зимой?

1. Хотели сравнить Мраморный каньон в летнее и зимнее время. Полтора года назад, в сентябре 2017 года, мы ездили в Карелию и провели 2 прекрасных дня, гуляя по горному парку. Тогда он выглядел так:

Горный парк Рускеала
Горный парк "Рускеала"

Мы понимали, что вид заснеженного каньона вряд ли сможет составить конкуренцию данной фотографии с кристально чистой водой насыщенного синего цвета и изумрудными берегами. Но! Именно зимой в горном парке работает подсветка (в вечернее время). Вот ее-то мы и хотели увидеть!

2. На нашем любимом сайте (не буду называть имени… ну ладно, Туристер:-) мы увидели новость о проведении фестиваля ледовых скульптур в Рускеале. Понятно, что самими скульптурами изо льда никого не удивишь… Но в горном парке есть «изюминка»: сам фестиваль проходит в подземной Рускеале и попасть в зал с фигурами можно лишь по штольням… Звучит заманчиво, правда?

3. Зима в этом году была шикарная: снежная, морозная, солнечная! И потому в конце февраля хотелось еще раз окунуться в эту сказку: побродить по сугробам, погулять по заснеженному лесу и подышать морозным воздухом.

Решено! Едем ловить зиму за хвост в Карелию!

Далее делюсь с Вами секретами успешной «ловли»)))

ВЫБРАТЬ ТРАНСПОРТ

Сначала необходимо добраться в Карелию. В нашем случае садимся в авто и через 4,5 часа приезжаем в Сортавалу.

Альтернативные варианты: поезд и автобус.

Наш маршрут будет такой Сортавала — отель «Точка на карте» (2 ночи) — Рускеальские водопады — Горный парк Рускеала. При желании его можно дополнить массой интересных объектов. Например, посетить крепость «Корела» в Приозерске, карельский зоопарк, Валаам (но это лучше летом) и т. д.

Еще одним интересным направлением является поездка в сторону Петрозаводска. Почитать о нашем путешествии можно в рассказе Карелия. В гости к хаски

По пути из Санкт-Петербурга в Петрозаводск можно заехать в деревню Мандроги, Карьяла парк возле поселка Матросы (багги, квадроциклы, снегоходы, прогулки и катание на хаски), в резиденцию карельского Деда Мороза — Талви Укко в поселке Чална

Также будет интересно добраться на Кижи, увидеть водопад Кивач и вулкан Гирвас.

В общем, Карелия прекрасна и многогранна. Если у Вас будет 2–3 сводобных дня (вместе с дорогой), то рекомендую выбрать одно из данных направлений (либо Петрозаводск, либо Сортавала). Если же от 4х дней и больше, можете совместить и получить в итоге незабываемое приключение!

В Карелии пользуются популярностью такие виды транспорта:

1. Снегоход

Хотите почувствовать скорость, драйв и свист в ушах? Обязательно покатайтесь!

Карелия. Поймать зиму за хвост

Мы воспользовались услугами центра развлечений «Терра Нордика»

Офис расположен возле «Точки на карте», что особенно удобно для жильцов отеля. Еще одно отделение находится возле отеля «Дача Винтера».

И техника, и экипировка новая (вспомнила, как во время рафтинга в Черногории выдали костюмы и тапки с дырками:-).

Карелия. Поймать зиму за хвост

На выбор предлагают несколько трасс, различающихся по уровню сложности. Мы катались в первый раз, поэтому выбрали маршрут попроще. За часовую прогулку заплатили 3000 рублей.

Понравилось, но было страшно)

2. Второй вид транспорта — хаски

В этот раз мы не катались на собачьей упряжке, но если захотите увидеть хаски в районе Сортавалы, то могу порекомендовать ферму «Белая Руна».

Карелия. Поймать зиму за хвост

Во время летней поездке нам особенно повезло: застали малышей хаски. Более мимишное времяпрепровождение представить сложно!

