Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 9:59

Стокгольм — Швеция Декабрь 2008

Это рассказ о путешествии, состоявшемся довольно давно. Он не претендует на актуальность в смысле какой-то конкретики, но за 99% информации и 100% эмоций я ручаюсь. Просто, почему-то, забыл его опубликовать раньше.

Поездка в Стокгольм началась 18 декабря. Уже второй раз перед Рождеством мы ехали в Стокгольм с целью зарядиться праздничной атмосферой, которой, к сожалению, очень и очень не хватало в 2008 году в связи с кризисом и иже с ним. На работе была жуткая нервотрепка, так что требовался «релакс». В прошлый раз (в 2005 году) мы воспользовались стандартным туром, в этом году решили ехать самостоятельно, т. е. заказали билеты на паром и отель в одном флаконе, а дальше — сами. Отель снова взяли «Сергель Плаза» из-за замечательного расположения — самый центр, а паром — из Хельсинки, т. к. давно хотелось посмотреть «Променад».

До Хельсинки добирались на маршрутке — в 6 утра нас забрали около дома, в 14 мы вышли на терминале в Хельсинки.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Автобус на 8 мест, ехали до границы быстро, там простояли ок. 1.5 часов, а вот дальше пошла развозка пассажиров — все выходили до нас, всех доставляли «до подъезда». Это немного утомило, но, в конце концов приехали и мы. До отправления парома было еще 3 часа, поэтому попив кофе с булочками, получив билет и оставив вещи в камере хранения мы налегке пошли в центр, до коего не более 20 минут ходу.

Эта поездка была знаменательна для нас еще одним событием. Впервые за многие годы мы встречались за границей с братом и его подругой — они тоже ехали в эти дни по тому же маршруту, но с автобусной группой. Наконец-то вместе погуляли по рождественскому рынку, попробовали копченую рыбку, колбасу, сладости, посмотрели на витрины и разошлись до Стокгольма — они ехали туда через Турку.

Конечно, зашли в большие магазины, оценили их готовность к празднику.

Нас же ждал «белоснежный красавец лайнер»

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

и каюта на 9-й палубе с окошком на «Променад».

Мечта сбылась, ожидания не обманули — отличная каюта, отличный вид из окошка.

Особенно удобно было из него смотреть на выступление акробатов (кстати, русских), которое проходило над палубой, на большой высоте, практически напротив нашей каюты.

Поскольку одно из главных развлечений поездки — ужин на пароме, был заказан на 20.00, то время коротали в прогулке по магазинчикам и заходу в продовольственный магазин Tax free, который, в очередной раз, поразил изобилием и ценами — то, что мы купили на обратном пути, реально, обошлось в 2 раза дешевле, чем в городах — Стокгольме или Санкт-Петербурге.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Наконец, настал час ужина, который, по сравнению с прошлой поездкой, немного разочаровал. Отметил одну хитрость — если на паромах из Турку напитки (вино или пиво) можно без ограничений наливать в бокалы из краников, то здесь в оплаченную стоимость входили на двоих 2 бутылки вина — красного и белого. Конечно, такими дозами мы не пьем, поэтому одна из оплаченных бутылок осталась на столе. Народу было не очень много, и, как всегда, поразили финские подростки — после пары тостов компания в ресторане начала громко петь «Интернационал» — что им это навеяло? Тайна покрытая мраком. Поскольку было уже поздно, то почти сразу после ужина отправились спать — но сон был тревожный. Тому виной, конечно, обильный ужин и ощутимая качка. В различных отзывах много говорят и пишут о разнице между маршрутами из Турку и Хельсинки — так вот, действительно, в открытом море да на высокой палубе качка чувствуется.

Тем не менее, пробуждение состоялось, в ходе легкого завтрака еще раз с завистью смотрели на островки в шхерах, через которые проходили — так там все аккуратно и уютно, и в сопровождении еще 2-х паромов в 9. 00 мы прибыли в Стокгольм.

Сразу же по указателям двинулись к станции метро, которую иначе не найдешь — так она искусно спрятана в скалах и жилых домах, и уже через 30 минут, несмотря на ранний час, заселялись в номер в отеле — вся регистрация заняла 2 минуты. Номер был стандартным.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

На эту поездку у нас были определенные планы и мы сразу начали их выполнять — для начала отправились в Миллесгорден — музей Карла Миллеса, о котором много рассказывал брат. Добирались туда на метро и автобусе. Все бы хорошо с транспортом в Стокгольме, но с недавних пор водители в автобусах перестали продавать талончики и приходится их бегать искать по киоскам. Туда талончики я взял, а на обратный путь не догадался и пришлось минут 30 бегать по магазинам, супермаркетам и т. п. в поисках. Наконец нашел в газетном киоске, а водитель при входе на них как-то не отреагировал и не проштамповал — так и остались на память. До открытия музея немного прогулялись по буржуазному кварталу — посмотрели, как живут шведские буржуа.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

А сам музей очень необычный — у каждой из скульптур своя история, связанная со скандинавской мифологией, да и сам вид со скалы на город просто потрясающий.

