Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был вчера 13:42
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Тобольск — Россия Июль 2017

Тобольск стал вторым сибирским городом, который я посетил в рамках своего путешествия по Сибири. Об этом путешествие я уже выставил обзорный отчет о всем маршруте, который можно прочитать — здесь — «Самостоятельное путешествие по Западной Сибири — 30 лет спустя»

В Тобольск я приехал 08 июля 2017 года на утреннем поезде из Тюмени (всего за три часа, отчет о посещении Тюмени, можно прочитать -здесь — «Начало путешествия по Западной Сибири — преобразившаяся Тюмень», и у меня было два дня на осмотр как самого Тобольска, так и расположенного рядом с ним Абалака.

Заселился я в хостеле «Северянка» на одну ночь, которая обошлась мне в 500 рублей.

В первый день я посетил Абалак (о нем я расскажу в следующих отчетах), а уже на второй день — рано с утра отправился из своего хостела пешком знакомиться с Тобольском — идя в центр по Комсомольскому проспекту — на фото.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Комсомольский проспект плавно перешел в улицу Семена Ремезева, на которой находится вот такая малая скульптурная группа, посвященная сказке -Конек-Горбунок.

Расположены скульптуры в сквере писателя сказки — Ершова.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

От сквера Ершова открывается красивый вид на главную достопримечательность Тобольска — его знаменитый белокаменный Кремль.

Тобольский Кремль самый восточный Кремль в России и расположен он на Красной площади города.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Тобольск был основан в 1587 году, как центр освоения Сибири. В 1590 году Тобольск первым в Сибири получил статус города.

Тобольский Кремль первоначально был построен в 1594 году и был деревянным, а затем в начале 18 века был перестроен в каменный.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Внутри за стенами Кремля находятся несколько старинных соборов, но сначала я решил не куда не спешить — и обойти вдоль всех стен Кремля

С конца 16 и до начала 19 века Тобольск — главный военный, административный, политический и религиозный центр Сибири.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Тобольский кремль — это не только единственный каменный Кремль в Сибири, это и уникальный комплекс исторических памятников, включенных в список федеральных культурных ценностей страны.

От круглой Угловой башни я и начал идти вдоль крепостных стен

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Этот -восточный участок Кремля состоит из трех башен и монашеского корпуса

Кремль перестаивался шесть раз! Нынешний облик ему придала искусная рука Семена Ремезова в начале 18 века.

А напротив этой Восточной части Кремля — через дорогу — на другом холме — можно увидеть — Сад Ермака, где установлено несколько памятников, в том числе и самомому покорителю Сибири — атаману казаков- Ермаку.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Заворачиваем за еще одну угловую башню и идем теперь вдоль Южной стены.

Внизу под южной стеной Кремля расположился — район Тобольска, который называется Нижний посад

Здесь же находятся и Южные ворота в Кремль с улицы Прямской Ввоз — на фото

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Отсюда во всей красе открывается — Софийско-Успенский собор, расположенный внутри Кремля

Входим на территорию Кремля, где в самом начале нас встречает высокая колольня собора (60 метров)

Софийско-Успенский собор — это яркий пример сибирского (русского) барокко

Закладка каменного Софийского собора началась в 1681 году. В качестве образца для строительства был выбран московский Вознесенский собор.

Заходим в собор, который открыт ежедневно с 10.00- 18.00.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Внутри Софийского собора сохранились древние фрески 17 века.

В 1920 году собор был закрыт и в нем устроили склад зерна, после Великой Отечественной войны здание пустовало, а в 1961 году его передали Тобольскому музею-заповеднику

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

В 1989 году собор вернули Русской православной церкви, а в 2012 году завершили капитальную реставрацию собора

Выходим из собора и обратим внимание на воссозданные деревянные стены Кремля, так они выглядели в 16–17 веке.

Перед Софийским собором установлен памятник -Ремезеву Семену — энциклопедисту и историку Сибири.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Обходим Софийский собор и выходим на площадь, которая называется Софийский двор.

Москва в конце 17 века поощряла в Тобольске каменное строительство и позже — Петр Первый, так же первоначально это поощрял, стараясь придать сибирской столице особо представительный вид.

Но в 1714 году все изменилось — Петр Первый издал указ о запрете каменного строительства в России (так как все силы сосредоточили на возведение Петербурга), однако князь Гагарин (он был назначен в 1708 году первым губернатором Сибири) продолжил каменное строительство до 1719 года, пока его не отозвали в Петербург по доносу о канокрадстве и планах отделения Сибири от России.

В 1721 году все его имущество было конфисковано, а сам он, после пыток, был повешен под окнами Юстиц-коллегии в Петербурге в присутствии царя, придворных и его родственников. Труп для устрашения коррупционеров провисел на висилице 7 месяцев перед зданием Биржи.

Но именно при Гагарине были и построены башни и стены Кремля, которые мы сейчас видим.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Здесь у стен собора можно увидеть несколько древних могил священников этого собора

Сейчас на площади большой зеленый газон

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Здесь же рядом расположилась школа псаломщиков и Архиерейский дом (1775 года)

На фото — Святые ворота

На нижнем фото- Соборная и колокольня и церковь Сергея Радонежского

Гостиный двор — это фактически, как бы отдельный квадратный замок с четырьмя башнями по бокам. Построен был в 1704–1710 годах. Строили его пленные шведы.

Внутри Гостиного двора есть выставки старинной русской одежды, здесь же есть гостиница и кафе.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

В 2015 году появился здесь и небольшой музей - Сибирского предпринемательства-на фото

Выходим из Гостиного двора и сразу увидим возле его стен красивый мраморный фонтан на Красной площади

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Проходим мимо пафосного ресторана «Ладейный» и обходим теперь Кремль с запада

У Западной стены подходим вот к такой белокаменной беседке, которая стоит на самом краю высокого холма

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Отсюда открываются красивые виды на Иртыш, как говорят именно в этом месте стоял хан Кучум, когда впервые увидел как плывут по Иртышу на ладьях казаки Ермака.

По преданию Тобольск был основан в праздник Святой Троицы, рядом с местом где высадились воины Ермака во время первой битвы на Чувашском мысу — 26 октября 1582 года.

У Ермака было примерно 850 донских и яицких казаков, это были все опытные воины, которые прошли через кровавые битвы с поляками, немцами и ливонцами во время Ливонской войны.

У хана Кучума было несколько тысяч, но они почти не имели огнестрельного оружия. В результате — Кучум был разгромлен и на следующий день Ермак вступил в столицу Сибирского ханства- город Искер. Казаки в этой битве потеряли 107 человек, каждого восьмого.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Далее проходим вдоль Западной стены, с которой уже виден Нижний посад, где выделяется недавно отреставрированный собор — церковь Захарии и Елисаветы — фото снято с увеличением

Заворачиваем и идем снова вдоль Южной стены, где вскоре снова увидим Южные ворота и Соборную колокольню.

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Отмечу, что Тобольский Кремль стал одним из победителей федерального конкурса «7 чудес России»!!!

Приведу еще два фото из интернета- вот так выглядит Кремль с высоты птичьего полета

Путешествуем по России — Тобольск — первая столица Сибири

Таким образом мы обошли весь Кремль, вдоль его стен и осмотрели часть территории Кремля, но в Тобольске еще много интересных достопримечательностей, но о них я расскажу в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " По достопримечательностям Тобольска."