Малыши хаски в питомнике Белая Руна

3. Удивлю Вас немного. Третий вид транспорта — «банан»

Да-да, это во всяких Турциях катают на банане по волнам, а у нас на севере — по снегу.

Правда, не переворачивают во время поездки)))

Стоимость такого развлечения — 300 рублей за 15 минут.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Во время первой поездки мы останавливались в гостевом комплексе «Времена года».

Карелия. Поймать зиму за хвост

Понравилось расположение (на берегу озера) и домики с зеленой крышей, благодаря которым мы снова перенеслись в Норвегию.

Средняя стоимость проживания за ночь — 3000–4000 рублей за номер.

В этот раз было решено познакомиться с новым (открылся около года назад) отелем «Точка на карте».

Понравилось почти все!

Чистый аккуратный номер, наличие террасы со столиком, стульчиками и даже пледами, вид на замерзшее озеро и хвойный лес. А какая тишина вокруг! От основной трассы «Точка на Карте» отделена лесочком, который обеспечивает тишину и покой гостям отеля.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Хорошо, что абсолютно все номера «смотрят» на озеро. И если на первом этаже у гостей в наличии терраса, то на втором — уютный балкончик.

Корпус отеля Точка на Карте. Сортавала
Корпус отеля "Точка на Карте. Сортавала"

А когда в Карелии наступает вечер, на территории зажигаются сотни огней и переливающаяся всеми цветами радуги подсветка ручья. Красота, правда?

Территория отеля Точка на Карте. Сортавала
Территория отеля "Точка на Карте. Сортавала"
Карелия. Поймать зиму за хвост

На берегу озера увидели баньку и беседки для гриля. Вот только данные удобства предоставляются за отдельную плату.

Территория отеля Точка на Карте. Сортавала
Территория отеля "Точка на Карте. Сортавала"

Минус у отеля только один — при -12 в номере было прохладно.

Стоимость номера — 3800 за ночь.

ГДЕ ПОДКРЕПИТЬСЯ

Для комфортного длительного пребывания на морозе и зимних активностей организм нужно снабдить хорошей порцией еды)

Нам повезло: в стоимость отеля входил завтрак.

Вот только здесь была особенность отеля. Кафе, где проходил завтрак, располагалось на нормальном таком расстоянии от номеров. Завтрак действительно нужно было заслужить, пройдя более полукилометра по лесу. Зато какое удовольствие прогуляться утром по эко-тропе и подышать свежим морозным воздухом!

Хотя некоторые посетители не заморачивались, а доехали на авто)

Завтрак в кафе Точка на карте
Завтрак в кафе "Точка на карте"

Здесь же и ужинали. Цены — приятные. За ужин на двоих заплатили 800 рублей.

А вот для обеда я порекомендую Вам кафе «Русколка», расположенное возле каньона Рускеала.

Простые и питательные, но при этом вкусные блюда по низкой цене.

За обед: греческий салат, 2 порции картофель+колбаска, 2 латте и кусочек пирога заплатили 1200 рублей. Ах да! Были еще вкуснейшие карельские пирожки — калитки.

Обед в кафе Русколка
Обед в кафе "Русколка"

В общем — рекомендую!)

Поели, можно и поспать погулять!

РУСКЕАЛЬСКИЕ ВОДОПАДЫ

Данная локация впечатлила нас еще летом. Интересная оборудованная эко-тропа, проходящая вокруг и над водопадами.

Стоимость входа — 200 рублей с человека.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Нас встречают фигурки сказочных персонажей и героев легенд. Повсюду легкий запах дымка. Вокруг — горы снега и ни единой живой души. Кажется, что мы и сами попали в карельскую зимнюю сказку.

Через время к кассам подходит сотрудник и продает нам билеты. Ура! Начинаем гулять.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Рускеальскими называют четыре небольших равнинных водопада (высота 3–4 метра). Известность они получили благодаря советскому фильму «А зори здесь тихие».