Плюс залы с античной скульптурой — как-то все уютно, по-домашнему. Да и в столь ранний час (музей открывается в 12 часов), да в будень мы были чуть ли не единственными посетителями.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

На обратном пути в метро тоже история — касса закрыта, на автоматы мелочи нет, подошел к контролерше — мол, что делать-то. А она машет — идите себе спокойно. Так и прошли задаром.

Вернувшись в отель, скооперировались с братом и пошли на вечернюю прогулку по городу. Главная цель — как всегда — изучение рождественских витрин универмага NK — ежегодных шедевров креатива.

Повторяться не буду — впечатления самые романтическо-рождественские.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Поужинать зашли в один из итальянских ресторанчиков — за 420 крон на двоих отлично покушали с вином и — домой.

На следующий день был запланирован Скансен. Туда шли пешочком по Страндвеген — самой пафосной набережной. Вот такая она при солнечном свете.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

А в этот день, к сожалению, подвела погода — + 8 градусов и дождь — не совсем рождество. Но атмосфера прочувствовалась — танцы, музыка,

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

базар, горячее печенье и вафли с глеггом,

ледяные скульптуры,

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

зоопарк с понурыми лосями и очень энергичными тюленями.

В домах, привезенных со всех концов Швеции и, порой, очень необычных

празднично украшенные столы с обычным шведским праздничным набором блюд — без оливье и селедки под шубой.

На выходе всем дарили по сосенке — в рамках борьбы за озеленение всей планеты. Сначала взяли, а потом решили вернуть, объяснив, что мы из России — у нас Сибирь.

Наконец-то нашли место, где стокгольмские дети прощаются со своими сосками

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

и стали свидетелями трогательной церемонии. Мама тихонько уговаривала девочку, та еще раз перепробовала все свои соски, поцеловала любимую и их повесили на специальную конструкцию. Папа все это исступленно снимал, а туристы, ожидавшие с умилением развязки, в конце громко зааплодировали. Очеь вышло позитивно.

Вечером простились с братом — они уезжали на день раньше, снова поужинали в итальянском ресторанчике — но уже в другом и пошли по ощущать предрождественскую лихорадку, т. е. на шоппинг и осмотрт украшенных улиц.

Покупать ничего не планировали, а просто еще раз убедиться, что рождество неизбежно. Именно об этом просили у местного Санта Клауса очень сосредоточенные дети

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Усталые и довольные вернулись в отель. На следующее утро погода вдруг проснулась — яркое солнце, легкий морозец, от вчерашней слякоти не осталось и следа. Обильный завтрак с арбузом в отеле придал нам сил. Мы с женой разделились — она пошла осваивать дальше магазины, а я пошел в любимый музей корабля Васа, где еще раз убедился, что и 2-х часов проведенных в нем мало.

В тот год там впервые появилась интерактивная выставка, посвященная погибшим на корабле людям. Их внешний облик восстановили по останкам, предположили, кто они были по профессии и социальному статусу и создали видеопроекции, которые неожиданно появляются перед испуганными посетителями. Очень оригинально, но жутковато.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Потом пошел прогуляться по набережной, мимо театра, где рассмотрел 2 таких разных памятника — один очень абстрактный, который называется «Мозг Рауля Валленберга»

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

и второй — трогательный — знаменитой актрисе Маргарете Кроог, которая ассоциировалась у шведов с бесконечной добротой и теплом. Поэтому и памятник ей специальным образом подогревается и согревает всех вокруг.

Вышел на Гамла Стан к самой большой в Европе живой новогодней елке, которая стояла на набережной и просто поражала своей стройностью.

На пароме за Рождеством. Хельсинки, Стокгольм

Потом просто погулял по улочкам, подышал атмосферой и воссоединился с женой на обеде — мы обедали на фуд-корте в большом магазине.

А там уже и на паром пора. Паром отправился в 17 часов,

снова был ужин, закупка продовольствия, акробаты, ночная качка и прибытие в Хельсинки, где уже ждала заказанная маршрутка. Что интересно, в прошлый раз нас очень порадовала финская природа — у нас в России шел дождь, а как только переехали границу — так ели в снегу, домики, озера подо льдом да при лунном свете — чудная картина. В этот раз — все наоборот — в Финляндии на границе проливной дождь, а начиная от Выборга — классическая русская зима — все в сугробах, дорога занесена, скорость 50 километров в час, и все равно до Питера 4 или 5 аварий. К сожалению ехали довольно долго, стояли в пробках — но все равно удобно т. к. доставка до дома. Таким образом, многократно мною рекомендуемая всем поездка себя оправдала. Еще раз убедился, что разнообразный опыт, приобретенный в групповых турах, дает возможность особо ценить самостоятельные поездки.

Стокгольм хорош в любое время года, так же, как и любимый Питер. И это символично, как говорили в известном кинофильме.