В зимнее время водопады почти полностью покрыты льдом.

Карелия. Поймать зиму за хвост

На маршруте несколько подвесных мостиков, проходить по которым интересно и чуточку страшно. С каждым шагом мостик раскачивается все сильнее и сильнее, поэтому держаться за поручни нужно обязательно.

Цвет воды кофейный из-за растворенных соединений железа.

Рускеальские водопады

То и дело тропинка ныряет в лес. Стройные сосны и пушистые елочки покрыты снегом. Волшебно!

Именно такой белоснежный наряд особенно подходит Карелии.

Карелия. Поймать зиму за хвост

По пути нам позируют «местные» жители.

Хотя цвет лица на фото у меня получился здоровее:-)

Карелия. Поймать зиму за хвост

А вот и самый длинный мостик на маршруте, проходящий над водопадом. Несмотря на полузамерзшее состояние, слышен громкий шум воды.

Рускеальские водопады

Когда мы подходим к концу эко-тропы, появляются вторые посетители.

Жаль, что тропа такая короткая (около километра), и наша прогулка заканчивается…

ГОРНЫЙ ПАРК «РУСКЕАЛА»

Горный парк «Рускеала» открылся в 2005 году, а подземная часть — в 2017.

Наверное, мраморный каньон — главное, что стремятся увидеть туристы в Карелии. И, стоит заметить, он заслуживает такого внимания.

Помимо него, в горном парке «Рускеала» можно прогуляться к Итальянскому карьеру, проехать на троллее, прыгнуть с банджи, посетить штольни, а в летнее время еще и покататься на лодочке.

• Парковка возле парка бесплатная.
  • Стоимость входа в парк — 300 рублей с человека
  • Прыжок с веревкой — 2000 рублей
  • Троллей — 1200 рублей
  • Подземная Рускеала — 1200 рублей

Подробности на сайте горного парка

Карелия. Поймать зиму за хвост

Билет в парк дает право многократного посещения в течение дня. Особенно актуально это зимой, когда более 3х часов сложно пробыть на открытом воздухе. У Вас есть возможность погреться в кафе и вновь вернуться к каньону.

Справка

На берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести еще в середине XVII века. После окончания Северной войны каменоломни оказались на русской территории. С приходом к власти Екатерины II в. России начались крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга.

Опытная добыча мрамора в Рускеале показала хорошие перспективы месторождения. В итоге императрица подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства Исаакиевского собора. На берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями — так возник рабочий поселок Рускеала.

Рускеальские мраморы широко применялись для украшения Мраморного дворца, Михайловского замка, облицовки мозаичных полов Казанского собора, триумфальных колонн во славу русского оружия и графов Орловых (в Царском Селе и Гатчине). Также мрамор использовался для изготовления предметов прикладного искусства — ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников.

Позже месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку и щебень.

Мраморный каньон

После войны, с осени 1944 года, старый «Главный» карьер решили не трогать, и вода быстро заполнила его большую часть. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.

1974 по 1986 годы на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался «Итальянский» карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад.

Фрагмент рисунка мрамора в Итальянском карьере

Прогулка по горному парку занимает пару часов.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Нам уже пора бежать на экскурсию в подземную Рускеалу, но чуть позже мы еще обязательно вернемся к карьеру.

ПОДЗЕМНАЯ РУСКЕАЛА

Маршрут состоит он из системы штолен и большого колонного мраморного зала с озером.

Перед экскурсией Вам обязательно выдадут каску в целях безопасности, а в летнее время — еще и жилет. Не удивляйтесь, в летнее время обратный путь пройдет на лодочке.

Сначала Вы пройдете по нескольким штольням и послушаете информацию о том, как велась добыча мрамора.

Справка

Мрамор в Рускеале с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом.

Сначала рабочие, ударяя по буру молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера. Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму.

После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (Сортавала). Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.

В подземных коридорах Вы обязательно увидите следы, оставшиеся от бура и сохранившиеся маркшейдерские отметки.

После этого выходим в большой мраморный зал. Освещение в нем и естественное, и искусственное.

В летнее время зал наполнен водой, над которой проложены мостки.

Подземная Рускеала

Зимой вода замерзает, и зал превращается в большой каток.

Здесь можно встретить атрибуты пещеры: трио сталактит — сталагмит — сталагнат и летучих мышей.

Подземная Рускеала

А так как мы поехали после проведения фестиваля скульптур изо льда, то получили приз в виде такой красоты!

Фестиваль ледовой скульптуры «Мифы и легенды Карелии»

К сожалению, экскурсию построена не совсем удобным способом. В темных штольнях выделяли время для фотографий, но, естественно, никто не снимал. А вот в большом зале такой привилегии не было.

Карелия. Поймать зиму за хвост

В итоге, ради того, чтобы поделиться с Вами красивыми фотографиями, пришлось прослушать гида.

Второй минус — не все скульптуры имеют подсветку. Сфотографировать фигуру из прозрачного льда весьма сложно.

Карелия. Поймать зиму за хвост

И все же пару слов о тематике фестиваля.

Он был создан при поддержке Русского географического общества и посвящен Калевале — карело-финскому поэтическому эпосу.

Калевала состоит из 50 рун (песен), в основу которых легли карельские народные эпические песни.

Обработкой исходного фольклорного материала занимался финский языковед и врач Элиас Лённрот, который сюжетно связал отдельные народные эпические песни, произвёл определённый отбор вариантов этих песен, сгладил некоторые неровности.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Характерным для карельского эпоса является практически полное отсутствие исторической основы: похождения богатырей отличаются чисто сказочным характером. Они могут принимать разный вид, оборачивать других людей в животных, переноситься чудесным образом с места на место, вызывать атмосферные явления — морозы, туманы и т. д.

Калевала представляет высокий художественный интерес. К достоинствам её относятся: простота и яркость изображений, глубокое и живое чувство природы, высокие лирические порывы.

Максим Горький ставил «Калевалу» в один ряд с гомеровским эпосом. В 1908 г. он писал: «Индивидуальное творчество не создало ничего равного „Илиаде“ или „Калевале“».

Карелия. Поймать зиму за хвост

Возможно, чуть позже я ознакомлюсь с песнями Калевалы и тогда смогу понять, какие именно герои были представлены мастерами.

А, может быть, Вы сможете узнать кого-то? Буду рада прочесть в комментариях.

В ОЖИДАНИИ ЧУДА

Экскурсия «Подземная Рускеала» закончилась, но впереди нас ждало самое красивое, самое волшебное действие в горном парке — включение ночной подсветки.

От яркого солнышка снег на еловых лапах успел растаять. К вечеру же капельки застыли, создав хрустальные украшения веточкам.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Мы дожидались, когда стемнеет. Потихоньку небо из голубого превратилось в фиолетово-розовое, начался закат.

Чтобы не замерзнуть, мы то и дело прогуливались вдоль каньона.

Карелия. Поймать зиму за хвост

Пожалуй, сфотографировали всё, что можно было. И, наконец, включилась подсветка!

Все ожидающие зааплодировали!

Карелия. Поймать зиму за хвост

Зрелище открылось действительно завораживающее!

Зимняя подсветка Мараморного каньона

Мы поняли, что совершенно не зря мерзли в ожидании этого чуда.

Мраморный каньон Рускеала

Настолько красивым каньон я еще не видела. Подсветка казалась настолько сказочной, что я бы с легкостью поверила, что ее зажигают гномы, живущие в подземной Рускеале:-)

А еще почему-то подумалось о полярном сиянии, хотя я его еще ни разу не видела.

Вот такие интересным оказался наш зимний визит в Рускеалу.

Теперь я с уверенностью могу утверждать: зимой в Карелии не менее интересно! А, может быть, даже красивее!

Поезжайте и сравните сами!